Конспект урока музыки для 2 класса по теме «Музыкальная интонация»
Подготовила: учитель музыки МБОУ СОШ №64 г. Казань РТ
Хрусталёва Лариса Алексеевна.
Урок составлен на основе Федерального государственного стандарта общего образования в соответствии с содержанием программы «Музыка 1-4 классы» авторы – Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, В.В. Алеев, Т.И. Науменко. Разработанной в соответствии с основными положениями художественно - педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и отражающей потребности учителей музыки в обновлении содержания и технологий массового музыкального образования.
Цель урока:
- Воспитание эмоционально ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся;
- Развитие образного ассоциативного мышления, творческого воображения;
- Освоение знаний об особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.
У – Какое настроение вы почувствовали, входя в класс под эту музыку?
Д – Музыка прозвучала бодро, маршево, радостно, празднично, торжественно.
У – Как называется произведение и кто композитор?
Д – «Свадебный день в Трольхаугене», норвежского композитора Эдварда Грига.(слайд №1)
У – Я хочу, чтобы то настроение, которое вы почувствовали в музыке, у вас сохранилось до конца нашего урока.
11.Ауктализация.
Угадывание музыкальных произведений по интонациям.( записаны на доске)
У – Что записано на доске?
Д – Мелодии.
У – Как вы думаете, здесь вся мелодия записана или часть?
У – Да ребята, у меня записана только часть мелодии, которая называется интонацией.
У – Сколько музыкальных интонаций записано?
Д – Три.
У – Тема сегодняшнего урока « Музыкальная интонация».( слайд №2)
В каждом музыкальном произведении есть несколько звуков, в которых содержится самое главное, что мы сразу же запоминаем и узнаём при повторениях. Эти несколько звуков называются музыкальной интонацией, из которых выражается произведение в целом.
- Давайте попробуем, узнать, из каких музыкальных произведений записаны интонации?
1. У – Как движется мелодия, расстояние между звуками близкое или есть скачки?
Какие чередуются длительности, размер?
Из какого музыкального произведения прозвучала интонация?
Д – Из песни «Перепелочка».
У – Народная или композиторская песня?
Д – Белорусская народная песня.
У – Ребята, вы почувствовали в этой интонации настроение песни в целом?
Давайте, предадим своё настроение в исполнении песни.
2. У – В этой интонации меняется высота звука?
Д – Стоит на месте.
У - Какие длительности чередуются, движение к какой длительности?
Узнали, из какого произведения прозвучала интонация?
Д – Главная тема из симфонии №5 немецкого композитора Людвига ван Бетховена.(слайд№3)
Из этой интонации вырастает главная тема, которая звучит на протяжении всей симфонии.
- Какой характер мы должны передать в главной теме?
У – Что за судьба, так настойчиво и упорно стучалась?
Д – Это борьба с болезнью глухотой.
У – Смог он её победить ? Каким вышел из борьбы?
Д - Победителем.
У – Он победил свой недуг стремлением жить и дарить радость людям своей музыкой.
3. У – Из какого произведения музыкальная интонация, кто композитор?
Д – Песня «Кто дежурные?» Д.Б. Кабалевского.(Слайд№4)
У - Ребята, как вы думаете, нужны в музыкальной речи интонации, которые мы используем в разговорной речи, для чего?
Д – Для выразительного исполнения.
У – Давайте попробуем это передать в исполнении песни.
Сейчас прозвучала музыка разного характера, что помогло узнать, вспомнить её?
Д – Музыкальная интонация.
У – Музыкальная интонация - яркая, хорошо запоминающая, в которой заложен основной характер произведения в целом.(Слайд№5)
111.Изучение нового материала
У – Продолжая тему « Музыкальная интонация», сейчас мы увидим и услышим как можно в музыке и в танце передать разный характер героев.
У – Как называется музыкальный спектакль содержание, которого передаётся с помощью танца и музыки?
Д – Балет.
У – Послушайте, из какого литературного произведения прозвучат слова, кто автор?(слайд№6)
Меж селений под Казанью восхвалять Кырлай я рад.
Там и куры по сказанью, общей песне вторят в лад.
Родом я хоть не оттуда, я там жил недолгий срок.
Сеял, жал и жил не худо – землю вспахивал, как мог.
Д – Из сказки «Шурале», татарского поэта Габдуллы Тукая.
У – По этой сказке и дополнив её сюжетами из других сказок, татарский композитор Фарид Яруллин написал балет «Шурале». Он наш земляк, родился в Казани. Вырос в музыкальной семье, поэтому рано проявил интерес к музыке. Первым учителем был отец, а затем получил профессиональное образование в Казанском музыкальном техникуме и в Московской консерватории. Ф. Яруллин является первым татарским композитором, который написал первый татарский балет «Шурале». Сам композитор балет не увидел в постановке на сцене, началась Великая Отечественная война ,1941гду ушёл на фронт, в 1943году погиб.(слайд№7)
У – Назовите главных героев сказки.(слайд №8)
Д – Дровосек, моё имя «Прошлый год» и Шурале.
В балете имя «Прошлый год» звучит Былтыр.
У – Давайте, посмотрим фрагменты из балета, узнаем героев и по музыке определим их характер. (Видео фрагментов из балета)
У – Как музыка передаёт характер Былтыра?
Д –В начале музыка звучит плавно, спокойно, песенно, в конце он показан решительным, смелым, мужественным, храбрым.
Былтыр сумел защитить не только себя от Шурале, но весь народ.
У – Посмотрим ещё один фрагмент, узнаем героя, какими интонациями он охарактеризован в музыке?