Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке, 4 класс в условиях ФГОС НОО»
Управление образования администрации города Чебоксары
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №63» города Чебоксары
Чувашской Республики
Рассмотрено
на заседании ШМО _____________________
протокол №_______
«__» __________20__г.
Согласовано
Зам. директора по УВР
__________ В.Ю. Маскин
«____» __________20___г.
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 63»
г. Чебоксары
___________В.В. Шашкова
приказ №___________
от «___»__________20__г.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Музыка»
на 2015 – 2016 учебный год
4 класс
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерной программой начального общего образования, с учетом авторской учебной программы «Музыка» («Начальная школа XXI века») В.О. Усачевой, Л.В. Школяр.
Составитель:________________Н.В.Димитриева
Чебоксары 2015
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа предмета «Музыка» для обучающихся 4 класса МБОУ СОШ №63 г. Чебоксары разработана на основе ФГОС 2015 г., авторской учебной программы «Музыка» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, - М. ;Вентана – Граф, 2015 (Начальная школа 21 века).
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству.
Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
Основными задачами уроков музыки с приоритетом академического пения являются:
Образовательные:
- вооружить учащихся системой опорных знаний, умений и способов деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального образования и самовоспитания;
- научить понимать образное содержание музыки и эмоционально, выразительно передавать его в собственном исполнении.
Развивающие:
- развивать интерес и любовь к певческому искусству, к музыке, желание слушать и исполнять её для самореализации в сценической деятельности;
- приобщить учащихся к «золотому» фонду народной, духовной, классической и современной хоровой музыки;
- формировать художественный и эстетический вкус учащихся;
- воспитывать слушательскую и исполнительскую культуры, способность воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности на уроке;
- создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Мотивационные:
- сформировать стремление (потребность) использовать репертуар, знания и умения, приобретённые учащимися на уроках в деятельности школьного коллектива, в быту, на досуге (во внеурочной деятельности);
- создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества для включения в активную творческую деятельность учащихся.
Изменения в рабочую программу внесены с учётом методических рекомендаций «Организация уроков музыки с приоритетом академического хорового пения»:
изменены основные задачи уроков музыки с учётом приоритета академического пения;
повысилась роль вокально-хоровой работы на уроках музыки для нормального развития и функционирования голосового аппарата, для охраны детского голоса.
2.Общая характеристика учебного предмета
Учебный материал 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Выявляют национальные особенности, характерные черты музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.). Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» - сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначальных представлений и знаний о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентичного, подлинного н стилизованного), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-исполнительской и творческой (сочинение, импровизации) деятельности школьников.
Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси.
«Академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители – певцы, инструменталисты, дирижёры, хоры, оркестры. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов.
Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития.
В рабочей программе учитывается национально-региональный компонент. В содержание разделов включены следующие:
Музыкальная партитура мира – «Щер планета ченет» муз. Ф. Лукина» слушание – Ф. Васильева «Положите цветы на могилу солдат» из сюиты «Фронтовые эскизы». – Музыкальное общение без границ – «Пур еще те саватпар» муз. А. Андреева, слушание- А. Эшпай « Концерт для гобоя с оркестром»
-« Асамла алаксем» Н. Тимофеева, «Таша кевви» чувашская народная, слушание- Ф. Васильев «Татарский танец» из оперы «Шывармань».
Мы поем – «Вайа» -чувашская народная , « Ака суха юрри» - чувашская народная, слушание – Ф . Васильев фрагменты из балета « Сарпике»
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №63» г. Чебоксары всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 134 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Основная идея содержания четвертого года обучения – развернуть перед выпускниками начальной школы музыкальную партитуру мира, услышать в ней голос России и свой собственный голос. В рамках этой идеи исследуется взаимодействие русской музыки и музыки ближнего зарубежья с мировой музыкальной культурой. Акцент делается на интонационном своеобразии национальных культур зарубежных стран. Постепенно школьники подводятся к пониманию того, что все люди связаны между собой и обращение одного народа к музыке другого народа обогащает ее особыми чертами.
Основными методологическими принципами являются:
1. Преподавание музыки в школе как живого образного искусства.
2. Деятельностное освоение искусства.
3. Проникновение в природу искусства и его закономерностей.
1.Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
2. Формирование основ национальных ценностей российского общества.
3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
4. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.
5. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.
8. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно – нравственном развитии.
2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интересах музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
3.Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнении вокально – хоровых произведений, в импровизации.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.
4. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
6.Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования.
8.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «МУзыка».
Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле музыки.
6.Содержание программы по музыке
4 КЛАСС (34 ч)
1. Музыкальная партитура мира. (1ч)
Многоцветие звучащего пространства Щер планета ченет» муз. Ф. Лукина» слушание – Ф. Васильева «Положите цветы на могилу солдат» из сюиты «Фронтовые эскизы». -1ч
2. Голос России. (3ч)
Что это значит - слышать голос России?-1ч
Я - часть России-1ч
Гимн России-1ч
3. Путешествие во времени и пространстве(5ч)
Иные песни поют и там, и тут-1ч
Планета Бах-2ч
Веселое имя – Моцарт. Обобщающий урок -2ч
Разум, увенчанный гением-1ч
Планета Бетховен-2ч
4. Музыкальное общение без границ . (8ч)
Вариации на тему-1ч
Глинка в Испании-1ч
Италия глазами русских художников-1ч
«Итальянское каприччио» П.И. Чайковского- Пур еще те саватпар» муз. А. Андреева, слушание- А. Эшпай « Концерт для гобоя с оркестром» -1ч
Обобщаюший урок по пройденным темам
Восточный ветер-2ч
Вокруг света с Н.А. Римским – Корсаковым-1ч
Восточные мотивы-2ч
Русский восток -« Асамла алаксем» Н. Тимофеева, «Таша кевви» чувашская народная, слушание- Ф. Васильев «Татарский танец» из оперы «Шывармань». -2ч
5. Музыкальный салон Иоганн Себастьян Бах,-1ч В.А. Моцарт, -1ч Ф. Лист, Ф. Шуберт, -1ч Р. Шуман, -1ч Фридерик Шопен, -1ч Клод Дебюсси, -1ч А.Н. Скрябин-1ч
6.Мы поем
В путь «Свадьба Фигаро» «Мое солнышко» «Санта Лючия» «Лебедь» «Как мне маме объяснить»-2ч
Календарно-тематическое планирование
рассчитано на 1 раз неделю 34 часа
№ урока
Тема
урока
Кол-во часов
Тип урока
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля, измерителя
-
ТСО,
ЦОР, наглядность
Виды деятельности учащихся
Примечания
дата
1.1
Многоцве-тие звучащего простран-ства
Щер планета ченет» муз. Ф. Лукина» слушание – Ф. Васильева «Положите цветы на могилу солдат» из сюиты «Фронтовые эскизы».
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Усвоить характерные особенности русской песни. Широту фраз не квадратности настроения. Распев как характерную особенность народной песни.
импровизация, вокальное исполнение по группам, сольное и хором.
Песня о Родине»
И. Дунаевский «Необычный концерт»
А. Дементьев - разучивание
слушание – Ф. Васильева «Положите цветы на могилу солдат» из сюиты «Фронтовые эскизы».
размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
выражать своё отношение к музыкальному произведению
2
Что это значит – слышать голос России?
1
Комбинированный урок
уметь определять на слух основные жанры музыки
импровизация, вокальное исполнение по группам, сольное и хором.
«Песня о России» на сл. О. Высотской, муз. В.Локтева
«Ой, да, ты калинушка» - русская народная песня
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Интонация – источник элементов музыкальной речи.
3
Я часть России
1
комбинированный
знать автора, название, текст изученного произведения
импровизация, вокальное исполнение по группам, сольное и хором.
«Люблю тебя моя, Россия»
Наблюдение за музыкой в жизни человека.
Слушание музыки и размышление о ней.
4
Гимн России
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Знать/понимать: название изученного произведения и автора, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Уметь: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов
импровизация, вокальное исполнение по группам, сольное и хором.
«Гимн России» муз. Александрова сл. Михалкова
Определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях.
5
Иные песни поют и там и тут
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний. Урок - путешествие.
знать об истоках происхождения музыки;
-уметь различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение
импровизация, вокальное исполнение по группам, сольное и хором.
«Месяц взошел...»
Музыкально-ритмические движения.
Хоровое пение.
6-7
Планета Бах
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
- уметь определять на слух основные жанры музыки;
-участвовать в коллективном пении
викторина, импровизация, вокальное исполнение по группам, сольное и хором.
И.С. Бах фуга 4, Бранденбургский концерт №2 И.С. Бах.
Слушание и исполнение музыки, размышление о ней.
8-9
Веселое имя – Моцарт
Обобщающий урок
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
уметь применить элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
Викторина, импровизация, вокальное исполнение по группам, сольное и хором.
.А. Моцарта «Безделушки»
Увертюра из оперы «Волшебная флейта»
Слушание музыки, размышление о ней.
Импровизация.
Хоровое пение
10
Разум, увенчанный гением
1
Обобщение и систематизация знаний.
знать об истоках происхождения музыки;
-уметь различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение
Викторина, игры, беседа, импровизация, вокальное исполнение по группам, сольное и хором.
Увертюра из оперы «Волшебная флейта»
Слушание музыки, размышление о ней.
Импровизация.
Хоровое пение
Узнавать изученные музыкальные произведения, называть их авторов.
Хоровое пение
11-12
Планета Бетховен
2
Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок - путешествие.
уметь определять на слух основные жанры музыки;
-выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы
Устный опрос, импровизация.
Л.В. Бетховен Симфония №3( Героическая) фрагмент
Наблюдение за музыкой в жизни человека.
Различать настроение, чувства и характер человека, выраженный в музыке.
Хоровое пение
13
Вариации на тему
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний.
уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
устный опрос, импровизация, вокальное исполнение по группам, сольное и хором.
Виктор Зинчук – вариации на славянскую тему
вариации на тему японской песни "Вишня" Д.Б. Кабалевского
Различать настроение, чувства и характер человека, выраженный в музыке.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
14
Глинка в Испании
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний.
уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
-узнавать изученные музыкальные произведения
устный опрос, импровизация, вокальное исполнение по группам, сольное и хором.
вариации на тему японской песни "Вишня" Д.Б. Кабалевского
размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
15
Италия глазами русских художников
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний.
уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности (темп, ритм)
Музыкальные загадки. Конкурс: "Самый музыкальный" Устный опрос
«Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде
Слушание музыки, размышление о ней Знакомство с элементами нотной записи.
размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
16
«Итальянское каприччио» П.И. Чайковсого «Пур еще те саватпар» муз. А. Андреева
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
уметь узнавать изученные муз. произведения и называть имена из авторов
Диалог, конкурс, импровизация, вокальное исполнение по группам и сольное.
Песня «Летите, голуби» И. Дунаевский, М. Матусовский
произведения для оркестра ("Итальянское каприччио") П.И. Чайковский
слушание- А. Эшпай « Концерт для гобоя с оркестром»
Слушание музыки, размышление о ней
16
Обобщаю-ший урок по пройденным темам
1
Обобщение и систематизация знаний. Урок - путешествие.
знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения
диалог, конкурс, импровизация, вокальное исполнение по группам и сольное.
Пластическое интонирование.
Слушание музыки, размышление о ней
17-18
Восточный ветер
2
Урок изучения и первичного закрепления знаний
уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
сравнение, импровизация "рисуем картины природы звуками", исполнение песен
Н.Корсаков «Шехерезада»
Слушание музыки, размышление о ней
Хоровое пение
19-20
Восточные мотивы
2
Урок изучения и первичного закрепления знаний
уметь узнавать изученные муз. произведения и называть имена их авторов
устный опрос, конкурс, вокализация мелодий индивидуально по группам.
фрагменты из оперы М. Глинки “Руслан и Людмила”: Каватина Людмилы (из 1-го д.), Речитатив и ария Руслана (из 2-го д.), Персидский хор (из 3-го д.), Восточные танцы в замке Черномора: турецкий, арабский (из 4-го д.); симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова Шехеразада (1часть, фрагмент) «Не пой красавица при мне…» С. Рахманинов
сопоставлять различные образцы профессиональной музыки;
выражать своё отношение к музыкальному произведению
21-22
Русский восток.
-«Асамла алаксем» Н. Тимофеева, «Таша кевви» чувашская народная
2
Урок изучения и первичного закрепления знаний
уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
устный опрос, конкурс, вокализация мелодий индивидуально по группам.
слушание- Ф. Васильев «Татарский танец» из оперы «Шывармань».
А. Бородин «Князь Игорь» хор половецких девушек.
сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
выражать своё отношение к музыкальному произведению
23
Иоганн Себастьян Бах
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
уметь определять на слух основные жанры музыки: настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях
знать биографию композитора
устный опрос, конкурс, вокализация мелодий индивидуально по группам.
Ария сопрано №3 из «Магнификата», месса си минор, концерт ре минор для клавесина с оркестром ч.1
сопоставлять различные образцы профессиональной музыки;
выражать своё отношение к музыкальному произведению
24
.Вольфганг Амадей Моцарт
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
уметь определять на слух основные жанры музыки: настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях
знать биографию композитора
устный опрос, конкурс, вокализация мелодий индивидуально по группам
Ария графини из оперы «Свадьба Фигаро»
Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро»
Фантазия до минор для фортепиано
Сравнение музыкальных произведений разных жанров.
Хоровое пение
25
Ференц Лист
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
уметь определять на слух основные жанры музыки: настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях
знать биографию композитора
Устный опрос, импровизация, игра, исполнение песен н оценку
Венгерская рапсодия №2, №12 Ф. Лист
Хоровое пение
Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.
26
Обобщающий урок по пройденным темам
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров
Устный опрос, импровизация, игра, исполнение песен на оценку
Песня по выбору
Хоровое пение Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений
27
Франц Шуберт
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности
Устный опрос, импровизация, игра, исполнение песен н оценку
Ф. Шуберт, Романтическая опера "Летучий голландец
«Лесной царь», «Мельник и ручей», «Баркарола», «Аве Мария», «Лебединая песня»
сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
выражать своё отношение к музыкальному произведению
28
Роберт Шуман
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
-узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их автора
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)
2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»