kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Работа педагога с семьей по эстетическому воспитанию детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая работа на тему: «Работа педагога с семьей по эстетическому воспитанию детей». Тема востребована, актуальна в настоящее время. Сотрудничество с семьей гарантирует успешное освоение учебных программ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Работа педагога с семьей по эстетическому воспитанию детей»»














Методическая разработка на тему:


«Работа педагога с семьей по эстетическому воспитанию детей»






















г. Ноябрьск, 2017 г.



Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Взаимодействие классного руководителя и семьи……………………5

2. Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании………….11

3. Эстетическое воспитание во внеклассной и внешкольной работе….14

4. Развитие интереса к музицированию у детей в семье……………….15

5. Методы работы с родителями по эстетическому воспитанию………17

6. Ход эксперимента и его результаты…………………………………..19

Заключение…………………………………………………………………22

I. Введение.

«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А.С. Макаренко. В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально – экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике порастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, определённый идеологический вакуум, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде школьников. Причём проблемы эти касаются не только старших подростков и юношей (как это было раньше), но и детей более младшего возраста.

Ещё далеко не все отцы и матери в полной мере сознают свою родительскую ответственность и тем более проявляют её на деле. В беседах с родителями учащихся нередко приходится слышать такое: «Для нас главное – накормить и одеть ребёнка да проследить за выполнением школьных заданий».
Несомненно, что на ряду с другими причинами, подобное отношение родителей к детям играет определённую роль в росте среди школьников негативных явлений
– таких, как потребительство, равнодушие, нигилизм, жестокость и другое.

Об актуальности дальнейшего повышения ответственности родителей за подготовку нового поколения говорят допускаемые ими ошибки в семейном воспитании. Причём об этих ошибках говорят сами отцы и матери, сознавая их, и тем не менее мирясь с ними. Преодолению ошибок препятствует именно недостаточное осознание родителями своей ответственности за подготовку подрастающего поколения.

Семья обязана формировать физически и психически, здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание.

Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей столку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидание прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих студиях, группах и т.д.

«Эстетическое общественное сознание выражается в форме искусства, которое является важным средством, снимающим у детей напряжение от учёбы, труда, спорта. И можно смело утверждать, что искусство осуществляет своеобразную психотерапию», так говорил Лихачёв.

Воспитывая всесторонне развитых людей – физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Музыка является величайшим источником эстетического и духовного наслаждения.

Музыка в нашей стране вошла в каждый дом. Музыку слушают взрослые и дети – классическую, народную, духовную, серьёзную и развлекательную.

Разобраться в этом потоке музыкального звучания бывает порой очень трудно, особенно детям. Сама жизнь убеждает нас в том, что мы часто не всегда умеем замечать красоту, бываем порой равнодушны к музыке глубокого содержания. И всё потому, что в детские годы в семье не уделялось должного внимания музыкальному воспитанию.

Безусловно, школа помогает ребёнку воспринимать те или иные музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке, особенно если занятия проводит любящий своё дело учитель. Однако старания учителя станут более эффективными, если в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения.

Известный советский скульптор С.Г. Коненков как-то сказал: «Я никогда бы не вступил на путь искусства, если бы с детства не полюбил музыку. Впечатления детства во многом определяют будущее человека, они – фундамент сознательной жизни».

Но привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам тонко чувствует музыку, глубоко воспринимает её. Ярко свидетельствуют результаты различных социально-психологических исследований о том, что семья оказывает значительную помощь школе в воспитании у ребёнка увлечения музыкой и подготавливает почву для его формирования.

Поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании и самих родителей.

Как организовать работу с родителями по обучению в области музыке, как привлечь родителей к совместной работе со школой, какую помощь оказать им, чтобы общие усилия в музыкальном воспитании детей дали положительные результаты?

Основные усилия в наделении родителей музыкально-педагогическими знаниями должны исходить от школы, ибо она является ведущим воспитательным институтом, в котором работают профессиональные педагогические кадры, владеющие необходимой методикой, способные использовать не только современные научные данные, но и свои ежедневные наблюдения за детьми, опыт работы с ними.

Подласый И.П. отмечает, что в работе с родителями популярной формой остаются: родительские собрания, также приглашение родителей в школу для беседы, посещение семей своих учеников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания. Нетрадиционно подошла к родительским собраниям Дереклеева Н.. В своей статье
«Нетрадиционная форма проведения собраний», опубликованной в научно - методическом журнале «Воспитание школьников», она предложила такие формы проведения собраний, как: родительский тренинг, дискуссия, круглый стол.

Крупинина И. Затронула вопрос о педагогическом просвещении родителей: семейному воспитанию помогут такие организационные формы как школьные и классные лектории, групповое и индивидуальное консультирование.

Лаврентьев В.В. рекомендует такое направление в работе с родителями: привлечение их к участию в общешкольных делах.

Бордовская Н.В. и Реан А.А. предлагает формы помощи в работе с родителями: организационно педагогическую работу с родителями, осуществление их педагогического просвещения и проведения систематической, индивидуальной работы по улучшению обучения и воспитанию учащихся.

Анализируя и обобщая литературу, мы пришли к выводу, что работой педагога – музыканта с родителями по эстетическому воспитанию практически никто не занимается хотя это очень важно и актуально в наше время. В основном в литературе затрагивается вопрос о работе классного руководителя общеобразовательной школы. Отсутствие научно – методической литературы, которая бы чётко сформулировала функции педагога-музыканта, что является важной причиной для решения этой проблемы.

В своей работе мы опирались на опыт других преподавателей-музыкантов, на их неудачи и положительные результаты. Что позволило нам разработать свою методику по работе с родителями. Эту работу мы провели работая с группой родителей одной из музыкальных школ города Альметьевска.

Объектом нашего исследования стали родители учащихся в музыкальной школе.
Предметом – воздействия педагога-музыканта на родителей посредством рекомендаций, приобщения к музыкальному искусству. Целью нашей работы является достижение определённого уровня понимания задач. Отсюда вытекает ряд моментов:

- информирование родителей учащихся о значимости эстетического воспитания;

- привлечение родителей к тесному сотрудничеству. Родители и преподаватель-музыкант партнёры единомышленники, отсюда вытекает связь: педагог родители дети;

- создание в семье ученика благоприятного музыкального микроклимата;

- приобщение родителей к музыкальному искусству;

- понимание родителями о значимости того, что они имеют большое влияние на детей в поддержке интереса и уважения к музыке, к этому источнику радости и вдохновения;

- понимание ответственности родителей за подготовку подрастающего поколения;

Если педагог-музыкант в своей работе с родителями по эстетическому воспитанию будет использовать такие формы работы, как: совместные концерты учащихся и родителей; лекции, семинарские занятия, педагогические практикумы; встречи с артистами, певцами, композиторами; музыкально-педагогическое самообразование (чтение книг о музыке, чтение музыкальных журналов); домашние концерты; совместные походы в театр, филармонию, то мы предполагаем, что родители передадут свой опыт детям и эстетическое воспитание детей будет более эффективным.













Глава I.

§1.Взаимодействие классного руководителя и семьи.

Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет к педагогу и родителям объединить свои усилия для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.

Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которое, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.

Семья рассматривается, как начальная структура членов общества, связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность.

Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин: однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за младшими сёстрами и братьями; молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей. Влияние старшего поколения снижается, остаются не востребованными их жизненный опыт, мудрость. Дети лишаются ласки, внимания бабушек и дедушек; основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отличают, что воспитывать ребёнка надо, пока он маленький, и «лежит поперёк лавки, а не вдоль»; происходящая урбанизация общества усилила анонимность общения детей и взрослых, особенно в крупных городах; осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических трудностей (низкая зарплата, безработица, низкий прожиточный минимум и.т.д.); гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром телепередач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общении с детьми, то есть на их воспитание не остаётся времени;

Классный руководитель должен быть заинтересован в том, чтобы оказывать помощь молодым родителям в овладении содержанием и организацией воспитания детей в семье. Для этого важно знать типы семей, которые классифицируются: по количеству детей: многодетные, малодетные, однодетные и бездетные; по составу: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные (дети, родители и родители родителей); неполная семья: только один из родителей воспитывает ребёнка; внебрачная семья: когда женщина рождает и воспитывает ребёнка, не зарегистрировав брак. Исследование психологов, социологов, педагогов показывает, что семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют их судьбу.

В педагогике рассматривается классификации семьи и по характеру взаимоотношений. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная; средняя; негативная или скандально- раздражительная.

Исследователь М.И. Буянов называет следующие типы семей: гармоничная; распадающаяся; распавшаяся; неполная.

У педагогов - практиков деление семей принято на «благополучные» и «неблагополучные». Их признаки: в «благополучной» семье оба родителя: работают, имеют достаточно благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей;
«формально-благополучные» : благополучие нередко носит видимый характер и определяется лишь анкетными данными, семья не занимается воспитанием детей;
«неблагополучные» семьи, где явно просматриваются дефекты воспитания- постоянные окрики, наказания детей. Создаёт надлом в душе ребёнка, это делают его ущербным, он не может найти своё место в семье, а потом и в жизни; рождается новый тип семьи «новых русских»: высоко обеспеченные и сверх обеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший кризис в семейных отношениях и воспитании детей.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребёнку и организацию совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления программ его развития.

Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы, класса.

Основными формами работы с семьёй являются: групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи.

Классному руководителю необходимо помнить, что к любой беседе, консультации (если они заранее обговорены и спланированы), необходимо готовиться.

Посещение семьи, как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнаёт условия, в которых живёт ребёнок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту формы работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношения педагога с семьёй.

Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфике ситуации. Если в своей практике классный руководитель, воспитатель, педагог использует эту форму с семьёй, желательно соблюдать следующие условия: не приходить в семью без предупреждения и согласования времени визита; не планировать свой визит более чем на 5 - 10 минут (чтобы не быть обременительным); не вести беседу стоя у входа, в верхней одежде родители могут растеряться, придите им на помощь примерно следующими словами: «Разрешите раздеться. Где у вас можно присесть и поговорить»; не поучайте родителей, а советуйте; желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и содержание (если беседа проходит без ребенка, то зачастую родители, пересказывая беседу, с умыслом искажают ее в свою пользу).

Предметом педагогического консультирования могут стать рекомендации по самостоятельному изучению соответствующей литературы, раскрывающей различные аспекты семейного воспитания детей (традиционные приемы и методы воспитания, специфика воспитательной работы с учетом современных условий и др.). Родителям следует рекомендовать публикации о закономерностях психического развития, о факторах способствующих личностному росту, о саморазвитии и самовоспитании личности. Родителям желательно знать особенности детей с отклонениями в развитии, так как именно они нередко являются причиной их девиантного поведения. Система знаний о ребенке как о субъекте воспитательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях с учетом социальных факторов развития, о закономерностях общения и способах проявления эмоций поможет родителям оптимально строить отношения со своими детьми.

Родителям необходимо знать и правовые основы, регламентирующие отношения в семье детей и родителей, существующую систему образовательных учреждений России, для того чтобы помочь детям сориентироваться в выборе учебного заведения, воспользоваться услугами учреждений дополнительного образования. Им необходимо научиться оказывать помощь ребенку в организации внешкольной деятельности, развивающей память, мышление, воображение, внимание, обогащающей его духовно. Ведь организация разумного, полезного досуга с учетом склонностей и способностей детей является проблемными вопросом для многих семей.

Продолжается процесс реформирования образования. Родителям важно быть в курсе тех изменений, которые происходят в школе.

Например, иметь представление о новом базисном учебном плане, о государственных школьных образовательных стандартах, которые определяют образовательный минимум, о новых видах школ (гимназия, лицей, колледж, образовательный комплекс детский сад - школа, школа вуз). Всё это может быть содержанием бесед педагога с родителями, в процессе которых даются рекомендации по самостоятельному изучению ими соответствующей литературы.

Индивидуальное и групповое консультирование родителей проводится и в школе. Здесь и консультации могут быть более длительными. Однако и они требуют соблюдения определённых условий. Нельзя в приказном порядке, в форме: «Родители, срочно придите в школу!» - вызывать родителей для беседы. Следует считаться со служебной занятостью родителей. Поэтому письменное приглашение в школу лучше выразить следующим образом: «Уважаемые родители! Возникла необходимость побеседовать о вашей дочери (сыне). Сообщите, пожалуйста, когда вы можете прийти в школу. Мои возможности для беседы с вами: вторник и среда (после занятий) или в субботу с 9 до 14 часов. С уважением...»

Нельзя беседовать с родителями в коридоре, стоя на виду у пробегающих мимо учеников и проходящих учителей. Для беседы-консультации родителей следует пригласить в класс, учительскую или школьный методический кабинет, предложить снять пальто и сесть, тем самым, создавая минимум комфорта.

Во время беседы-консультации в школе появляются дополнительные возможности для рекомендации психолого-педагогической литературы с демонстрацией некоторых публикаций, для совместного прослушивания аудиозаписей с выступлениями современных учёных-педагогов, анализа данных классного журнала.

Групповые формы.

Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании.

Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.

Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, участии родителей. Готовясь к собранию, желательно заранее предложить по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или использовать домашние сочинения детей.

Важно заранее продумать оформление классной комнаты (оформить выставку творческих работ, выпустить спец. тематическую газету, подобрать литературу для родителей, фрагменты сочинений, стихов детей по теме).

Следует продумать и окончание родительского собрания. В конце встречи можно предложить родителям рекомендации в виде памяток (краткие выводы по обсуждаемой теме).

1. Общаясь с родителями, обращайтесь к ним по имени и отчеству.

2. Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было «на равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.

3. Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции их семейного воспитания.

4. В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного.

5. Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз типа: «Я хотел бы с вами посоветоваться...», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия...», «Мне нужна ваша помощь...».

6. Обсуждая с родителями проблемы обучения, воспитания их сына

(дочери), ищите наиболее рациональное, взаимоприемлемое решение, а не акцентируйте внимание только на проступках и негативных ситуациях.

7. Обещайте родителям только то, что вы сумеете выполнить.

Активными формами взаимодействия могут быть: конференции по обмену опытом семейного воспитания; вечера вопросов и ответов; диспуты; встречи с учителями, администрацией, специалистами (медиками, психологами, юристами).

Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности классов, что предполагает:

21. обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы.

22. участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, различных дел, в организации экскурсий, выходов в театр, музеи.

23. помощь в оформлении.

24. ремонт кабинета.

25. ведение кружков.

26. создание органов самоуправления (родительский комитет, совет дел, проблемные группы).

Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. Одной из главных задач классного руководителя - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

С этой целью целесообразно проводить в школе «Праздник семьи», конкурс «Семья года», соревнования с участием бабушек и внучек, мам и дочерей, отцов и сыновней, праздник близнецов, выставки семейных творческих работ. Могут проводится совместные творческие встречи, где рассказывают о семейных традициях, увлечениях, знаний родословной своей семьи.

Классный руководитель стимулирует создание семейных клубов, привлекает родителей к организации кружков и других объединений по интересам. Педагогу важно создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать:
27. поздравления с праздником, с днём рождения (подарки, сюрпризы);
28. сочинения, тематика которых связана с рассказом о своих близких;
29. рассказы о профессиях своих родителей;
30. творческие встречи с родителями, посвящённые их увлечениям;
31. организация выставок результатов труда родителей.

Классный руководитель должен познакомить родителей с правовыми основами семейного воспитания детей: с конституцией страны, законодательными документами о браке, семье, правах ребёнка и защите детства. Важное место среди документов занимает Международная Конвенция ООН о правах ребёнка, принятая в 1989г.

Семь правил семейной жизни.
1. Стремиться, насколько это возможно, достигать в семье согласия, взаимопонимания и гармонии.
2. Ориентироваться на доброжелательный стиль и тон общения в семье.
3. И трудности, и радости, и неудачи, и успехов все вместе.
4. Почитать старших и помогать младшим.
5. Чередовать труд и отдых.
6. Поддерживать и развивать семейные традиции и праздники.
7. Стремится проводить воскресные дни вместе желательно на природе.

Естественно, этих правил значительно больше. В хорошо организованных семьях всё чётко определено: кто что делает и за что отвечает Например, в обязанность матери входит приготовление завтрака, обеда и ужина, а отец (мы имеем городскую семью) берёт на себя какую-то другую часть работы по дому.
Постоянные поручения есть и у детей : кто-то ходит в магазин за хлебом и другими продуктами, кто-то делает уборку в квартире. Для детей также могут, сформированы некоторые правила поведения. Приведём в качестве примера некоторые из них.

Правила поведения детей в семье.
1. Почитай мать и отца.
2. Проявляй к родителям внимание.
3. Расспрашивай их о прошлом, о том, как они поступали в той или иной ситуации.
4. Создавай атмосферу доверия, не веди себя как партизан.
5. Проявляй самостоятельность, а для этого обращайся за помощью к родителям в крайнем случае.
6. Проявляй инициативу, помогай родителям в их делах.
7. Не обрушивай на голову родителей невыполнимые или трудно выполнимые требования.
8. Имея постоянные поручения в семье, ответственно их выполняй.

Одной из целей воспитания - создания условий для творческой самореализации воспитанника в духовной, интеллектуальной, физической сферах его жизнедеятельности. Если человек, в том числе в детские и юношеские годы, не найдёт возможности заявить о себе, само реализовать все свои растущие силы, способности, то он не проявляет себя на пределе своих творческих способностей. Не реализуя себя полностью в играх, учёбе, спорте, в различных видах художественного, технического и других видов творчества, человек не мобилизует свои силы и способности, следовательно, не развивает себя.

§2.Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании.

Содержание воспитания в семье обуславливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуальную развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления
- физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое и трудовое воспитание.

Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум дать им представление о «прекрасном», существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию «прекрасного». Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства.

В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения, музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор.

«Чувство изящного, - писал В.Г. Белинский, - есть условие человеческого достоинства... Без него, без этого чувства, нет гения, нет таланта, нет ума, остается один «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчётов эгоизма.

... Кто не полюбил стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу , а в романе сказку, годную для занятия от скуки, - тот не человек ... Эстетическое чувство есть основа добра, основа нравственности».

Эмоциональное (эстетическое) воспитание - один из базовых компонентов цели воспитания и воспитательной системы, обобщающих развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания, можно условно разделить на две группы - приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая - активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи приобщения:

. формирование эстетических знаний;

воспитание эстетической культуры;

овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;

формирование эстетического отношения к действительности.

развитие эстетических чувств;

приобщение человека «прекрасному» в жизни к природе, труде.

развитие потребности стороны жизни и деятельность по законам красоты;

формирование эстетического идеала;

формирование стремление быть прекрасным во всём: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде;
Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидание прекрасного своими руками; практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и.т.п.

Задачи современного искусства.

История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства. В воспитании современного человека наряду с наукой искусство занимает важное место. Оно помогает формированию его чувств в духе гуманизма и человеческого содружества, развивает его творческие способности. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботится о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством. Поэтому эстетическое воспитание является неотъемлемой составной частью системы воспитания подрастающего поколения.

Нельзя говорить об эстетическом воспитании всего народа без учёта возрастного развития человека. С раннего детства у ребёнка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Ребёнок приобщается к художественной деятельности. У него вырабатываются определённые отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, ребёнок учится видеть в них прекрасное и самостоятельно создавать его. Частью эстетического воспитания является художественное воспитание, осуществляемое средствами искусства.

Задачи современного искусства состоят в том, чтобы, во-первых, всесторонне осветить жизнь современного общества, раскрыть героику народа в труде и стремлении к миру в художественных образах. Во-вторых, влиять посредством художественных произведений искусства на чувства и мышления людей, воздействовать на их взгляды, отношение к окружающему, воспитывать их мировоззрение.

Таким образом, искусство, с одной стороны, служит средством познания окружающего мира, а с другой стороны средством воспитания.

Современному обществу нужны люди, откликающиеся на красоту жизни. А подлинная красота всегда человечна, гуманистична. Она облагораживает человека, делает его лучше, выше, чище. Человеческая личность не отделена от общественного прогресса, а он, в свою очередь, не отделим от гуманизма.
Только в обществе, построенном на подлинно гуманистических началах, может быть сформирован поистине прекрасный человек.

Ещё Н.Г.Чернышевский писал: «...прекрасное есть жизнь; прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни».( )

Подлинный прогресс и гуманизм должны быть неразделимы. И высшей целью искусства является всестороннее развитие личности, гармоническое объединение её с общественной историей, человеческом одухотворение научного и технического прогресса идеями гуманизма. В чём же заключается красота искусства? Красота искусства заключается, прежде всего, в содержании, правдиво отражающем действительность, утверждающем «прекрасное» в действительности. Красота искусства проявляется в форме, созданной по законам, присущим данному его виду. Красота искусства заключается в соответствии содержания и формы. Только всё это в целом характеризует красоту искусства любого вида. Примером единства содержания и формы в музыкальном искусстве могут служить такие произведения, как (( симфония
П.И.Чайковского, оперы «Жизнь за царя» М.И.Глинки, «Борис Годунов» М.П.
Мусорского, «Псковитянка» Н.А.Римского - Корсакова, «Князь Игорь»
А.П.Бородина и др.

Основное внимание искусство уделяет человеку, его деятельности и внутреннему миру. Эстетическое освоение действительности средствами искусства осуществляется в процессе творческой работы. Создавая произведение искусства, музыкант, поэт, художник концентрирует, мобилизует свои силы, опыт, знания, вдохновение. Он глубоко познаёт данное явление и не только анализирует его, но и как бы сопереживает.

Музыка как один из видов искусства.

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка постоянный спутник человека во всей его жизни.
Она по выражению Стендаля, - является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживание его дум. Многие писатели, композиторы, музыковеды неоднократно подчёркивали, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми.
«Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования.
Недооценка роли музыкальной культуры в формировании личности в годы застоя породила дисгармонию в формировании духовного мира молодёжи, отрицательно сказалась на развитии эмоциональной сферы, играющей важную роль в трудовой, общественной и личной жизни человека».( )

Музыка близка эмоциональной натуре ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.

Воспитывая всесторонне развитых людей - физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Вызванные в детстве, они оказывают большое влияние на дальнейшее музыкальное развитие человека, препятствует образованию дурных навыков и вкусов, устранить или изменить которые значительно труднее, чем воспитать хороший музыкальный вкус.

Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения.
Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического воспитания и эмоционально отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно - творческих способностей детей.

Воздействие на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает её преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

Особенность музыки, её эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни. «Музыка через раскрытие человеческих переживаний отражает породившую их жизнь». Музыка не дает новых конкретных фактических знаний, но она может углубить имеющиеся знания, эмоционально насытив их.

Эстетическое воспитание во внеклассной и внешкольной работе.

Учебный процесс закладывает основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни.
Творческая, художественная деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы. Во внеурочное время, на основе добровольного выбора по интересам, продолжается углублённое формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности; духовное обогащение их личности; организация свободного времени; регулирования восприятия влияний средств массовой информации.

В воспитании личности и эстетическом развитии школьника особую роль играет художественная самодеятельность. Она является для детей одним из деятельных способов отражения и познания мира, предоставляет условия для самовыражения личности. Ребёнок в процессе жизни и учения стремится обогатить свой опыт, выразить себя, своё понимание происходящих событий, проявить творческую активность.

Самодеятельность интенсивно рассматривает опыт жизненных и эстетических отношений, помогает детям через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьёзного художественного творчества. Художественная самодеятельность является так же действенным средством развития эмоциональной сферы ребёнка.
В процессе музыкального, изобразительного, литературного или театрального творчества школьники развивают своё воображение, расширяется и обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний. Организуя самодеятельность, педагоги получают возможность практически управлять развитием эстетических чувств детей путём специального подбора содержания произведений искусства, видов художественной самодеятельности. Самодеятельность знакомит школьника с секретами художественного творчества, развивает их дарования, образует и закрепляет технические исполнительские навыки, доставляет наслаждение от участия в творческом труде.

Внешкольными учреждениями, осуществляющие эстетическое воспитание учащихся, являются дома и дворцы школьников. Художественное воспитание средствами искусства занимает в них одно из ведущих мест. Широко представлены кружки и студии: хоровые, театральные, хореографические, музыкальные и.т.д. Основные задачи кружковых занятий - научить детей любить и понимать искусство, развить их художественные способности и вкус, дать знания об искусстве, расширить художественный кругозор. Пение, занятие в оркестре, в хореографических коллективах, художественных студий пробуждает у школьников любовь к музыкальному, изобразительному искусству, обогащает духовный мир учащихся; формирует их чувства, мысли вкусы идеалы.
Одновременно у них развивается музыкальность, четкое визуальное восприятие, воспитываются навыки культуры общения и поведения. Главная всеобщая задача
- духовное обогащение детей, формирование их культурных потребностей, развитие творческой активности.

В школах создаются центры эстетического воспитания, на их базе активно действуют музыкальные школы и школы изобразительного искусства системы культуры, а также музыкальные театральные и художественные студии.
В творческих фондах - писателей, художников, композиторов, театральных деятелей - активно работают специальные комиссии по эстетическому воспитанию детей и юношества. Они организуют концерты для детей и подростков, привлекая лучшие музыкальные коллективы, прославленных исполнителей, высококвалифицированных музыкантов; устраивают передвижные тематические выставки, в том числе специально для детей, например,
«Художники - малышам», «Пейзажи Родины», «Земля и люди», «Тема труда в изобразительном искусстве», проводят праздники детской книги, театра и кино.

Органами народного образования, детскими и юношескими общественными организациями и творческими фондами организуются недели детской книги, театра, кино, музыки, праздники песни.

Система эстетического воспитания в школе органически сочетается с условиями всего обновляющегося общества по воспитанию гармонично и все сторонне развитой личности.

Развитие интереса к музыке у детей в семье.

Проблема интереса принадлежит к числу наиболее важных для практической педагогике. Исследователи, занимающиеся ею, подчёркивают, что интерес содействует общему психическому и умственному развитию ребёнка, расширению его кругозора. Знания, приобретённые с интересом, оказываются более глубокими и разносторонними, они могут, с большим успехом использованы в самых разнообразных условиях. Увлечённость побуждает к самостоятельному приобретению новых знаний. Под его влиянием заметно изменяется весь характер деятельности. Она становится активной, творческой, радостной, углублённой.

Музыкальная педагогика придаёт пробуждению желания заниматься музыкой огромное значение. Его наличие - это залог подлинного музыкального воспитания, а вместе с тем и формирование творческой личности.

На наш взгляд, семья может оказать значительную помощь школе в воспитании у ребёнка увлечения музыкой и подготовить для его формирования.
Об этом ярко свидетельствуют результаты различных социально-психологических исследований. Они показывают, что очень многие ребята полюбили её благодаря родителям.

Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыке и творческих способностей ребёнка подтверждают биографии многих музыкантов.
Свои первые впечатления связывают с семьёй М.И.Глинки, А.Г. и
Н.Г.Рубинштейны, А.С.Даргомыжский, П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков,
С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович. Они отмечают, что домашние музыкальные вечера, царившая на них атмосфера любви и уважения к искусству вызвали в них заинтересованность музыкой, воспитали преданность ей.

Музыкальное воспитание в семье имеет глубокие исторические корни.
Возникнув в эпоху Петра, оно вошло в круг воспитания дворянских семей, даже среднего сословия. Более того, умение владеть каким-либо музыкальным инструментом становится почти обязательным. Известный в то время композитор М.И.Бернарди в 1844 г. отмечает, что в России каждая девица учится играть на фортепьяно.

Домашние музицирование, которое начиналось обычно ещё до поступления в школу и продолжалось затем параллельно школьным занятиям, играло значительную роль в приобщении к музыке молодых людей и начала воспитания у них любви к искусству.

Русская теоретическая мысль уделяла вопросам семейного музыкального воспитания большое внимание Д.И. Писарев, Н.В. Шемунов, В.П. Острогорский, А.П.Юдин, В.В. Демьянский сделали ряд выводов, интересных и полезных для современной практике домашнего музыкального воспитания: а) домашнее музыкальное воспитание не должно сводится лишь к обучению игре на музыкальном инструменте. Большое внимание следует уделять воспитанию эстетических потребностей, вкусов, интересов у детей, развитию их творческих способностей, формированию социальных чувств и стремлений; б) Полноценное музыкальное воспитание в семье предполагает руководство со стороны родителей; в) в домашнем музыкальном воспитании, как и воспитании вообще, очень важен учёт возрастных особенностей детей.

В настоящее время проблема участия семьи воспитании у ребёнка интереса к музыке приобретает особую остроту. Это прежде всего связано с бурным развитием средств массовой коммуникации. Никогда ещё музыка не была столь доступна во всём своём многообразии буквально каждому.

Широкое распространение телевизоров, магнитофонов, компьютеров сместило акцент в потреблении музыки на индивидуальные формы. Это в определённой мере благотворно влияет на развитие личности, повышая систематичность восприятия музыки и увеличивая избирательность к производителям искусства. Но, однако не следует забывать и об отрицательных сторонах этого процесса. Содержание домашнего слушанья музыки, его интенсивность и качеств, в отличии от общественного, в гораздо меньшей степени подвергается контролю и регулированию. Кроме того, учитывая данные социологов о превалировании в музыкальной продукции произведений развлекательного жанра, нельзя оставлять без внимания и то, домашнее потребление музыки в ряде случаев может и не привести к действительному развитию личности.

Во - избежание формирования потребительского отношения к искусству и односторонности развития музыкальных предпочтений подрастающего поколения, семье необходимо активно включатся в воспитание у детей интереса к художественно ценным музыкальным произведениям. Выполнение этой задачи, во многом новой и сложной для современных родителей, требует от них определённой педагогической подготовленности.

Основные усиления в наделении родителей музыкально - педагогическими знаниями должны исходить от школы, ибо она является ведущим воспитательным институтом, в котором работает профессиональные педагогические кадры, владеющие необходимой методикой, способные использовать не только современные научные данные, но и свои ежедневные наблюдения за детьми, опыт работы с ними.

Выводы:
- Работа с родителями должна определяться дифференцированным подходом.
- Основные формы работы с родителями: групповые и индивидуальные.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.
- Общее и специальное музыкальное образование школьников всегда было и остаётся неотъемлемой частью эстетического воспитания подрастающего поколения.
- Музыкальное воспитание формирует творческую личность.
- Семья является благодатной почвой для формирования и подготовки ребёнка к музыкальному воспитанию.
- Эстетическое воспитание в современной школе ещё не соответствует всем требованиям развития эмоциональной сферы, эстетического сознания личности.
Школа не продвинется вперёд на пути гуманизации до тех пор, пока предметы художественного цикла не займут достойного места в образовательном процессе, пока не пойдут от них лучи человеческой доброты и красоты, душевности и духовности на все остальные предметы, на всю жизнь школы.

II.Глава

§1.Методы работы с родителями по эстетическому воспитанию.

Безусловно, общеобразовательная школа помогает ребёнку воспринимать те или иные музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке, особенно если занятия проводит любящий своё дело учитель. Однако старания учителя станут более эффективными, если в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения.

Но привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам тонко чувствует музыку, глубоко воспринимает её. Поэтому возникает вопрос о музыкальном восприятии и самих родителей.

Наша работа проводилась в Детской Татарской музыкальной школе №3.
Были выбраны родителями класса преподавателя по фортепьяно Фархудиновой З. Я. Для начала нашей работы было проведено собрание, где мы выяснили, что в музыкальном воспитании взрослых оказались значительные пробелы. Большинство семей слушали и знали только популярные песни, фонотеки 90% семей состояли из них. Серьёзная музыка, даже популярная классика остались вне поля зрения.

Естественно, что большинство родителей отнеслись с интересом пополнить своё музыкальное образование параллельно со своими детьми.

Центральное место следует отвести музыкально – педагогическому лекторию, который познакомит взрослых с особенностями детей определённой группы, конкретными задачами музыкального воспитания.

Достижению наибольшей результативности будет способствовать сочетание различных форм работы: а) регулярные задачи музыкально – педагогического лектория, куда можно отнести:

- лекции

- педагогические практикумы

- семинарские занятия

- тематические вечера

- встречи с артистами театра и филармонии б) музыкально – педагогическое самообразование родителей; в) индивидуальные консультации с родителями. Консультации можно проводить как в школе, так и дома у ученика. г) организация концертов для родителей силами детей. д) совместные походы в театр, на концерты, в филармонию.

Лектории. На занятиях лектория родители должны узнать, что прежде всего необходимо подготовить почву для воспитания музыкального интереса своим вниманием к музыкальным занятиям и успехам детей, уместными советами и собственным участием в этих занятиях.

Не менее важно создание дома благоприятного музыкального климата: родители должны показать детям, что их любимые музыкальные произведения доставляют им радость, удовольствие, вызывают бодрость, желание делать большие, хорошие дела улучшают настроение.

На занятиях целесообразно раскрыть значение активной музыкальной деятельности, в процессе которой развивается и закрепляется интерес к музыке. Родителей следует учить, что педагогически целесообразно организовывать домашнее музицирование ребёнка (пение, слушание музыки, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку). Они должны знать, что у детей формирование вокальных мышц начинается только к 7-8 годах, а заканчивается лишь в 12-13 лет. Младшие школьники поют за счёт натяжения голосовых связок. Поэтому родителям важно обратить внимание, прежде всего на охрану детского голоса, т.е. на то, чтобы ребёнок не пел слишком громко, не переходил во время пения на крик. Хорошо, если взрослые будут петь, но и постоянно стимулировать его желание проникнуть в содержание исполняемого.

Родителей, которые любят музыку, владеют каким либо инструментом мы привлекали к участию в работе лектория.

Самообразование. Музыкально-педагогическое самообразование родителей. На восприимчивую психику детей очень большое влияние могут оказывать яркие литературные образы. Семейные чтения доступных книг и рассказов о жизни музыкантов, их творчестве, отдельных музыкальных произведений, просмотр передач на музыкальную тематику (канал «Культура») помогут улучшить интерес детей к музыкальному искусству.

Большое внимание следует уделять посещению музыкального театра, особенно подготовительному этапу работы, методика которого может быть такой: краткая беседа о театре, оперном или балетном жанре; знакомство с музыкально-литературной композицией; ознакомление с образами литературы и изобразительного искусства, близкого спектаклю по теме и идее; зарисовка отдельных эпизодов будущего спектакля.

На этом этапе важно создать у детей определённый настрой, радостное ожидание, сделать эту радость «перспективной».

Встречи. Очень интересными, полезными и радостными являются встречи с артистами театра, с композиторами и певцами. К каждой встрече нужно готовиться заранее. Родители и дети готовят самые интересующие их вопросы о творчестве, о жизни музыканта, который должен быть на встрече. Гость в свою очередь готовит небольшой рассказ о своей жизни, как он стал музыкантом.
Исполняет свои произведения (если он композитор), а если исполнитель, то показывает свой репертуар. Обычно в конце встречи организуют небольшое чаепитие.

Примерно по таким формам нужно работать с родителями учащихся.

Привязанность ребёнка к родителям и, главное его доверие, стремление к постоянным и интенсивным контактам с ними позволяют взрослым в процессе педагогический организованной музыкальной деятельности активно формировать и развивать у него интерес к подлинно художественной музыке.

Ход эксперимента и его результаты.

В последние субботы каждого месяца в актовом зале школы стали проводиться беседы о музыке. Беседы строились так, чтобы они могли вызвать у слушателей уважение к музыке, понимание того, что музыка ни только развлечение, а величайшая сила, которая может заставить человека любить и ненавидеть. Которой удаётся с особой выразительностью и многозначностью раскрывать сокровенные чувства и мысли людей, рассказывать о различных событиях, явлениях, изображать картины природы, образы людей. Музыка поднимает человека, облагораживает его, укрепляет его достоинство, веру в свои внутренние силы, в своё большое призвание.

В свои беседы мы включили произведение русских, советских, зарубежных композиторов. В произведении таких встреч нам помогала преподаватель теоретических дисциплин Михеева И.С. Так, на одной из бесед прозвучал «Революционный этюд» Ф. Шопена в исполнении выпускницы музыкального училища. Мы объяснили слушателям, почему это произведение имеет такой взволнованный, страстный, «мятежный» характер; рассказали о стремлении передовой молодёжи Польши сбросить тиранию царского самодержавия, о духовной близости Шопена этим идеалам, о его любви к страдающей родине и гордости за её, не сломленный революционный дух.

Мы поговорили с родителями о том, какую роль играет музыкальное искусство в эстетическом воспитании на современном этапе, и поделились своим беспокойством по поводу большого увлечения молодёжи пустой и легковесной музыкой.

Театры, концерты в филармонии ребята также посещали вместе с родителями. Вначале некоторые выражали недовольство тем, что их отрывают от домашних дел и любимого телевизора, но постепенно недовольство прошло, и родители сами стали интересоваться предстоящими спектаклями, помогали распространять билеты.

Дальнейшую работу среди родителей мы решили проводить по разработанному плану и по программе занятий с родителями, назвав их семинарами, к участию в которых были привлечены преподаватели музыкальной школы №3.

В разработанном плане предусматривались подбор и сообщение теоретического и музыкального материала для просвещения родителей, например, как проводить в домашних условиях музыкальные вечера с младшими школьниками и подростками.

Наши семинары имели и обучающее, и воспитательное значение.

В разработанном плане предусматривались подбор и сообщение теоретического и музыкального материала для просвещения родителей и давались некоторые методические советы родителям, например, как проводить в домашних условиях музыкальные вечера с младшими школьниками и подростками.
План охватывал следующие темы:
1.Значение музыкального искусства в жизни отдельных людей и общества в целом; значение музыки в жизни детей.
2. Что нужно знать родителям о голосе детей, их певческом и речевом развитии.
3. Как научиться слушать и понимать музыку.
4. Домашняя фонотека.
5. Музыкальные вечера в семье.

В первой теме раскрывалась одна из важнейших особенностей музыки
- возможность глубокого человеческого общения на его основе. Разговор шел о том, что музыка имеет свои, присущий ей язык, что музыкальная речь раскрывается и понимается при помощи разнообразных средств музыкальной выразительности: мелодии, темпа, лада, размера, ритма, динамики, тембра и т. д.
Особо была подчеркнута роль такого вида музыкальной деятельности, как хоровое пение, когда у поющих в хоре возникает прекрасное ощущение творческого единства. Это ли не одна из высших радостей общения с музыкой!
Невозможно также переоценить и значение слушания музыки в воспитании ребенка. Слушая музыкальное произведение, он волнуется, эмоционально отзывается на характер музыки, ее настроение.

Родители постепенно начали понимать, что музыка заставляет их детей задумываться, приучает мыслить, расширяет музыкальный кругозор, развивает общую культуру.

Был поставлен вопрос: ну, а если музыка звучит дома? Способна ли она увлечь всех членов семьи общими чувствами, общими стремлениями и добрыми порывами? Ответы были разноречивыми, но в одном мнение родителей было единым: музыка - это необыкновенный вид искусства в воспитании личности.

Вторая тема была посвящена возрастным особенностям детей, их голосу, певческому и речевому режиму, а главное — роли песни как самого популярного вида музыкального искусства. Ведь песня звучит повсюду: по радио, телевидению, в кино, в школе, дома. И не случайно, поэтому знакомство детей с музыкой начинается с песни.

Мы акцентировали внимание родителей на том, что, когда дети поют дома, большое значение имеет отбор песен, удобных и посильных для их исполнения.
Так, песни из школьного репертуара не только воспитывают чувство патриотизма, дружбы, любви к Родине, природе, они доступны голосовым возможностям детей. Мы объяснили родителям, что у маленьких детей еще не сформированы голосовые мышцы, и если ребенок в разговоре кричит или поет напряженно, появляются болезненные явления в голосовом аппарате, которые с трудом поддаются лечению. Был затронут вопрос и об охране голоса в предмутационный и мутационный периоды развития детей.

В третьей теме раскрывалось значение музыкально-выразительных средств, которыми пользуется композитор при создании того или иного произведения. Приводимые в беседе музыкальные примеры помогали слушателям овладевать понятиями сложного языка музыки.

Таким образом, занятия подводили к раскрытию содержания музыки, развивали умение анализировать музыкальное произведение, приучали слушать и понимать его.

Четвертая тема включала рекомендации по созданию в доме фонотеки. Мы советовали родителям вначале приобретать записи детских музыкальных сказок, таких, как: "Про зайчат", "Слоненок пошел учиться", "Теремок",
"Лиса, заяц и петух" и т. п. Следующие этапы пополнение семейной фонотеки произведениями русской и зарубежной классики, образцами народного творчества, музыкой советских композиторов, классической джазовой и развлекательной музыкой. Слушатели семинара составили репертуарный список, куда входили рекомендованные нами произведения.

При подготовке к раскрытию пятой темы "Музыкальные вечера в семье" мы разработали по каждому вопросу методические советы, суть которых состоит в том, чтобы помочь родителям проводить в семье музыкальные вечера не хаотично и не от случая к случаю, а по разработанной системе, с привлечением грамзаписей, репродукций картин, диапозитивов. И вечера эти должны проводиться в спокойной и непринужденной обстановке

К примеру, предлагается тема музыкального вечера: Эдвард Григ - сказочник.

План:

1. Э. Григ норвежский композитор.

2. Андерсен и Григ.

3. Сказочные образы в произведениях Э. Грига (''Шествие гномов", "Танец эльфов”).

Литература.
С. Летова. "Эдвард Григ"; С. Карцева. "Музыкальная фонотека в школе"; Ф.
Оржеховская. "Эдвард Григ"; О. Левашова. "Э. Григ - великий норвежский композитор".

Грамзаписи указанных произведений: "Шествие гномов", "Танец эльфов",
"Кобольд".
Далее в "Методических советах" приводилось примерное содержание беседы:
"Сегодня у нас праздник: к нам в гости пришла сказка. И не просто сказка, а музыкальная. Сказка наполняет наш мир таинственностью, сказка учит любить добро и ненавидеть зло. Волшебный мир сказок волнует и детей и взрослых.
Через всю свою жизнь пронес любовь к сказке норвежский композитор Эдвард
Григ, и это свое чувство он выражал музыкой. Маленький Эдвард рос фантазером и верил в то, что где-то рядом живут тролли, гномы и разные чудища, о которых так таинственно повествуют старые норвежские сказки. И став взрослым, композитор постарался в своих произведениях передать звуками впечатления, запавшие в его душу с детства.

Григ очень любил писателя-сказочника Андерсена, высоко ценил его волшебный дар рассказывать печальные и веселые истории своего народа.
Многие из этих поэтических легенд нашли отражение в музыке композитора.
Сегодня мы познакомимся с образами сказочных персонажей Грига "Шествие гномов", 'Танец эльфов" и "Кобольд"...

После краткого вступительного слова перед каждой пьесой и прослушивания музыки идет разбор характера, всего комплекса выразительных средств, анализируется музыкальная форма, нюансы, смена темпов, окраски, то есть выявляются вес те характерные особенности, которые отличают одну пьесу от другой. А можно задать вопрос и самим детям: какие средства музыкальном выразительности использовал композитор и почему?

В сочинении «Искусство и я» 100% подростков отметили, что они полюбили музыку и музыкальный театр, их жизнь стала более насыщенной, интересной, богатой впечатлениями. 67% детей написали, что занятия музыкой помогли им улучшить успеваемость и по другим предметам, повлияли на укрепление дружбы в классе, между сверстниками.

Родители, которые любят музыку, владеют каким либо инструментом мы привлекали к участию в работе лектория. Они рассказывали о музыке, были исполнителями различных произведений.

Особой формой работы стали для нас концерты, организованные силами самих учащихся. Несколько раз перед нами выступали учащиеся музыкального училища, ученики других музыкальных школ Ребята с интересом слушали эти концерты, но все же выступления своих друзей, одноклассников, родителей, учителей было для них более волнующим.

Итоговые концерты мы проводим один раз - в конце учебного года. Более часто это делать нецелесообразно, так как, во-первых, эта форма общения детей с музыкой не единственная, во-вторых, у исполнителей репертуар ещё недостаточно большой и разнообразный.

Концерты объявляются заранее, рисуется афиша. В них принимают участие ученики третьего, четвёртого, пятого классов и их родители. В этих классах концерт знакомит слушателей с отдельными музыкальными инструментами, историей их создания, затем на них исполнялось музыкальное произведение.

Выступая перед такой казалось бы ещё малотребовательной аудиторией, взрослые очень волновались. Видимо выступление перед своими детьми и их товарищами они воспринимали как весьма ответственное.

Концерт в более старших классах носил иной характер. Здесь предоставлялись инструментальные жанры, давались некоторые материалы о композиторах. Были введены занимательные элементы. Между музыкальными произведениями исполнялись сцены из жизни композиторов. Ребята должны были узнать, фрагмент чьей жизни прошёл перед нами. Мы показали фрагменты из жизни Паганини, Россини, Огинского, Бородина. Сцены завершали их произведения: «Кампанелла», увертюра к опере «Севильский цирюльник»,
«Полонез», отрывки из финала «Богатырской симфонии». Исполнители были наши учащиеся музыкальной школы, родители.

Собирались мы обычно на наши музыкальные встречи в школьном зале. И не раз приходилось слышать от детей и взрослых беспокойство о будущем: вот мы собираемся в школе, а закончим её, где будем собираться? А дома можно устраивать музыкальные вечера? И как лучше это сделать? И вот обдуман примерный музыкальный вечер для дома. Мы решили провести его таким образом, чтобы в дальнейшем такие вечера можно было повторять по тому же принципу.

В программу вечера вошли музыка, пение, рассказы. Домашние условия предусматривали определённый подбор произведений: песни, лёгкую музыку, популярную классику. Произведения со сложной структурой, требующие напряжённого внимания, для такого вечера не подошли бы. Домашняя обстановка не располагает к слушанию симфоний, сонат, произведения с трагическим содержанием (таких как «Ромео и Джульетта» Чайковского, «Прометей» Листа).

Вечер музыки, проводится он дома или в школе, должен иметь соответствующее оформление, которое не отвлекало от музыки и беседы, а сливалось с нею. Дома такой вечер могут украсить книги о музыке, фотоальбомы об исполнителях, актёрах, композиторах, театре, новые записи (аудио или видео). Сюрпризом может быть и новая песня, стихи, специально сочинённые к данному вечеру, приглашение знакомого певца, музыканта, композитора.

Всем показалось естественным, что домашний вечер не может обойтись без гостеприимного десертного стола. Родители и учителя были приглашены как гости. Такие вечера желательно организовывать лишь для одного класса, чтобы количество присутствующих было небольшим.



В работе с подростками и их родителями был затронут такой важный вопрос, как культура поведения школьников. В процессе занятий музыкой в подростках произошли серьёзные изменения, не обратить внимание на которые было бы ошибкой. Искусство выступило здесь как фактор, формирующий такие стороны поведения человека, как добрые взаимоотношения с окружающими, культуру речевого общения (манеру говорить, слушать чистоту языка), внешний облик, умение и желание разумно и интересно проводить свой досуг, следить за собой.

23




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Работа педагога с семьей по эстетическому воспитанию детей»

Автор: Кондрашин Сергей Левонтьевич

Дата: 07.12.2017

Номер свидетельства: 442783

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "«Эстетическое воспитание в школе » "
    ["seo_title"] => string(38) "estietichieskoie-vospitaniie-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "231441"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442501971"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Художественно-эстетическое развитие детей в МБДОУ "
    ["seo_title"] => string(60) "khudozhiestvienno-estietichieskoie-razvitiie-dietiei-v-mbdou"
    ["file_id"] => string(6) "247184"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446502747"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) ""ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЭТНОТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ" "
    ["seo_title"] => string(72) "vzaimodieistviie-shkoly-i-siem-i-v-vospitanii-etnotolierantnoi-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "126430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415176757"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  воспитание дошкольников, посредством взаимодействия с родителями»? "
    ["seo_title"] => string(111) "khudozhiestvienno-estietichieskoie-vospitaniie-doshkol-nikov-posriedstvom-vzaimodieistviia-s-roditieliami-dwaeg"
    ["file_id"] => string(6) "222350"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1436195203"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства