kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Писатели и поэты о музыке и музыкантах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок музыки в 5 классе " - третий в теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах" и знакомит обучающихся с музыкой и творчеством великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Урок построен в соответствии с ФГОС, направлен на развитие предметных, метапредметных, личностных УУД, прививает интерес к урокам музыки, развивает эстетические вкусы и творчество детей. В помощь учителю в конспекте урока предусмотрен раздел "Приложение", в котором имеется подборка литературных произведений, рассказывающих о жизни композитора.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Писатели и поэты о музыке и музыкантах"»


Открытый урок музыки в 5 классе

учитель музыки МКОУ «Школа-интернат № 3 для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»

Винтер Ольга Викторовна

Предмет: музыка

Тема: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»

класс: 5

Цель ученика: Познакомиться с музыкой В.А. Моцарта .

Цель учителя: Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей.

Задачи:

  • Расширение представлений о творчестве австрийского композитора В. А. Моцарта

  • Знакомство учащихся с поэтическими, литературными и музыкальными шедеврами;

  • Развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся;

  • Развитие интонационно-образного мышления, эмоционального отклика на высокохудожественные произведения классической музыки.

Используемое оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, фортепиано.

Материалы к уроку: отрывок из сказки В.Цыферова «Тайна запечного сверчка», отрывок из трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», стихотворение «Реквием» С. Граховского, произведения В.-А. Моцарта: «Маленькая ночная серенада», хор из оперы «Волшебная флейта»,«Лакримоза», компьютерная презентация по теме урока.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- эмоционально откликаться на произведение искусства;

- развитие творческих способностей через хоровое пение;

- формировать интерес к урокам музыки;

- развивать этические и эстетические чувства.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД

- уметь определять цель учебной деятельности;

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Познавательные УУД

- развивать умение размышлять, сравнивать, обобщать;

- уметь строить сообщения в устной форме;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД

- уметь выражать эмоциональное отношение к музыкальным образам;

- полно и точно выражать свои мысли об образном содержании произведений музыки и литературы;

- уметь строить монологические речевые высказывания о музыкальном произведении.

Предметные УУД;

- исполнять музыкальные произведения (пение. Музыкально-пластическое интонирование);

- уметь соотносить выразительные и изобразительные интонации;

- эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Технологическая карта урока

Этап урока и его цель

Результат

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент (самоопределение к деятельности)

Цель: проверка готовности учащихся к работе на уроке, проверка эмоционального настроя обучающихся

Закрепление вокально-хоровых умений и навыков. Эмоциональный отклик на произведение искусства в соответствии с заданным образом. (Л)

Организует учеников к началу урока, проверяет их готовность.

Готовятся к уроку, исполняют попевку – музыкальное приветствие.

2. Актуализация знаний.

Цель: подведение обучающихся к формулированию темы урока и постановки основных задач.

Уметь находить ответ на частные вопросы из личного опыта. (К) Уметь определять цель учебной деятельности. (Р)

Озвучивает тему урока, нацеливает обучающихся на предстоящий урок, конкретизирует цели и задачи урока.

Сегодня мы с вами поговорим о загадке, разгадать которую пока не смог никто – о тайне музыки. Писатели и поэты – мастера слова -- пытались описать ее словами, но полностью раскрыть тайну звуков не удавалось никому. Недаром русский композитор А.Н. Серов говорил «Музыка досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить» А вот слова писателя Виктора Астафьева: «Музыка, может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада».

Сегодня мы с вами продолжим тему предыдущих уроков. Как звучит эта тема? (Писатели и поэты о музыке и музыкантах).

Кто из композиторов будет героем нашего сегодняшнего урока вы узнаете, если разгадаете кроссворд. Работать над кроссвордом вы будете в паре. Итак, назовите фамилию композитора. (Моцарт).

Жизнь австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительные, единственные в своём роде результаты. Моцарт прожил всего 35 лет. Несмотря на непрерывную концертную деятельность, начавшуюся с шестилетнего возраста, он создал за это время очень много произведений. Моцартом написано около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты и другие произведения различных жанров.

Какую цель мы поставим себе на сегодняшнем уроке? Какие учебные задачи будем решать? Познакомимся с новыми музыкальными словами.














Отвечают на вопросы учителя, разгадывают кроссворд (работа в паре).


Работа по учебнику стр.44


Запись в тетради

3. Введение нового знания.

Цель: освоение обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Сравнивать образное содержание произведений искусства. (П) Развитие творческих способностей через хоровое пение. (Л) Знать настроение, характер изучаемых произведений. (П)

Уметь строить речевые высказывания.(К)

Задаёт вопросы по теме.

Ребята, а что вы знаете о Моцарте? Как часто его называют? (гений). Не менее гениальный русский поэт А.С.Пушкин, сказал о Моцарте так: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…». Этими словами А.С. Пушкина я хочу начать наше сегодняшнее путешествие в мир жизни, музыки В.А. Моцарта. Как вы понимаете смысл этих слов?

Жители старинного города Зальцбурга в 18 веке передавали друг другу потрясающую весть: в семье скрипача придворной капеллы Леопольда Моцарта растет чудо ребенок – мальчик исполняет пьесы с мастерством, недоступным и некоторым взрослым.

Музыкальная одаренность Вольфганга действительно была чудом. В 6 лет он уже давал концерты и в родном Зальцбурге и в других городах Австрии. Леопольд Моцарт, видя успехи сына, решает вести мальчика в концертное путешествие по Европе. Шестилетний музыкант отправляется завоевывать мир!

Тайну маленького Моцарта раскрыл в своем произведении, в сказке, писатель Геннадий Цыферов. Она называется «Тайна запечного сверчка». Как научился играть на музыкальном инструменте Моцарт? Ребята, скажите, какую музыку, по вашему мнению, мог бы исполнить на скрипке Сверчок для маленького Моцарта?

Отвечают на вопросы учителя, слушают музыку и соотносят ее с текстом сказки, обосновывают свой выбор

4.Воспроизведение нового знания.

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.


Закрепить умение проводить анализ литературных, музыкальных и живописных произведений. (Р)

Уметь проводить простые сравнения образного содержания произведений музыки и живописи.(П)

Уметь выражать эмоциональное отношение к музыкальным образам в рисунке.(К)

Организует закрепление изученного на уроке, обеспечивает положительную реакцию обучающихся на творчество, побуждает к высказыванию своего мнения, знакомит с формой музыкального произведения

Слушание фрагмента «Маленькой ночной серенады». Каков характер музыки? (Это произведение веселого, светлого характера). Какие средства музыкальной выразительности придают этому произведению такой радостный, жизнеутверждающий характер? В каком ладу написано произведение? Какой темп? Какой жанр ярко выражен?

Анализ произведения:

1) характер музыки – светлый, радостный, изящный, жизнеутверждающий;

2) ярко выражена танцевальность (жанровость);

3) очень быстрый, даже стремительный темп;

4) мажорный лад,

Это произведение В.-А.Моцарта называется «Маленькая ночная серенада» (это как бы небольшая симфония – в ней 4 части.)

Серенада – (франц. serenade , ночная прохлада) – музыкальное произведение, исполняемое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания или любви. Песня с честь возлюбленной.

В 18 веке было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами человека, которого хотели отметить вниманием, музыканты хотели доставить удовольствие и радость своей игрой уважаемому человеку.

Я предлагаю вам послушать «Маленькую ночную серенаду" и подумать какое состояние души композитора запечатлела эта музыка. Обратите внимание – в какой форме написано это произведение? Слушание: Рондо из «Маленькой ночной серенады» (форма рондо) . А как вы думаете, почему композитор избрал именно такую музыкальную форму? (здесь она необходима для постоянного утверждения главной музыкальной мысли – ощущения радости, счастья, полноты жизни).




Слушают музыку, проводят анализ произведения, знакомятся с новой формой музыкального произведения (рондо - круг)



5.Первичное закрепление.

Цель: воспитывать умение слушать друг друга.

Воспитывать умение работать в группах, (К) Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. (Р) Уметь переводить полученную информацию в различные жанры искусства. (П)

Полно и точно выражать свои мысли об образном содержании произведений музыки, живописи,

литературы. (К)

Учитель проводит вокально-хоровую работу над песней из оперы «Волшебная флейта», знакомит с историей создания произведения «Реквием».

В.А.Моцарт создал целую галерею неповторимых музыкальных образов; нежно-лирических, торжественно-парадных, и даже комически-шутливых. Таким примером стала опера –сказка, в которой есть злые и добрые волшебники, львы, тигры, герои - искатели приключений. Давайте попробуем исполнить куплет из песни, которую исполнял хор в опере.

А теперь послушайте еще одно произведение Моцарта. Какие интонации в этом произведении вы слышите? Какие чувства передает композитор в этом произведении?


Участвуют в вокально-хоровой работе над песней из оперы «Волшебная флейта».









Слушание «Реквием», легенда об истории создании произведения, «Письмо другу», работа по учебнику (чтение по ролям отрывка из трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» стр. 46)

6.Рефлексия деятельности на уроке.

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом

Умение работать в коллективе, слушать друг друга. (К)

Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность.

Установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.(Л)


Оценивает деятельность обучающихся, отмечает степень участия на уроке. Какая связь существует между двумя видами искусства: музыкой и литературой?



Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

ВЫВОД!!!

Музыкальные произведения побуждают писателей и поэтов создавать свои произведения.













Приложение 1

«Тайна запечного сверчка»

Геннадий Цыферов

Небольшое вступление

Как-то совсем недавно я был в концерте. Исполняли Моцарта.

Я слушал музыку и вдруг представил себе старый Зальцбург — родину композитора…

…Полночь. По тихим узким улочкам бредёт ночная стража. Звон её бутафорского оружия пугает запоздалых гуляк. Всплеснув руками, они, точно мотыльки, тычутся носами в освещённые окна. В тёмных садах пахнет ночными фиалками…

Долго не покидала моего воображения эта старинная картина. Временами даже казалось, что я слышу тот фиалковый запах.

Музыка… Наверно, когда-то, выпорхнув из стрельчатых окон, она заблудилась в вечернем саду, да так и осталась там. А теперь, спустя столетия, пришла ко мне, возвратив память о том, что давно ушло, отцвело.

А может быть, не ушло, не отцвело?! Может, по-прежнему живёт тот старый Зальцбург, и в нём — маленький мальчик, по имени Вольфганг Амадей Моцарт? Кто знает…

Я слушаю ту старинную музыку, и, как наяву, предстаёт перед моими глазами и маленький старый домик, и сам маэстрино — весёлый мальчик с тоненькой шейкой, в серебряном паричке, похожий на вербную веточку. Прекрасное видение!..

Я расскажу тебе, мой читатель, о жизни маленького Моцарта.

