Основным видом учебной и вспомогательной работы в классе гитары является урок, проводимый в форме индивидуального занятия с учеником. Однако в первые годы обучения ( в подготовительной группе,1,2 классах) наряду с традиционной индивидуальной формой проведения урока возможны также мелкогрупповые формы проведения урока, при которых время урока целиком (или какая-либо его часть) используется на занятия с двумя-тремя учениками одновременно. С первых же уроков необходимо приучать ученика глубоко и осознанно работать над музыкальным произведением: анализировать его художественные особенности и технические трудности, точно передавать авторский текст, вслушиваться в свое исполнение, быть требовательным к качеству звукоизвлечения.
При разучивании музыкальных произведений педагогу следует обращать внимание на аппликатуру, которая должна быть установлена им в четкой, наиболее удобной и позиционнооправданой последовательности. Правильная посадка и постановка рук способствует устранению излишних напряжении мышц, нередко перерастающих в тяжелое профессиональное заболевание. В процессе обучения учащийся должен овладеть основными приемами игры: барре, легато, глиссандо, пиццикато и т.д. Планомерная и систематическая работа над гаммами, арпеджио и упражнениями в течении всего периода обучения способствует развитию музыкально-слуховых и ладотональных представлений учащегося.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка.»
Пояснительная записка.
Основным видом учебной и вспомогательной работы в классе гитары является урок, проводимый в форме индивидуального занятия с учеником. Однако в первые годы обучения ( в подготовительной группе,1,2 классах) наряду с традиционной индивидуальной формой проведения урока возможны также мелкогрупповые формы проведения урока, при которых время урока целиком (или какая-либо его часть) используется на занятия с двумя-тремя учениками одновременно. С первых же уроков необходимо приучать ученика глубоко и осознанно работать над музыкальным произведением: анализировать его художественные особенности и технические трудности, точно передавать авторский текст, вслушиваться в свое исполнение, быть требовательным к качеству звукоизвлечения.
При разучивании музыкальных произведений педагогу следует обращать внимание на аппликатуру, которая должна быть установлена им в четкой, наиболее удобной и позиционнооправданой последовательности. Правильная посадка и постановка рук способствует устранению излишних напряжении мышц, нередко перерастающих в тяжелое профессиональное заболевание. В процессе обучения учащийся должен овладеть основными приемами игры: барре, легато, глиссандо, пиццикато и т.д. Планомерная и систематическая работа над гаммами, арпеджио и упражнениями в течении всего периода обучения способствует развитию музыкально-слуховых и ладотональных представлений учащегося.
Однако нельзя допускать перегрузки учащегося заданиями по технике и «механического» их «отыгрывания». Важнейшими факторами, способствующими правильной организации учебного процесса и успешному всестороннему развитию музыкально-исполнительных данных учащегося, является планирование учебной работы и глубоко продуманный выбор учебного материала. С первых лет обучения необходимо прививать ученику навыки ансамблевого исполнения, в том числе использование гитары в качестве аккомпанирующего инструмента. Для этой цели возможно использовать не только занятия по музыкальному инструменту, но и время, отведенное учебным планом на предмет по выбору. Репертуар учащегося должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре и т.д. В индивидуальные планы следует включать произведения зарубежных композиторов классиков, прогрессивных зарубежных и местных композиторов, произведения крупной формы, обработки народных песен и танцев, пьесы и этюды. Чтением с листа нужно заниматься с первого года обучения, материалом для чтения нот с листа могут служить в начале одноголосные мелодии с постепенно усложняющимся метроритмическим рисунком, затем простейшие в гармоническом отношении аккомпанементы. Развитию навыков чтения с листа тесно связано с воспитанием «внутреннего слуха». Игра с листа возможна лишь после приобретения некоторых навыков чтения с листа.
Огромное значения имеют домашние занятия учащегося. Для правильной организации самостоятельных занятий ученика следует помочь ему составить расписание «Рабочего дня» и систематически проверять его выполнение. Проверяя домашнее задание, педагог должен прослушать учащегося, не прерывая исполнения, а объяснения и указания делать после первого проигрывания или при повторении пьесы. Наилучшей формой объяснения является сочетание словесных указаний с показом на инструменте. Не следует одновременно заказывать учащемуся более четырех музыкальных произведений.
Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а также открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д.
На выпускные экзамены выносятся четыре произведения различных жанров и форм. В остальных классах, как правило, учащиеся выступают на академических концертах, для показа на которых в течении года подготавливаются 3-4 произведения, различных по жанру и форме ( в том числе возможны ансамблевые). При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
1.оценка годовой работы ученика, выведенная на основе результатов его продвижения;
2.оценка ученика за выступление на академическом концерте или экзамене, а также результаты контрольных уроков;
3.другие выступления ученика в течении учебного года.
1 класс. Примерные годовые и переводные требования.
Ознакомление с инструментом и обращение с ним. Изучение нотной грамоты в объеме, необходимом для начального обучения.
Посадка учащегося, постановка правой и левой рук, положение инструмента при игре.
Основные приемы извлечения звука.
В течении года учащийся должен пройти гаммы: до, соль, ре, ля мажор в пределах первой и второй позиции.
8-10 этюдов на различные виды техники.
8-10 пьес различного характера.
Примерный репертуарный список.
Этюды:
Этюд Ф.Сор
Этюд Н.Кост
Этюд Н.Ив-Крамская
Этюд Д.Агуадо
Этюд М.Джулиани
Этюд М.Каркасси
Пьесы:
«Маленькая елочка» дет. песенка
«Два веселых гуся» русс.н.песня
«Во саду ли в огороде»
«Венгерская народная песня»
«Со вьюном я хожу» русс.н.песня
«Ригодом» Ф.Рама
«Фрагмент» Л.Бетховен
«Камажай» каз.н.песня
«Ладушки» Н.Римский-Корсаков
«Под горою калина»русс.н.песня
«Две пьесы» Г.Беренс
«Во поле береза стояла» русс.н.песня
«Маленький вальс»А.Ив-Крамской
«Прелюд» М.Каркасси
«Вальс» Ф.Карулли
«Маленький испанец» В.Калинин
«Қустар әні» Н.Тлендиев
«Наурыз-тәуір қыз» Б.Аманжолов
Примерные программы для перевода во II класс.
Этюд Ф. Сор
Этюд М.Джулиани
Упражнение в форме пьески
Пьесы.
«Вальс» Ф.Карулли
«Камажай» каз.н.песня
«Маленькая полька»Д.Кабалевскии
«Маленький испанец» В.Калинин
«Прелюд» М.Каркасси
«Вальс»А.Ив-Крамской
«Айгулек» каз.н.песня
2 класс.
Примерные годовые и переводные требования.
Закрепление пройденных позиции, изучение новых приемов: баре, легато. Двухактавные и трехактавные гаммы в пределах пяти позиции.
Гамма «До мажор» и «Ля минор» в аппликатуре А.Сеговии; двухактавные мажорные гаммы в типовой аппликатуре в различных тональностях; хроматическую гамму трехактавную:6-8 этюдов на аккорды и арпеджио, 8-10 пьес различного характера ( в том числе ансамбли).