kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование музыкальных и творческих способностей учащихся посредством публичных выступлений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Паспорт проекта

Участники проекта: обучающиеся структурного подразделения     детская школа искусств ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала
Помощники: педагог-психолог, методист структурного подразделения детская школа искусств ГБОУ ж.-д. ст. Шентала

СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст.,

Сроки осуществления проекта: период с сентября 2014г.. по 31.12.2015 г.

  1. Первый этап (сентябрь 2014г. -октябрь 2014 г)-«Подготовка и разработка  проекта» – теоретическое осмысление проблемы, разработка и определение задач формирующего внедрения проекта.
  2. Второй этап - (октябрь 2014 г. – март 2015 г.) - «Реализация проекта» - практическая организация  и внедрение проекта. Разработка и реализация методики.
  3. Третий этап - (март 2015 г.- май  2015 г.) - «Рефлексивный» - уточнение и обобщение результатов внедрения проекта.

Место проведения: структурное подразделение    детская школа искусств ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала, м.р. Шенталинский

Вид проекта: по срокам –  среднесрочный; по приоритетному виду деятельности -практический.

Просмотр содержимого документа
««Формирование музыкальных и творческих способностей учащихся посредством публичных выступлений» »






«Формирование музыкальных и творческих способностей учащихся посредством публичных выступлений»



Выполнил: Чернов Николай Тихонович, педагог дополнительного образования структурного подразделения детская школа искусств ГБОУ

СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала














2014г.


Паспорт проекта

Участники проекта: обучающиеся структурного подразделения детская школа искусств ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала
Помощники: педагог-психолог, методист структурного подразделения детская школа искусств ГБОУ ж.-д. ст. Шентала

СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст.,

Сроки осуществления проекта: период с сентября 2014г.. по 31.12.2015 г.

  1. Первый этап (сентябрь 2014г. -октябрь 2014 г)-«Подготовка и разработка проекта» – теоретическое осмысление проблемы, разработка и определение задач формирующего внедрения проекта.

  2. Второй этап - (октябрь 2014 г. – март 2015 г.) - «Реализация проекта» - практическая организация и внедрение проекта. Разработка и реализация методики.

  3. Третий этап - (март 2015 г.- май 2015 г.) - «Рефлексивный» - уточнение и обобщение результатов внедрения проекта.

Место проведения: структурное подразделение детская школа искусств ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала, м.р. Шенталинский

Вид проекта: по срокам – среднесрочный; по приоритетному виду деятельности -практический.









Актуальность

Согласно результатам многих исследований, страх публичных выступлений входит в десятку основных страхов. Для многих это является серьезной проблемой. Большое разнообразие методов работы со страхом говорит о том, что победить его довольно сложно.

Данный педагогический опыт направлен на развитие исполнительской активности учащихся, возможности самовыражения детей, преодоления страха на публичных выступлениях.

Баян как инструмент, не имеющий себе равных по возможностям воплощения в звуке произведений практически всех существующих музыкальных жанров, играет незаменимую роль в процессе музыкального образования.

Музыка занимает особое место в ряду воздействий на детей младшего и среднего школьного возраста. Это объясняется возрастными особенностями детей и эмоциональной природой музыки. Окружая ребенка, музыка воздействует на эмоциональный, внутренний мир, расширяет и углубляет его. Полученные в этом возрасте музыкальные впечатления остаются в памяти надолго. Общение с музыкой открывает возможности для духовного становления личности и ее самовыражения. Музыкальное воспитание способствует формированию творческих способностей, эстетического вкуса, художественных потребностей, ощущения красоты, гармонии в искусстве и окружающей жизни.

Баян в доступной и зрительно наглядной форме позволяет воплощать музыкально - гармонические и музыкально – полифонические образы. Ориентируясь на гармоническую или полифоническую природу музыки – выразительную драматургию отношений консонанса и диссонанса – баян даёт возможность использовать богатые гармонизирующие, психотерапевтические возможности музыкального искусства. Музыкальное образование – важный отдел эстетического воспитания. Процесс обучения игре на баяне воспитывает у учащихся терпение, усидчивость, внимание.

