Конспект урока музыки "Русские народные инструменты"
Конспект урока музыки "Русские народные инструменты"
Тема урока во 2 классе "Русские народные инструменты.Плясовые наигрыши" На уроке учащиеся познакомились с русскими народными инструментами и учились узнавать их тембр. при знакомстве с народными песнями принимали участие в различных видах музыкальной деятельности. Воспитывалось на данном уроке уважение к русским традициям, ценностям русской семьи, доброта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "Русские народные инструменты" »
План- конспект урока.
ФИО педагога: Федотова Людмила Васильевна
Место работы : МОУ СОШ № 9 , г. Сердобска, Пензенской области
Должность: учитель музыки
Предмет: музыка
Класс: 2 класс
Теме урока: « Оркестр русских народных инструментов. Плясовые наигрыши. Разыграй песню».
Базовый учебник :
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина , «Музыка».
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, «Музыка», рабочая тетрадь.
8. Цель урока:
Знакомство с русскими народными инмтрументами..
Развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности при знакомстве с народными песнями.
9.Планируемые результаты
Предметные:
- Научиться узнавать тембры русских народных инструментов; сочинять мелодии, ритмические, пластические импровизации на тексты народных песенок.
- Научиться выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки; Развивать художественный вкус и интерес к музыкальному фольклору России;
Познавательные:
-Передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен.
Личностные:
-Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений
-Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа
- Любовь к Родине, приобщение к русской народной культуре, фольклору, воспитание уважения к русским традициям, ценностям русской семьи, воспитание доброты.
Коммуникативные:
- Планирование учебного сотрудничества и инициативное сотрудничество, взаимодействие.
-Использование полученного опыта общения с фольклором в досуговой деятельности и личной жизни, передача в собственном исполнении различных музыкальных образов, владение умениями совместной деятельности.
10. Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления .
11. Дидактическое обеспечение урока: презентация
12. Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экрани проектор.
13. Методы: деятельностный подход
14. Виды деятельности учащихся:
Пение
Музыкально –пластическое движение
Слушание музыки
Инструментальное музицирование
15. Музыкальный материал:
Песня – игра. "Светит месяц" русская народная плясовая,
"Камаринская" русская народная плясовая,
"Калинка" русская народная песня .
«Свети месяц» оркестр русских народных инструментов.
Ход урока.
1Организационный момент
Музыкальное приветствие учащихся и учителя.
Учитель: «Здравствуйте, ребята!» (звукоряд вверх - до, ре, ми, фа, соль первой октавы)
Дети: «Здравствуйте» (вниз по мажорному трезвучию от ноты "соль" - соль -ми-до)
Учитель: "Прозвенел звонок"
Дети: "Начался урок!"
Звучит русская народная песня « Камаринская».
2. Актуализация знаний
- Учитель: Какая музыка по настроению встретила вас в классе?
- Дети: Русская народная песня.
- Учитель: Вам понравилась песня? А настроение у вас изменилось? Почему?
- Дети: Да, понравилась! Сразу захотелось улыбнуться и пуститься в пляс. Она звучала весело, игриво, подвижно.
-Учитель: Как вы думаете - кто ее сочинил эту музыку композитор или народ? Где чаще исполняют русские народные песни?
- Дети: Народ. На праздниках, посиделках, на гуляньях.
3. Изучение нового материала. Формулировка темы, целей урока.
На столе у учителя представлены инструменты: деревянные ложки, свирель, дудочка, трещотка, бубен, колокольчики, свистульки, балалайка, баян.
На доске вывешены иллюстрации народных инструментов.
-Учитель: Как вы думаете, как будет называться новая тема урока?
- Дети: Наверно русские народные инструменты, может быть разучивание народных песен.
-Учитель: Обратите внимание на лежащие у меня на столе инструменты -деревянные ложки, свирель, дудочка, трещотка, бубен, колокольчики, свистульки, балалайка, баян.
Учитель: Назовите эти инструменты? Все ли они вам знакомы?
Учащиеся перечисляют названия инструментов. Коротко рассказывают, где их видели.
Учитель: Тема сегодняшнего урока посвящена оркестру русских народных инструментов, где мы с вами будем не только слушать плясовые наигрыши, но и разучим, и разыграем народные песни.
4. Работа по теме:
а) Оркестр народных инструментов ( восприятие и слушание музыки).
На – экране – иллюстрации русской плясовой.
-Учитель: Сейчас я вам расскажу об особенностях жанра плясовых песен. В русской плясовой песне, каждый участник сам старается придумать новое движение и перещеголять других в ловкости и умении. Участники при помощи движений показывают свою удаль.
Звучит плясовая русская народная песня « Светит месяц».
-Учитель: Как вы думаете, какой оркестр звучит симфонический или народный.
- Дети: оркестр народных инструментов.
- Учитель: Почему вы так решили ?
- Дети: Мы услышали голоса балалаек, баяна, трещоток.
-Учитель: В каком характере звучит музыка?
-Дети: В радостном, весёлом.
- Учитель: Какие народные инструменты вы ещё знаете?
-Дети: Гармонь, свирель, рожок, ложки.
-Учитель: На развороте учебника стр. 54-55 вы видите изображения музыкальных инструментов, назовите их?
б) Практическая работа. Играем в народном оркестре.
Работа в группах,
1-я группа - балалайки,
2-я группа -бас балалайки,
3-я группа- ксилофоны,
4-я группа - домры,
5-я - гусли,
6-я бубны,
7 - трещотки,
8-я - баяны.
Тему исполняет первая группа, она имитирует балалайки, первую вариацию ведет вторая группа, это басы балалайки, третью вариацию исполняют ксилофоны и балалайки четвертую вариацию исполняют балалайки и домры, пятую вариацию - балалайки басы и балалайки, шестую - домры, седьмую - гусли и бубны, восьмую весь оркестр.
-Учитель: Чтоб слаженно играл оркестр, кого надо пригласить?
-Дети: Руководителя, дирижера.
Проводится игра в дирижера. Учащиеся выбирают дирижера.
-Учитель: вот вы выбрали руководителя оркестра, что он должен делать, просто махать руками или?
-Дети: Он должен показывать, когда надо вступить тому или иному инструменту, группе инструментов, громче или тише сыграть, показать темп, характер музыки и т.д.
Итак, звучит запись "Светит месяц" и дети под руководством дирижера "исполняют" это произведение.
Учащиеся имитируют исполнение народных инструментов.
5.Разучивание и разыгрывание песни.
а) Разучиваю текст с ритмическими хлопками
Звучит запись русской народной песни "Калинка".
-Учитель: как вы думаете это композиторская или народная песня?
-Дети: народная.
-Учитель: какому народу принадлежит эта песня?
-Дети: русскому.
-Учитель: есть ли в этой музыке, помимо жанра песни еще другой жанра?
-Дети: да, есть жанр танец, или точнее пляска.
-Учитель: песня "Калинка" состоит из куплетов и припева. Контрастны ли они, аргументируйте?
-Дети: Да, контрастны. Куплеты поются неторопливо, певуче, распевно, а припев передает удалой, веселый плясовой характер.
-Учитель: меняется ли темп в припеве, если меняется, то как и зачем?
-Дети: темп в припеве изменяется от медленного до быстрого, наверно, чтобы показать русскую удаль, задор.
б)Разыгрывание песни.
-Учитель: вы правильно подметили, что песня - пляска "Калинка" основана на контрасте ее частей. Хотите разыграть эту красивую русскую песню? Какие движения должны выполнять девочки, а какие мальчики?
Учащиеся работают в паре и размышляют над движениями, придумывают и обсуждают движения в этой песни - пляски.
Класс приходит к выводу, что девочки запевают первый куплет с движением раскрывающейся руки с платочком и поворотом головы, на слова ай-лю-ли, спать положите вы меня - руки сложить под ушком.
В плясовом припеве мальчики исполняют пружинку, подчеркивая стуком каблучков.
Второй куплет девочки исполняют со сложенными друг на друга руками (кисти рук на сгибах рук) с поворотами головы и рук вправо и влево.
Мальчики исполняют второй припев вприсядку.
Третий куплет запевает солист и обращается к девочкам поднимает к ним руку, а затем на второй фразе прижимает руку к своей груди.
Припев всем классом одновременно - девочки с притопом и выбросом вперед платочком, а мальчики пружинят с пристукиванием каблучков, тем самым подчеркивая ритмическую пульсацию.
-Учитель: каков по вашему мнению исполнительский план?
- Учитель: С какими русскими народными песнями познакомилися на уроке?
-Дети: «Светит месяц», «Калинка», «Камаринская».
8. Итог урока. Видеоролик.
-Учитель: Какой оркестр исполнял все произведения на уроке?
-Дети: Оркестр народных инструментов.
- Учитель: Я вам предлагаю посмотреть и послушать фрагмент музыки "Светит месяц" в исполнении оркестра русских народных инструментов.
9. Домашнее задание: Я прошу вас найти изображения русских народных инструментов и наклеить их в свою рабочую тетрадь на стр. 11 , или нарисовать их там же. Это и будет вашим домашним заданием. А сейчас еще раз спасибо за урок. Очень активно работали, с хорошим настроением трудились. Вы были все молодцы!