kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Плясовые наигрыши

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке развивались творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности при знакомстве с народными песнями.Разучили и разыграли песню « Калинка»; была игра « Угадай инструмент»; практическая работа « Играем в народный оркестр»; на уроке учащиеся познакомились и научились определять на слух голоса русских народных  инструментов. Русская народная песня  это зеркало жизни народа, с её горестями и радостями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Плясовые наигрыши»

План- конспект урока.

  1. ФИО аттестуемого педагога: Федотова Людмила Васильевна

  2. Место работы : МОУ СОШ № 9 , г. Сердобска,

Пензенской области

  1. Должность: учитель музыки

  2. Предмет: музыка

  3. Класс: 2 «а» класс

  4. Тема урока: Оркестр народных инструментов. Плясовые

наигрыши. Разыграй песню».

  1. Базовый учебник :

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина, «Музыка». 2 класс

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина, «Музыка», рабочая тетрадь, 2 класс


8.Цель урока:

Расширение знаний о музыке русского народа посредством знакомства с русскими народными инструментами. Развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности при знакомстве с народными песнями.

9. Задачи:

1. Формирование знаний о русском народном оркестре.

2. Приобретение опыта музицирования на русских народных инструментах.

3. Воспитание интереса и любви к русской народной культуре.



10.Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления .

11.Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация

12.Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.

13.Методы: деятельностный подход


14.Виды деятельности учащихся:

  • Пение

  • Музыкально –пластическое движение

  • Слушание музыки

  • Инструментальное музицирование


15. Музыкальный материал:

«Светит месяц» русская народная плясовая,

«Камаринская» русская народная плясовая,

«Во саду ли в огороде» русская народная плясовая,

«Калинка» русская народная песня .

«Свети месяц» оркестр русских народных инструментов.



















Планируемые результаты.



Предметные:

  • Научиться узнавать тембры русских народных инструментов; сочинять мелодии, ритмические, пластические импровизации на тексты народных песенок.

  • Научиться выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки; Развивать художественный вкус и интерес к музыкальному фольклору России.

Познавательные:


  • Передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен.

  • Формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии мира народной музыки.


Личностные:

  • Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений

  • Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа

  • Любовь к Родине, приобщение к русской народной культуре, фольклору, воспитание уважения к русским традициям, ценностям русской семьи, воспитание доброты.

Коммуникативные:


  • Планирование учебного сотрудничества и инициативное сотрудничество, взаимодействие.

  • Участие в ансамблевом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса (названия музыкальных инструментов.), владение умениями совместной деятельности: работа в группах и парах.

Регулятивные УУД: 



  • Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.



Ход урока.

1Организационный момент.

Цель  активизация учащихся.


Музыкальное приветствие учащихся и учителя.

Учитель: «Здравствуйте, ребята!»

(звукоряд вверх - до, ре, ми, фа, соль первой октавы)

Дети: «Здравствуйте!»

(вниз по мажорному трезвучию от ноты "соль" - соль -ми-до)

Учитель: "Прозвенел звонок"

Дети: "Начался урок!"

Звучит русская народная песня « Камаринская».


2. Актуализация знаний.

Задачи этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое и  достаточное  для восприятия нового материала.



- Учитель: Какая музыка по настроению встретила вас в классе?

- Дети: Русская народная песня.

- Учитель: Вам понравилась песня? А настроение у вас изменилось? Почему?

- Дети: Да, понравилась! Сразу захотелось улыбнуться и пуститься в пляс. Она звучала весело, игриво, подвижно.

-Учитель: Как вы думаете - кто ее сочинил эту музыку композитор или народ? Где чаще исполняют русские народные песни?

- Дети: Народ. На праздниках, посиделках, на гуляньях.

3.  Формулировка темы, целей урока.

Задачи этапа:  организовать коммуникативное взаимодействие.



На столе у учителя представлены инструменты: (деревянные ложки, свирель, дудочка, трещотка, бубен, колокольчики, свистульки, балалайка, баян).

На доске вывешены иллюстрации народных инструментов.


Учитель: Как вы думаете, как будет называться новая тема урока?

Дети: Наверно русские народные инструменты, может быть разучивание народных песен.

Учитель: Обратите внимание на лежащие у меня на столе инструменты -деревянные ложки, свирель, дудочка, трещотка, бубен, колокольчики, свистульки, балалайка, баян.

Учитель: Назовите эти инструменты? Все ли они вам знакомы?

Учащиеся перечисляют названия инструментов.

Коротко рассказывают, где их видели.

Учитель: Тема сегодняшнего урока посвящена оркестру русских народных инструментов, где мы с вами будем не только слушать плясовые наигрыши, но и разучим, и разыграем народные песни.




4.Работа по теме:

Цель: познакомить учащихся с алгоритмом работы с интернет ресурсами.

 

а) Оркестр народных инструментов ( восприятие и слушание музыки).