В свете концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-культурного потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями культурных идей общественного процесса.
Учреждения дополнительного образования детей предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра мероприятий, направленных на развитие ребёнка (экскурсии, круглые столы, конференции, мастер - классы, олимпиады, конкурсы, концерты) 

Противоречие: Разрыв между возможностями ученика и его навыками как музыканта иногда приводит к большим неудачам на ответственных выступлениях, к паническому страху перед сценой, к психологическим травмам.

Проблема: формирования и развития творческих способностей школьников путем приобщения их к музыкально-исполнительской деятельности

Публичные выступления способствуют творческому, интеллектуальному, художественно-эстетическому развитию личности, создают условия для самореализации развития мотивации к познанию и творчеству.

Цели и задачи проекта


Цель данного проекта - сформировать у обучающихся комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий преодолевать страх публичных выступлений.


Задачи:

  • Формировать технические навыки игры на баяне

  • Развить основные музыкальные способности

  • Развить мышление, воображение, восприятие

  • Физическое развитие

  • Воспитать интерес к инструменту баян

  • Воспитать такие черты характера как трудолюбие, целеустремлённость, собранность, пунктуальность)

  • Воспитать музыкальный вкус, самостоятельность суждений, личностную активность.

  • Способствовать пониманию причин успеха или неуспеха собственной деятельности


Содержание проекта

Для музыкального развития детей младшего и среднего школьного возраста используются различные виды музыкальной деятельности – слушание музыки, пение, музыкальное движение, музыкальные игры, игра на музыкальных инструментах. Одним из важнейших способов музыкального развития детей являются публичные выступления.

Каждый из нас хранит в памяти яркие впечатления детства. А в жизни детей праздничный концерт занимает особое место. Дети эмоциональны и впечатлительны. Отличительная черта их психики – усиленная острота восприятия, стремление к самовыражению. Организация концерта требует больших усилий и серьезного отношения. При этом нужно учесть, что сам концерт – это лишь одна сторона многогранной работы с детьми. Поэтому план и организация самого концерта включаются в общую систему воспитательного процесса. Обязательно учитываются интересы и психологические особенности детей. Это очень важно при подборе репертуара и раздаче индивидуальных заданий. Такие задания нужны для вовлечения всех детей в процесс подготовки к концерту. Поощряется самостоятельность и инициатива.

Педагогическая целесообразность публичных выступлений заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребёнка в сфере музыки, в приобретении детьми опыта творческой деятельности и навыков публичных выступлений.

Одним из практических составляющих моей работы является проведение уже традиционных для нашего отделения мероприятий для учащихся это два конкурса: пьес и ансамблей «Единство талантов» и этюдов «Юный виртуоз», а также подводящий итог работы отделения в течение года «Отчётный концерт».

Положительные стороны проведённого мероприятия: - учащиеся с удовольствием принимают участие в подобных мероприятиях, конкурсы стимулируют учеников. Воспитывают дисциплинированность и ответственность. Учат не бояться сцены.

Очень важно стараться и не забывать о лучших традициях Российской культуры, прививая детям патриотические чувства. При этом во время выступлений между детьми разных национальностей возникает атмосфера толерантности и творческого взаимопонимания — создается единое культурное пространство мира и сохраняются культурные ценности и самобытность каждого народа.

Работа по подготовке и проведению концерта делится на несколько этапов. Первый – беседа с детьми. Заинтересовав предстоящей работой, создается ситуация “завтрашней радости”. В ходе беседы рождается тема концерта, обсуждается программа.

Следующий этап – организация подготовительной работы. Ребята самостоятельно продумывают, в чем будет заключаться их участие в концерте. На этом же этапе планируется создание викторин, конкурсов, ансамблей, выполняются работы по оформлению помещения, пригласительных билетов. Коллективная деятельность по подготовке к концерту является эффективным средством сплочения детского коллектива. В жизни детей должны участвовать их родители, бабушки, дедушки. Такие мероприятия объединяют детей и взрослых. Дети видят, что коллективные усилия приносят хорошие результаты, что дело спорится, если тебя поддерживают, верят в твой успех. После концерта нужно дать детям возможность обменяться мнениями, высказать свои впечатления. Такой анализ поможет в дальнейшей работе с детьми.

Развитие современного общества на основе интегрированных знаний и различных технологий требует внесения значительных корректив в педагогическую теорию и практику, способствует поиску новых моделей образования. Совершенствование всестороннего комплексного воспитания учащихся – одна из основных задач современной музыкальной педагогики. Важную роль в этом процессе должно сыграть изменение подхода к обучению игре на любом музыкальном инструменте с использованием инновационных методов обучения, способствующих развитию у детей интереса к музыке и творческих сил.

Модернизация российского образования открыла новые перспективы перед учреждениями дополнительного образования, прежде всего - использование их широких возможностей для реализации предпрофильного обучения. Решить задачу создания системы, укрепляющей художественное образование, отбора талантливых детей и сопровождение через систему воспитания и образования этих детей в их профессиональной жизни вплоть до высшей школы.

Ресурсы

  • Временные – по плану работы отделения: конкурсы различных уровней; школьные, городские, районные, региональные, всероссийские, международные. Концерты; классные, школьные, районные и т.д.

  • Информационные ресурсы – периодическая печать, сайт школы, методическая литература, курсы повышения квалификации, интернет

  • Кадровые ресурсы– сотрудничество с преподавателями ДШИ, родителями, администрацией школы, мастер –классы с педагогами города, района, и т. д.

  • Организационные – повышение квалификации педагогов (курсы повышения квалификации, мастер - классы). Мотивация педагогов (оказание методической и финансовой помощи педагогам).

  • Материально-технические – 2 фортепиано, компьютер, оборудование для записи фонограмм, программное обеспечение, техника для концертных выступлений (микрофоны, усилители звука)

  • Финансовые ресурсы – привлечение родителей (добровольные пожертвования). Сотрудничество с организациями города (спонсорство)



Партнёры

В работе над данным проектом принимали активное участие преподаватели отделения. Создавались совместные ансамбли учащихся не только из разных классов, но и отделений.

Совместно с преподавателями отделения народных инструментов были созданы ансамбли учащихся; «фортепиано + домра, фортепиано+ аккордеон».

Методическую помощь оказала методист.

Целевая аудитория

В моём классе все учащиеся, начиная с первого и заканчивая пятого классом, независимо от уровня знаний и умений любят выступать на различных концертных площадках, конкурсах, не имеет значение мероприятие школьного, местного или районного масштаба.

План реализации проекта

В реализации данного проекта участвовали учащиеся моего класса. Возраст детей на начало и окончание реализации проекта 7-15 лет. Общее время реализации проекта 1 год с 01.09.2014 г. по 31.05.2015 г.. База для реализации проекта – структурное подразделение детская школа искусств ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала, м.р. Шенталинский


Первый этап –диагностико-организационный включает :

  • Создание нормативно-правовой базы.

(План конкурсной и внеклассной работы отделения)

  • Создание системы диагностики развития учащихсяв процессе реализации программ.

  • Изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей.

  • Организация методического обеспечения. 

Второй этап – организационно – практический (2 года).

  • Участие учащихся в запланированных конкурсах, концертах, мастер – классах

  • Мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка;

  • Отработка педагогических технологий работы;

  • Методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей (взаимопосещения, мастер – классы);

  • Отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция;

  • Психологическая, социальная, педагогическая, валеологическая поддержка концертирующих учащихся.

Третий этап – рефлексивно – обобщающий ( 1 год).

  • Анализ и обобщение результатов развития учащихся;

  • Анализ мониторинга достижений каждого учащегося;

  • Анализ деятельности преподавателей по работе подготовки учащихся к концертным выступлениям;

  • Определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ.



