Открытый урок по дополнительной общеразвивающей образовательной программе "Выявление творческих способностей у детей 4-5 лет", тема: "Путешествие в осенний лес"
Открытый урок по дополнительной общеразвивающей образовательной программе "Выявление творческих способностей у детей 4-5 лет", тема: "Путешествие в осенний лес"
Открытый урок по дополнительной общеразвивающей образовательной программе "Выявление творческих способностей у детей 4-5 лет", тема: "Путешествие в осенний лес".
Цель открытого урока закрепить знания детей о признаках осени; развивать чувство ритма, мелкую моторику, дыхание, шаги; учить сильным и слабым долям, длительностям; учить выражать образные эмоции: зайчик, медведь, птичка.
Задачи урока:
Общеразвивающие:
Расширение представлений об окружающем мире;
Развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков.
Специфические:
Развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по дополнительной общеразвивающей образовательной программе "Выявление творческих способностей у детей 4-5 лет", тема: "Путешествие в осенний лес"»
Учебный предмет: «Музыка»
Группа (Образовательная программа): Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Выявление творческих способностей у детей 4-5 лет», 1 группа.
Дата проведения: 26.10.2017 год.
Тема: «Путешествие в осенний лес»
Цель проведения урока: Закрепить знания детей о признаках осени; развивать чувство ритма, мелкую моторику, дыхание, шаги; учить сильным и слабым долям, длительностям; учить выражать образные эмоции: зайчик, медведь, птичка.
Задачи урока:
Общеразвивающие:
Расширение представлений об окружающем мире;
Развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков.
Специфические:
Развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;
Работа над чистотой интонирования в пределах доступного диапазона в первой октаве;
Развитие музыкально-ритмических движений и мелкой моторики;
Воспитание навыков слушания музыки (уметь слушать, не отвлекаясь; различать характер музыки, отмечать изменение динамики и темпа).
Вид урока: приобретение новых и закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.
Формы работы: групповая.
Методы учебно-познавательной деятельности: словесный, практический, слуховой, элементы игровой деятельности.
Оборудование: рояль, мяч.
Дидактические пособия: листья.
План урока:
Этапы урока
Ход урока
Методический комментарий
Разминка
Звучит Прелюдия C-Dur из I том ХТК, И.С. Баха. (Приложение 1) Учащиеся входят в класс, садятся на свои места.
Объявлена тема урока:«Путешествие в осенний лес»
Приветствие. Преподаватель здоровается с детьми. По звукам трезвучия. Дети отвечают пропевая те же звуки в ответ.
Упражнение на создание положительного эмоцинального тонуса, в котором сочетается движение с речью: дети передают мяч под музыку и проговаривают слова «ЗдрАвствуйте». Знакомство с сильной и слабой долей.
Данная форма работы относится к развитию музыкально-ритмических движений. Дети учатся слушать музыку, слышать сильные доли, координировать свои действия под музыку.
Основная часть
Упражнение «Ходьба змейкой». Педагог предлагает детям прогуляться по осеннему лесу.
Звучит «Прогулка» муз. М. Мусоргский. (Приложение 3)
Дети сначала слушают музыку.
Педагог задает вопросы о характере музыки – быстрая или медленная, спокойная или энергичная.
Затем педагог спрашивает: «Как мы пойдем в лес под эту музыку? Побежим, маршем или спокойным шагом?» Дети отвечают.
Данная форма работы относится к развитию музыкально-ритмических движений. Цель упражнения является достижение соответствия движений и характера музыки, ритмичность шагов.
Погружение детей в сказочность - в осенний лес. Педагог разбрасывает листья и рассказывает об осеннем лесе. Далее задает вопросы об осени, кто правильно отвечает, поднимает лист (Назовите осенние месяцы? Сентябрь, октябрь, ноябрь; почему птицы осенью улетают на юг? Мало еды и холодно). Дети отвечают.
Игра «Жители леса». Педагог нацеливает внимание детей на белочку, а далее спрашивает у ребят кто еще живет в лесу? Дети отвечают. Затем педагог просит показать, как прыгает зайчик, как ходит медведь, как летают птицы. Далее под музыку дети прыгают, ходят летают по осеннему лесу.
Данная форма работы относится к расширению представлений об окружающем мире.
Через игру дети развивают образное воображение. Игра усложняется тем, что музыка меняется. Задача учащихся – не поддаваться путанице, а точно повторять под музыку зайца, медведя, птиц.
Разучивание песни «Осенняя песенка» муз. Д. Васильева-Буглая, сл. А. Плещеева. (Приложение 4)
Ребята садятся на пеньки, которые мы увидели на полянке.Разбор песни. Слушание, затем педагог задает вопросы о прослушанной песне: веселая или грустная? Быстрая или медленная? Тоскливая или энергичная? Дети отвечают.
Данная форма работы относится к формированию начальных певческих навыков. Работа над чистотой интонирования.
Упражнение на мелкую моторику «Набежали тучки и пошел дождь».
Звучит «Дождик» импровизация.
Дети становятся в круг, сначала постукивают в такт музыке по правой ладошке кончиками пальцев, затем меняют ладонь на левую.
Данная форма работы относится к развитию мелкой моторики.
Упражнение «Свежий воздух».
Звучит фрагмент пьесы П.И. Чайковского «Сладкая грёза». (Приложение 5)
Слушание, затем педагог задает вопросы о прослушанной музыке: веселая или грустная? Быстрая или медленная? Ласковая или энергичная? Дети отвечают.
Выполняется дыхательное упражнение под музыку. Руки поднять чуть выше плеч, кисти мягкие, грудная клетка расправлена – вдох через нос. Медленно опускаем руки, выдох через рот. На выдохе произносим звуки С-Ш-Ф.
Данная форма работы относится к формированию начальных певческих навыков.
Игра «ЗАЙМИ МЕСТО»
На середину площадки в кружок ставят несколько стульев таким образом, чтобы спинка находилась внутри круга. Количество стульев зависит от числа игроков и должно быть на один меньше.
Звучит пьеса И.С. Баха «Шутка» (Приложение 6)
Слушание, затем педагог задает вопросы о прослушанной музыке: веселая или грустная? Быстрая или медленная? Ласковая или энергичная? Дети отвечают.
Концертмейстер играет веселую, ритмичную музыку. Как только она зазвучит, дети приступают к выполнению своей задачи. А заключается она в том, что игроки бегают вокруг стульев, и когда музыка останавливается, они должны опуститься на стулья. Тот, кто не успел занять стул или сел мимо, должен выйти из игры. Вместе с ним убирается один стул.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок вместе с одним стулом.
Данная форма работы относится к воспитанию слушания музыки и развитию музыкально-ритмических движений.
Погружение детей в реальный мир – педагог говорит детям, что пора из осеннего леса отправляться в наш класс.
Звучит «Персидский марш» И. Штраус. (Приложение 7)
Слушание, затем педагог задает вопросы о прослушанной музыке: веселая или грустная? Быстрая или медленная? Дети отвечают.
Затем педагог спрашивает: «Как мы пойдем в класс под эту музыку? Побежим, маршем или спокойным шагом?» Дети отвечают.
Данная форма работы относится к развитию музыкально-ритмических движений. Цель упражнения является достижение соответствия движений и характера музыки, ритмичность шагов.
Заключительная часть.
Преподаватель подводит итог занятия, отмечает достижения каждого ребенка и дает домашнее задание: повторять песню «Осень», делать упражнение «Капельки».
В конце занятия – прощаемся (по звукам трезвучия).
Звучит Прелюдия C-Dur из I том ХТК, И.С. Баха. (Приложение 1) Учащиеся выходят из класса.
Методическая литература:
Альтерман С. «Сборник уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет» (1-я и 2-я части). – СПб.: «Композитор», 1999.