И если кто-нибудь скажет, что в моих рассказах больше выдумки, чем правды, я отвечу: «Что ж, а музыка Моцарта, разве она не сказочное чудо?!»

О Зальцбурге и некоторых обстоятельствах рождения нашего героя

В те дни Зальцбург был столицей маленького церковного княжества. На карте тогдашней Европы оно выглядело крохотным, не более ноготка. Но ведь его измеряли лишь в ширину и длину. А стоило поднять свой взор выше — и вы немало удивились бы…

Здесь, в Зальцбурге, начинали своё шествие величественные Альпы — одни из самых красивых гор Европы. Каждое утро солнце, точно сиятельный маршал, обходило их стройные ряды и поправляло золотой рукой их белоснежные шапки. А кроме того, у солнца имелось ещё много других дел: заглянуть в каждую улицу, каждый сад, дом и главное — вовремя улыбнуться здешнему владельцу — архиепископу, дабы в княжестве всё шло тихо и спокойно…

Кто никогда не видел архиепископов, может спросить: «А какие они?» Так вот, если на серебряный самовар поставить ромовую бабу и накрыть шёлковой шалью с кистями, — это будет очень похоже. И вся разница лишь в том, что зальцбургский «самовар» умел высокопарно говорить, читать молитвы и тянуть нараспев: «Амен, амен, амен!..» Тем и вызывал он у жителей некоторую почтительность. Ведь тогда любой зальцбуржец обязан был ходить в церковь. А церкви тут громоздились на каждом шагу!

И всё-таки не церквами, не архиепископом, даже не высоким небом славился старинный городок. В самой Австрии о нём говорили так: «Да разве это город? Это настоящая музыкальная шкатулка!»

И в самом деле, как ни сказочно это, но в славном Зальцбурге каждый второй житель плясал, каждый третий — пел и каждый четвёртый — обязательно играл на музыкальном инструменте.

А как пели, играли и плясали зальцбуржцы! Даже строгие церковные кресты и те, казалось, начинали приплясывать, стараясь закружить в весёлом танце пролетающие мимо лёгкие облака!

Вот в один из таких танцующих дней и родился Вольфганг Амадей Моцарт.

Судьба, лениво листающая страницы зальцбургской жизни, вдруг остановилась и, сказав «ах!», нежно коснулась рукой колыбели новорождённого: «Знаменитый музыкальный городок будет иметь своего знаменитого композитора!»

Правда, в тот день никто на зальцбуржцев и не подозревал об этом. По-прежнему они пели, плясали, играли, и лишь отец новорожденного, скрипач Леопольд Моцарт, счастливо вздохнув, задумался: «А кем будет мой мальчик? Станет ли он переплётчиком, как все Моцарты, иль, подобно мне, отдаст своё сердце музыке?! Кто знает?..»

И пока всё здесь пребывает в счастливой неизвестности, мы перейдём к следующей главе.

Ну, конечно, маленький Моцарт стал музыкантом! Мы даже знаем сейчас тот счастливый день и час, когда это произошло.

Среди многих записей старшого Моцарта есть такие волшебные строчки: «Этот менуэт и трио Вольфганггерль выучил 20 января 1761 года и половине десятого вечера в возрасте четырёх лет за день до своего рождения». Так возблагодарим же тот праздничный день и, поклонившись ему, попросим:

— Достопочтеннейший сударь День, а не расскажете ли вы нам более подробно эту историю? Отчего маленький Моцарт стал так рано музицировать? Может быть, здесь есть какая-то сказочная тайна?..

О сказочной тайне маленького Моцарта

В тот вечерний час в доме Моцартов было тихо. Закутавшись в папин сюртук, Вольфганг дремал в кресле.

И вдруг! Что бы это могло быть?! Такой долгий и странный звук…

«Наверно, это хрупкий луч луны замёрз и сломался, стукнув в окно…» — подумал Вольфганг.

Малыш встал, чтобы посмотреть, и тут… Да это же сам — запечный Сверчок со своей волшебной скрипочкой!

Закинув на плечо полу бархатного плаща, Сверчок отвесил мальчику низкий поклон:

— Добрый вечер, маленький сударь!

— Добрый вечер, — удивился Моцарт.

Запечный Сверчок поднял свою волшебную скрипочку, вскинул смычок… и заиграл…

Он играл так прекрасно, что, не выдержав, мальчик воскликнул:

— Какая прелесть! Никто в Зальцбурге не играет так хорошо! Вот если бы мне стать таким музыкантом!

— А что же вам мешает, маленький сударь? — спросил Сверчок. — По-моему, у вас есть и слух, и сердце.

— Но я ещё маленький! — рассердившись, сказал Моцарт и с досадой топнул ножкой.

Тогда Сверчок тоже топнул ножкой.

— Стыдитесь, я же меньше вас! Мне всего годик, а вам — четыре! И уж давно пора стать настоящим маэстрино!

— Вы правы, — смутился Моцарт. — Но ноты. Ах, эти ноты! Я всегда их забываю!

И здесь говорящий Сверчок улыбнулся и сказал:

— Затем-то я и пришёл! Сейчас я сыграю одну волшебную мелодию. Запомните её, и тогда вы будете помнить и все остальные! Слушайте!..

И Сверчок заиграл! Никогда раньше не приходилось Вольфгангу слышать музыку, подобную этой!

Умолк последний звук.

— Прощайте, маэстрино. Надеюсь, со временем, когда вы станете знаменитым музыкантом, вы вспомните обо мне! — сказал Сверчок и, откланявшись, удалился…

Как известно, взрослый Моцарт потом не раз вспоминал с благодарностью своего Сверчка. Однако почтенные современники его решили не писать об этом. Да ведь и в самом деле, кто, кроме детей и чудаков, поверит в маленького запечного музыканта и его волшебную скрипку?!

Однажды в году, как раз в тот день и час, о котором писал Леопольд Моцарт, вспоминая первый менуэт, разученный сыном, в Австрии вновь звучит удивительная музыка. Это в честь маленького Моцарта играют зальцбургские сверчки, и, слушая их, танцует за окном вечерний снег…

О танцующем снеге, о вене и серебряной шпаге принца

Танцующий снег… Теперь он был не в маленьком Зальцбурге, а в большой прекрасной Вене, столице Австрии.

Ослепительно блистали старинные венские фонари, и в праздничном ореоле их блеска весело кружились робкие снежинки.

Впрочем, так было в конце путешествия. А в начале?

В самом начале Моцарты очень волновались. Правда, многие зальцбуржцы уже восторгались игрой мальчика. И всё-таки здесь, в Вене, всё внушало опасения. Было столько всяких «НО».

Но что скажет император?

Но что скажет императрица?

Но что скажут придворные?

И, главное, как отнесутся к Вольфгангу столичные музыканты?..

Однако все сомнения оказались напрасными! Маленький музыкант сразу покорил венскую публику! Вольфганг играл бесподобно. И, наверное, поэтому, когда кончилась музыка, так долго длилось молчание: эхо звуков умирало в каждом сердце, и каждый, прислушиваясь к себе, ловил их последнее дыхание…

Но вот зал ожил, затрепетал, словно огромная бабочка! Взлетели вверх кружевные манжеты! Все говорили, вздыхали и повторяли без конца: «Прелестно! Прелестно!»

Так было вечером…

А утром… Утром произошло ещё одно удивительное событие!

Едва маленький Моцарт проснулся, едва открыл глаза, как вдруг распахнулась дверь и на пороге появился чопорный императорский лакей.

Осыпав комнату блеском позументов, он склонился в торжественном поклоне:

— За вашу прелестную музыку Её Императорское Величество жалует вам шпагу и платье принца!

Ах, какое прекрасное пробуждение! Словно кружатся, сверкают бесчисленные зеркала, и в каждом — лиловый камзол, и в каждом — серебряная шпага!

Нет, маленький Моцарт не может, не смеет этому поверить!

Но старший Моцарт рассеивает все сомнения. Роняя слова сквозь счастливые слёзы, он говорит:

— Это всё правда, правда, Вольфганг! Исполнилась мечта наша! Сегодня ты уже не какой-то неизвестный музыкант! Отныне ты — маленький принц австрийской музыки! Поздравляю тебя, мой мальчик!

Ну, вот и всё…

В день отъезда Моцарта, будто празднуя его блистательный успех, ярко сияли старинные уличные фонари, а вокруг кружился и кружился пушистый радостный снег! Смеясь, Вольфганг ловил его шпагой. Снежинки падали и застывали на ней нежными прозрачными цветами…

…Однажды такой белый цветок я нашёл в одной старой-старой книге. Там рассказывалось о маленьком музыканте, о старинных фонарях, танцующем снеге, лиловом платье принца и о серебряной шпаге…

И теперь, мой читатель, я поведал об этом тебе…

О пропавшей музыке и об ордене «Золотая шпора»

Известен ли тебе, мой читатель, знаменитый случай с римским папой и маленьким Моцартом?

Восторженные итальянцы до сих пор не перестают щёлкать языком и удивляться:

— Нет, вы только подумайте! Гордый первосвященник склонился перед талантом мальчика?!

…Римский папа не признавал никого и ничего, кроме бога, себя и музыки. Да-да, музыки! Папа знал, как велика власть музыки над сердцами людей, и поэтому собирал и покупал самую прекрасную музыку.

Раз или два в год эта прекрасная музыка торжественно звучала в папской церкви. И тогда, точно весенние ласточки, взлетали вверх голоса хора, а холодный храм будто теплел и наполнялся ласковым светом!

Потом праздник кончался, всё меркло. Драгоценные ноты прятали в бархатную темницу — золочёную папскую шкатулку. Там она и хранилась до следующего праздника среди запахов засохшей вербены и сладкого ладана.

День и ночь два дюжих гвардейца стояли на страже, оберегая прекрасную музыку.

И если кто-нибудь случайно подходил к шкатулке близко, грозным предостережением стучали о каменный пол гвардейские алебарды: «Стоп! Стоп! Стоп!»…

И по сей день в Италии всё оставалось бы по-прежнему, но один поистине волшебный случай нарушил заведённый папой порядок. И было это так.

Как раз в то время в Италии выступал маленький Моцарт.

Однажды, гуляя по вечернему Риму, он забрёл в папскую церковь. Был праздник. Торжественная музыка сотрясала церковные своды, пел хор, верующие молились. Никто не заметил прихода юного Моцарта. А он пришёл, послушал музыку и ушёл, так никем и не замеченный.

На другой день в папском дворце начался неслыханный переполох. Все бегали, суетились, стукались лбами и ахали: «Музыка! Пропала музыка! Прекрасную музыку похитили!»…

Виновником переполоха был маленький Моцарт. Однако он и пальцем не тронул шкатулку с драгоценными нотами! Будучи в церкви, он просто запомнил эту музыку — всю, от начала до конца!

Теперь её распевал весь Рим!

Ах, как негодовал римский папа! Он даже велел арестовать уши Моцарта, дабы впредь они не смели слышать то, что им не положено!

Две холодные алебарды коснулись ушей мальчика! Две холодные алебарды теперь сопровождали его всегда и везде.

А римляне? Сначала они удивились. А потом, расхохотались! «Арестованные уши!» — смеялся весь Рим, вся Италия!

В испуге зазвенели колокола папской церкви. И тогда папа насупил брови и задумался… Он думал день, думал два, а на третий решил: «Лучше быть добрым, чем смешным». И маленького Моцарта не только простили, но и наградили орденом «Золотой шпоры», которым награждали только самых знаменитых и самых старых композиторов! А Моцарту едва минуло… двенадцать лет!

Радость Моцарта была огромной. Но гораздо больше его радовала благодарность людей. Он подарил им то, что они любили…

О поездке Моцарта в прекрасный Париж

Париж!.. Наверно, это самый удивительный, самый сказочный город на свете! Возьмите хотя бы названия парижских улиц!

Улица СТАРОЙ ГОЛУБЯТНИ… Улица КОШКИ, ИГРАЮЩЕЙ В МЯЧ!

Парижане уверяют, что на этой самой улице родился знаменитый Кот в сапогах!

Он и теперь приходит ночью на эту узкую улочку, чтобы поиграть в золотой мячик. А люди открывают окна и ждут… Куда влетит мячик, к тому придёт счастье! Ну не сказочно ли это?!

А вот что писали в своих письмах иностранцы, которым посчастливилось побывать в Париже в те времена: «Сам воздух Парижа веселит нас!»

Более того! Говорят, что каждый отъезжающий увозил с собой в изящной вазе или кувшине парижский… воздух! И когда ему становилось грустно, он открывал сосуд и, вдохнув волшебный воздух старого города, начинал беспечно смеяться!

Как известно, парижане очень любят шутить. Когда Моцарт приехал в Париж, они его тоже восприняли как очаровательную шутку музыки. «Такой младенец и талантливее многих старых! Ну разве это не забавно?!» — смеялись парижане.

И, желая угодить добрым французам, Моцарт писал им сонаты, менуэты и, надев серебряный паричок, играл и играл свои бесконечные концерты, и вскоре о нём заговорил весь Париж.

А когда наступил Новый год и на колокольнях повисли серебряные нити, а в королевском дворце зажглись золотые свечи, Его Величество король Франции пригласил мальчика на новогодний ужин.

В тот праздничный вечер Вольфганг Амадей Моцарт присутствовал во дворце как паж короля. И король Франции спрашивал своего юного пажа:

— Скажите, мой друг, что вы думаете о музыке?

И маленький Моцарт с поклоном отвечал:

— Музыка, Ваше Величество, это голос нашего сердца!

Король улыбался и милостиво кивал. А следом за королём улыбались и кивали все придворные.

Под утро, когда Моцарт выходил из дворца, поклоны сопровождали его до самой улицы. Но и на улице люди снимали шляпы и, с восхищением глядя на маленького музыканта, шептали:

— Смотрите, смотрите! Это Вольфганг Моцарт — паж Его Величества!..

Новогодняя ночь была поистине сказочной! Вольфганг шёл и от счастья тихо напевал. Но вдруг незатейливая мелодия внезапно оборвалась, Моцарт остановился! На набережной Сены, возле моста, стоял нищий мальчуган и, кутаясь в лохмотья, протягивал к нему посиневшую от холода руку.

Вольфганг стал торопливо шарить по карманам, хотя прекрасно знал, что не найдёт там и сантима. И тогда, решительно сдёрнув с себя бархатный пажеский плащ, накинул его на плечи нищего мальчугана и бросился бежать!..

Ему было нестерпимо стыдно! Что стоили его успех, его великолепие, когда на свете столько горя!..

«Музыка — это голос нашего сердца!» — сказал королю Моцарт.

Много позже, вспоминая о Париже, о маленьком нищем на набережной Сены, Моцарт сочинил колыбельную песню — воплощение любви и нежности. В ней были радость и грусть, печаль и надежда:

Спи, моя радость, усни,

В доме погасли огни,

Рыбки уснули в пруду,

Птички утихли в саду,

В лунный серебряный свет

Каждый листочек одет…

Глазки скорее сомкни.

Спи, моя радость, усни,

Усни, усни…

В доме всё стихло давно,

В кухне, в подвале темно,

Дверь ни одна не скрипит,

Мышка за печкою спит.

Кто-то вздохнул за стеной,

Что нам за дело, родной?..

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни,

Усни, усни…

Завтра ты будешь опять

Бегать, смеяться, играть.

Завтра тебе я в саду

Много цветочков найду,

Всё-то достать поспешишь.

Лишь бы не плакал малыш!

Глазки скорее сомкни.

Спи, моя радость, усни.

Усни, усни…


О первой национальной опере, о великом Глюке и маленьком Моцарте

…Однажды молодой австрийский император, пощипывая пышное кружевное жабо, неожиданно сделал рукой жест, напоминающий полёт дирижёрской палочки.

Придворные тотчас же поняли намёк своего императора и заказали Моцарту комическую оперу-буффа.

Что такое «буффа» или «буфф»? Пожалуй, это то же самое, что «уфф!» или «пуфф!». Так отдуваются от хохота зрители, когда им приходится видеть или слышать что-нибудь очень смешное и весёлое: «Уфф-пуфф-буфф!»

Однако на представлении оперы Моцарта посмеяться никому не пришлось. И хотя уже шли репетиции и театральные примадонны пробовали пружинки голосов, комической опере-буффа так и не суждено было подняться на сцену.

И знаете почему?

Знаменитые венские музыканты, все как один, выразили своё неудовольствие Моцартом. И самым важным среди них был Глюк.

Глюк был не просто музыкантом и композитором. Похожий больше на серебряный орган, чем на живого человека, он как бы олицетворял сам дух музыки! К сожалению, слава пришла к Глюку с опозданием. И теперь этот живой серебряный орган, как ребёнок, дулся на маленького Моцарта.

Злые умы истолковали недовольство знаменитого старика по-своему: великий Глюк не признаёт юного Моцарта!

И вскоре двери императорского театра закрылись перед удачливым маэстрино.

Рассерженный Вольфганг так стукнул по оперной папке, что ноты, словно птицы, разлетелись во все стороны! Жалкие и одинокие, они летели по всей Вене, опускались на дома и деревья… Казалось, весь город справляет белый траур по маленькому Моцарту.

Среди всех нотных листков один оказался счастливым. Его поднял добрый доктор Месмер. Свернув листок подзорной трубой, он посмотрел на дом Моцарта.

Отчаявшийся Вольфганг стоял у окна и рисовал на нём пальцем бесконечные унылые кружочки…

Но вот в окно стукнула докторская трость, и кружочки, точно биллиардные шары, вмиг разлетелись! За распахнутым окном открылась площадь — весёлая, нарядная, ликующая!

— Вы видите, Вольфганг, как веселится народ?! — воскликнул Месмер. — Сегодня я заказываю вам новую оперу! Народную, с танцами!

«Народную оперу?! Да это же настоящее чудо! Будто огромная хлопушка взрывается каскадом разноцветных конфетти! Праздничные спектакли, бродячие цирки, ярмарочные балаганы!»…

Картины, одна удивительнее другой, возникали перед глазами — весёлые, волшебные, неповторимые!..

Такой неповторимой и вышла новая опера Моцарта «Бастиен и Бастиена» по-взрослому смешная и по-детски трогательная.

Теперь даже самые закоренелые недоброжелатели и завистники таяли от восторга!

А старый, важный, знаменитый Глюк?

Говорят, он тоже был на первом представлении. Происходящее на сцене заворожило великого музыканта!

Волнуясь, он не заметил, как превратил розовый листок оперной программки в крохотный лёгкий кораблик.

«О, это добрый знак!» — улыбнулся Глюк и, не дожидаясь, пока упадёт тяжёлый занавес, с восторгом воскликнул:

— Браво! Браво, Моцарт!

О сказке с печальным концом

Озарённая блистательным успехом, жизнь маленького Моцарта была похожа на сказку.

Однако заглянем в итальянский город Болонью, на благороднейшую Страда Сан-Донато.

Там, в сумрачном здании старинной академии, на одной из стен, потемневших от времени, хранился когда-то портрет юного Моцарта. Удивительное творение! В обрамлении парадной красоты и лиловой торжественности — печальное и таинственное лицо мальчика. Маленький академик будто с тревогой ждёт чего-то, что-то предчувствует… Но что?..

Поведаю я тебе, мой читатель, одну историю.

Жил когда-то на свете сиятельный вельможа. И славился он в мире своей великой любовью к прекрасному. Лучшие картины, старинные гобелены, статуэтки и фарфор украшали его гостиную. Но не роскошные гобелены, не распахнутые, как солнце, веера, не молочно-румяный фарфор, а маленький живой музыкант — вот что было самым прекрасным в доме графа!

Серебряный паричок, лиловый камзол и крохотная шпага делали маленького музыканта похожим на изящную статуэтку. Сиятельный хозяин и его высокопоставленные гости не чаяли в игрушечном музыканте души! Особенно, когда он садился за клавесин и начинал играть. А играл он — чудо как легко и красиво!

— Сказочный гномик! Изумительная вещь! — сюсюкали напыщенные господа, сложив губы рюмочкой.

…Но время шло. Гномик рос, становился старше. И однажды, после игры, он встал посреди роскошной гостиной и сказал:

— Господа! Гномика больше нет! Взгляните, я совсем уже взрослый!

Бедный, бедный музыкант! Он ждал дружеских приветствий, сердечных поздравлений… Увы!

Сиятельный граф смерил его презрительным взглядом:

— Ну что ж, любезнейший, — сказал он, — коль вы перестали быть игрушкой, ваше место на кухне!

И музыканта прогнали прочь…

Вот какой печальный конец у сказки о маленьком музыканте, похожем на фарфоровую статуэтку.

Серебряный паричок, лиловый камзол и шпага принца…

Надеюсь, мой читатель, ты всё понял.

Да, это рассказ о нём, о маленьком Моцарте. Именно такой и была его жизнь, когда он возвратился в родной Зальцбург после долгих странствий.

Из блестящего мира концертных залов и сверкающих гостиных он сразу, будто оступившись, упал в лакейскую.

Так поступил с ним его хозяин — архиепископ. Иначе не могло и быть. Пока Моцарт был маленьким чудом, забавной игрушкой знатных господ, его любили и баловали.

Но взрослый он не мог без разрешения переступить порог аристократического салона. Там ценился не талант, а титул.

Всякий раз напыщенный мажордом, ударяя о пол жезлом, торжественно, словно внося новое блюдо, провозглашал:

— Его сиятельство князь!.. Его величество граф!..

А что он мог сказать о Моцарте?!

Внук переплётчика, бедняк из Зальцбурга. Да кто же будет ему кланяться? Кто станет уважать?..

Правда, возмущённый юноша писал потом, что чести и достоинства в нём гораздо больше, чем у любого графа. Да какой прок в тех высоких словах?!

Когда впервые гордый музыкант захотел сказать об этом вслух, секретарь архиепископа просто пнул его башмаком. И пока он падал, каждая ступенька мраморной лестницы отзывалась жестоким смехом архиепископского секретаря:

Безродный му-зы-кан-тиш-ка! Ха-ха-ха!..

Небольшое заключение

Итак, кончилось детство Моцарта. Кончилась сказка…

Началась другая, не похожая на сказку, взрослая жизнь.

Она началась с той поры, когда юный Моцарт последний раз простился с Зальцбургом и навсегда уехал в Вену.

Напрасно грустили о нём зальцбуржцы. Напрасно ждали его ночами запечные сверчки, настраивая свои волшебные скрипочки. Вольфганг так и не вернулся.

А вскоре почтовая карета привезла из австрийской столицы письмо. В нём торжественно извещалось: «Вольфганг Амадей Моцарт стал первым независимым музыкантом XVIII столетия!»

Теперь он подчинялся одной музыке. И только ей!

…Звучит музыка Моцарта. И светлеет мир, и пробуждается сердце, рвущееся навстречу счастью.

И если ты, мой читатель, успел полюбить маленького Моцарта и тебе не хочется с ним расставаться, послушай его прекрасную музыку…



















Приложение 2


История написания «Реквиема»


Тяжелым выдался 1791 год. Моцарт страдал от безденежья. Констанца ожидала ребенка и тяжело болела. Доктора настаивали на ее поездке в Баден для лечения на минеральные воды.Незадолго до отъезда Констанцы в дверь дома, где жил композитор, постучался незнакомец, одетый во все черное. Учтиво поклонившись, он сказал:- Я пришел к вам, сударь, по поручению очень важного лица.- Кого же именно? - спросил Моцарт.

- Лицо это не желает, чтобы имя его было известно.

- Пусть будет так. Чего же он хочет?

Он только что потерял близкого человека, память о котором для него навеки останется драгоценной. Он желает каждый год отмечать годовщину смерти торжественной церковной службой и просит написать для этой цели реквием. Реквием- произведение траурного характера для хора и солирующих голосов с сопровождением оркестра. Первоначально реквием был заупокойной мессой в католической церкви. Позднее реквием становится в основном концертным произведением.
Моцарт согласился взяться за выполнение необычного заказа, но не смог назвать срок его окончания.- Вложите в это дело весь свой талант, вы имеете честь работать для большого знатока музыки, - сказал незнакомец и удалился. Идея создания реквиема - большого произведения для хора певцов-солистов и симфонического оркестра - глубоко захватила Моцарта.

Он работал над Реквиемом с таким увлечением, как и над лучшими своими операми. Он запечатлел в нем всю глубину страданий и горя, которые приносит людям смерть близкого человека. Величавые, полные глубокого драматизма хоры чередуются в Реквиеме с нежными, лирическими просветленными эпизодами.Состояние здоровья композитора становилось хуже.- Видно, для самого себя пишу я этот Реквием, не раз говорил он жене и друзьям. Назначенный срок истек, а работа все еще не была окончена Точно в указанный день таинственный незнакомец в черном появился снова.- Мне нужно еще месяц, - ответил Моцарт - произведение захватило меня больше, чем я думал, поэтому пришлось его расширить в гораздо большей степени, чем я сперва намеревался .

- В таком случае вам следует еще пятьдесят дукатов. Когда же партитура будет окончена, размер гонорара будет увеличен за то, что господин композитор был так скромен в своих требованиях.

- Сударь, - удивился Моцарт, - да кто же вы?- Это не имеет никакого отношения к делу; я вернусь через четыре недели, - последовал ответ. Позже загадочная история с таинственным заказом объяснилась очень просто. Граф Франц фон Вильзег, большой любитель музыки, желал во что бы то ни стало прослыть композитором. С этой целью он заказывал талантливым музыкантам различного рода композиции, переписывал их своей рукой и затем выдавал за свои собственные.
Потеряв в 1791 году любимую жену, граф задумал почтить ее память исполнением Реквиема. С этой целью он послал к Моцарту своего управляющего, который и вел переговоры с композитором. Желанием присвоить сочинение великого Моцарта и объяснялась таинственность, которой были обставлены переговоры. Как-то Моцарта зашли навестить друзья, они были потрясены болезненным видом композитора. Они уговорили Моцарта оставить на время работу и лечь в постель.
Он согласился при одном условии: друзья сейчас же исполнят для него готовые части Реквиема. Моцарт раздал каждому его партию и сам решил принять участие: чуть слышным голосом исполнял партию альта. Раздались звуки, полные тревоги и смятения перед грядущим. Горечь прощания с жизнью, гневный протест против собственной безвременной смерти породили эту волнующую мелодию, столь не похожую на обычную церковную музыку.

Когда же трагическую музыку о "Дне гнева" сменило нежное, скорбно-просветленное звучание одного из следующих хоров, композитор оказался не в силах сдержать душившие его рыдания. Волнение плохо подействовало на больного - у него усилился жар, начался бред. К вечеру, однако, сознание вернулось. Последние мысли умирающего были связаны с любимейшими его творениями: с "Волшебной флейтой" и неоконченным Реквиемом.

В это время пришел его любимый ученик Зюсмайер. Моцарт сейчас же потребовал рукопись Реквиема и стал делать юноше не обходимые указания. Он поручал ему завершить изложение трех хоров и выполнить оркестровку, намеченную лишь эскизно. К ночи больной снова потерял сознание. Дыхание становилось все реже. Около часу ночи Моцарт скончался. Это было 5 декабря 1791 года.
Погребение было назначено на следующий же день. В доме не было ни гроша. Как только стало известно о кончине великого композитора поток людей хлынул к домику на окраине Вены, где в скромном рабочем кабинете рядом со старым клавесином лежало тело Моцарта. Безвременная смерть композитора глубоко потрясла современников. Распространилась молва об отравлении посредством медленно действующего яда. Однако для этих слухов не было серьезных оснований.
Тело усопшего положили в гроб, наскоро сколоченный из некрашеных сосновых досок, и отвезли к собору святого Стефана, где состоялось короткое отпевание. Отдельной могилы для Моцарта не приготовили. Седьмого декабря тело Моцарта было погребено в общей могиле, где хоронили бедняков, бездомных бродяг и преступников. Лишь много лет спустя была сделана попытка отыскать могилу, где покоились останки великого композитора. Но... безрезультатно...Ныне в самом начале венского кладбища можно увидеть прекрасный памятник Моцарту. Но праха великого композитора под ним нет.

Так современники проводили в последний путь одного из самых выдающихся людей своей эпохи. Нужда, необеспеченность, постоянная тревога о завтрашнем дне наряду с напряженной творческой работой были причиной безвременной смерти композитора, сгоревшего в самом расцвете гения, на тридцать шестом году жизни."
Вольфганг Амадей Моцарт был похоронен на кладбище Святого Марка в Вене
Dies Irae Solvet saeclum in favilla. Mors stupebit et natura, Cum resurget creatura. "Und Dunkelheit wird sich erheben zu richten ьber Tod und Leben Posaunen werden hell erklingen Zum Throne Gottes uns zu zwingen." Salva me, fons pietatis.(перевод) В золе развеет земное. Смерть и рождение оцепенеет, Когда восстанет творенье. "И тьма поднимется, Чтобы править над жизнью и смертью. Трубный глас раздастся, к Трону Господню призовёт нас" Спаси меня, источник милости.
Лакримоза Lacrimosa dies illaqua resurget ex favillajudicandus homo reus. Huic ergo parce, Deus,pie Jesu Domine:dona eis requiem. Amen (перевод)День, полный слез, В который восстанет из праха Осужденный грешный человек. Так пощади его, Боже, милосердный Господе Иисусе, Даруй ему покой. Аминь.

























Приложение 3



ОТГАДАЙ КРОССВОРД



1.


7.








2.






3.










4.









5.









6.









Вопросы к кроссворду:

  1. Небольшое вокальное произведение для голоса с инструментом.

  2. Польский композитор, пианист. Свое сердце завещал похоронить на Родине.

  3. Музыкальный жанр, под который можно весело подвигаться.

  4. Пение без слов.

  5. Русский композитор, написавший музыку к программе «Время».

  6. Короткая шуточная песенка с часто повторяющейся мелодией.

  7. (по вертикали): Великий австрийский композитор







Приложение 4

Советую прочитать

  1. Белорусская народная сказка «Иванка- простачок»

  2. Белорусская народная сказка «Волшебная дудка»

  3. Карельская сказка « Матти- весельчак»

  4. Латышская сказка «Волшебная стабуле»

  5. Грузинская сказка «Чонгурист»

  6. Узбекская сказка «Юноша с карнаем»

  7. Казахская сказка «Мастер Али»

  8. Чешская сказка «Гонца и скрипка»

  9. Китайская легенда «Музыкант Вэнь»

  10. В.Одоевский « Городок в табакерке»

  11. И . Крылов. Басни «Квартет», «Осел и соловей», «Кошка и соловей», «Кукушка и петух»

  12. И . Тургенев «Певцы»

  13. А. Гайдар «Судьба барабанщика»

  14. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Струна», «Старый повар», «Поводырь», «Беглые встречи»., «Поводырь», «Тост», «Молитва мадам Бове», «Повесть о моей жизни»





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Писатели и поэты о музыке и музыкантах"

Автор: Винтер Ольга Викторовна

Дата: 14.01.2016

Номер свидетельства: 276726

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по теме:"Поэты и музыканты XX века о Великой Отечественной войне" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-tiemie-poety-i-muzykanty-xx-vieka-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "207856"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430665869"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Презентация по музыке на тему : " Поэты и писатели о музыке и музыкантах" "
    ["seo_title"] => string(77) "priezientatsiia-po-muzykie-na-tiemu-poety-i-pisatieli-o-muzykie-i-muzykantakh"
    ["file_id"] => string(6) "202300"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429205665"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему "Картины природы в музыке и поэзии" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kartiny-prirody-v-muzykie-i-poezii"
    ["file_id"] => string(6) "108797"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403862277"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему: "Художественный мир М. Ю. Лермонтова"."
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt_uroka_na_tiemu_khudozhiestviennyi_mir_m_iu_liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "454685"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517754812"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве "
    ["seo_title"] => string(58) "kolokol-nyie-zvony-v-muzykie-i-izobrazitiel-nom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "204801"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429724776"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства