kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по музыке для 8-го класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке предназначена для общеэстетического развития учеников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по музыке для 8-го класса»


Пояснительная записка

Целью уроков музыки в 8 классе является расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.

В 8 классе для реализации содержания государственного образовательного стандарта и сохранения преемственности в выборе программ рекомендуется в 2009/2010 учебном году в 8 классе закончить программу Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. 3-е издание. – Москва: Просвещение, 2006год) в уплотненном варианте – в объеме 17 часов.

Содержание раскрывается в следующих учебных темах: «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» и «Великие наши современники». Тема первой четверти «Современность в музыке» включает в себя музыкальный материал тем «Что значит современность в музыке» и «Наши великие современники». Изучение тем строится на основе жанрового (соната, симфония, опера, камерные жанры), интонационно-стилевого (русская классическая школа, западная музыка, духовная музыка), эмоционально-образного подходов к изучению музыкального искусства. Важно, чтобы школьники почувствовали своеобразие творческого стиля композитора, неповторимость его музыкального подчерка, проявили свое отношение к художественно-образному и духовно-ценностному строю музыкальных произведений, написанных композиторами разных эпох и национальностей. В рамках этой четверти обобщается учебный материал всех лет обучения музыке. Творчество Баха, Бетховена, Мусорского, Прокофьева изучается с точки зрения нравственно-ценностного подхода: как размышление о вечных вопросах бытия, рождающее глубокие чувства и способствующие нравственному росту слушателей. Песенный материал этой четверти основан на бардовских песнях и песнях отечественных композиторов-песенников.

Тема второй четверти «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» включает в себя материал темы «Музыка серьезная и музыка легкая». Во второй четверти учащиеся изучают взаимодействие легкой и серьезной музыки на основе их взаимопроникновения и взаимовлияния. Необходимо, чтобы учащиеся поняли различие между значениями термина «легкая музыка»: музыка легкая по содержанию и музыка легкая для восприятия. Танцевальная и песенная музыка изучается с точки зрения критического и нравственно-ценностного подходов.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год);

  • утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 09.12.2008 №379 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников частично используются учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6-7 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 7 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке). В связи с тем, что в базисном учебном плане 2004 г. на изучение предмета отведено 17 часов вместо 35 часов, учебный материал по программе Кабалевского Д.Б. «Музыка» изучается в уплотненном варианте.

Содержание уроков в 8 классе направлено на реализацию следующих содержательных единиц государственного образовательного стандарта:

  • по предмету «Музыка» - «Стилевое многообразие музыки»; «Джаз (Амстронг Л., Утесов Л.): спиричуэл, блюз. Симфоджаз (Гершвин Д.)»; «Творчество композиторов-песенников (Дунаевский И.О., Александров А.В.)»; «Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления»; «Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве Мусоргского М.П., Чайковского П.И., Прокофьева С.С.»;

  • по предмету «Искусство» - «Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности»; «Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в музыке»; «Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока».

В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 года и в связи с освоением новых содержательных тем в программе 8 класса обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:

  • творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «музыкальным символом эпохи» (М. Дунаевский, А. Петров, Б. Окуджава, по выбору учителя);

  • многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления (бардовская песня, эстрадная песня, рок-музыка, джаз, рок-опера и т.д.).

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д.Б. Кабалевским, Л.В. Горюновой, А.А. Пиличаускасом, Э.Б. Абдуллиным, Г.П. Сергеевой:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод проектов.

В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.


Учебно-тематический план программы для 8 класса

п/п

Тема урока

Кол. час.

Формы контроля


«Современность в музыке»

10 ч.


1

Отражение вечных, общечеловеческих ценностей в музыке

1ч.


2

Автобиографическая соната Л. Бетховена

1ч.

Проектные задания

3

Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки в симфонии П.И. Чайковского

1ч.

Викторина по творчеству П.И. Чайковского

4

Взаимопроникновение музыкальных культур

1 ч.


5-6

Урок-монография по творчеству М.П. Мусоргского

2ч.

Викторина по творчеству М.П. Мусоргского

7

Связь времен в музыке

1ч.

Викторина по творчеству С.С.Прокофьева

8

Урок – путешествие «Прогулка по Москве – прошлое и настоящее рядом»

1ч.

Викторина по стилям музыки

9-10.

Урок-диспут «Музыка будущего и настоящего»

2ч.

Защита проектов


II четверть «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки»

7ч.


1

Танцевальная музыка – легкая или серьезная?

1ч.


2

Серьезная и легкая

рок-музыка

1ч.

Защита проектов

3

Истоки и современность джазовой музыки

1ч.

Защите проектов

4

Контрастные противопоставления в оперном жанре

1ч.


5

Слияние двух стилей в музыке симфоджаза

1ч.


6

Взаимодополнение легкой и серьезной музыки

1ч.


7

Взаимовлияние серьезной и легкой музыки

1ч.

Обобщающий урок-диспут


ИТОГО

17 ч.



Календарно-тематический план программы для 8 класса


Дата

Тема урока

Основное содержание урока

Музыкальный

материал урока

I четверть «Современность в музыке»

1


Отражение вечных, общечеловеческих ценностей в музыке

Фуга - высшая форма полифонии. Музыка Баха как выражение огромной жизненной силы и энергии.

Характерные черты эпохи барокко и творчества И.С. Баха

1. И.С. Бах «Токката и фуга» ре минор

2. Б. Окуджава «Музыкант»

3. М. Дунаевский «Карусель-земля» или «Песенка о непогоде»

2


Автобиографическая соната Л. Бетховена

Автобиографичность «Сонаты №14» Л. Бетховена. Постижение жизненного содержания музыки через моделирование проблемной ситуации.

Характерные черты творчества Л. Бетховена. Особенности сонаты как жанра камерной музыки. Сонатная форма.

1. Л. Бетховен «Соната №14»

2. Песни о любви по выбору учителя

3. М. Дунаевский «Карусель-земля» или «Песенка о непогоде»


3


Взаимопроникно-вение серьезной и легкой музыки в симфонии П.И. Чайковского

Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве П.И. Чайковского. Взаимопроникновение образов серьезной и легкой музыки в симфонии П.И. Чайковского.

1.Викторина по творчеству П.И. Чайковского,

2. П.И. Чайковский «Симфония №4», 3 часть

3. А. Петров, сл. Шпаликова «Я шагаю по Москве»

4


Взаимопроникновение музыкальных культур

Воплощение баховского стиля в музыке бразильского композитора XX века Э. Вила-Лобоса. Взаимопроникновение музыкальных культур. В чем современность музыки И.С. Баха? Песенное творчество отечественных композиторов.

1.Э. Вила-Лобос «Ария» из «Бразильской бахианы №5»

2.И.С. Бах «Ария» из «Мессы» си минор

3. А. Петров, сл.  Шпаликова «Я шагаю по Москве»

5-6


Урок-монография по творчеству М.П. Мусоргского

Проблема взаимодействия личности и общества, власти и совести в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». Психологизм образа Бориса Годунова в опере. Особенности оперного жанра. Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве Мусоргского М.П. Роль и место русской народной песни в опере. Воплощение образа народа средствами музыки.

1.Викторина по творчеству М.П. Мусоргского. 2.М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов»: «Ариозо Бориса», «Сцена смерти Бориса», «Сцена под Кромами»

3.М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

4.Р.н.п. «Исходила младешенька»

3. А. Петров, сл.  Шпаликова «Я шагаю по Москве»

7


Связь времен в музыке

Отличительные черты творчества Прокофьева С.С. Особенности жанра симфонии. Воплощение жанра симфонии в творчестве Прокофьева С.С.

1.Викторина по творчеству

С.С. Прокофьева

2.С.С. Прокофьев «Классическая симфония»

3.В. Митяев «Весеннее танго»

8


Урок – путешествие «Прогулка по Москве – прошлое и настоящее рядом»

Многообразие музыкальных жанров и направлений в русской музыке. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки.

Определение характерных черт разных направлений и жанров вокальной музыки: светской и духовной, фольклора, бардовской песни, творчество отечественных композиторов-песенников

1.Духовная музыка:

А. Бортнянский «Херувимская»,

С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»

2. Русская народная песня по выбору

3. Романсы по выбору

4. А. Петров, сл. Шпаликова «Я шагаю по Москве»

5. Бардовская песня: С. Никитин

«Александра»

9-10


Урок-диспут «Музыка будущего и настоящего»

Защита проектов по темам: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?»

Музыкальные произведения по выбору учащихся

II четверть «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки»

1.


Танцевальная музыка – легкая или серьезная?

Возможность сосуществования легкой и серьезной музыки. Вальс как жанр камерной музыки. Музыкальное оформление спектакля как способ передачи художественной идеи автора.

1.М. Глинка «Вальс-фантазия»

2.А. Хачатурян «Вальс»

из музыки к драме Лермонтова «Маскарад»

3.И. Штраус «Вальс» по выбору

4.Рок-опера А. Рыбникова «Юнона и Авось»: «Песня о шиповнике», «Я тебя никогда не забуду»

2.


Серьезная и легкая

рок-музыка

Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, направления, стилевые характеристики.

1.Рок-музыка: творчество «Битлз»

2.Эстрадная песня: Деланоэ-Паллавиччини «Чао, бомбино»

3.Рок-опера А. Рыбникова «Юнона и Авось»: «Песня о шиповнике», «Я тебя никогда не забуду»

3.


Истоки и современность джазовой музыки

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.

1.Спиричуэлс «Молитва»

2.Л. Армстронг «Блюз Западной окраины»

3.Рок-н-ролл «Роллем Пит»

4.И. Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп.джаз-оркестра п/у Л.Утёсова

5. Д. Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»

6.М. Минков, сл. Иванова «Спасибо, музыка» из к/ф «Мы из джаза»

4.


Контрастные противопоставления в оперном жанре

Контраст в опере, способы его моделирования средствами музыки. Жанр оперы. Роль легкой музыки в воплощении трагических контрастов оперы Верди и в изображении музыкальной характеристики героя

1.Д.Верди. Песенка Герцога, финальная сцена из оперы «Риголетто»

2.М. Минков, сл. Иванова «Спасибо, музыка» из к/ф «Мы из джаза»

5.


Слияние двух стилей в музыке симфоджаза

Симфоджаз как стиль музыки, вобравший в себя черты негритянской народной музыки и приемы европейского симфонизма. Характерные черты творчества Д. Гершвина

1.Д. Гершвин «Концерт» для фортепиано с оркестром

2.Д. Гершвин «Голубая рапсодия»

3.В. Берковский «Каждый выбирает по себе»

6.


Взаимодополнение легкой и серьезной музыки

Интерпретация музыки. Современное прочтение драматургии оперы Ж.Бизе через усиление танцевальности и трагических контрастов. Сравнительный анализ фрагментов из «Кармен-сюиты» и оперы Бизе на основе жанрового и стилевого подходов

1.Ж. Бизе «Хабанера», «Сцена гадания», «Увертюра» из оперы «Кармен»

2.Р. Щедрин «Кармен - сюита»: «Вступление», «Хабанера», «Сцена гадания»

3.В. Берковский «Каждый выбирает по себе»

7.


Взаимовлияние серьезной и легкой музыки

Исполнение музыки как искусство интерпретации. Современные обработки классических произведений и фольклора.

1.Классические произведения в обработке современных исполнителей

2.И.С. Бах «Шутка» в исполнении ансамбля «Свингл Сингерс»

3.Ф. Шуберт «Аве Мария» в исполнении оркестра П. Мориа

4.Творчество В. Мэй

5.Творчество ансамбля «Русская песня»


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Знать/понимать:

  • понимать высокохудожественное, нравственное и духовное начало лучших образцов классической музыки;

  • иметь представление о жанровых, эмоционально-образных, стилевых особенностях легкой и серьезной музыки;

  • иметь представление о приемах взаимодействия и взаимовлияния легкой и серьезной музыки, как в отдельном произведении, так и на уровне жанра;

  • знать направления современной музыки

  • знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.).


Уметь:

  • определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по музыке для 8-го класса

Автор: Байрамукова Медиха Назимовна

Дата: 28.08.2017

Номер свидетельства: 426470

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Программа «Музыка и пение» И.В Евтушенко. для 5- класс VIII вида "
    ["seo_title"] => string(67) "proghramma-muzyka-i-pieniie-i-v-ievtushienko-dlia-5-klass-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "224819"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439202189"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Программа и планирование. Музыка. 5 класс"
    ["seo_title"] => string(41) "proghramma_i_planirovaniie_muzyka_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "431955"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1507742614"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Тематическое планирование к урокам музыки для 6 класса."
    ["seo_title"] => string(53) "tiematichieskoieplanirovaniiekurokammuzykidlia6klassa"
    ["file_id"] => string(6) "270166"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451029343"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Рабочая программа по музыке 1 класс в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-1-klass-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "244358"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445928407"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Рабочая программа (музыка 1 класс)"
    ["seo_title"] => string(34) "rabochaia_programma_muzyka_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "535705"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1579003099"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства