В основе хорового пения лежит правильная вокально-техническая культура исполнения. Работа над ней - главная задача педагога. Народное вокальное мастерство создавалось многими поколениями и передавалось из уст в уста (методом обучения было перенимание). В современной работе с хоровым коллективом это достигается систематическим обучением и тренировкой, при помощи специальных упражнений под контролем хормейстера. Певческая работа складывается из многих компонентов: певческой установки, певческого дыхания, атаки звука, приёмов звуковедения, строя хора, ансамбля.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа над постановкой дыхания с детьми»
муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Курчатовская школа искусств»
Методический доклад на тему: «Работа над постановкой дыхания с детьми»
Выполнила преподаватель
МКОУ ДОД «Курчатовская ДШИ»
отделения музыкальный фольклор
Баскина Ю. А.
Дыхание лежит в основе жизни. Фундаментом, основой голосообразования является дыхание. Считается, что хорошее пение - это «мастерство «выдоха». Однако, чтобы «мастерски выдыхать», надо научиться «вдыхать». Чтобы сказать или спеть на дыхании фразу, нужно взять +достаточный объем воздуха, который проходя постепенно, струёй через связки – горло, как смычок по струнам заставит наш «голосовой инструмент» звучать. Конечно это упрощенная схема, но главная идея здесь - показать важность дыхания в процессе звукообразования.
Постановка дыхания – это необходимый первый этап обучения пению и постановки голоса. Без поставленного певческого дыхания все усилия по освоению песенного материала и сценической речи приведут к нулевому результату в лучшем случае, в худшем - к полной или частичной потере голоса. Ведь обычный человек для извлечения звука использует только связки путем давления на них, чтобы усилить звучание. Однако, таким образом, мы сильно травмируем их и совершенно не используем всех возможностей нашего тела, данных природой
Правильная постановка дыхания – это, прежде всего, использование полного объема легких, использование мышц брюшного пресса и диафрагмы во время дыхания, и использование естественных резонаторов, которые усиливают и обогащают звучание нашего голоса. В этом случае у вас никогда не устанет и не заболит горло от длительного пения, крика или разговора.
Кроме того, правильная постановка дыхания нужна каждому, кто хочет быть здоровым. Обычно человек дышит, используя только верхний отдел легких. Это грудное, поверхностное дыхание, при котором вы набираете лишь часть необходимого организму кислорода, используя дыхательную систему всего на 10%. В процессе же глубокого нижнего (брюшного) дыхания у вас задействованы легкие полностью, мышцы брюшного пресса и диафрагма. То есть вы сами себе делаете внутренний массаж, который оздоровительно влияет на весь организм в целом. У певца, как правило, короткая фаза вдоха и очень длинная фаза выдоха. Ученые доказали, что восточная мудрость: «длинное дыхание – длинная жизнь», - имеет буквальный смысл.
В основе хорового пения лежит правильная вокально-техническая культура исполнения. Работа над ней - главная задача педагога. Народное вокальное мастерство создавалось многими поколениями и передавалось из уст в уста (методом обучения было перенимание). В современной работе с хоровым коллективом это достигается систематическим обучением и тренировкой, при помощи специальных упражнений под контролем хормейстера. Певческая работа складывается из многих компонентов: певческой установки, певческого дыхания, атаки звука, приёмов звуковедения, строя хора, ансамбля.
Певческая установка.
На самых первых занятиях я объясняю детям, как правильно сидеть во время пения на уроке, т. к. главное условие певческой установки - правильное положение исполнителя. От детей требуется старание сидеть прямо, не опускать и не запрокидывать голову, держать спину прямо, плечи расправить. Нельзя сидеть нога на ногу, т. к. это сковывает певческое дыхание. В связи с тем, что занятия проходят с детьми, то естественно долго сидеть на одном месте они не смогут, следовательно, нужно каждые 10 минут менять вид деятельности (петь сидя, стоя, в движении).
Певческое дыхание.
По вопросам, где петь, как и куда брать дыхание, как расходовать, как открывать рот и укладывать язык и т. д., что немаловажно знать, можно найти в следующих работах:
А. Вербов "Техника постановки голоса",
Л. Шамина " Работа с самодеятельным коллективом",
Н. Мешко "Работа с детским хором",
Н. Мешко " Искусство народного пения" и др.
Конечно, постановка голоса невозможна без постановки дыхания. Поэтому, первый этап постановки голоса – это дыхательные упражнения, которые помогут почувствовать, как должен работать дыхательный аппарат во время пения.
Упражнение №1 « Свечка»
Представьте, что перед вами зажженная свеча, которую вы должны задуть, погасить. Что вы сделаете? Никто даже не задумается над этой «проблемой», а спокойно наберет воздух и дунет на пламя. Правильно. Теперь повторите ваши действия и проследите за ними. Воздух наполняет грудь (легкие), а потом направленным потоком посылается наружу. Подобный процесс должен происходить, когда вы говорите или поете, то есть в каждой новой фразе. Сначала вдох, потом направленный выдох.
Очень часто дети во время пения пользуются грудным, ключичным дыханием. Это когда диафрагма мало подвижна, в дыхании участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. При вдохе у детей поднимаются плечи вверх. Педагог обязан обратить на это внимание и объяснить ребенку, как правильно нужно делать вдох. Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить, как опали ребра.
Изобразить, как дышит собачка. Положить руки на нижние рёбра и полуоткрыв рот, высунув язык начать дышать. Дышим вместе с ребёнком. Можно изображать какие-либо действия. Собака прибежала к хозяину радостная или уставшая и т. д. Когда ребёнок почувствует движение нижних рёбер диафрагмы, можно начинать подражать голосам животных: собаке (гав-гав), корове (му-у), овце (бе -е -е), и др.
№3 «Кугиклы» Поиграть на кугиклах. Во время выдоха в кугиклу (тростниковую трубочку) ребенок должен добиться хорошего звучания, что является правильным, глубоким вдохом и активным выдохом.
Упражнение №4 - на активизацию диафрагмы.
"Паровоз" -" попыхтеть": "п - п - п - п - п" и последний раз протянуть - выдохнуть.
«Ежик» - попыхтеть «пФ-пф-пф-пФ» и последний раз протянуть - выдохнуть.
Упражнение №5 «Насос» - на активизацию диафрагмы и развитие навыка экономичного выдоха.
Исходное положение: встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклониться вниз к полу, округлив спину, голову опустить, шею не тянуть и не напрягать, руки опустить вниз. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке наклона. Вдох должен кончиться вместе с наклоном. Слегка приподняться, но не выпрямляться, и снова сделать наклон с коротким шумным вдохом. Обязательным условием остается шумный короткий вдох через нос. Кисти рук при наклоне должны опускаться не ниже колен. Выдох делать после каждого вдоха автоматически через рот.
Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.
Затем, когда «насос» хорошо поработал, надул большой шар, ребенок, держа перед собой вытянутые закругленные руки, изображает большой надутый шар, который потихоньку сдувается на произносимый звук «с». Таким образом, дети учатся экономно расходовать выдыхаемый воздух.
Диафрагма – это самая большая мышца в организме. Когда в легкие поступает воздух, грудная клетка раздвигается в стороны за счет ребер, а внизу за счет диафрагмы. Купол диафрагмы сокращается и опускается под давлением увеличившихся легких. В свою очередь, сократившаяся диафрагма давит сверху вниз на содержание брюшной полости и поэтому живот выпячивается вперед – это следствие вдоха! Вот и получается при вдохе: ребра в стороны, а живот вперед. Самая сложная задача певческого дыхания – это контролируемый и регулируемый выдох. Именно диафрагма помогает в этой задаче.
Упражнение №6 «Восьмерочки» - развитие навыка экономичного выдоха.
Взять вдох в живот, в момент выдоха проговаривать счёт до восьми восемь раз подряд.
Упражнение №7 « 33 Егорки» - развитие навыка экономичного выдоха.
Проговорить скороговорку:»Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки». Затем взять вдох в живот, в момент выдоха считать до 33 –х Егорок.
Итак, пришло время разрабатывать, тренировать определенные мышцы для постановки профессионального дыхания, голоса. Та группа мышц, которая раздвигает ребра, когда воздух входит при вдохе в легкие, совсем не тренированна, и мы «совершаем первые шаги». Очень часто бывает, что человек не ощущает никаких новых ощущений в этих упражнениях. Это говорит о том, что его природа уже скоорденированна и эти мышцы наработаны. Можно идти дальше, не задерживаясь на этом этапе. Иногда природа дает людям и поставленное дыхание, и поставленный голос, хотя такие случаи бывают крайне редко. Если ощущения во время упражнений новые, то не пренебрегайте их простотой, они заложат фундамент вашего певческого дыхания.
Упражнение №8«Лесная полянка»
Ребёнок представляет, что он нюхает цветок. Вдох медленный глубокий, выдох активный на звук "а". Затем очень глубоко резко и быстро нужно взять дыхание через нос (в нижние ребра). Следите, чтобы плечи не поднимались. Резко, активно выдохните через рот. Делать это упражнение 8 раз, затем отдохнуть и повторить еще 8 раз.
Чем хорошо это упражнение? Оно сильно активизирует дыхательный аппарат. Вы дышите активно, сознательно контролируемо. Упражнение рекомендуется для установления правильного состояния гортани и языка. Это хороший массаж связок активной воздушной струей.
Когда вы готовитесь к выступлению, сделайте это упражнение несколько раз, тогда вы войдете в состояние «боевой готовности», так как это упражнение не только активизирует аппарат, но и собирает внимание ко всей системе голосообразования.
Упражнение №9 «Купол»- активизация нёба
Активно (через рот) берете дыхание, а на выдохе говорите слог Да-Да… Говорите, «ощущая» корни передних зубов, «щелочку» между двумя передними зубами, через которую «идет ниточка звука». Язык дробно ударяет по твердому нёбу около корней верхних резцов. Нижняя челюсть свободная, но «не падает». Подключите воображение: ваше твердое небо, по которому ударяет язык, очень высокое, как купол храма, поэтому звук А (в слоге ДА) получается объемный, красивый. Следите, чтобы дыхание было плавное, без толчков.
№10
Громко за учителем повторять гласные звуки: а, о, е, ё, э и т. д.
№11
Изобразить сирену скорой помощи на распетый слог «э - э – э»
№12
Взять ртом глубокое дыхание, а выдох - через нос со стоном, в удобной тесситуре протянуть, промычать звук «М». Губы слегка сомкнуты, но не сжаты. Руки следят за дыханием. Звук должен отозваться в груди, в голове, «заполнить вас» своим объемом.
№13 Усложняем предыдущее упражнение:
Произносим три слога, на третьем делаем ударение, гласную третьего слога протянуть, послушать: «да-да-да….» Все время проверять правильность ощущений, контролировать дыхание. Можно брать разные слоги, нужно обязательно следить, чтобы каждая новая гласная не теряла силы и объема, не меняла тембральной окраски звука.
Нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.
Все эти простые упражнения развивают грудное (реберное) дыхание, дают первые представления о певческой позиции, резонаторах. Навыки, полученные в этих упражнения, закрепляются простыми вокальными упражнениями, вернее переносятся в вокальные упражнения.
По свидетельству Фучито, аккомпаниатора Корузо, великий певец систематически тренировал дыхание на специальных упражнениях, доводя до высшего совершенства контроль за расходом воздуха. Исполнитель не должен забывать, что дыхание - это фундамент пения.
Чтоб красиво петь до гроба,
Купол сделайте из нёба,
Станьте полым как труба,
И начните петь со лба.
Ощущайте точки две –
В животе и в голове,
Напирайте на живот
И пошлите звук вперёд.
Что бы петь и не давиться,
Не забудьте удивиться,
Вдох короткий, как испуг,
И струной тяните звук.
Если Вы наверх идёте,
Надо глубже опирать,
Всех тогда переорёте,
Хоть и незачем орать.
Если вниз идёте Вы,
Не теряйте головы,
Не рычите, точно зверь,
Открывайте, мягко дверь.
Что такое звук «прикрыть» -
Очень трудно объяснить,
Что б «прикрытие» найти,
Нужно к «Е» прибавить «И»
«А» — где «О», а «О» — где «У»,
Но не в глотке, а во лбу,
И со лба, до живота –
Лишь провал, да пустота.
Пойте мягче, не кричите,
Молча партию учите.
Литература
А. Н. Стрельникова «Дыхательная гимнастика» М., 1995.
А. М. Вербов «Техника постановки голоса» М., 1961.
Н. К. Мешко «Искусство народного пения» М., 1996.
Н.К. Мешко «Техника постановки народного голоса» М., 1986.
Л. В. Шамина «Школа народного пения» М., 1997.
В. Федонюк «Детский голос» М., 1989.
Г. Стулова «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» М., 1974.