Целью уроков музыки в 8 классе является расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.
В 8 классе для реализации содержания государственного образовательного стандарта и сохранения преемственности в выборе программ рекомендуется в 2009/2010 учебном году в 8 классе закончить программу Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. 3-е издание. – Москва: Просвещение, 2006год) в уплотненном варианте – в объеме 17 часов.
Содержание раскрывается в следующих учебных темах: «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» и «Великие наши современники». Тема первой четверти «Современность в музыке» включает в себя музыкальный материал тем «Что значит современность в музыке» и «Наши великие современники». Изучение тем строится на основе жанрового (соната, симфония, опера, камерные жанры), интонационно-стилевого (русская классическая школа, западная музыка, духовная музыка), эмоционально-образного подходов к изучению музыкального искусства. Важно, чтобы школьники почувствовали своеобразие творческого стиля композитора, неповторимость его музыкального подчерка, проявили свое отношение к художественно-образному и духовно-ценностному строю музыкальных произведений, написанных композиторами разных эпох и национальностей. В рамках этой четверти обобщается учебный материал всех лет обучения музыке. Творчество Баха, Бетховена, Мусорского, Прокофьева изучается с точки зрения нравственно-ценностного подхода: как размышление о вечных вопросах бытия, рождающее глубокие чувства и способствующие нравственному росту слушателей. Песенный материал этой четверти основан на бардовских песнях и песнях отечественных композиторов-песенников.
Тема второй четверти «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» включает в себя материал темы «Музыка серьезная и музыка легкая». Во второй четверти учащиеся изучают взаимодействие легкой и серьезной музыки на основе их взаимопроникновения и взаимовлияния. Необходимо, чтобы учащиеся поняли различие между значениями термина «легкая музыка»: музыка легкая по содержанию и музыка легкая для восприятия. Танцевальная и песенная музыка изучается с точки зрения критического и нравственно-ценностного подходов.
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников частично используются учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6-7 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 7 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке). В связи с тем, что в базисном учебном плане 2004 г. на изучение предмета отведено 17 часов вместо 35 часов, учебный материал по программе Кабалевского Д.Б. «Музыка» изучается в уплотненном варианте.
Содержание уроков в 8 классе направлено на реализацию следующих содержательных единиц государственного образовательного стандарта:
В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 года и в связи с освоением новых содержательных тем в программе 8 класса обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д.Б. Кабалевским, Л.В. Горюновой, А.А. Пиличаускасом, Э.Б. Абдуллиным, Г.П. Сергеевой:
В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
№ п/п | Тема урока | Кол. час. | Формы контроля |
| «Современность в музыке» | 10 ч. | |
1 | Отражение вечных, общечеловеческих ценностей в музыке | 1ч. | |
2 | Автобиографическая соната Л. Бетховена | 1ч. | Проектные задания |
3 | Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки в симфонии П.И. Чайковского | 1ч. | Викторина по творчеству П.И. Чайковского |
4 | Взаимопроникновение музыкальных культур | 1 ч. | |
5-6 | Урок-монография по творчеству М.П. Мусоргского | 2ч. | Викторина по творчеству М.П. Мусоргского |
7 | Связь времен в музыке | 1ч. | Викторина по творчеству С.С.Прокофьева |
8 | Урок – путешествие «Прогулка по Москве – прошлое и настоящее рядом» | 1ч. | Викторина по стилям музыки |
9-10. | Урок-диспут «Музыка будущего и настоящего» | 2ч. | Защита проектов |
| II четверть «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» | 7ч. | |
1 | Танцевальная музыка – легкая или серьезная? | 1ч. | |
2 | Серьезная и легкая рок-музыка | 1ч. | Защита проектов |
3 | Истоки и современность джазовой музыки | 1ч. | Защите проектов |
4 | Контрастные противопоставления в оперном жанре | 1ч. | |
5 | Слияние двух стилей в музыке симфоджаза | 1ч. | |
6 | Взаимодополнение легкой и серьезной музыки | 1ч. | |
7 | Взаимовлияние серьезной и легкой музыки | 1ч. | Обобщающий урок-диспут |
| ИТОГО | 17 ч. | |
№ | Дата | Тема урока | Основное содержание урока | Музыкальный материал урока |
I четверть «Современность в музыке» |
1 | | Отражение вечных, общечеловеческих ценностей в музыке | Фуга - высшая форма полифонии. Музыка Баха как выражение огромной жизненной силы и энергии. Характерные черты эпохи барокко и творчества И.С. Баха | 1. И.С. Бах «Токката и фуга» ре минор 2. Б. Окуджава «Музыкант» 3. М. Дунаевский «Карусель-земля» или «Песенка о непогоде» |
2 | | Автобиографическая соната Л. Бетховена | Автобиографичность «Сонаты №14» Л. Бетховена. Постижение жизненного содержания музыки через моделирование проблемной ситуации. Характерные черты творчества Л. Бетховена. Особенности сонаты как жанра камерной музыки. Сонатная форма. | 1. Л. Бетховен «Соната №14» 2. Песни о любви по выбору учителя 3. М. Дунаевский «Карусель-земля» или «Песенка о непогоде» |
3 | | Взаимопроникно-вение серьезной и легкой музыки в симфонии П.И. Чайковского | Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве П.И. Чайковского. Взаимопроникновение образов серьезной и легкой музыки в симфонии П.И. Чайковского. | 1.Викторина по творчеству П.И. Чайковского, 2. П.И. Чайковский «Симфония №4», 3 часть 3. А. Петров, сл. Шпаликова «Я шагаю по Москве» |
4 | | Взаимопроникновение музыкальных культур | Воплощение баховского стиля в музыке бразильского композитора XX века Э. Вила-Лобоса. Взаимопроникновение музыкальных культур. В чем современность музыки И.С. Баха? Песенное творчество отечественных композиторов. | 1.Э. Вила-Лобос «Ария» из «Бразильской бахианы №5» 2.И.С. Бах «Ария» из «Мессы» си минор 3. А. Петров, сл. Шпаликова «Я шагаю по Москве» |
5-6 | | Урок-монография по творчеству М.П. Мусоргского | Проблема взаимодействия личности и общества, власти и совести в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». Психологизм образа Бориса Годунова в опере. Особенности оперного жанра. Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве Мусоргского М.П. Роль и место русской народной песни в опере. Воплощение образа народа средствами музыки. | 1.Викторина по творчеству М.П. Мусоргского. 2.М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов»: «Ариозо Бориса», «Сцена смерти Бориса», «Сцена под Кромами» 3.М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» 4.Р.н.п. «Исходила младешенька» 3. А. Петров, сл. Шпаликова «Я шагаю по Москве» |
7 | | Связь времен в музыке | Отличительные черты творчества Прокофьева С.С. Особенности жанра симфонии. Воплощение жанра симфонии в творчестве Прокофьева С.С. | 1.Викторина по творчеству С.С. Прокофьева 2.С.С. Прокофьев «Классическая симфония» 3.В. Митяев «Весеннее танго» |
8 | | Урок – путешествие «Прогулка по Москве – прошлое и настоящее рядом» | Многообразие музыкальных жанров и направлений в русской музыке. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки. Определение характерных черт разных направлений и жанров вокальной музыки: светской и духовной, фольклора, бардовской песни, творчество отечественных композиторов-песенников | 1.Духовная музыка: А. Бортнянский «Херувимская», С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» 2. Русская народная песня по выбору 3. Романсы по выбору 4. А. Петров, сл. Шпаликова «Я шагаю по Москве» 5. Бардовская песня: С. Никитин «Александра» |
9-10 | | Урок-диспут «Музыка будущего и настоящего» | Защита проектов по темам: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» | Музыкальные произведения по выбору учащихся |
II четверть «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» |
1. | | Танцевальная музыка – легкая или серьезная? | Возможность сосуществования легкой и серьезной музыки. Вальс как жанр камерной музыки. Музыкальное оформление спектакля как способ передачи художественной идеи автора. | 1.М. Глинка «Вальс-фантазия» 2.А. Хачатурян «Вальс» из музыки к драме Лермонтова «Маскарад» 3.И. Штраус «Вальс» по выбору 4.Рок-опера А. Рыбникова «Юнона и Авось»: «Песня о шиповнике», «Я тебя никогда не забуду» |
2. | | Серьезная и легкая рок-музыка | Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, направления, стилевые характеристики. | 1.Рок-музыка: творчество «Битлз» 2.Эстрадная песня: Деланоэ-Паллавиччини «Чао, бомбино» 3.Рок-опера А. Рыбникова «Юнона и Авось»: «Песня о шиповнике», «Я тебя никогда не забуду» |
3. | | Истоки и современность джазовой музыки | Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки. | 1.Спиричуэлс «Молитва» 2.Л. Армстронг «Блюз Западной окраины» 3.Рок-н-ролл «Роллем Пит» 4.И. Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп.джаз-оркестра п/у Л.Утёсова 5. Д. Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс» 6.М. Минков, сл. Иванова «Спасибо, музыка» из к/ф «Мы из джаза» |
4. | | Контрастные противопоставления в оперном жанре | Контраст в опере, способы его моделирования средствами музыки. Жанр оперы. Роль легкой музыки в воплощении трагических контрастов оперы Верди и в изображении музыкальной характеристики героя | 1.Д.Верди. Песенка Герцога, финальная сцена из оперы «Риголетто» 2.М. Минков, сл. Иванова «Спасибо, музыка» из к/ф «Мы из джаза» |
5. | | Слияние двух стилей в музыке симфоджаза | Симфоджаз как стиль музыки, вобравший в себя черты негритянской народной музыки и приемы европейского симфонизма. Характерные черты творчества Д. Гершвина | 1.Д. Гершвин «Концерт» для фортепиано с оркестром 2.Д. Гершвин «Голубая рапсодия» 3.В. Берковский «Каждый выбирает по себе» |
6. | | Взаимодополнение легкой и серьезной музыки | Интерпретация музыки. Современное прочтение драматургии оперы Ж.Бизе через усиление танцевальности и трагических контрастов. Сравнительный анализ фрагментов из «Кармен-сюиты» и оперы Бизе на основе жанрового и стилевого подходов | 1.Ж. Бизе «Хабанера», «Сцена гадания», «Увертюра» из оперы «Кармен» 2.Р. Щедрин «Кармен - сюита»: «Вступление», «Хабанера», «Сцена гадания» 3.В. Берковский «Каждый выбирает по себе» |
7. | | Взаимовлияние серьезной и легкой музыки | Исполнение музыки как искусство интерпретации. Современные обработки классических произведений и фольклора. | 1.Классические произведения в обработке современных исполнителей 2.И.С. Бах «Шутка» в исполнении ансамбля «Свингл Сингерс» 3.Ф. Шуберт «Аве Мария» в исполнении оркестра П. Мориа 4.Творчество В. Мэй 5.Творчество ансамбля «Русская песня» |