kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Некоторые вопросы музыкальной интонации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Некоторые вопросы музыкальной интонации.

Яблокова Л.Н.

Цель: Развитие музыкального слуха.

Задачи:

- рассмотреть вопросы интонирования, звуковысотности;

- сформировать музыкально-слуховые представления;

Вступление.

Известно, что есть музыкальные специальности, требующие наличия у исполнителя высокоразвитого интонационного слуха – хоровая, вокальная, смычковая и другие. В отличие от пианистов, исполнители на смычковых инструментах, по выражению Н.Гарбузова «творят интонацию», а не пользуются готовыми звуками, имеющими фиксированную высоту. В связи с этим утвердилось мнение, что на скрипке или виолончели могут начинать заниматься только дети, имеющие тонкий, хорошо развитый музыкальный слух. Но на практике в смычковых классах часто встречаются ученики со средними и даже слабыми слуховыми данными.

Основная часть.

         Точность интонации на смычковом инструменте обуславливают многие факторы. Кроме развитого интонационного слуха, огромное значение имеет состояние игрового аппарата, двигательная техника, волевые качества. Однако главным, определяющим моментом является наличие у ученика представления о высоте тех звуков, которые ему предстоит извлечь из инструмента.

         Интонирование – это исполнение мелодии с помощью музыкально-слуховых представлений, то есть воспроизведение звукового фона произведения. А музыкально-слуховые представления – это внутреннее интонирование музыки так, как если бы она исполнялась кем-то рядом.

         Жизнь музыкального произведения есть интонирование его на публике. Рождение звуковысотного интонирования – есть самое лучшее средство выразительности. Любая сторона звучания, которая может так или иначе изменяясь во времени, управляется исполнителем. Играть (петь)  - давать неожиданные комбинации интонирования.

         Звуковысотность – это слухомоторная координация. Во-первых, координация – это определенные задачи работы пальцев: позиционные, межпозиционные и внепозиционные формы игры. Слухомоторная координация базируется на музыкально-слуховых представлениях дифференцирующих звуковысотность, обратная связь между  музыкально-слуховыми представлениями и реальным звучанием ответственна и выражается в слухомоторной координации. Элементарная форма слухоморной координации состоит из слуха как основы звуковысотности и моторики как умением пользоваться инструментом. Если правильно выстроена слухомоторная координация, а это можно проверить, дав в руки взрослому скрипачу, например, маленькую скрипку, альт или на инструмент поставить фальшивые струны, то сразу можно услышать результат работы.

  Музыкант – практик в первую очередь должен развивать свой слух. Следует сказать, что в большинстве случаев причиной недостаточно четкой интонации является не столько  неловкость пальцев, сколько  несовершенство критической оценки звука. Основанием для этого является небрежность в воспитании слуха.

Упражнения.

  1. С первых же уроков надо вводить ученика в круг музыкальных понятий, постоянно обращать его внимание на различие звуков по высоте и протяженности, различие регистров, направление движения мелодии вверх, вниз или на месте (например, «горка», «змейка», «чашка», «крышка»).
  2. Когда ученик на первых уроках еще не знает названий нот, то можно с ним поиграть в музыкальные диктанты, используя при этом понятные маленькому ребенку ассоциации, где высокие звуки будут принадлежать, например птичке, а низкие медведю. Причем играть звуки разной высоты можно и нужно на разных музыкальных инструментах. Далее для развития можно использовать «гладкие диктанты» сначала с одной строчкой, а потом с двумя. Таким образом, ученик учится распознавать музыкальные звуки, начиная с одного и доходя до трех, четырех и пяти звуков, причем указывая ладовую окраску попевок, где красные нотки будут указывать на принадлежность к мажору, а синие – минору.
  3. Эффективными средствами развития музыкального слуха детей является пение звуков, разучивание песенок, пение их вслух, а потом про себя с пропеванием вслух опорных звуков, подбиранием, транспонированием.

Если ребенок имеет слабые музыкальные данные и может спеть только один звук, целесообразно начинать его развитие его музыкального слуха именно с этого звука (например, песенки на ноте «ре» - «Андрей-воробей», «Красная коровка» и так далее). Преподаватель поет или играет вместе с учеником и обращает его внимание на то, что звуки одинаковые, «сливаются».

Здесь надо добиться, чтобы ученик услышал новый звук, запомнил его и воспроизвел голосом. После усвоения второго звука можно переходить к следующему. Так постепенно расширяется диапазон усвоенных звуков до терции, кварты. После можно петь песенки, содержащие интервалы. Вначале используются короткие мелодии, построенные преимущественно на поступательном движении. Преподаватель знакомит  ученика с песней, исполняя ее попеременно голосом, на фортепиано (перемена тембра полезна для развития слуха). Ученик разучивает слова и мелодию песни, поет ее с поддержкой до тех пор, пока не начнет интонировать правильно (если он спел не точно, то надо спеть ее еще раз вместе с преподавателем, а потом опять одному). Необходимо настойчиво добиваться чистого интонирования, особенно при пении мажорного тетрахорда, так как выработка правильного представления о звучании тетрахорда очень важна, ибо он способствует расположению пальцев в первой позиции. Петь лесенки надо наизусть или по нотам, сначала со словами, а затем с названием звуков. Если ученик точно интонирует выученную песенку в заданной тональности, можно изменить тональность в пределах его голосовых возможностей (ученик поет знакомую песенку со словами от нового звука).

Транспонирование заметно активизирует звуковые представления. Наконец, когда ребенок выучит несколько песенок, полезно устраивать концерт – загадку: преподаватель поет без слов или играет знакомую песню, а ученик должен узнать и называть ее. Так проверяется связь восприятие-сознание, которая является противоположной по отношению к связи СОЗНАНИЕ – МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – ВОСПРИЯТИЕ. После того, как ученик достаточно чисто поет хотя бы в пределах кварты мажорного тетрахорда, нужно начинать работу над развитием предслышания. Например, такое упражнение: пение про себя и вслух основных ступеней мажорного лада; преподаватель проверяет и, если надо, поправляет, добиваясь точной интонации. Постоянно подобные задания можно усложнять, развивая ощущения ладовой взаимосвязи звуков, столь необходимые каждому музыканту. Формирование музыкально-слуховых представлений активизируется в результате подбирания по слуху и транспонированию. Ученику предлагается спеть и сыграть эту песенку, например, на фортепиано от ноты «ре» или любой другой ноты. Этот простейший вид транспонирования обычно не вызывает затруднений, но показывает ученику, что одну и ту же мелодию можно сыграть от разных звуков.

При этом надо обратить внимание ученика на то, что песенка сохранила свою мелодию, приобретя новую окраску (поменялась тональность, а также тембр звучания). Таким образом, подбирая знакомую мелодию, ученик с помощью инструмента развивает свои внутренние слуховые представления.

С первых уроков надо воспитывать у ребенка потребность в тщательном слуховом контроле. Если ученик не может оценить собственную интонацию, непопадание на нужный звук нельзя успокаиваться и считать случайностью. В каждом отдельном случае имеется определенная причина неудачи, и задачи преподавателя понять эту причину, найти способ исправления, подсказать ученику технический прием и добиваться точного звучания.

Внутренний процесс при подобной работе, то есть при слушании, пении и последующей игре на инструменте может быть выражен следующей схемой: слышу (восприятие звука) – запоминаю (запоминание звука) – представляю (переработка восприятия в слуховое представление) – пою (воспроизведение звука голосом) – играю (на инструменте) – проверяю

( слуховой самоконтроль).

При настойчивой работе над развитием слуховых представлений, ученик получает возможность самостоятельно определять не точные звуки и исправлять их. Чем тщательнее исправлять их, чем тщательнее будет проведена подготовительная работа над развитием музыкально-слуховых представления, тем успешнее и скорее ученик сможет усваивать в дальнейшем более сложный материал.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Некоторые вопросы музыкальной интонации. »

Некоторые вопросы музыкальной интонации.

Яблокова Л.Н.

Цель: Развитие музыкального слуха.

Задачи:

- рассмотреть вопросы интонирования, звуковысотности;

- сформировать музыкально-слуховые представления;

Вступление.

Известно, что есть музыкальные специальности, требующие наличия у исполнителя высокоразвитого интонационного слуха – хоровая, вокальная, смычковая и другие. В отличие от пианистов, исполнители на смычковых инструментах, по выражению Н.Гарбузова «творят интонацию», а не пользуются готовыми звуками, имеющими фиксированную высоту. В связи с этим утвердилось мнение, что на скрипке или виолончели могут начинать заниматься только дети, имеющие тонкий, хорошо развитый музыкальный слух. Но на практике в смычковых классах часто встречаются ученики со средними и даже слабыми слуховыми данными.

Основная часть.

Точность интонации на смычковом инструменте обуславливают многие факторы. Кроме развитого интонационного слуха, огромное значение имеет состояние игрового аппарата, двигательная техника, волевые качества. Однако главным, определяющим моментом является наличие у ученика представления о высоте тех звуков, которые ему предстоит извлечь из инструмента.

Интонирование – это исполнение мелодии с помощью музыкально-слуховых представлений, то есть воспроизведение звукового фона произведения. А музыкально-слуховые представления – это внутреннее интонирование музыки так, как если бы она исполнялась кем-то рядом.

Жизнь музыкального произведения есть интонирование его на публике. Рождение звуковысотного интонирования – есть самое лучшее средство выразительности. Любая сторона звучания, которая может так или иначе изменяясь во времени, управляется исполнителем. Играть (петь) - давать неожиданные комбинации интонирования.

Звуковысотность – это слухомоторная координация. Во-первых, координация – это определенные задачи работы пальцев: позиционные, межпозиционные и внепозиционные формы игры. Слухомоторная координация базируется на музыкально-слуховых представлениях дифференцирующих звуковысотность, обратная связь между музыкально-слуховыми представлениями и реальным звучанием ответственна и выражается в слухомоторной координации. Элементарная форма слухоморной координации состоит из слуха как основы звуковысотности и моторики как умением пользоваться инструментом. Если правильно выстроена слухомоторная координация, а это можно проверить, дав в руки взрослому скрипачу, например, маленькую скрипку, альт или на инструмент поставить фальшивые струны, то сразу можно услышать результат работы.

Музыкант – практик в первую очередь должен развивать свой слух. Следует сказать, что в большинстве случаев причиной недостаточно четкой интонации является не столько неловкость пальцев, сколько несовершенство критической оценки звука. Основанием для этого является небрежность в воспитании слуха.

Упражнения.

  1. С первых же уроков надо вводить ученика в круг музыкальных понятий, постоянно обращать его внимание на различие звуков по высоте и протяженности, различие регистров, направление движения мелодии вверх, вниз или на месте (например, «горка», «змейка», «чашка», «крышка»).

  2. Когда ученик на первых уроках еще не знает названий нот, то можно с ним поиграть в музыкальные диктанты, используя при этом понятные маленькому ребенку ассоциации, где высокие звуки будут принадлежать, например птичке, а низкие медведю. Причем играть звуки разной высоты можно и нужно на разных музыкальных инструментах. Далее для развития можно использовать «гладкие диктанты» сначала с одной строчкой, а потом с двумя. Таким образом, ученик учится распознавать музыкальные звуки, начиная с одного и доходя до трех, четырех и пяти звуков, причем указывая ладовую окраску попевок, где красные нотки будут указывать на принадлежность к мажору, а синие – минору.

  3. Эффективными средствами развития музыкального слуха детей является пение звуков, разучивание песенок, пение их вслух, а потом про себя с пропеванием вслух опорных звуков, подбиранием, транспонированием.

Если ребенок имеет слабые музыкальные данные и может спеть только один звук, целесообразно начинать его развитие его музыкального слуха именно с этого звука (например, песенки на ноте «ре» - «Андрей-воробей», «Красная коровка» и так далее). Преподаватель поет или играет вместе с учеником и обращает его внимание на то, что звуки одинаковые, «сливаются».

Здесь надо добиться, чтобы ученик услышал новый звук, запомнил его и воспроизвел голосом. После усвоения второго звука можно переходить к следующему. Так постепенно расширяется диапазон усвоенных звуков до терции, кварты. После можно петь песенки, содержащие интервалы. Вначале используются короткие мелодии, построенные преимущественно на поступательном движении. Преподаватель знакомит ученика с песней, исполняя ее попеременно голосом, на фортепиано (перемена тембра полезна для развития слуха). Ученик разучивает слова и мелодию песни, поет ее с поддержкой до тех пор, пока не начнет интонировать правильно (если он спел не точно, то надо спеть ее еще раз вместе с преподавателем, а потом опять одному). Необходимо настойчиво добиваться чистого интонирования, особенно при пении мажорного тетрахорда, так как выработка правильного представления о звучании тетрахорда очень важна, ибо он способствует расположению пальцев в первой позиции. Петь лесенки надо наизусть или по нотам, сначала со словами, а затем с названием звуков. Если ученик точно интонирует выученную песенку в заданной тональности, можно изменить тональность в пределах его голосовых возможностей (ученик поет знакомую песенку со словами от нового звука).

Транспонирование заметно активизирует звуковые представления. Наконец, когда ребенок выучит несколько песенок, полезно устраивать концерт – загадку: преподаватель поет без слов или играет знакомую песню, а ученик должен узнать и называть ее. Так проверяется связь восприятие-сознание, которая является противоположной по отношению к связи СОЗНАНИЕ – МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – ВОСПРИЯТИЕ. После того, как ученик достаточно чисто поет хотя бы в пределах кварты мажорного тетрахорда, нужно начинать работу над развитием предслышания. Например, такое упражнение: пение про себя и вслух основных ступеней мажорного лада; преподаватель проверяет и, если надо, поправляет, добиваясь точной интонации. Постоянно подобные задания можно усложнять, развивая ощущения ладовой взаимосвязи звуков, столь необходимые каждому музыканту. Формирование музыкально-слуховых представлений активизируется в результате подбирания по слуху и транспонированию. Ученику предлагается спеть и сыграть эту песенку, например, на фортепиано от ноты «ре» или любой другой ноты. Этот простейший вид транспонирования обычно не вызывает затруднений, но показывает ученику, что одну и ту же мелодию можно сыграть от разных звуков.

При этом надо обратить внимание ученика на то, что песенка сохранила свою мелодию, приобретя новую окраску (поменялась тональность, а также тембр звучания). Таким образом, подбирая знакомую мелодию, ученик с помощью инструмента развивает свои внутренние слуховые представления.

С первых уроков надо воспитывать у ребенка потребность в тщательном слуховом контроле. Если ученик не может оценить собственную интонацию, непопадание на нужный звук нельзя успокаиваться и считать случайностью. В каждом отдельном случае имеется определенная причина неудачи, и задачи преподавателя понять эту причину, найти способ исправления, подсказать ученику технический прием и добиваться точного звучания.

Внутренний процесс при подобной работе, то есть при слушании, пении и последующей игре на инструменте может быть выражен следующей схемой: слышу (восприятие звука) – запоминаю (запоминание звука) – представляю (переработка восприятия в слуховое представление) – пою (воспроизведение звука голосом) – играю (на инструменте) – проверяю

( слуховой самоконтроль).

При настойчивой работе над развитием слуховых представлений, ученик получает возможность самостоятельно определять не точные звуки и исправлять их. Чем тщательнее исправлять их, чем тщательнее будет проведена подготовительная работа над развитием музыкально-слуховых представления, тем успешнее и скорее ученик сможет усваивать в дальнейшем более сложный материал.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Некоторые вопросы музыкальной интонации.

Автор: Яблокова Любовь Николаевна

Дата: 25.05.2015

Номер свидетельства: 215107

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "«Методические рекомендации для организации работы студентов в классе баяна/ аккордеона с учетом реализации ФГОС3+ "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-orghanizatsii-raboty-studientov-v-klassie-baiana-akkordieona-s-uchietom-riealizatsii-fgos3"
    ["file_id"] => string(6) "226121"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440078003"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект интегрированного урока (музыка+информатика) "Мир композитора" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-muzyka-informatika-mir-kompozitora"
    ["file_id"] => string(6) "102166"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402483071"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "методическая разработка "Диагностика музыкальных способностей" "
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaia-razrabotka-diaghnostika-muzykal-nykh-sposobnostiei"
    ["file_id"] => string(6) "247236"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446531586"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "« Навыки точного интонирования на уроках музыкально- эстетического воспитания и основ вокала». "
    ["seo_title"] => string(98) "navyki-tochnogho-intonirovaniia-na-urokakh-muzykal-no-estietichieskogho-vospitaniia-i-osnov-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "188224"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426626087"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Интонирование ступеней мажора и минора на уроках музыкально-эстетического воспитания "
    ["seo_title"] => string(96) "intonirovaniie-stupieniei-mazhora-i-minora-na-urokakh-muzykal-no-estietichieskogho-vospitaniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "188271"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426652906"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства