Материалы и оборудование: иголки, нитки, шаблоны выкроек, мел, ножницы, мех, ткань х/б, картон, ватин.
Наглядные пособия: книга с иллюстрациями, инструкционные карты, образцы поделок, плакат с изображением гриба.
Структура занятия:
Оргмомент
Сообщение темы занятия
Подготовительный этап к путешествию (повторение полученных знаний)
Путешествие по сказочному лесу
беседа с детьми
знакомство с разновидностями грибов
физкультминутка
Объяснение нового материала
Практическая работа
Подведение итогов.
Ход занятия.
1.Оргмомент.
Проверка готовности детей к занятию. Повторение правил техники безопасности при работе с иголками, ножницами.
2.Сообщение темы занятия:
«Путешествие в сказочный лес. Знакомство с грибами».
3.Подготовительный этап к путешествию.
Ребята, какое время года сейчас идет? Правильно. За окном зима, мороз, лежат сугробы. А вы хотели бы на время оказаться в летнем лесу? Вот и замечательно. Давайте сегодня, совершим путешествие в сказочный летний лес. А чтобы попасть в этот лес, мы должны ответить на некоторые вопросы и отгадать загадку-ключ. Вы согласны? Хорошо. Я задаю вопросы. (Вопросы демонстрируются в презентации)
Как называется шов, который используется при пошиве игрушек из драпа, меха? (петельный)
Назовите материал, который мы используем для изготовления выкроек.
(Картон)
Как называется выкройка из картона? (Лекало)
Какие материалы мы чаще всего используем в работе? (Мех, драп, х-б
ткани).
Назовите материал, которым можно набить игрушку. (Синтепон, ватин, вата).
Как мы переводим на ткань парные детали? (В зеркальном отображении).
Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на все вопросы. А сейчас вам нужно отгадать загадку-ключ. (Загадка демонстрируется в презентации)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.
(Гриб)
Кто знает ответ? Молодцы! Конечно же, это гриб! Вот он! Этот гриб со своим пришёл к нам в гости. (Показать детям сшитые грибы). Вот такой грибок мы будем сегодня шить.
4. Путешествие по сказочному лесу. Перед началом работы давайте совершим путешествие по лесу. (В презентации демонстрируется изображение леса). Нашими проводниками будут эти грибы.
Беседа с детьми.
Знаете ли вы, что грибы называют детьми леса? А почему? (Ответы детей)
Верно. Потому что грибы растут только в лесу.
А сейчас назовите , пожалуйста, грибы, которые вы знаете. И почему их так назвали. (Ответы детей).
Кто из вас ходил в лес за грибами?
Как надо собирать грибы? Правильно. Грибы нужно срезать ножом. Их нельзя рвать, выдергивать с корнем, т.к. можно повредить грибницу. Что может произойти, если все грибники будут рвать грибы? Правильно. Их не станет. Могут погибнуть некоторые животные и птицы, т.к. будет меньше корма. Большое количество грибов поедается дикими животными и домашними копытными животными. Охотно питаются грибами бурундуки, мыши, белки. В гнезде одной из них однажды нашли более 1500 высушенных грибов, а сколько их она развесила по сучкам деревьев? Любят грибы и птицы.
Каково строение гриба? (Ответы детей). Правильно. У гриба есть ножка, шляпка, а в земле находится грибница в виде нитей. Грибница осуществляет все жизненные функции организма – питание, рост, размножение. Располагается грибница у большинства грибов на глубине не более 5-12 см. Ежегодно она разрастается на 10-30 см в диаметре, а внутренняя часть ее постепенно отмирает. Существуют грибницы по несколько десятков и даже сотен лет.
Знакомство с разновидностями грибов.
А сейчас, давайте посмотрим на иллюстрации грибов. (Идет показ презентации, дети называют грибы, разделяют их на съедобные или не съедобные). Вы прекрасно справились с этим заданием.
Физкультминутка.
Ребята, мы с вами путешествовали довольно долго. Давайте немного отвлечемся и сделаем небольшую разминку.
Встали рано утром. Потянулись. Сделали зарядку (руки в стороны, вверх, отпустили повторить 3 раза, наклоны в стороны - в каждую сторону по 3 раза, умылись (имитация), оделись (имитация), взяли корзинки (имитация) и пошли (шаги на месте). Идем по лесу (шаги на месте). Деревья большие. Раздвигаем ветки (имитация). Что бы найти гриб надо наклониться. Увидели. Присели, срезали (имитация). Положили в корзинку (имитация движения0, пошли дальше (шаги). Еще гриб. Наклонились, присели, срезали (имитация), положили в корзинку (имитация)… Пошли дальше (шаги на месте). Еще гриб. Наклонились, присели, срезали, положили в корзинку. Полная корзинка! Молодцы! Грибов набрали. Можно возвращаться домой.
Чтобы попасть вновь на занятие, мы должны выполнить задание нашего грибочка. Он просит вас отгадать названия грибов, которые здесь спрятались
И И А
(лисичка)
(мухомор)
У О О
(белый)
Е Ы
Молодцы! Вы справились с этим заданием.
5. Объяснение нового материала.
Мы вновь возвращаемся на занятие, а что бы у нас осталось воспоминание о путешествии давайте сошьем на память грибочек. Все согласны? Хорошо. Тогда приступаем к работе. Давайте внимательно посмотрим на этот грибок. Из чего он состоит? Правильно. Голова – шляпка, туловище, ручки. Из каких деталей состоит шляпка? (Ответы детей). Пять треугольников, и низ шляпки – прямоугольная полоска. Из каких деталей состоит ножка гриба? (Ответы детей) – прямоугольная полоса и круг – основание. А руки? Верно. Это два прямоугольника. Ну, и конечно же, наш грибочек имеет глазки, носик и ротик. Сегодня мы с вами раскроим грибок.. А закончим работу на следующих занятиях. Задание всем ясно? Тогда приступаем к работе. У кого возникают трудности, смотрим инструкционные карты, задаем вопросы.
6.Практическая работа по раскрою гриба.
В процессе работы каждому ребенку (по необходимости) дать консультацию. Обратить внимание на осанку, правильное использование инструментов.
Итак, с поставленной задачей все справились успешно. Молодцы! Вы прекрасно потрудились.
7.Подведение итогов. Настало время подвести итоги нашего путешествия. Где мы сегодня были? (Ответы детей). Чем мы занимались в лесу? (Ответы учащихся). Что узнали?.. Вам понравилась прогулка? Давайте покажем свое настроение вот на этом нарисованном грибочке. Если вам понравилось все на занятии, вы приклеиваете на шляпку красный кружок, если не очень понравилось – синий. И если совсем не понравилось - черный. Учащиеся выбирают цветные кружки и создают цветограмму настроения. Ребята, всем спасибо. Получился замечательный гриб!
Использованная литература:
1.Пеле Янсен, «Все о грибах» Санкт-Петербург, «Кристалл», 2004.
2.Пименов К., «Грибы в лесу, на столе, в аптечке», Москва, «Эксмо», 2006