1.Организационный. Мотивирование (самоопределение) к деятельности. Цель – активизация учащихся. 2.Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и целей урока | - Улыбнемся друг другу, гостям. Сядьте удобно. -Здравствуйте ребята. Ребята, а когда вы утром просыпаетесь, что вы говорите маме, папе, брату или сестре? - А придя в школу, учителю, что говорите? -А какие еще вы знаете слова приветствия? -Молодцы, сейчас я вам включу песенку приветствия, а вы постараетесь все слова четко, громко пропеть! -Мы уже многое узнали о музыке, чему нас учит музыка? Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала. На уроке используется презентация по уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. -Доброе утро! - Здравствуйте! -Доброе утро и добрый вечер. Исполняют песню «ДОБРОЕ УТРО, ЗДРАВСТВУЙТЕ» Принимают учебную задачу включаются в процесс решения поставленной задач. |
3.Актуализация знаний учащихся | На прошлом уроке мы увидели с вами, как музыка может нарисовать картины природы. Сегодня на уроке мы продолжим говорить о том, что может нам рассказать и показать музыка. Слушание «Утро» Э.Грига Разбор произведения с точки зрения композитора и художника. Учитель на основании ответов детей делает вывод: -Композитор же пользуется музыкальными красками, и это особые краски, мы не видим их, а слышим. Интонация, средства выразительности. Словарная работа со словом «Интонация» Учитель предлагает ребятам выявить средства выразительности на произведении Грига «Утро» -Что такое динамика? Тембр? Регистр? Сила звука? -Какие динамические оттенки вы знаете? Затем учитель предлагает: -Сейчас прозвучит 3 музыкальных фрагмента. О чем вам расскажет музыка? | Дети высказывают своё мнение. Какие краски используют художники и с помощью каких музыкальных красок передаёт в музыкальном произведении композитор. ИНТОНАЦИЯ – это музыкальное зерно, из которого рождается музыкальное произведение. Ребята отвечают на поставленные вопросы. |
4. Постановка учебной задачи. 5.Проверка понимания изложенного материала. Цель – обобщение полученных знаний в процессе ответа на вопросы учителя; формирование умения выполнять интонационно-образный анализ 6. Закрепление материала. | -У вас на партах лежат листы. Обратите внимание, на них написаны три четверостишия, ваша задача – внимательно прослушать фрагменты и правильно подобрать, к каждому своё стихотворение. («Три подружки» Кабалевский) 3 фрагмента. «Брошу на пол куклу я, Уходите все друзья. Не хочу я веселиться, Буду только злиться, злиться». «На скакалке я скачу, Прыгаю и хохочу, Я люблю играть, резвиться И с друзьями веселиться». «Плачет дождик за окном, Плачет Таня за столом, Не хочу идти гулять, Буду слезы проливать». Учитель предлагает по услышанному фрагменту определить тему урока. - Так как мы находимся на уроке музыки, то будем рисовать музыкальные портреты. Цель нашего урока: узнать, какими музыкальными красками можно нарисовать портрет. Художник, чтобы нарисовать картину может пользоваться красками- масляными, акварельными, гуашью. Так же и композитор может пользоваться красками, но только музыкальными. -Может ли музыка выразить различные черты человеческого характера, нарисовать портрет человека так же, как это может сделать художник? Почему? Какой характер у девочек? Какой характер у музыки? -Какое имя можно дать каждой из девочек? - Посмотрите, какую замечательную книгу я принесла вам сегодня на урок! Когда я была маленькая, я всегда просила родителей прочитать эту сказку. Она мне так нравится, что я решила поделиться с вами впечатлениями. - А вы читали эту сказку? Что произошло с бедной Золушкой? Сказка французского писателя Шарля Перро ( Слайд) «Золушка» (Слайд ) получила вторую жизнь в балете «Золушка» С. Прокофьева. - Сергей Прокофьев - мастер по созданию музыкальных портретов. Давайте послушаем фрагмент «Танец с шалью». -Что такое балет? Где и что происходило? Какая Золушка? Какой танец она танцевала? (вальс) Физкультминутка «Фиксики» Учитель предлагает следующее: -А сейчас представьте, что к нам в класс войдёт незнакомец. Его портрет нарисует музыка. Сможете ли вы догадаться, кто придет к нам в класс? Для этого вам нужно внимательно слушать музыку. Итак, встречайте... слушание арии Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир” (слайд) Кто это может быть? Как он выглядит? -Какой у него характер? Какими средствами выразительности передается характер?(слайд) -В каком характере звучит музыка? (слайд) О чем он поет? -Кто это может быть? После диалога и ответов на вопросы учитель подводит итог: Прозвучала ария Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир” и перед нами картина Романа Максимовича Волкова “Кутузов” -Кто такой Кутузов? -Какие черты характера героя подчеркивает композитор, а какие художник? -А как к этому герою относятся и композитор, и художник? | . Ребята выполняют поставленную задачу Три фрагмента: 1.Злая, капризная. 2. Весёлая, озорная. 3. Грустная. Дети выводят тему урока: « Портрет в музыке». Дети выявляют, что характер у человека может быть добрым, злым, капризным, упрямым, мужественным. Каждый человек, будь он ребёнок или взрослый обладает своим неповторимым характером. Отвечают на вопросы: Отвечают на вопросы -Балет – музыкально - драматическое произведение, где действие передается при помощи музыки, танца, костюмов, декораций Слушают музыкальный фрагмент. Анализируют музыку. Описывают какой они видят Золушку. Дети принимают новую задачу. Внимательно слушают и анализируют. Отвечают на вопросы: (выбирают из слов на слайде) Великий полководец, который командовал русскими войсками, победившими Наполеона в отечественной войне с 1812 года -Композитор подчеркивает величественность, силу, благородство, а главное переживание за Родину. Художник подчеркивает его заслуги перед Родиной, благородство, ум. Дети активно включаются в учебную деятельность. |
8. Рефлексия. Итог занятия. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работы. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса 9. Домашнее задание | -А теперь подведем, итог мы уже нарисовали несколько портретов. Перечислите их. Какими музыкальными красками можно нарисовать портрет в музыке? Выберите из предложенных красок те, которые подходят. Верно, эти музыкальные краски называются средства музыкальной выразительности. -А теперь оцените свою работу и занятия в целом – нотки на вашем столе: красная – я был активен, узнал много нового, это пригодится в жизни, желтая – было интересно, комфортно, но ничего нового, поэтому работал вполсилы, черная – время потрачено зря. Поместите их на нотный стан. Я тоже поучаствую (прикрепляю скрипичный ключ) Учитель даёт домашнее задание: -Нарисовать портрет понравившегося героя | Дети отвечают на вопросы. Делают выводы. Обобщают полученные знания в процессе ответа на вопросы учителя Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на занятии. (выбранную нотку-оценку крепят на музыкальный стан) Записывают задание в дневник. |