Просмотр содержимого документа
«Путешествие в сказочный лес»
Ветрова Нелли Геннадьевна Учитель музыки ГБОУ школа № 48 Приморского района Санкт- Петербург Тема четверти: "О чём говорит музыка?" Тема урока: "Путешествие в сказочный лес" Тип урока: углубление в тему Форма урока: путешествие
Цель: способствовать повышению активности первоклассников посредством модальных форм оценки учебной деятельности.
Задачи:
Формировать знания первоклассников о том, что музыка способна выражать чувства человека и их характеры через музыкальный материал урока.
Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока (интонация, дикция, динамика).
Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру.
Музыкальный материал:
"Марш" Л.Бетховена – вход.
"Первый класс" Д.Кабалевского – исполнение.
"Петь приятно и удобно" (попевка) – исполнение.
"Голубой вагон" В.Шаинского – исполнение.
"Весёлая. Грустная" Л.Бетховена – слушание (подбери подходящие к музыке цвета).
"Весёлый музыкант" А.Филиппенко – поиграем в музыкантов.
– музыкальное сопровождение или звучание музыкального фрагмента;
– поощрение ребят.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
"Марш" – вход в класс.
Музыкальное приветствие.
"Первый класс" исполнение.
– Здравствуйте, садитесь.
II. Актуализация знаний учащихся.
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочный лес. А сказочный он потому, что там живут сказочные герои и происходят такие события, каких в нашей обычной жизни не бывает. Кроме того, во время этого путешествия вы узнаете много интересного о музыке, музыкальных инструментах, услышите уже знакомые музыкальные произведения и песни. И, конечно же, будете петь, играть, отгадывать загадки. Отправимся в путешествие при помощи волшебного поезда, который готов к поездке, но чего-то не хватает… Ведь это тоже не обычный поезд! Чтобы он смог куда-нибудь поехать, нужно спеть какую-нибудь песню про поезд. Вы знаете такую песню?
"Голубой вагон" – исполнение 1 куплета.
– Куда же привёз нас с вами сказочный поезд? В сказочный лес! И мы здесь не одни. Это весёлый музыкант развлекает зайчиков игрой на музыкальных инструментах.
– Ребятишки, а вы помните, на каких музыкальных инструментах он умеет играть? Как они называются? (Скрипка, балалайка и барабан).
– Пусть не каждому предстоит в будущем стать музыкантом, и овладеть игрой на каком-либо музыкальном инструменте, но представить, что мы музыканты – можем. Правда?
Вызываются по желанию несколько ребят. Они должны показать, как играть на скрипке, балалайке и барабане.
"Весёлый музыкант" – ребята изображают игру на музыкальных инструментах.
Отметить ребят словесно за замечательную игру на музыкальных инструментах, а тех, кто был в центре – путём прикосновения, поглаживания по плечу, голове.
III. Основная часть.
– А теперь я хочу рассказать подробнее о тех музыкальных инструментах, игру на которых вы пытались передать.
СКРИПКА.
Сделана из дерева, играют на ней смычком. Звук скрипки очень красивый, высокий, певучий. Музыканта, играющего на скрипке, называют скрипачом. За певучий и красивый голос скрипку зовут "царицей музыки".В глубокой древности человек заметил, что натянутая тетива охотничьего лука может приятно звучать. Постепенно люди начали делать музыкальные инструменты с одной, двумя или несколькими струнами. Они-то и были предками нашей скрипки. Сейчас скрипка выглядит так: у неё четыре струны, которые натянуты на деревянный корпус. Звук получается от соприкосновения струн со смычком. Но для того, чтобы заставить скрипку петь, надо быть хорошим музыкантом.
БАЛАЛАЙКА.
Появилась на Руси давно. Сделана из дерева. Музыкант кистью руки ударяет по струнам, и мы слышим звонкий и певучий голос балалайки. Называют этот инструмент струнным щипковым, а музыканта, играющего на балалайке, – балалаечником. В деревнях и сёлах балалайки делали народные музыканты-самоучки. Хорошо пели деревенские парни и девушки, но ещё лучше звучала песня, если ей подыгрывали на балалайке.
БАРАБАН.
Его предок – простая каменная или деревянная колотушка, которой пользовались ещё первобытные люди. Позднее стали на какой-то обруч натягивать звериные шкуры. Барабан относится к группе ударных инструментов. Играют на нём с помощью двух палочек. Звук барабана не имеет определённой высоты. Существует две разновидности барабана – большой барабан и малый барабан. Большой барабан звучит мощно. Его звук напоминает то раскаты грома, то пушечные выстрелы. Малый барабан – военный, походный инструмент.
– А теперь я предлагаю вам прогуляться по лесу. Встаньте и повторяйте все движения за мной.
ПРОГУЛКА
Мы пришли в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес! Слева – берёзка в шубке стоит, Справа – ёлка на нас глядит. Пролетели снегири – Как красивы они! Вот и зайка проскакал – От лисы он убежал. А это серый волк рыщет – Он себе добычу ищет. Все мы спрячемся сейчас Не найдёт тогда он нас. Лишь медведь в берлоге спит. Так всю зиму и проспит! В небе снежинки кружатся, На землю красиво ложатся. В лесу тишина и покой. Ну а нам пора домой.
На месте шагают. Разводят руки в стороны. Отводят руку влево. Отводят руку вправо. Машут руками, изображая крылья птиц.
Скачут на месте.
Изображают злого волка.
Закрывают лицо руками.
Закрывают глаза, изображая сон.
Делают руками фонарики. Приседают на корточки. Опускают руки и садятся на свои места.
– Понравилась прогулка? Вообще-то прогулки полезны всем и в любое время года. Согласны? Они улучшают цвет лица и поднимают настроение, особенная такая прогулка как наша. Но ведь вы уже знаете, что и музыка может выражать мысли и чувства человека. Композитор сочиняет музыку для многих людей. Если бы он сочинил её только для себя, он был бы подобен врачу, лечащему только свои собственные болезни. Самые обычные чувства людей – и ребёнка, и взрослого человека – РАДОСТЬ и ПЕЧАЛЬ. И многие композиторы в своих музыкальных произведениях хотели передать именно эти чувства. Вы знаете такое произведение немецкого композитора, которое так и называется "Весёлая. Грустная". Помните ли, вы, как его зовут? (Л.В.Бетховен).
– Бетховен хотел выразить такие чувства: после веселья может наступить грусть, но после грусти обязательно вернётся веселье. Подтверждением этих слов будет сама музыка.
Игра перед слушанием "Долгий звук".
(Отметить самых внимательных).
"Весёлая. Грустная" – слушание.
Задание: подбери подходящие к музыке цвета.
(Отметить отличившихся ребят).
– Ребята, а ведь вы и не заметили, что потревожили и разбудили одного жителя сказочного леса. Я загадаю загадку, а вы должны сказать кто же это.
ЗАГАДКА
Любит груши и мёд, Сладкоежкою слывёт. А ещё могу сказать, Очень любит он поспать.
– Кто это? Медведь конечно. И нам срочно его нужно уложить спать! Давайте думать, как это можно сделать.
(Выслушиваются советы ребят).
– Ребятишки, а как мама укладывает своего ребёнка спать? Что она поёт? (Колыбельную песню)
– Наш мишка тоже ещё маленький, поэтому можно попробовать усыпить его таким же способом. В мультфильме "Умка", про белого медвежонка его мама точно также пытается уложить спать. Послушайте эту песню, она наверняка вам знакома.
"Колыбельная медведицы" – слушание.
– Давайте разучим эту колыбельную и споём нашему мишке.
– Вы так замечательно убаюкали медвежонка, что я думаю, он проспит до конца зимы. А мы возвращаемся из путешествия. Слышите, волшебный поезд уже отправляется в обратный путь.
Проигрыш песни "Голубой вагон".
IV. Итог урока.
– Вот и подошло наше путешествие к концу. Что же нового вы узнали за время нашего путешествия?
(Ответы ребят)
Отмечаю активность ребят на уроке, интересные и правильные ответы, их внимательность.