«Большая птица». Движения должны быть изящными, плавными, амплитуда движений большая. Руки свободные. Напомнить, что птица большая, красивая, нежная.
«В гости».
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики друзья
Друг без друга им нельзя.
(Приложение 1)
«Улиточки»
В домике круглом
В круглом окошке
Грела улитка на солнышке рожки.
Грела улитка на солнышке рожки
И разморило улитку немножко.
Вот потянулась лениво улитка,
Вот затворила улитка калитку
Спрятала ключ и отправилась спать
В самую круглую в мире кровать
(Приложение 2)
Работа за инструментом
Упражнение «Лифт» (представить руки как 2 лифта)
Играть поочереди всеми пальцами в разном темпе (движение лифта утром, днем, вечером, быстро, умеренно, медленно). Погружать пальчики с разными ощущениями.
Работа с плакатом
Преподаватель: Кристина, на плакате изображены 4 рисунка с детьми, играющими за роялем. Найди картинку с правильной посадкой ребенка за роялем и объясни, почему другие дети сидят за инструментом неверно. (Кристина показывает картинку с правильной посадкой ребенка за роялем).
(Приложение 3)
Цель: научить ребенка правильно сидеть за инструментом.
Затем Кристина подбирает мелодию к словам разными пальчиками поочередно правой и левой рукой (Обратить внимание на верное положение рук: все пальцы «дружат», одна «семья»). Первый пальчик смотрит на свою семью; косточки – зубки выпуклые.
Обратить внимание на слова, образ, звук, словесную характеристику пчелки.
Показать картинку, обсудить ее.
Дин-дон, дин-дон
В переулке бродит слон
Старый, серый, сонный слон
Дин-дон, дин-дон
Проводятся те же формы работы.
Показать картинку, обсудить какой слон, как ходит, какое должно быть прикосновение пальчиков к инструменту.
Песня «Василек»
Поговорить о характере песни. Ученица играет пьесу на инструменте, поет со словами, затем играет без слов.
Проговаривает ритмослогами Прохлопывает ритмический рисунок «умными ладошками» (четвертная длительность – ладошки на инструменте, восьмые длительности – хлопки в ладоши).
Преподаватель выкладывает ритмический рисунок пьемы карточками в трех вариантах, один из которых с ошибками.
Ученица должна найти неверный ритм.
Ритмическое лото
Преподаватель выкладывает ритм песни «Маленькая елочка».
Формы работы:
Отгадать песню по ритмическому рисунку
Преподаватель отстукивает ритм, ученица говорит ритм ритмослогами
Сыграть песню и спеть ее со словами
Преподаватель играет, ученица отбивает сильную долю на шумовом инструменте
Ученица играет, преподаватель поет.
Игры-загадки
Загадки проговариваются в ритме, используя только четвертные и половинные длительности.
Он как елочка, весь в иголочках
Покружусь над цветком, угощу ребят медком
Сеть развесил на крючок молчаливый рыбачек, целый день, целый день мух ловить ему не лень.
Формы работы:
Отгадать загадки
Проговорить загадки вслух, внимательно глядя в ноты
Прохлопать ритм
Проговорить ритмослогами
Расставить тактовые черточки в нотах
Ансамбль «Вальс собачек»
Преподаватель: Что такое вальс?
Ученица: Вальс – танец, который танцуют парами.
Преподаватель: Слово ансамбль имеет несколько значений:
В архитектуре – чудесный ансамбль старинных зданий
В одежде – шляпка, жакет, брюки – оригинальный ансамбль.
Ансамбль – слово, прежде всего музыкальное и означает оно исполнение музыкального произведения вместе, слушая друг друга.
Какие в музыке существуют ансамбли? (инструментальные, вокальные, шумовые, вокально-инструментальные). Музыканты в слове ансамбль ценят и точность и красоту.
«Вальс собачек» - шуточная пьеса.
Формы работы:
Определить размер, количество фраз, длительности нот, характер, темп. (Запомнить – в вальсе трехдольный метр)
Простучать ритмический рисунок вальса
Выделить сильную долю (использовать бубен)
Проговорить ритмослогами
Исполнить вальс (ученица играет мелодию, преподаватель - аккомпанемент)
Обратить внимание на подвижность темпа, согласованность в ансамбле, ударную сильную долю, танцевальность.
Слушание музыки
Преподаватель исполняет Вальс Чайковского, затем в записи прослушать Вальс Штрауса.
Вопрос: Что объединяет эти 3 произведения?
Ответ: Танцевальность, трехдольность.
Карточки-вагончики
Формы работы:
Проставить в карточках размер к определенным ритмам.
Прочувствовать ритм.
Проговорить ритмослогами
Прохлопать и протопать ритмический рисунок
Преподаватель:
Вот и подходить к завершению наш урок. За активную работу на уроке, правильные ответы на вопросы, верное выполнение заданий – оценка 5.
Домашнее задание
Простучать ритм в «карточках-вагончиках»
В размере 2/4 придумать ритм 4 такта с использованием различных ритмических фигур
Кристина, попрощайся с гостями интересно, необычно.