График мероприятий



Название мероприятия

Сроки

Ответственный

Театрализованное представление с концертом

«Посвящение в 1 класс»

01.10.

ДШИ

Школьный конкурс

«Юный виртуоз»

02.12..

ДШИ

Концерт посвящённый Дню учителя

октябрь

РДК

Концерт посвящённый Дню Единства


РДК

Концерт посвящённый Полиции


РДК

«Новогодняя сказка»

Декабрь

ДШИ



Праздничный концерт к Дню Зажщитника Отечества

февраль



Центр образования молодёжи (ЦОМ)

Отчётный концерт отделения

март

ДШИ

Отчётный концерт

30.04.11г.

ДШИ

Выпускной вечер

20.05.11г.

ДШИ


Ожидаемые результаты и социальный эффект


Что касается их учебных успехов, то можно отметить, что на момент окончания проекта отмечены следующие результаты:

У детей сформировался интерес к предметам не только по специальности, но к теоретическим дисциплинам, который выражался в следующем:

    • регулярное посещении занятий.

    • качественное выполнении домашних заданий.

    • проявление личной инициативы.

    • быстрая включаемость в учебный процесс.

    • положительные эмоции во время урока.

Ученики овладели основными навыками музыкальной грамотности: они способны слышать, читать, понимать и творчески осмыслять музыкальное произведение, ярко проявлять себя в творческом процессе и самое главное – грамотно переводить нотный текст в звуки.

Таким образом, показателями уровня развития музыкальных способностей учеников, участвующих в проекте являются:

Учащиеся стали больше и безбоязненно выступать на сцене

При определении уровней обученности детей-участников проекта учитывались врожденные природные данные, степень обучаемости, полученные навыки и умение их применять. Я старалась подойти дифференцированно к каждому ученику. Один и тот же ребенок мог иметь разный уровень успеваемости по разным заданиям. Со всеми учениками требовалась систематическая, планомерная работа.

Очень важна доброжелательная атмосфера во время работы с детьми, атмосфера заинтересованности в каждом ученике.

Оценка результативности.

Критерии

Показатели

1

Самооценка личности

Наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, мотивационная сфера

2

Удовлетворённость учащихся, родителей, учителей жизни- деятельностью учащихся в школе.

 Комфортность, защищённость личности обучаемого, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей.

3

Конкурентоспособность учащихся.

Эффективность и качество подготовки учащихся. Участие учащихся, педагогов в концертах, конкурсах.


Оценка рисков.


    1. Недостаточная материально – техническая база

    2. Низкий уровень валеологической культуры в семьях



  1. Рекомендованные информационные источники:

  1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, НПО «Модэк» , 1998.

  2. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А Апраксина. – М.: Просвещение, 1990.

  3. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Сост. В.И. Викторов. – М.: Просвещение, 1984.

  4. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. высш.учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

  5. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. – М.: Музгиз, 1962.

  6. Сухомлинский В.А. Об эстетическом воспитании. – М., 1973

  7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. –М. Л.1947.

  8. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1998.

  9. Бондарев А.А. Образовательная программа Начальное обучение в классе фортепиано. – М., 2008.

  10. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. – М.: Музыка, 1987.

  11. Ребенок за роялем. Сборник статей педагогов-пианистов о фортепианной методике./ Ред. Ян Достал. – М.: Музыка, 1981.

  12. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. Под ред.Г.М.Цыпина- М., 2003

  13. Сигал Л. Воспитание волевых качеств в классе по специальности// Воспитательная работа в музыкальной школе – Л., 1959

  14. Юдина Е.И. Азбука музыкального творческого саморазвития. – М.: Аквариум, 1997.

  15. Пианисты рассказывают./ Под редакцией М. Соколова. – М.: Музыка, 1984.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чернов Николай Тихонович

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133073

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) ""Работа над оптимальным концернтным состоянием" "
    ["seo_title"] => string(49) "rabota-nad-optimal-nym-kontsierntnym-sostoianiiem"
    ["file_id"] => string(6) "231197"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442415941"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1180 руб.
1970 руб.
1410 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства