Контрольный урок по предмету «Сольфеджио»
Тема: Доминантсептаккорд и его обращения»
Класс: 5(7) класс
Цель: определение уровня теоретических знаний и практических умений обучающихся по теме «Доминантсептаккорд и его обращения».
Задачи:
Образовательные:
- повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков в построении аккордов, умение анализировать нотный текст и находить данные аккорды, владеть навыками сольфеджирования;
Развивающие:
- Развитие музыкальных способностей – музыкального, слуха, памяти, чувства ритма;
- Развитие аналитического мышления, образно-эмоциональной сферы;
Воспитательные:
- воспитание организованности, работоспособности, активности, самостоятельности, интереса к музыке, предмету «Сольфеджио»
- воспитание коммуникативных качеств – умение общаться и работать в коллективе
- создание на уроке ситуации успеха.
Тип урока: контрольный.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, наглядно-образный, метод сравнения и сопоставления, проблемно-поисковый.
Оборудование: нотная литература, фортепиано, доска, компьютер.
Дидактические и наглядные пособия : карточки с заданиями,
«Болгарская столбица», клавиатура.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы подведем итоги по теме:
«Доминантсептаккорд с обращениями»
1.Поиграем в игру «Верно или неверно».
Верно, что септаккорд-созвучие из трех звуков ?
Доминантсептаккорд строится на V ступени натурального мажора и натурального минора?
Верно, что он имеет 4 обращения ?
Порядок обращений : терцквартаккорд, квинтсекстаккорд, секундаккорд?
Верно, что ступени обращений по- порядку: VII, II, IV ?
Строение аккордов : верно, что в квинтсекстаккорде секунда- в середине,
В секундаккорде - внизу , в терцквартаккорде – вверху?
Разрешение аккордов: доминантсептаккорд – в утроенное неполное тоническое трезвучие, квинтсекстаккорд- в полное тоническое трезвучие,
Терцквартаккорд – в тоническое трезвучие с удвоенной тоникой,
Секундаккорд – в тонический секстаккорд с удвоенной тоникой вверху.
Спасибо, ребята , подойдем к компьютеру и убедимся, что вы успешно справились с путаницей аккордов.
2. Чтобы получше распеться, я предлагаю повторить канон «У ворот»
3. Сольфеджирование домашних номеров № 195, 196, 197.
Пранализируем мелодии, найдем пройденные аккорды.
4. Обратите внимание, на доске написан запутанный диктант отдельными мотивами. Перепишите и поставьте цифры, что за чем следует.
Определим какие аккорды мы видим. Споем мелодию.
5. На доске написаны аккордовые цепочки . Проставим ступени.
Как называются такие обороты? Споем их в Ре мажоре.
6. Игра цепочек в Фа, Соль, Ре мажорах.
Задания по карточкам.
7. Слуховой анализ.
8. Предлагаю вашему вниманию послушать фрагменты из произведений русских композиторов:
А.П. Бородина оперы «Князь Игорь» («Сцена затмения»), М.П. Мусоргского
Оперы «Борис Годунов» (Сцена коронации Бориса»).
9. Подведение итогов.
Литература:
Т. Калужская. Сольфеджио 6 класс М.- 1991
Е.М. Золина. Домашние задания по сольфеджио 6 класс- ООО «Престо»2000
М. Андреева «От примы до октавы» часть 3- М. 1992
Б. Калмыков и Фридкин . Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие.- М. 1988