2. Актуализация знания | - Поиграем в «Угадай мелодию», я вам включаю музыку, а ваша задача вспомнить, название музыкального произведения и композитора. - Произведения, каких композиторов вы слушали на прошлом уроке? - С помощью чего композитору удаётся показать образ героя в музыке? | - Э.Григ «Утро», кант, опера И.Сусанин, кантата А.Невский. (Слайд3) - Эдвард Григ, Чайковский - С помощью музыки, её темпа, ритма, мелодия, тембр |
3. Изучение нового материала | - Сегодня тема урока: «Потрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек». - Рассмотрите портрет Сергея Сергеевича на доске. - Кто-нибудь может рассказать о Прокофьеве? (1891-1953) русский и советский пианист, и дирижёр, один из крупнейших композиторов ХХ века. С самых ранних лет С.Прокофьев обладал непростым характером, что можно заметить даже в самых ранних его произведениях. Когда он учился в консерватории, он постоянно стремился быть в центре внимания и часто демонстрировал свою эпатажность. Современники отмечали, что ярким был даже внешний вид Прокофьева. Он мог позволить себе яркие, броские цвета и сочетания в одежде, но при этом всегда одевался со вкусом. Часто в музыкальном произведении мы как бы встречаемся с разными персонажами – весёлыми и грустными, озорными и спокойными, хвастливыми и скромными. Это могут быть взрослые и дети, мужчины и женщины, девочки и мальчики, а также звери и птицы. По музыкальной теме мы можем представить, какой у них характер и даже какая внешность, как они ходят, как говорят, какое у них настроение. - А вы знаете Симфоническую сказку «Петя и волк» - Давайте вспомним героев из симфонической сказки «Петя и волк»? - А, что вы можете сказать о сюжете этой сказки? - Я включаю отрывки из симфонической сказки: «Петя и волк», а вы должны отгадать какому герою относится этот отрывок. - Ребята, а вы читали стих А.Борто «Болтунья»: Это Вовка выдумал, Что болтунья Лида, мол… А болтать-то мне когда? Мне болтать – то некогда. Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок – мне петь охота! За кружок по рисованью Тоже все голосовали… - Что выдумал Вовка? - Есть ли время у Лиды, чтобы болтать? - Чем занимается Лида? - А как выдумаете, какая музыка здесь должна быть? - Почему? - А вот Сергей Прокофьев… услышал это стихотворение «Болтунья» в исполнении автора и решил положить его на музыку. Что из этого получилось, мы сейчас услышим. - Теперь давайте прослушаем музыку Прокофьева на стихотворение А.Борто «Болтунья». Представьте портрет Лидочки. - Понравилось? Выиграло произведение из музыки? А какой литературный приём использует композитор? - Трудный вопрос! Какой голос – исполняет песню? Такой голос называется – сопрано. - С какой интонацией поётся в песне? - Вывод: музыка помогает нам увидеть портрет, характер героя. | - Записывают в тетрадь - это удавалось С.С. Прокофьеву - Дети рассказывают то, что когда-то слышали… - ответ детей - Петя, Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, Волк, Охотники Ранним утром пионер Петя выходит на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считается настоящей птицей – Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а утка отказывается в пруду, и Кошка остаётся ни с чём. Выходит Петин дедушка. Он начинается ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает. Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже. Из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвует все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади – дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём. - отгадывают и отвечают. - То, что Лида – болтунья - Нет - Различными внеучебными занятиями. - ответ детей - ответ детей - Скороговорку - Высокий, женский - Повествовательная интонация. |
5. Работа по теме урока | - Посмотрите, какую замечательную книгу я принесла вам сегодня на урок! - что это за книга? Когда я была маленькая, я всегда просила родителей прочитать эту сказку. Она мне так нравится, что я решила поделиться с вами впечатлениями. - А вы читали эту сказку? - В знакомой тебе сказке Шарля Перро «Золушка» много действующих лиц. Пусть музыка балета С.Прокофьева поможет узнать тебе добрую золушку и влюблённого Принца, злых, завистливых сестёр и грациозного учителя танцев. - Давайте послушаем мелодию С.Прокофьева «Золушка», и вы попытаетесь определить, какие действующие лица задействованы в данном отрывке. - понравилось ли вам? -Смогли ли вы по музыке понять, где в какой момент надо представлять определённого героя? - Какой образ вы представили золушку? - Сейчас в балете С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» вы встретитесь с Джульетой-девочкой. -послушайте отрывок балета и просмотрит. - Какой образ Джульетты представил композитор. - И как передал это с помощью музыки? -что вы можете сказать об этом отрывке? - Какой темп вы наблюдаете? - Посмотрите на иллюстрацию на доске, на ней вы видите Галину Уланову и Юрия Жданова в 1954 году, они выступили в балете «Ромео и Джульетта». - Сравните музыку с Джульетты-девочки с песней «Болтунья». Если в них что-то общее? Что общего? - Чем они различаются? - как композитор помогает нам увидеть и понять человек, с которым мы встречаемся в его произведении? -Нарисуйте любого понравившегося вам героя, о котором говорили на уроке. - Общие выводы на уроке? | - «Золушка» Шарль Перро - отвечают дети - отвечают дети Весёлая, жизнерадостная, добрая, маленькая, играет, бегает, девчонка - Бодрая, весёлая, жизнерадостная - мелодии, тембра, темпа - Быстрый и спокойный - Да. Бодрая, весёлая, девчонки - Интонацией - Выделяет музыкой - Выступают, кто успел нарисовать - Молодцы! - Мне запомнится этот урок вашими выступлениями, вы умеете работать самостоятельно, рассуждаете, анализируете, делаете выводы, приходите к общему мнению. |