создание условий для формирования элементов аналитического отношения к средствам выразительности разных видов искусств;
развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
воспитание эмоционально-целостного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся;
освоение знаний об особенностях музыкального языка, о воздействии музыки на человека, о ее взаимодействии с другими видами искусства.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-игра
Ожидаемые результаты:
- я знаю, на какие группы делится симфонический оркестр;
- я могу определять на слух тембры инструментов симфонического оркестра и дать им словесную характеристику;
- я могу ассоциативно- образно мыслить при прослушивании музыкального произведения.
Формы работ (методы и приемы): обьяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, аудиовизуальный, игровой. индивидуальная работа (листы самоконтроля), деление на группы, прием «копилка знаний»
Ход урока
I.Организационный момент.
А) Дети входят в класс под музыку симфонического оркестра.
Звучит « Вальс цветов» П.И.Чайковский.
Б) Приветствие учителя и учеников.
В) Деление на группы (детям предлагается выбрать карточку с изображением инструмента симф. оркестра и занять место за столиком, соотв. группе инструментов)
II.Актуализация знаний.
Учитель: - Ребята! Мы сегодня вошли в класс под музыку, которую исполнял оркестр. А какой это оркестр? (симфонический)
Какое настроение создает такая музыка?
На вашем столе лежат смайлики, которые помогут вам выразить ваше настроение, поднимите смайлик, соответствующий вашему настроению. Сегодня мы отправимся в прекрасный мир симфонической музыки.
Тема нашего урока: «Разноцветные краски симфонического оркестра»
Как выдумаете, почему мы называем их разноцветными? (ответы детей)
Да, сегодня мы не только поговорим о голосах инструментов симфонического оркестра, но даже попробуем разукрасить музыку.
Чтобы нам отправиться в это прекрасный мир, надо купить билеты. У вас на партах лежат задания. Вспомним все, что мы знаем и поиграем, выполняя задания.
Слайд № 1.( тема урока и изображение симф. Оркестра))
III.Этап повторения. (Слайд № 2)
Задание 1:в данном слове переставлены слоги. Поставьте их правильно и получите слово.
1 группа: виолончель (чель-ви-лон-о)
2 группа: барабан (бан-ба-ра)
3 группа: флейта (та-флей)
Учитель: - А теперь ответьте на мой вопрос: какое слово объединяет все три ваши ответа? Что такое флейта, виолончель и барабан?
Дети: - Музыкальные инструменты.
Учитель: - Верно! Переверните картинки, которые лежат у вас на парте. Наверное, вы вспомнили, как выглядят инструменты, которые вы отгадали? Это и есть ваши билеты, но их нужно выкупить.
Задание 2 (Слайд № 3)
Посоветуйтесь со своим товарищем по группе и ответьте на вопрос: каким приёмом извлекается звук из вашего инструмента?
Дети отвечают (акцент на слова: «ударом», «смычком по струнам», «вдуванием воздуха»).
Задание 3. (Слайд № 4)
-В наше путешествие отправятся ещё и наши попутчики.
На доске вы видите изображением инструментов. Вам предстоит взять «своих» попутчиков, то есть те музыкальные инструменты, которые являются родственными тому инструменту, который вы отгадали в загадке. Итак, заберите ваших попутчиков, составьте коллаж и обоснуйте свой выбор)
На выставке: 1) скрипка, контрабас, 2) кларнет, фагот; труба; 3) литавры, треугольник и бубен.)
Дети разбирают инструменты.
1вариант: Если остаются невыбранные, то идёт обсуждение, какая группа детей должна была их взять и почему.
2 вариант: дети разобрали все инструменты верно.
Составляют коллаж « Группы инструментов симфонического оркестра».
Давайте вспомним, как звучат инструменты симфонического оркестра
Задание 4.
Оркестровая яма
(интерактивная игра)
Дети играют в интерактивную игру. В процессе игры они угадывают какие инструменты прозвучали.
Пианино
Скрипка
Труба
Флейта
Оркестр в целом
Слайд № 5
Физминутка: «веселый оркестр» 2 мин
IV.Работа по теме урока
Слайд № 6
Учитель: А теперь мы будем раскрашивать музыку.
А поможет нам в это сказка, название которой вы мне назовете после просмотра ролика.( Фрагмент сказки: «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина) 3 мин
Учитель: Как называется сказка (дети дают ответы)
(Слайд № 7)
Эту сказку видели все и сегодня мы с вами остановимся на фрагменте «Три чуда». Напомните, какие три чуда были в сказке? (белка, 33 богатыря, лебедь)
Как поэт даёт нам понять, что у белочки необычные орешки, что богатыри сильные и могучие, а царевна Лебедь – красивая?
(Учащиеся отвечают на вопросы, а учитель подводит их к выводу о том, что А.С.Пушкин, изображая сказочных героев, подбирает и “сказочные” слова – необычные, волшебные.)
Слушая сказку с закрытыми глазами, можно даже представить себе всё, что происходит и то, как выглядят персонажи сказки. Поэт как бы рисует сказочную картину словами.
Слайд № 8 (картины художника)
Задание 5: Посмотреть иллюстрации художника И. Билибина к этой сказке и ответить на вопросы:
Какие фрагменты “Сказки о царе Салтане” изображены на рисунках?
В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет…
Слайд № 9
Глядь поверх текучих вод Лебедь белая плывет ( Слайд № 10)
Белка песенки поет, да орешки все грызет…(Сдайд № 12)
И останутся на бреге 33 богатыря в чешуе как жар горя (Слайд № 13)
Выводы: Мы узнали все фрагменты сказки, почему? Т.е. художник выбрал именно те краски и нарисовал именно то, о чем мы читали, что мы представляли. Смотрите - художник рисует сказку красками, поэт – словами. А как рисует её композитор Н.А. Римский-Корсаков? (ответ детей: с помощью тембров голосов музыкальных инструментов)
Слайд№ 14
Давайте представим себя композиторами . Голосами каких инструментов мы раскрасили бы героев сказки Пушкина.
Слайд № 15 (Картины с изображением героев сказки)
Задание 6.
А) Озвучьте героев сказки Пушкина голосами инструментов симфонического оркестра: белочку, богатырей, царевну лебедь. И сравните с замыслом композитора.
Б) После обсуждения дети называют инструменты ,которыми озвучил героев сказки Римский Корсаков и высказывают свое мнение. Просмотр видеоролика.
Оказывается ребята, что окраска звука называется «тембром».
V.Этап Закрепления
Для закрепления полученных знаний о тембре учащимся предстоит ответить на вопросы:
С помощью чего А.С.Пушкин изобразил “Три чуда”?
Какие краски использовал художник И. Билибин, иллюстрируя сказку?
Как Н.А.Римский- Корсаков создал в музыке образы белки, богатырей и царевны Лебеди?
Что такое тембр?
VI .Итог урока. Рефлексия.
Ребята, у вас на столе лежат колокольчики. Если у вас все удалось на уроке раскрасьте его красным цветом, а если не совсем удачно прошел урок, то закрасьте синими поднимите вверх.
Исполнение песни:
VII . Домашнее задание.
Домашнее задание: озвучить героев русской народной сказки « колобок» голосами инструментов симфонического оркестра.