kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "В мире ритма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия:

Развивающая: Развитие чувства ритма на уроке фортепиано детей.

Обучающая: формирование первичных навыков и умений по теме, развитие двигательной координации, слуховой и зрительной памяти.

Воспитательная: Воспитание интереса и любви к музыке, потребности в общении с искусством, усидчивости, дисциплины и чувства ответственности.

Задачи занятия:

  • Развивать творческие способности и эмоциональную отзывчивость;
  • Снять мышечные и психологические зажимы;
  • Формировать навыки самостоятельной работы;
  • Моделировать понимание ритмических рисунков;
  • Формировать метроритмическое чувство;
  • Научить осознавать метроритмическую запись.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "В мире ритма"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Бакала















Методическая разработка открытого урока

по предмету «Фортепиано»


Тема: «В мире ритма»








Преподаватель

хоровых дисциплин

Лобко Г.А.


















г. Бакал

15 сентября 2020 г.


Преподаватель: Лобко Галина Алексеевна

Дата проведения: 15.09.2020 г.

Учебная дисциплина: фортепиано

Класс: 1

Тема занятия: В мире ритма

Вид занятия: урок

Форма проведения занятия: открытый урок

Тип урока: комбинированный

Продолжительность занятия: 40 минут

Место проведения занятия: МБОУ ДО «ДШИ» г. Бакала

Цель занятия:

Развивающая: Развитие чувства ритма на уроке фортепиано детей.

Обучающая: формирование первичных навыков и умений по теме, развитие двигательной координации, слуховой и зрительной памяти.

Воспитательная: Воспитание интереса и любви к музыке, потребности в общении с искусством, усидчивости, дисциплины и чувства ответственности.

Задачи занятия:

  • Развивать творческие способности и эмоциональную отзывчивость;

  • Снять мышечные и психологические зажимы;

  • Формировать навыки самостоятельной работы;

  • Моделировать понимание ритмических рисунков;

  • Формировать метроритмическое чувство;

  • Научить осознавать метроритмическую запись.

Методы обучения:

  • Наглядный (слуховой и зрительный);

  • Словесный;

  • Объяснительно-иллюстративный;

  • Практический.

Психологические условия на занятии:

  • Психологически комфортная атмосфера;

  • Учет индивидуальных особенностей детей;

  • Дифференцированный подход;

  • Личностно-ориентированное обучение.

Формы и методы контроля: Индивидуальный

Методическое обеспечение:

  1. Апраксина О. «Музыкальное воспитание в школе», 1978

  2. Вейс П. «Вопросы методики музыкального воспитания детей», Москва, 1975

  3. Вейс П. «О методике ритмического воспитания»

  4. Каплунова И. «Этот удивительный ритм», Санкт-Петербург, «Композитор», 2010

  5. Смолина Е. «Современный урок музыки», М. «Академия развития», 2007

  6. Улашенко Н. «Нестандартные занятия», Волгоград, 2008

  7. Щапов А. «Фортепианный урок в музыкальной школе», Москва, «Классика 21 век», 2002

Учебное оборудование (оснащение) занятия: фортепиано, магнитофон, ноты, наглядные пособия, нотная тетрадь, фломастеры, альбом, шумовые инструменты, ритмическое лото, карточки-вагончики.






Хронокарта занятия


  1. Организационный момент. Приветствие. Ритмизация слова «Здравствуйте»

2 мин

  1. Гимнастика для организации пианистических движений

5 мин

  1. Работа с плакатом

1 мин

  1. Работа за инструментом над постановкой рук

5 мин

  1. Пьеса «Василек» (работа над ритмом, звуком)

5 мин

  1. Ритмическое лото

4 мин

  1. Игры-загадки

2 мин

  1. Ансамбль «Вальс собачек»

6 мин

  1. Слушание музыки

3 мин

  1. Картинки-вагончики (закрепление длительностей)

4 мин

  1. Выставление оценок за урок, домашнее задание

2 мин

  1. Ритмизация слова «До свидания»

1 мин


Ход урока

Вступительное слово преподавателя: Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в мире удивительного ритма.

На занятии у нас присутствуют гости, и Кристина приготовила красочные рисунки-приветствия.

Какие длительности ты использовала в приветствии гостей? (Ответ: четверти и восьмые).

Молодец! Домашнее задание ты выполнил на отлично.


Гимнастика для организации пианистических движений


Чтобы наши руки были готовы к работе на рояле, мы выполним несколько упражнений.

Цель: укрепить мышцы рук, освободить от зажатости, развить ритмическое чувство, пластику движений.

  1. «Большая птица». Движения должны быть изящными, плавными, амплитуда движений большая. Руки свободные. Напомнить, что птица большая, красивая, нежная.

  2. «В гости».

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики друзья

Друг без друга им нельзя.

(Приложение 1)




  1. «Улиточки»

В домике круглом

В круглом окошке

Грела улитка на солнышке рожки.

Грела улитка на солнышке рожки

И разморило улитку немножко.

Вот потянулась лениво улитка,

Вот затворила улитка калитку

Спрятала ключ и отправилась спать

В самую круглую в мире кровать

(Приложение 2)


Работа за инструментом


Упражнение «Лифт» (представить руки как 2 лифта)

Играть поочереди всеми пальцами в разном темпе (движение лифта утром, днем, вечером, быстро, умеренно, медленно). Погружать пальчики с разными ощущениями.


Работа с плакатом


Преподаватель: Кристина, на плакате изображены 4 рисунка с детьми, играющими за роялем. Найди картинку с правильной посадкой ребенка за роялем и объясни, почему другие дети сидят за инструментом неверно. (Кристина показывает картинку с правильной посадкой ребенка за роялем).

(Приложение 3)

Цель: научить ребенка правильно сидеть за инструментом.


Организация пианистических движений


Пальчик погружается

Домик получается

Домик улетает

И вверху растает.


Прочитать стихотворение выразительно, прохлопать ритмический рисунок.

  • Хлопать в ладоши восьмыми длительностями, четвертные длительности хлопать по ногам.

  • Преподаватель отбивает пульс (ритмические доли), ученица – ритм.


Затем Кристина подбирает мелодию к словам разными пальчиками поочередно правой и левой рукой (Обратить внимание на верное положение рук: все пальцы «дружат», одна «семья»). Первый пальчик смотрит на свою семью; косточки – зубки выпуклые.


Игра с разными ощущениями


Пчелка, ты пчелка

Быстрокрылая пчела

Сколько меда, сколько меда

Ты детишкам принесла


Формы работы:

  • Прочитать выразительно стихотворение

  • Хлопками выделить сильные доли. Хлопок – сильная доля, хлопок по коленям – слабая доля.

  • Проиграть ритм на шумовых инструментах

  • С помощью лото выложить ритмический рисунок

  • Исполнить пьеску от любого звука

Обратить внимание на слова, образ, звук, словесную характеристику пчелки.

Показать картинку, обсудить ее.


Дин-дон, дин-дон

В переулке бродит слон

Старый, серый, сонный слон

Дин-дон, дин-дон


Проводятся те же формы работы.

Показать картинку, обсудить какой слон, как ходит, какое должно быть прикосновение пальчиков к инструменту.


Песня «Василек»

Поговорить о характере песни. Ученица играет пьесу на инструменте, поет со словами, затем играет без слов.

Проговаривает ритмослогами Прохлопывает ритмический рисунок «умными ладошками» (четвертная длительность – ладошки на инструменте, восьмые длительности – хлопки в ладоши).

Преподаватель выкладывает ритмический рисунок пьемы карточками в трех вариантах, один из которых с ошибками.

Ученица должна найти неверный ритм.


Ритмическое лото


Преподаватель выкладывает ритм песни «Маленькая елочка».

Формы работы:

  • Отгадать песню по ритмическому рисунку

  • Преподаватель отстукивает ритм, ученица говорит ритм ритмослогами

  • Сыграть песню и спеть ее со словами

  • Преподаватель играет, ученица отбивает сильную долю на шумовом инструменте

  • Ученица играет, преподаватель поет.


Игры-загадки


Загадки проговариваются в ритме, используя только четвертные и половинные длительности.

  1. Он как елочка, весь в иголочках

  2. Покружусь над цветком, угощу ребят медком

  3. Сеть развесил на крючок молчаливый рыбачек, целый день, целый день мух ловить ему не лень.

Формы работы:

  • Отгадать загадки

  • Проговорить загадки вслух, внимательно глядя в ноты

  • Прохлопать ритм

  • Проговорить ритмослогами

  • Расставить тактовые черточки в нотах


Ансамбль «Вальс собачек»


Преподаватель: Что такое вальс?

Ученица: Вальс – танец, который танцуют парами.

Преподаватель: Слово ансамбль имеет несколько значений:

  • В архитектуре – чудесный ансамбль старинных зданий

  • В одежде – шляпка, жакет, брюки – оригинальный ансамбль.

Ансамбль – слово, прежде всего музыкальное и означает оно исполнение музыкального произведения вместе, слушая друг друга.

Какие в музыке существуют ансамбли? (инструментальные, вокальные, шумовые, вокально-инструментальные). Музыканты в слове ансамбль ценят и точность и красоту.

«Вальс собачек» - шуточная пьеса.

Формы работы:

  • Определить размер, количество фраз, длительности нот, характер, темп. (Запомнить – в вальсе трехдольный метр)

  • Простучать ритмический рисунок вальса

  • Выделить сильную долю (использовать бубен)

  • Проговорить ритмослогами

  • Исполнить вальс (ученица играет мелодию, преподаватель - аккомпанемент)

Обратить внимание на подвижность темпа, согласованность в ансамбле, ударную сильную долю, танцевальность.



Слушание музыки


Преподаватель исполняет Вальс Чайковского, затем в записи прослушать Вальс Штрауса.

Вопрос: Что объединяет эти 3 произведения?

Ответ: Танцевальность, трехдольность.


Карточки-вагончики


Формы работы:

  • Проставить в карточках размер к определенным ритмам.

  • Прочувствовать ритм.

  • Проговорить ритмослогами

  • Прохлопать и протопать ритмический рисунок


Преподаватель:

Вот и подходить к завершению наш урок. За активную работу на уроке, правильные ответы на вопросы, верное выполнение заданий – оценка 5.

Домашнее задание

  1. Простучать ритм в «карточках-вагончиках»

  2. В размере 2/4 придумать ритм 4 такта с использованием различных ритмических фигур


Кристина, попрощайся с гостями интересно, необычно.


Ритмизация слова «До свидания»

Использовать разный ритм, темп, настроение.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Открытый урок "В мире ритма"

Автор: Лобко Галина Алексеевна

Дата: 05.05.2022

Номер свидетельства: 606219

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "Открытый урок по дополнительной общеразвивающей образовательной программе "Выявление творческих способностей у детей 4-5 лет", тема: "Путешествие в осенний лес""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_dopolnitelnoi_obshcherazvivaiushchei_obrazovatelnoi_programme_v"
    ["file_id"] => string(6) "529926"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575335512"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(23) "В МИРЕ РИТМА "
    ["seo_title"] => string(13) "v-mirie-ritma"
    ["file_id"] => string(6) "136959"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417239142"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Открытый урок по технологии в 8 классе "Нетканый гобелен""
    ["seo_title"] => string(55) "otkrytyiurokpotiekhnologhiiv8klassienietkanyighobielien"
    ["file_id"] => string(6) "315510"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459909256"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Открытый урок  По предмету «Музыкальная литература»  Тема: «Синемафония». на примере 1 части симфонии № 7 «Ленинградской»  Д.Д. Шостаковича. "
    ["seo_title"] => string(139) "otkrytyi-urok-po-priedmietu-muzykal-naia-litieratura-tiema-siniemafoniia-na-primierie-1-chasti-simfonii-7-lieninghradskoi-d-d-shostakovicha"
    ["file_id"] => string(6) "222697"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436705189"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "ОТКРЫТЫЙ УРОК ИЗГОТОВЛЕНИЕ СЫРМАКА "
    ["seo_title"] => string(36) "otkrytyi-urok-izgotovlieniie-syrmaka"
    ["file_id"] => string(6) "193930"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427712708"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства