kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыка и другие виды искусства

Нажмите, чтобы узнать подробности

                    Тема урока:  Музыка и другие виды искусства. Духовное, вечное в искусстве (образ женщины, матери).

Цель: показать как разные виды искусства – поэзия, музыка, живопись – по-своему и независимо друг от друга воплощают одно и то же жизненное содержание.

Задачи:

 Образовательная

  1. дать доступное понимание таких сложных понятий, как духовность, мудрость, вечность в искусстве;
  2. знакомство с лучшими образцами произведений искусства, которые, преодолевая рамки церковности, воплощают возвышенную философскую лирику, насыщенную человеческим чувством;
  3. выявление многосторонней связи между разными видами искусства, опираясь на глубину и силу воздействия различных произведений искусства на каждого человека в процессе их сравнения;
  4. беседу с детьми о проблеме духовного и вечного в искусстве подвести к выводу, что все виды искусства существуют в неразрывной связи с жизнью, что искусство есть отражение жизни – отражение своими особыми специфическими способами (в живописи - «цветовой гаммой», в музыке – «звуковой палитрой» и т.д.);
  5. обратить внимание ребят на такие выражения, как «живописная музыка» и «музыкальная живопись». («Живописная музыка» - музыка, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора, что мы словно бы сами начинаем видеть эти картины; «музыкальная живопись» - живопись, напоенная столь тонким поэтическим чувством, что его трудно словами передать, а только такой же поэтической мелодией можно выразить.)
  • Развивающая
  1. развивать осознанное восприятие музыки и живописных полотен, воображение, словарный запас;
  2. развивать внутренний слух и внутреннее зрение — основу развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области, в какой бы. он ни работал;
  3. развивать исполнительские навыки: чистое интонирование мелодии, пение в активной певческой позиции, работа над дикцией в исполняемых песнях.
  • Воспитательная
  1. воспитывать чувство гражданственности, уважения к женщине, преклонения перед высоким, духовным идеалом женщины, матери;
  2. воспитывать уважительное отношение к шедеврам музыкального и изобразительного искусства;
  3. воспитывать навык слушательской культуры, эмоциональную отзывчивость. «Жизнь — подлинный источник художественных произведе­ний. Сопоставляя музыку и живопись, стремиться вскрывать их внутреннюю жизненную связь, опираясь на глубину и силу воз­действия на каждого человека». (Д.Б.Кабалевский)

Оборудование: музыкальный центр, фонохрестоматия, проектор для мультимедийных слайдов,  компьютер.                               

План урока:

  1. Ф.Шуберт «Ave Maria» - слушание.
  2. С.Рафаэль «Сикстинская мадонна», «Мадонна Конестабиле»,  Леонардо да Винчи «Мадонна Лита», Яков Капков «Богоматерь», Модильяни «Женщина с ребенком», В.Васнецов «Богоматерь с Младенцем», «Родина-мать зовет» Петров-Водкин и др, …
  3. Бах-Гуно «Ave Maria» - слушание
  4. Музыка С.Баневича, слова Т.Калининой  «Мир» – исполнение.

                  

Просмотр содержимого документа
«Музыка и другие виды искусства»

5 класс.

4 четверть.


Тема урока: Музыка и другие виды искусства. Духовное, вечное в искусстве (образ женщины, матери).


Цель: показать как разные виды искусства – поэзия, музыка, живопись – по-своему и независимо друг от друга воплощают одно и то же жизненное содержание.

Задачи:

Образовательная

  1. дать доступное понимание таких сложных понятий, как духовность, мудрость, вечность в искусстве;

  2. знакомство с лучшими образцами произведений искусства, которые, преодолевая рамки церковности, воплощают возвышенную философскую лирику, насыщенную человеческим чувством;

  3. выявление многосторонней связи между разными видами искусства, опираясь на глубину и силу воздействия различных произведений искусства на каждого человека в процессе их сравнения;

  4. беседу с детьми о проблеме духовного и вечного в искусстве подвести к выводу, что все виды искусства существуют в неразрывной связи с жизнью, что искусство есть отражение жизни – отражение своими особыми специфическими способами (в живописи - «цветовой гаммой», в музыке – «звуковой палитрой» и т.д.);

  5. обратить внимание ребят на такие выражения, как «живописная музыка» и «музыкальная живопись». («Живописная музыка» - музыка, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора, что мы словно бы сами начинаем видеть эти картины; «музыкальная живопись» - живопись, напоенная столь тонким поэтическим чувством, что его трудно словами передать, а только такой же поэтической мелодией можно выразить.)


  • Развивающая

  1. развивать осознанное восприятие музыки и живописных полотен, воображение, словарный запас;

  2. развивать внутренний слух и внутреннее зрение — основу развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области, в какой бы. он ни работал;

  3. развивать исполнительские навыки: чистое интонирование мелодии, пение в активной певческой позиции, работа над дикцией в исполняемых песнях.


  • Воспитательная

  1. воспитывать чувство гражданственности, уважения к женщине, преклонения перед высоким, духовным идеалом женщины, матери;

  2. воспитывать уважительное отношение к шедеврам музыкального и изобразительного искусства;

  3. воспитывать навык слушательской культуры, эмоциональную отзывчивость. «Жизнь — подлинный источник художественных произведе­ний. Сопоставляя музыку и живопись, стремиться вскрывать их внутреннюю жизненную связь, опираясь на глубину и силу воз­действия на каждого человека». (Д.Б.Кабалевский)


Оборудование: музыкальный центр, фонохрестоматия, проектор для мультимедийных слайдов, компьютер.


План урока:

  1. Ф.Шуберт «Ave Maria» - слушание.

  2. С.Рафаэль «Сикстинская мадонна», «Мадонна Конестабиле», Леонардо да Винчи «Мадонна Лита», Яков Капков «Богоматерь», Модильяни «Женщина с ребенком», В.Васнецов «Богоматерь с Младенцем», «Родина-мать зовет» Петров-Водкин и др, …

  3. Бах-Гуно «Ave Maria» - слушание

  4. Музыка С.Баневича, слова Т.Калининой «Мир» – исполнение.





Ход урока.


Презентация.

Слайд 2.

На экране: « В самой природе женское начало

Сильней, пожалуй, всех других начал.

Природа женщин щедро одарила,

А люди возвели на пьедестал».

(А.Дементьев)



«О, женщина!

В тебе, как нимб, вплетены,

И чары пробудившейся весны,

И щедрость осени золотоносной!

В тебе одной - все осени, все весны!»

(А.Марков)

«Женщина – великое слово. В ней чистота девушки, самоотверженность подруги, подвиг матери»

Н.А.Некрасов)





Ход урока:

  1. На экране (слайд 3)– «Сикстинская мадонна» С.Рафаэля, звучит «Ave Maria» Ф.Шуберта – слушаем без предварительных комментариев.

Учитель: я думаю каждому из вас знакомо это прекрасное творение немецкого композитора Ф.Шуберта – его знаменитая «Ave Maria» и покорившая весь мир «Сикстинская мадонна» С.Рафаэля, которые открыли наш урок. Сегодня у нас пойдет разговор о вечной, пожалуй, самой прекрасной и одухотворенной теме, к которой всегда во все века обращались «художники» в широком смысле этого слова, т.е. и поэты, и композиторы, и живописцы, и т.д. – образ женщины, матери. Неслучайно у Гете есть такие строки:

Слайд 4.

«Женщина с нами, когда мы рождаемся.

Женщина с нами в последний наш час.

Женщина- -знамя, когда мы сражаемся.

Женщина – радость раскрывшихся глаз»

«И.В.Гете)

Так как -

«Любовь к Родине начинается с любви к матери. И все лучшее, что есть в человеке, достается ему от матери». (Ю.Яковлев)


  1. Внимательно вглядитесь в картину С.Рафаэля. Что на ней изображено?

Слайд 5.

Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Христа на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе.

Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией преклоненная Варвара и восторженный Сикст, ангелы. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу.

Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребенка – отблески грядущих бед. Ветер растрепал его волосы. Малыш приник к материнской груди беспокойно всматривается в толпу. С какой бы стороны мы не смотрели на картину, на нас устремлен пристальный взгляд Марии, в котором читается вопрос: «Не ты ли тот, кто сделает меня, мать, несчастной?».

Известный итальянский художник Рафаэль Санти жил и писал свои прекрасные картины более 500 лет назад. Почему же до сих пор люди не могут без волнения смотреть на простой, очень нежный и в то же время возвышенный образ матери с младенцем на руках? (ответы детей)

«Сикстинская мадонна» – самая известная картина Рафаэля. В основу ее содержания художник положил библейскую легенду, которая прославляла великую силу материнства. Рафаэль славит величие женщины, способность во имя высшего долга пойти на жертву. Мария – идеал материнства. Как вы понимаете это слово – идеал? Что в себя включает идеал материнства, идеал женщины? (красота, нежность, женственность, самоотверженность, бескорыстие, доброта и т.д., т.е. все самые лучшие качества человека)





На экране демонстрируются другие работы Рафаэля и женские образы различных художников.

Слайды 6-8.






Посмотрите внимательно на эти работы, что их сближает? Как раз все те качества, которые мы сейчас назвали, присущи образам этих женщин. Художники в своих картинах воспевают женскую красоту, женственность, нежность, самоотверженность, бескорыстие матери.

В связи с этим хочется вспомнить слова Паустовского: «Помимо Сикстинской мадон­ны, есть много картин старых мастеров, перед которыми опасно останавливаться. Они не отпускают от себя. На них можно смот­реть часами... и чем больше смотришь, тем шире нарастает не­понятное душевное волнение. Оно доходит до той черты, когда человек уже с трудом удерживает слезы... При созерцании пре­красного возникает тревога, которая предшествует нашему внут­реннему очищению».


Слайд 9.

На экране – «Сикстинская мадонна» Рафаэля.


Учитель:

Я часами глядел на Мадонну,

Что бессмертье дала Рафаэлю,

На глаза…

Не от них ли, бездонных,

Даже черствые души светлели.

Не сводил с нее взгляда,

Покуда дымку облак, накинув на плечи,

Как пригрезившееся чудо,

Мне шагнула мадонна навстречу.

Не безгрешная та,

Не богиня, о которой земные не судят.

Просто мать.

И спросила о сыне, ею отданном людям.

Я не скрыл.

Все, как есть, я ответил.

К диким скалам его приковали.

Но огонь отвоеванный светит,

Прорезая полночные дали.

О смешные1 наивные твари,

Что ему учинили расправу.

Смерть такая – бессмертие дарит…

Благодарны вам люди, поверьте,

Преклоняют колени за сына.

( А.Марков)

Вот так воспел в своем стихотворении «Сикстинская мадонна» А.Марков самоотверженный бескорыстный подвиг матери.

Слайд 10.

Каждому из нас – от колыбельной песни до последнего вздоха мать дарит бескорыстную любовь, заботу, привязанность. «Женщина – великое слово, говорил Н.А.Некрасов. – В ней чистота девушки, самоотверженность подруги, подвиг матери».

Какую музыку надо было бы сочинить, чтобы выразить всю силу материнской любви и то чувство очарования ею, которое передает нам художник? (ответы детей)

Ваша музыка очень близка той, какую написал немецкий композитор Ф.Шуберт. Давайте послушаем ее еще раз, восхищаясь такой возвышенной, проникновенной, полной неземного очарования музыкой. Звучит она в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти.

Слайд 11.

На экране портрет Ф.Шуберта:


Слайд 12.

Что общего в музыке Шуберта и картине Рафаэля?

Какие музыкальные краски делают произведение Шуберта возвышенным гимном женской доброте и высокородности? Какая группа симфонического оркестра исполняет музыку?


Слушаем музыку.

(ответы детей)






Давайте сравним шубертовский образ с образом, созданным великим немецким композитором И.С.Бахом, его произведение тоже называется

«Ave Maria».

3.Слушаем Бах-Гуно «Ave Maria» .

На экране портреты И.С Баха и Ш.Гуно.

Слайд 13.



Сравните эти два бессмертных произведения. (дети сравнивают, находят общее и различие).

« В самой природе женское начало

Сильней, пожалуй, всех других начал.

Природа женщин щедро одарила,

А люди возвели на пьедестал».

(А.Дементьев


А почему все художники рисуют красивые женские образы? Может мать быть некрасивой? Что ее украшает? (ответы детей)

Учитель:

Я верю, что все женщины прекрасны –

И добротой своею и умом.

Еще весельем, если в доме праздник.

И верностью, когда разлука в нем.

Не их наряды и не профиль римский -

Нас покоряет женская душа.

И молодость ее. И материнство.

И седина, когда пришла пора.

И мы, мужчины, кланяемся низко

Всем женщинам родной страны моей.

Недаром на солдатских обелисках

Чеканит память лики матерей.

(А.Дементьев)

Учитель: (ученик) на свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. Мать всегда помнит о своем ребенке, где бы он не находился. Многие матери, получив во время Великой Отечественной войны извещение о смерти сына, не верили в его смерть и всю оставшуюся жизнь надеялись на чудо – чудо воскрешения.

На экране картина К.Петрова-Водкина «Мать».

Слайд 14.









Ученица:

Сыночек мой, кровиночка,

Украден ты войной.

Листочек мой, травиночка.

Как пусто мне одной.


Прокаркала вороною

Беда, как в страшном сне.

Бумагой похоронною

Она пришла ко мне.

Я ворога проклятого

Отчаянно кляла.

Глаза свои проплакала –

И все тебя ждала.


Придешь походкой легонькой,

Шинелька – нараспах.

Живой придешь, целехонький,

С улыбкой на губах.


Придешь, огнем целованный,

С наградой боевой,

Пускай и забинтованный,

А все-таки живой!


…неделя за неделею,

За годом год идет.

Устала я надеяться,

Лишь боль во мне живет.


Сыночек мой, кровиночка,

Прошло так много лет.

Листочек мой, травиночка,

Тебя все нет и нет!

(М.Пляцковский)


Учитель (ученица) исполняют песню на стихи Н.Рублева

«Мать»:

Все люди спят.

Но мать не спит сейчас.

И не смыкает мать усталых глаз.

Была война.

Был сын убит в бою,

Прикрыл он сердцем Родину свою.


Прел ним открыто было сто дорог –

Он быть ученым мог.

Он стать поэтом мог.

Но верит мать и ждет –

Раздастся в двери стук,

И сын вернется вдруг...


Все люди спят.

Но мать не спит сейчас.

И льются слезы из усталых глаз.

И много дней, и много лет

Она все сына ждет,

А сына нет…

(Или песню «Алексей, Алешенька, сынок»)

Учитель: в литературе, музыке, живописи есть огромное количество произведений посвященных высокому прекрасному образу женщины-матери.

Картина «Мать» была написана нашим русским художником К.Петровым-Водкиным в 1915 г., когда шла Первая мировая война. В ней художник утверждает мысль о том, что жизнь побеждает смерть.

На другой его картине, которую называли еще «Петроградская мадонна», изображена кормящая мать.

Слайд 15.


Идет война. Город, где живет эта женщина, находится в кольце блокады. Поэтому фон картины тревожен. Но лицо кормящей матери спокойно, простодушно, она занята делом, важней которого для нее ничего нет. Ее губы сжаты, взгляд строг, преисполнен надежды, веры в жизнь.

Домашнее задание – собрать художественную коллекцию из произведений разных видов искусства посвященных образу женщины-матери, вложить в портфолио.

Слайд 16.


Учитель:

У русских женщин

Есть такие лица:

К ним надо приглядеться не спеша,

Чтоб в их чертах

Могла тебе открыться

Красивая и гордая душа.


Такая в них естественность, свобода,

Так строг и ясен

Росчерк их бровей.

Они, как наша русская природа,

Чем дольше смотришь,

Тем еще милей!

И в заключении нашего урока я предлагаю спеть песню «Мир».

Слайд 17.

4.Музыка С.Баневича, слова Т.Калининой «Мир» – исполнение.


Слайд 18.

На экране:

«Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – мать!»

(М.Джалиль)


«Любовь к Родине начинается с любви к матери. И все лучшее, что есть в человеке, достается ему от матери».

(Ю.Яковлев)












12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Музыка и другие виды искусства

Автор: Веряскина Ольга Николаевна

Дата: 10.12.2015

Номер свидетельства: 264829

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Статья   "Связь музыки с другими видами искусства""
    ["seo_title"] => string(48) "stat-ia-sviaz-muzyki-s-drughimi-vidami-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "303905"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457621158"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Мини-исследование "«Серебряный век» русской поэзии и другие виды искусства""
    ["seo_title"] => string(79) "mini_issliedovaniie_sieriebrianyi_viek_russkoi_poezii_i_drughiie_vidy_iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "375410"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1483548946"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Статья "Музыка древности – развлечение, вид искусства или неотъемлемая часть жизни человека?" "
    ["seo_title"] => string(100) "stat-ia-muzyka-drievnosti-razvliechieniie-vid-iskusstva-ili-nieotiemliemaia-chast-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "238193"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444497755"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Связь литературы с другими видами искусства "
    ["seo_title"] => string(45) "sviaz-litieratury-s-drughimi-vidami-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "162682"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422380068"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Музыка. Рабочая  учебная программа и календарно-тематическое планирование 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(91) "muzyka-rabochaia-uchiebnaia-proghramma-i-kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "142711"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418332682"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства