Класс: 2 (программа «Музыка» 1-4 классы Е.Д. Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина) Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», второй урок.
Составила: учитель музыки МОУ СОШ №61 Звирбуль И.Е.
Тема | «Плясовые наигрыши» |
Проблема урока | Создать ритмический партитуры к русской народной песне-пляске. |
Цель темы | Освоение образцов русского музыкального фольклора через инструментальное музицировали |
Задачи урока | Закрепить ранее полученные знания о русских народных инструментах Сформировать представление о жанром народной песни – плясовая Создать собственный аккомпанемент. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Вид урока | Творческая лаборатория |
Основное содержание темы, термины и понятия, | Понятия тембр, партитура. Жанр русской народной песни – плясовая. |
Музыкальный и художественный материал | Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Калинка» |
Проектируемый результат | Знать: Уметь: различать тембры русских народных инструментов анализировать средства музыкальной выразительности играть в оркестре по правилам. общаться и взаимодействовать в процессе коллективного музицирования. |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
изо | Фронтальная, индивидуальная, групповая. | Изображения русских народный инструментов Музыкальные инструменты (бубны, ложки) Таблица с нотами «Калинки» |
I этап Мотивационный |
Цель – закрепить знания о тембрах музыкальных инструментов. Узнать о жанре плясовой народной песни Методы: беседа, иллюстративный, музыкально-пластических движений. | Организационный момент У: ребята, на прошлом уроке вы познакомились с русскими народными инструментами, их звучанием (тембром). В д/з вы раскрашивали и подбирали картинки. Назовите известные вам русские народные музыкальные инструменты? Д: балалайка, гусли, ложки, бубны… У: Когда эти инструменты звучат вместе, получается очень красивая музыка Сейчас мы послушаем как звучит русская народная плясовая. Во время первого прослушивания плясовой «Светит месяц», обучающимся предлагается определить голоса (тембры) русских народных инструментов. На доске расположены изображения русских народных инструментов. Д: называют услышанные ими инструменты. Во время второго прослушивания плясовой «Светит месяц», обучающимся предлагается изобразить способы игры на народных инструментах. Проблемный вопрос: А возможно ли самим сыграть с оркестром? |
II этап Процессуальный |
1.Первичное знакомство с произведением. |
Цель –уметь анализировать музыкальное произведение Метод – содержательный анализ музыкального произведения | Детям предлагается послушать плясовую песню «Калинка» не называя ее. Перед прослушиванием произведения «Калинка» (в фортепианном изложении) обучающимся предлагается ответить на вопрос: У: это русская народная музыка? После прослушивания плясовой песни «Калинка» детям дети отвечают: Д: народная музыка, но исполняется ф-но. У: Верно, музыка народная. Звучала плясовая песня «Калинка» У: Какое настроение передает музыка? Где может звучать? Д: Музыка радостная, задорная, плясовая. Может звучать на празднике. У: Ребята, давайте и мы попробуем создать праздник! |
2. Освоение правил создания партитуры. |
Цель – освоить приемы игры на доступных народный инструментах (бубен, ложки) и познакомиться с понятием партитура, создать ритмическую партитуру и записать её. Методы – объяснения, соучастия Прием: «хаос-порядок», визуализации. | Детям раздаются разные музыкальные инструменты. Предлагается выбрать: Учитель предлагает исполнить на инструментах сопровождение к плясовой «Калинка» (в оркестровом исполнении) Д: исполняют. У: Все ли у нас получилось? Д: нет не получилось, все играли как хотели. У: Тогда нам нужно действовать по правилам. Учитель на доску вывешивает ноты припева «Калинки», предлагая прочитать слова и выделить слоги на которых падает ударение. Таким образом под нотным текстом графически выделяют сильную и слабую долю. Д: со словами прохлопывают сильную долю, отмечают хлопками ровное движение и хлопками и притопами (сильную и слабую доли) У: предлагает заменить хлопки выбранными ранее музыкальными инструментами (бубнами и ложками) На доске схематично обозначаем инструменты, и обращаем внимание детей на то, что такое обозначение (где изображены все партии инструментов) называется партитурой. Класс делиться на три группы: 1- играет на бубнах. 2- на ложках, 3- хлопок, два притопа (т.к. это плясовая) Процесс соединения партитуры происходит постепенно. |
III этап. Оценка результатов деятельности. |
Цель: закрепить знания о тембрах русских народных инструментах, понятие ритмическая партитура, | После того как исправлены ошибки учитель предлагает исполнить ритмическую партитуру вместе с оркестром народных инструментов. У: Что нового узнали вы на уроке, чему научили? Д: Узнали, что в русской музыке есть плясовые, их можно играть и плясать. Д: Узнали, что такое партитура и научились создавать ее и по ней играть. Домашнее задание: попытаться создать свой шумовой инструмент (опираясь на знания тембров русских народных инструментов) |