На экране иллюстрации русской плясовой.

Учитель: Сейчас я вам расскажу об особенностях жанра плясовых песен. В русской плясовой песне, каждый участник сам старается придумать новое движение и перещеголять других в ловкости и умении. Участники при помощи движений показывают свою удаль.

Звучит плясовая русская народная песня « Светит месяц».

Учитель: Как вы думаете, какой оркестр звучит симфонический или народный.

Дети: Оркестр народных инструментов.

Учитель: Почему вы так решили ?

Дети: Мы услышали голоса балалаек, баяна, трещоток.

Учитель: В каком характере звучит музыка?

Дети: В радостном, весёлом.

Учитель: Какие народные инструменты вы ещё знаете?

Дети: Гармонь, свирель, рожок, ложки.

Учитель: На экране вы видите изображения музыкальных инструментов, назовите их.

Дети: Бубен, балалайка, гармонь, рожок, жалейка, гусли.

Презентация «Народные инструменты»


б) Практическая работа. Играем в народном оркестре.

Задачи этапа: организовать творческое сотрудничество.


Работа в группах:

1-я группа - балалайки,

2-я группа -бас балалайки,

3-я группа- ксилофоны,

4-я группа - домры,

5-я группа - гусли,

6-я группа - бубны,

7-я группа - трещотки,

8-я группа - баяны.


Тему исполняет первая группа, она имитирует балалайки,

первую вариацию ведет вторая группа, это басы балалайки,

третью вариацию исполняют ксилофоны и балалайки,

четвертую вариацию исполняют балалайки и домры,

пятую вариацию - балалайки басы и балалайки,

шестую - домры,

седьмую - гусли и бубны,

восьмую весь оркестр.

Учитель: Чтоб слаженно играл оркестр, кого надо пригласить?

Дети: Руководителя, дирижера.


Проводится игра в дирижера. Учащиеся выбирают дирижера.


Учитель: Вот вы выбрали руководителя оркестра, что он должен делать, просто махать руками или?

Дети: Он должен показывать, когда надо вступить тому или иному инструменту, группе инструментов, громче или тише сыграть, показать темп, характер музыки и т.д.


Итак, звучит запись "Светит месяц" и дети под руководством дирижера "исполняют" это произведение. Учащиеся имитируют исполнение народных инструментов.


Учитель:  А сейчас мы попробуем ненадолго стать оркестром. У вас на столах находятся музыкальные инструменты. Какие? – шумовые (ложки, бубны, трещотки, рубель, колокольчик, треугольник, металлофон)

Те ребята, у кого есть на столах ложки ,возьмите их и простучите со мной ритмический рисунок, который изображён на доске. (ритмический рисунок в виде ноток на доске)

Те ребята, у кого есть на столах колокольчик, треугольник(четвертные), возьмите их и простучите со мной ритмический рисунок, который изображён на доске. (ритмический рисунок в виде ноток на доске)

Те ребята, у кого есть на столах бубны, возьмите их и простучите со мной ритмический рисунок, который изображён на доске.(ритмический рисунок в виде ноток на доске)

Проигрывание ритмического рисунка всеми детьми. Молодцы !



А сейчас давайте попробуем исполнить на инструментах русскую народную песню «Во саду ли в огороде».

Репетиция «Во саду ли в огороде». Первый раз попробуем подыграть мелодии песни негромко. Вслушайтесь, правильно ли вы уловили ее ритм (Первое исполнение оркестра). А теперь исполним еще раз немного смелее.

Учитель: Ребята, вам понравилось? Вы довольны своим исполнением?



5. Музыкальная пауза – физкультминутка.

«Песня-пляска» - исполнение песни с танцевальными движениями и в разных темпах.


6. Разучивание и разыгрывание песни.

Задача этапа:  разучивание песни и работа над вокально-хоровыми навыками учащихся.


а) Разучивание текста с ритмическими хлопками.

Звучит запись русской народной песни "Калинка".


Учитель: Как вы думаете это композиторская или народная песня?

Дети: Народная.

Учитель: Какому народу принадлежит эта песня?

Дети: Русскому.

Учитель: Есть ли в этой музыке, помимо жанра песни еще другой жанра?

Дети: Да, есть жанр танец, или точнее пляска.

Учитель: Песня "Калинка" состоит из куплетов и припева. Контрастны ли они, аргументируйте?

Дети: Да, контрастны. Куплеты поются неторопливо, певуче, распевно, а припев передает удалой, веселый плясовой характер.

Учитель: Меняется ли темп в припеве, если меняется, то как и зачем?

Дети: Темп в припеве изменяется от медленного до быстрого, наверно, чтобы показать русскую удаль, задор.

Исполняется песня с ритмическими хлопками.


б)Разыгрывание песни.

Цель: участие детей в ансамблевом исполнении музыкального произведения.


Учитель: Вы правильно подметили, что песня - пляска "Калинка" основана на контрасте ее частей. Хотите разыграть эту красивую русскую песню?

Какие движения должны выполнять девочки, а какие мальчики?

Учащиеся работают в паре и размышляют над движениями, придумывают и обсуждают движения в этой песни - пляски.

Класс приходит к выводу, что девочки запевают первый куплет с движением раскрывающейся руки с платочком и поворотом головы, на слова ай-лю-ли, спать положите вы меня - руки сложить под ушком.

В плясовом припеве мальчики исполняют пружинку, подчеркивая стуком каблучков.

Второй куплет девочки исполняют со сложенными друг на друга руками (кисти рук на сгибах рук) с поворотами головы и рук вправо и влево.

Мальчики исполняют второй припев вприсядку.

Третий куплет запевает солист и обращается к девочкам поднимает к ним руку, а затем на второй фразе прижимает руку к своей груди.

Припев всем классом одновременно - девочки с притопом и выбросом вперед платочком, а мальчики пружинят с пристукиванием каблучков, тем самым подчеркивая ритмическую пульсацию.

Учитель: Каков по вашему мнению исполнительский план?

Дети: Запев медленно, плавно, припев в быстром темпе, четко выговаривая слова.


7. Закрепление . Игра «Угадай инструмент». Работа с карточками.


Звучат записи: «Выходили красны девицы», « Ах, вы сени», «Бояре, а мы к вам пришли».

Раздать карточки четырёх цветов.

Красная карточка - гусли, если звучат гусли -дети поднимают красную карточку, если рожок -синию, если свирель –оранжевую, гармонь- зелёную.


8.Рефлексия . Итоги урока.

Задача этапа:

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

-оценить собственную деятельность на уроке;



Учитель: Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились, что нового узнали?

Дети: С новыми русскими народными инструментами. Научились определять на слух голоса русских народных инструментов. Сделали свой оркестр.

Учитель: Какие чувства вы испытали на уроке?

Дети: Чувство радости, что смогли поиграть на инструментах, что сами творили музыку.

Учитель: Наш урок мы завершаем игрой « Найди ошибку»

( работа на интерактивной доске)

Учитель:

а) Русские народные инструменты -это ложки, бубен, скрипка., домра, балалайка, флейта, труба, свирель? Это верно?

Дети: Скрипка, флейта и труба инструменты симфонического оркестра.


Учитель:

б) «Свети месяц» - украинская песня – пляска, русская народная песня – пляска, французская народная песня – пляска?

Дети: Русская народная песня – пляска.

Учитель:

в) Шумовые инструменты – это ложки, бубен, трещотки, домра, балалайка, свирель?

Дети: Шумовые инструменты это: бубен, трещотки.

Учитель: С какими русскими народными песнями познакомились на уроке?

Дети: «Светит месяц», «Калинка», «Камаринская».

Учитель: Какой оркестр исполнял все произведения на уроке?

Дети: Оркестр народных инструментов.

Учитель: Я вам предлагаю посмотреть фрагмент музыки "Светит месяц"

в исполнении оркестра русских народных инструментов.


Учитель: У каждого на столе лежит кружок со смайликом –посмотрите, с одной стороны у него прекрасное настроение, с другой грустное.

Выберите того, который соответствует вашему. А я посмотрю с каким настроением вы уходите в свой класс… 

Глядя, на смайлики видно, что у вас прекрасное настроение и урок удался.


9.Домашнее задание:

Учитель : Я прошу вас найти изображения русских народных инструментов и наклеить их в свою рабочую тетрадь на стр. 11 или нарисовать их там же. Это и будет вашим домашним заданием.

А сейчас еще раз спасибо за урок.

Очень активно работали, с хорошим настроением трудились.

Вы были все молодцы!

До свидания!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Плясовые наигрыши

Автор: Федотова Людмила Васильевна

Дата: 19.01.2016

Номер свидетельства: 279301

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока музыки во 2 классе по теме: "Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-muzyki-vo-2-klassie-po-tiemie-russkiie-narodnyie-instrumienty-pliasovyie-naighryshi"
    ["file_id"] => string(6) "118713"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413218995"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Искусство гжели. Истоки и современное развитие промысла "
    ["seo_title"] => string(61) "iskusstvo-ghzhieli-istoki-i-sovriemiennoie-razvitiie-promysla"
    ["file_id"] => string(6) "158087"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421684879"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока  музыки "Русские народные инструменты" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-muzyki-russkiie-narodnyie-instrumienty"
    ["file_id"] => string(6) "242035"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445362250"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Технологическая карта урока по музыке 2 класс "Плясовые наигрыши. Разыграй песню""
    ["seo_title"] => string(92) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-muzykie-2-klass-pliasovyie-naighryshi-razyghrai-piesniu"
    ["file_id"] => string(6) "278796"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453133483"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "«Плясовые наигрыши»"
    ["seo_title"] => string(19) "pliasovye_naigryshi"
    ["file_id"] => string(6) "515038"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1560773915"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства