"Чтоб музыкантом быть - так надобно уменье...". Методическая разработка занятия
"Чтоб музыкантом быть - так надобно уменье...". Методическая разработка занятия
Цели занятия: пробуждение познавательного интереса к вокальному музицированию, формирование певческих навыков, оказание позитивного воздействия на физическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы.
Задачи занятия:
• формировать устойчивое осознание необходимости систематических тренировочных занятий для достижения высокого исполнительского результата;
• развивать творческую активность учащихся, способность логического мышления;
• развивать образно-эмоциональную сферу;
• формировать вокальные навыки;
• развивать исполнительскую и слушательскую культуру.
Форма: развивающее занятие с элементами концерта
Оборудование: музыкальный инструмент – фортепиано, музыкальный центр, CD- диски с фонограммами.
Продолжительность занятия – 2 часа
Структура занятия:
I - Разминка – 5 мин.
II - Основная часть –80 мин.
III – Итоги занятия. Рефлексия – 5 мин.
Конспект занятия
I. Разминка
Цель – создание позитивного эмоционального настроя, активизация учащихся.
Музыкальное приветствие «Добрый день!»
II. Основная часть
Цель – постановка певческого дыхания, развитие вокальных навыков.
1.Знакомство с темой занятия.
Тема нашего занятия - «Чтоб музыкантом быть – так надобно уменье!» И, прежде чем доказать это утверждение, давайте послушаем басню И.А.Крылова «Квартет».
Проказница-Мартышка,
Осел, Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки –
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
“Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка –
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!”
Расселись, начали Квартет,
Он все-таки на лад нейдет.
“Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел: - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем”.
Послушались Осла; уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему;
Чтоб их решить сомненье:
“Пожалуй, - говорят: - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!” -
“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей: -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь”
2. Обсуждение содержания басни. Беседа с детьми
- О чем это произведение?
- Кто, по-вашему мнению, является музыкантом?
- На чем музыкант исполняет музыку?
- Назовите известные вам музыкальные инструменты.
- Голос человека как музыкальный инструмент: его характеристики, условия эксплуатации.
- Что нужно уметь, чтобы быть музыкантом-исполнителем, певцом?
Сегодня на нашем занятии мы докажем, что имея эти умения, можно стать хорошим исполнителем.
3. Практическая часть
Гигиенический самомассаж, гимнастика лица
• Массаж лба. Поглаживать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам. Повторить 4 раза.
• Массаж верхней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать лицо от спинки носа к ушам. Повторить 4 раза.
• Массаж средней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать от середины верхней губы к ушам. Повторить 4 раза.
• Массаж нижней челюсти. Поглаживать от середины подбородка сначала тыльными сторонами кистей обеих рук до ушей, затем ладонями от ушей обратно к середине подбородка. Повторить 4 раза.
• Массаж лица кончиками пальцев (круговые движения)
• Работа лицевых мышц:
- указательные пальцы над глазами, приподнимать их мышцами лица;
- указательный палец на переносице, контролирует «сморщенный нос»;
- движение нижней челюсти вправо-влево, круговые движения.
Дыхательные упражнения
Постановка носового дыхания
• «Ладошки» - 4 раза;
• «Кулачки» - 4 раза;
• «Обними плечи» - 4 раза;
• «Китайский болванчик» - 4 раза
Постановка дыхания «в спину»
• «Собачки»
Упражнение, тренирующее долгий выдох
• «Насос»
• Чтение прибаутки на долгом выдохе
«Как на нашем на лугу,
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели».
Упражнение, тренирующее задержку выдоха
• «Аромат цветка»
Звуковая дыхательная гимнастика
• «Паровоз»
Звуки, имитирующие движение поезда: сигнал «у!-УУУ!», «чух-чух-чух-чух…..»
«Едет, едет паровоз
Две трубы и сто колес ?
Две трубы, сто колес
Машинистом рыжий пес» ? Остановка «пффффф…»
Интонационно-фонетические упражнения
• Упражнение 1. Тренировка дыхательных мышц, постановка согласных звуков: на легком наклоне вперед, активно произносят следующая последовательность слогов. Обратить внимание на четкое произношение согласных звуков.
РИ, РЭ, РА, РУ;
ЛИ, ЛЭ, ЛА, ЛУ;
МИ, МЭ, МА, МУ;
НИ, НЭ, НА, НУ;
ЗИ, ЗЭ, ЗА, ЗУ;
СИ, СЭ, СА, СУ;
ЖИ, ЖЭ, ЖА, ЖУ;
ШИ, ШЭ, ША, ШУ;
БИ, БЭ, БА, БУ;
ПИ, ИЭ, ПА, ПУ;
ДИ, ДЭ, ДА, ДУ;
ТИ, ТЭ, ТА, ТУ;
ТРИ, ТРЭ, ТРА, ТРУ.
• Упражнение 2. «Штро- бас»
• Упражнение 3. «Страшная сказка»
• Упражнение 4. «Вопросы – ответы»
Вокальные упражнения «Природные зарисовки»
• «Утро на лужайке» - на одном звуке поется последовательность гласных «УОАЭЫ»
• «Водные растения» - ломаное нисходящее движение с «5»
• «Шаловливый комарик» - glissando «1-5»
• «Танец на полянке» - движение по звукам Т ?, ?
• «На рыбалке» - скачок на «8» ? с последующим заполнением интервала – поступенное движение ?
• Песня-скороговорка «Два теленка на лугу»
«Ма-ма, мэ-мэ, ми, мо, му – два теленка на лугу,
Ра-ра, рэ-рэ, ри, ро, ру – щиплют сочную траву.
Гра-гра, грэ-грэ, гри, гро, гру – волки прячутся в лесу.
Да-да, дэ-дэ, ди, до, ду – я к телятам побегу.
За-за, зэ-зэ, зи, зо, зу – от волков постерегу.
На-на, нэ-нэ, ни, но, ну – очень я телят люблю.
Ла-ла, лэ-лэ, ли, ло, лу – их водичкой напою»
Концертная программа
М.Миньков - М.Пляцковский «Телега»
Г.Струве - Н.Соловьева «Моя Россия»
И.Крутой «Я пою»
«О?кей»
К.Брейбург «Лунная мелодия»
А.Зацепин «Любовь одна виновата»
А.Ермолов «Рождение звезды»
«Ledy in Red»
«There?ll you be»
III. Итоги занятия. Рефлексия
Наше занятие подошло к концу.
Оно вам понравилось? Что вам было интересно?
В заключении, давайте еще раз назовем те умения, которые помогут вам стать хорошими певцами:
- пользоваться певческим дыханием;
- иметь развитый голос;
- уметь грамотно и выразительно исполнять музыкальные произведения;
- быть артистичным.
Всему этому может научиться любой человек, но чтобы добиться хороших результатов, нужно много работать над собой, развивать все эти умения. А для этого требуется большое терпение и трудолюбие. Я уверена, вам хватит упорства, и вы станете настоящими музыкантами. Желаю вам успеха!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Чтоб музыкантом быть - так надобно уменье...". Методическая разработка занятия »
«Чтоб музыкантом быть –
так надобно уменье…»
методическая разработка занятия
Автор – Позднякова Ирина Олеговна –
педагог дополнительного образования
Нижний Новгород
2012
Цели занятия: пробуждение познавательного интереса к вокальному музицированию, формирование певческих навыков, оказание позитивного воздействия на физическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы.
Задачи занятия:
формировать устойчивое осознание необходимости систематических тренировочных занятий для достижения высокого исполнительского результата;
развивать творческую активность учащихся, способность логического мышления;
развивать образно-эмоциональную сферу;
формировать вокальные навыки;
развивать исполнительскую и слушательскую культуру.
Форма: развивающее занятие с элементами концерта
Оборудование: музыкальный инструмент – фортепиано, музыкальный центр, CD- диски с фонограммами.
Продолжительность занятия – 2 часа
Структура занятия:
I - Разминка – 5 мин.
II - Основная часть –80 мин.
III – Итоги занятия. Рефлексия – 5 мин.
Конспект занятия
I. Разминка
Цель – создание позитивногоэмоционального настроя, активизация учащихся.
Музыкальное приветствие «Добрый день!»
II. Основная часть
Цель – постановка певческого дыхания, развитие вокальных навыков.
1.Знакомство с темой занятия.
Тема нашего занятия - «Чтоб музыкантом быть – так надобно уменье!» И, прежде чем доказать это утверждение, давайте послушаем басню И.А.Крылова «Квартет».
Проказница-Мартышка,
Осел, Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки –
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
“Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка –
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!”
Расселись, начали Квартет,
Он все-таки на лад нейдет.
“Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел: - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем”.
Послушались Осла; уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему;
Чтоб их решить сомненье:
“Пожалуй, - говорят: - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!” -
“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей: -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь”
2. Обсуждение содержания басни. Беседа с детьми
- О чем это произведение?
- Кто, по-вашему мнению, является музыкантом?
- На чем музыкант исполняет музыку?
- Назовите известные вам музыкальные инструменты.
- Голос человека как музыкальный инструмент: его характеристики, условия эксплуатации.
- Что нужно уметь, чтобы быть музыкантом-исполнителем, певцом?
Сегодня на нашем занятии мы докажем, что имея эти умения, можно стать хорошим исполнителем.
3. Практическая часть
Гигиенический самомассаж, гимнастика лица
Массаж лба. Поглаживать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам. Повторить 4 раза.
Массаж верхней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать лицо от спинки носа к ушам. Повторить 4 раза.
Массаж средней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать от середины верхней губы к ушам. Повторить 4 раза.
Массаж нижней челюсти. Поглаживать от середины подбородка сначала тыльными сторонами кистей обеих рук до ушей, затем ладонями от ушей обратно к середине подбородка. Повторить 4 раза.
Массаж лица кончиками пальцев (круговые движения)
Работа лицевых мышц:
- указательные пальцы над глазами, приподнимать их мышцами лица;
- указательный палец на переносице, контролирует «сморщенный нос»;
- движение нижней челюсти вправо-влево, круговые движения.
Дыхательные упражнения
Постановка носового дыхания
«Ладошки» - 4 раза;
«Кулачки» - 4 раза;
«Обними плечи» - 4 раза;
«Китайский болванчик» - 4 раза
Постановка дыхания «в спину»
«Собачки»
Упражнение, тренирующее долгий выдох
«Насос»
Чтение прибаутки на долгом выдохе
«Как на нашем на лугу,
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели».
Упражнение, тренирующее задержку выдоха
«Аромат цветка»
Звуковая дыхательная гимнастика
«Паровоз»
Звуки, имитирующие движение поезда: сигнал «у!-УУУ!», «чух-чух-чух-чух…..»
«Едет, едет паровоз
Две трубы и сто колес
Две трубы, сто колес
Машинистом рыжий пес» Остановка «пффффф…»
Интонационно-фонетические упражнения
Упражнение 1. Тренировка дыхательных мышц, постановка согласных звуков: на легком наклоне вперед, активно произносят следующая последовательность слогов. Обратить внимание на четкое произношение согласных звуков.
РИ, РЭ, РА, РУ;
ЛИ, ЛЭ, ЛА, ЛУ;
МИ, МЭ, МА, МУ;
НИ, НЭ, НА, НУ;
ЗИ, ЗЭ, ЗА, ЗУ;
СИ, СЭ, СА, СУ;
ЖИ, ЖЭ, ЖА, ЖУ;
ШИ, ШЭ, ША, ШУ;
БИ, БЭ, БА, БУ;
ПИ, ИЭ, ПА, ПУ;
ДИ, ДЭ, ДА, ДУ;
ТИ, ТЭ, ТА, ТУ;
ТРИ, ТРЭ, ТРА, ТРУ.
Упражнение 2. «Штро- бас»
Упражнение 3. «Страшная сказка»
Упражнение 4. «Вопросы – ответы»
Вокальные упражнения «Природные зарисовки»
«Утро на лужайке» - на одном звуке поется последовательность гласных «УОАЭЫ»
«Водные растения» - ломаное нисходящее движение с «5»
«Шаловливый комарик» - glissando «1-5»
«Танец на полянке» - движение по звукам Т↑, ↓
«На рыбалке» - скачок на «8» ↑ с последующим заполнением интервала – поступенное движение ↓
Песня-скороговорка «Два теленка на лугу»
«Ма-ма, мэ-мэ, ми, мо, му – два теленка на лугу,
Ра-ра, рэ-рэ, ри, ро, ру – щиплют сочную траву.
Гра-гра, грэ-грэ, гри, гро, гру – волки прячутся в лесу.
Да-да, дэ-дэ, ди, до, ду – я к телятам побегу.
За-за, зэ-зэ, зи, зо, зу – от волков постерегу.
На-на, нэ-нэ, ни, но, ну – очень я телят люблю.
Ла-ла, лэ-лэ, ли, ло, лу – их водичкой напою»
Концертная программа
М.Миньков - М.Пляцковский «Телега»
Г.Струве - Н.Соловьева «Моя Россия»
И.Крутой «Я пою»
«О´кей»
К.Брейбург «Лунная мелодия»
А.Зацепин «Любовь одна виновата»
А.Ермолов «Рождение звезды»
«Ledy in Red»
«Therell you be»
III. Итоги занятия.Рефлексия
Наше занятие подошло к концу.
Оно вам понравилось? Что вам было интересно?
В заключении, давайте еще раз назовем те умения, которые помогут вам стать хорошими певцами:
- пользоваться певческим дыханием;
- иметь развитый голос;
- уметь грамотно и выразительно исполнять музыкальные произведения;
- быть артистичным.
Всему этому может научиться любой человек, но чтобы добиться хороших результатов, нужно много работать над собой, развивать все эти умения. А для этого требуется большое терпение и трудолюбие. Я уверена, вам хватит упорства, и вы станете настоящими музыкантами. Желаю вам успеха!