Просмотр содержимого документа
«Понятие музыкальная интонация»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Многопрофильная языковая гимназия №4
г. Чита
Урок музыки во 2 классе
Тема: Понятие- музыкальная интонация интонация
Учитель музыки высшей квалификационной категории
Косолова Наталья Викторовна.
2019г.
Урок музыки во 2 классе, (2 четверть)
Тема: «Понятие -музыкальная интонация»
Цель:
познакомить с понятием «музыкальная интонация»;
отличительными особенностями музыкальной и речевой интонации.
Задачи:
-научить вслушиваться и разбираться в выразительных и изобразительных интонациях, выявить их значение в музыке через музыкальные произведения композиторов классиков и современных музыкантов
-осмысление понятий “речевая интонация” и “музыкальная интонация”;
-эмоционально-образное восприятие и характеристика произведений
стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:метод эмоциональной драматургии, создание нравственных переживаний, ситуация занимательности, прием сопоставления, сравнение, анализ, игра.
Ход урока:
Вход под музыку
Музыкальное приветствие.
Беседа:
Композитор, исполнитель, слушатель. Три кита в музыке –песня , танец, марш.
Игра: «Угадай –жанр»
На доске иллюстрации с изображением трёх основных жанров. Один ребёнок вызывается к доске. Звучит фрагмент произведения. Ученик угадываает, какой жанр звучит: песня, танец, марш?
-Ребята, мы продолжаем раскрывать тайны музыки, которые делают её выразительной. Продолжаем размышлять о том, почему музыка заставляет нас радоваться или грустить, удивляться или восхищаться.
Прежде чем определить тему сегодняшнего урока , я предлагаю вам послушать обычный случай из жизни обычного школьника, может быть и из вашей жизни тоже.
Представьте себе, что вы приходите домой, бросаете портфель в один угол, одежду – в другой. Начинаете играть с игрушками, бросаете и их. Неожиданно приходит с работы мама. Она останавливается в дверях и, глядя на всё это безобразие, говорит: “Так, мне это нравится!”
(По щелчку появляется изображение мамы и её слова “Мне это нравится!”). Однако вам, несмотря на слова мамы, сразу становится понятно, что всё это ей совсем не нравится. Как же вы догадались, что маме не нравится созданный вами беспорядок?
Дети. У нее голос строгий.
Учитель.
Да, весь секрет строгого голоса мамы – в интонации
Слово “интонация” в переводе с латинского языка означает “громко произношу”. Слово называет что-либо, интонация заставляет почувствовать это. Иногда одни и те же слова, произнесённые с разной интонацией, полностью меняют смысл сказанного.
Песня «Весёлый музыкант»
Иллюстрация маленького музыканта
- Сейчас я с разной интонацией произнесу фразу: “Какой он музыкант”, - а вы по интонации определите, что означает эта фраза .
- Какой он музыкант?
Дети. Вы спросили.
Учитель. Верно. Хороший ли музыкант этот мальчик. Ведь он пока ещё только начинает учиться игре на музыкальном инструменте.
Иллюстрация взрослого музыканта
- Какой он музыкант!
Дети. Это восклицательное предложение.
Учитель. Правильно. Мы восхищаемся игрой этого музыканта.
Иллюстрация
Исполнение песни «Весёлый музыкант» в/х навыки
- Какой он музыкант?! (Учитель произносит эти слова с презрением.) Дети. Так говорят о плохом музыканте.
Учитель. Да. В такой интонации можно услышать негодование, и даже презрение: “Какой он музыкант, ведь он не знает нот и не умеет играть”.
Итак, какие знаки препинания мы поставим после первого, второго и третьего предложения?
Дети. После первого – вопросительный знак, после второго – восклицательный, а после третьего – ...?
Учитель. Вопросительный вместе с восклицательным, потому что в свой вопрос мы вкладываем сильное чувство негодования.
- Мы сейчас с вами что делаем?
-Разговариваем.
- То есть вы слышите разговорную речь, которая пронизана различными интонациями. И на письме эти интонации обозначаются различными знаками – точкой, восклицательным или вопросительным знаками, запятыми.
-Например, в одной из сказок король издал указ, в котором забыл поставить запятую, которая решала жизнь человека – казнить нельзя помиловать.
- Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
- Как интонация разговорной речи может быть связана с музыкой?
-Тема нашего урока – «Музыкальная интонация».
- Как вы это понимаете?
-Зная тему, что вы сегодня хотите узнать на уроке?
- Музыкальная интонация вырастает из речевой. Её можно петь.
- (Интонация (от латин. «интоно» — «громко произношу») — в широком смысле: воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Ее называют душой музыки, основой музыкального мышления и общения.
Слово «интонация» иногда понимается в более узком значении. Говорят, например, о чистой или фальшивой интонации. Здесь имеются в виду тончайшие оттенки высоты, возникающие в процессе исполнения.);
В музыке интонации бывают изобразительные (то есть изображают людей, животных, явления природы) и выразительные (то есть выражают чувства, мысли, настроение).
-Давайте послушаем музыкальные примеры.
Слушание Д.Кабалевского «Три подружки»
Слушание музыки.
Беседа
- Может ли музыка нарисовать портрет?
- Сколько персонажей изобразила музыка?
Повторное слушание и выполнение заданий-ноток по рядам.
Задание по рядам:
1 – Нарисовать эти характеры.
2 – Описать словами характеры.
3 – Дать имена персонажам.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение А.Барто, а название этого стихотворения вы назовете сами.
Слушание аудиозаписи стихотворения.
-Как бы вы его назвали?
-Кто главный герой?
- Композитор С.С.Прокофьев сочинил музыку для этого стихотворения Слушание С.Прокофьева «Болтунья».
- Какой была музыкальная интонация? (болтливая, суетливая, озорная, забавная, игривая и т.д.)
- Похожа музыкальная интонация на ваше музыкальное описание?
- Какую связь можно выявить между музыкой, литературой и ИЗО?
-Очень хорошо, Молодцы! Вы как настоящие композиторы нашли точные интонации и смогли выразить характер персонажей.
Песня «Кто дежурные?»
Слушание
-Какую интонацию слышите?
Разучивание:в/х навыки
Вывод:
-С какими произведениями мы сегодня познакомились?
-Можно ли сказать, что, сколько в музыкальном произведении персонажей, столько и музыкальных интонаций? (Да).
-Есть ли связь между музыкой, литературой и изобразительной деятельностью.
-Мы научились определять музыкальные интонации.
Тест на понимание темы урока.
Домашнее задание:
Нарисовать рисунок к музыкальным интонациям по теме урока.
Рефлексия
-Закончите предложения:
1. На уроке я узнал…
2. Мне понравилось…
3. Было трудно…
4. Я не понял…
5. Хотел бы повторить…
6. Нужно поработать над…
Вывод:
- сегодня на уроке мы познакомились с понятием «интонация»;
- выявили разновидности интонации;
- узнали сходства и отличия речевой и музыкальной интонации;
- выявили тесную связь между музыкой, литературой и изобразительной деятельностью;
- узнали, что, сколько в музыкальном произведении персонажей, столько и музыкальных интонаций;
- мы научились определять музыкальные интонации.
- Проблема нами на уроке раскрыта, задачи решены, цель достигнута.