Просмотр содержимого документа
«« Вокально-интонационные упражнения на уроках сольфеджио».»
4
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «КАРЬЕРА»
Контрольная работа № 2
Технологическая карта урока
« Вокально-интонационные упражнения на уроках сольфеджио».
Выполнила:
Пульканова Светлана Васильевна
Проверил:
_________________________
С.Арылах 2018
Технологическая карта урока
« Вокально-интонационные упражнения на уроках сольфеджио ».
Пульканова Светлана Васильевна
Класс: 3
Дата: 18.11.2018 г.
Предмет: Сольфеджио
Цель урока: Воспитание у учащихся точной ориентировки в ладовых связях.
Показ роли интонационных упражнений в процессе формирования интонационного слуха.
Задачи:
Образовательные:
- организация музыкального слуха и его развитие.
- формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления.
- обучение активному использованию слуха в творческой исполнительской практике.
Воспитательные:
- воспитать самоконтроль в поведении на занятиях;
- воспитание у учащихся точной ориентировки в ладовых связях мелодии и гармоническом сопровождении
- воспитать музыкально-художественный вкус и интерес к предмету сольфеджио.
Развивающие:
- создание условий для личностного роста ребенка.
- развивать вокально-интонационные навыки.
- развивать музыкальный слух, память, чувство ритма.
7. Методы обучения:
-словесный (рассказ,объяснение) .
-наглядный.
-практический (пение упражнений, игра на инструменте )
8. Дидактические средства:
– изобразительный ряд: карточки с рисунками, клавиатура, ритмические карточки.
- музыкальный ряд:Компьютер, проектор, слайды, музыкальный центр, запись мелодий диктантов.
9. Характеристика этапов урока
№
Название этапа,
цель
Содержание этапа
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
1.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Организационный момент. Психологический настрой.
Здравствуй те ребята. Как ваше настроение? Настроены ли вы на работу?Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Объявление темы урока(Тема записана на доске)
Создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климота.
Учащиеся входят в класс. Повторяют за преподавателем.
2.
Учебно-познавательная деятельность. Актуализация и фиксирование задания и индивидуального затруднения в пробном действии
Постановка цели урока.
План урока и ожидаемые результаты
Изложение целей урока, сегодня перед нами стоит цель: повторить все понятия связанные с темой нашего урока.
1.Распевание по звукам гамм с определением количества знаков-способствует слуховому укреплению чувства ладотональности: пение по тетрахордам, вверх и вниз,одно и двухголосно.
2.Пение устойчивых и неустойчивых ступеней, опевания устойчивых ступеней, гаммообразные ходы от разных ступеней к тонике: III-II-I,VI-VII-I,V-I-V-I и т.д.
При интонировании гамм возможна гармонизация мелодии,это приводит к развитию функционального слуха.
3.Тональные секвенции.Данные мелодические обороты можно петь ступенями,нотами и со словами.
4.Для воспитания ладоинтонационного и гармонического слуха пение интервальных и аккордовых цепочек от заданного звука.
5.Определение на слух интонируемых мотивов-важный момент в курсе сольфеджио, здесь объединяются все знания и умения учащихся, получаемых на уроке.
Использование понятий ,связанных с темой урока повышает эффективность восприятия большого объема информации, за счет доступности, яркости, наглядности предоставления учебного материала.
При постановке цели урока задаем учащимся вопрос:
Чего мы хотим достичь в результате совместного действия?Ребята могут ответить на вопрос:
Написать.
Сделать
Доказать
Убедить.
А теперь подумайте ,чтобы достичь этой цели какие шаги надо сделать?
спеть,
закрепить,
осмыслить.
3.
4.
Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения.
_________________
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
.
Выявление затруднений в разучивании и исполнении Акцентирование и повторение наиболее сложных моментов.
Практическая, самостоятельная работа обучающихся.
Упражнения при сольфеджировании поддерживаются периодически гармоническим сопровождением на фортепиано и исполняются хором, т.к. именно этот вид деятельности наиболее удобен для создания благоприятных условий на уроке сольфеджио.
Хоровое пение выравнивает неточность интонации отдельных учащихся.
Освоение вокально-интонационных упражнений основано на повторении из урока в урок и последовательном добавлении новых мотивов. Именно повторность выполнения выявляет причины затруднений в пении
Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой является выявление способов действий,вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, достижение цели и создание ситуации успеха.
Следить за точностью исполнения Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Самооценка работы на уроке. Осознание полученных знаний.
Достигли ли вы поставленой цели? Каким способом открыли новые знания.
Обучающиеся должны осознать что они хотели бы достичь в ближайшем будущем,поставить перед собой такую задачу, которая им по силам сегодня, добиваться успешного выполнения поставленой цели.
5.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Подведение итога урока
- А теперь время подвести итоги.
Что мы с вами выполняли сегодня на уроке и какие вы получили результаты
-Ребята, что полезного мы достигли на занятии?
Использование вокально-интонационных упражнений, начиная с младших классов на уроках сольфеджио необходимо, это закладывает базу у учащихся в правильном певческом дыхании, формировании певческого диапазона, слухового контроля, ладового ощущения, функционально-гармонического слуха, развивает координацию у «гудошников» между слухом и голосом. Необходимо помнить, что игровое начало на уроках сольфеджио помогает ребенку легче усвоить материал, мобилизовать внимание, поскольку игра позволяет ребенку работать на уроке не пассивно, а творчески. Каждый преподаватель вправе не только выборочно использовать необходимые упражнения, но и вводить свои собственные, в зависимости от конкретных педагогических задач. Не следует уделять слишком много внимания на уроках сольфеджио вокально-интонационным навыкам, так как это лишь вспомогательное средство воспитания основных навыков.
Учащиеся анализируют свою работу и отвечают на вопросы.
Оценивают друг друга.
О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств / авт.-сост. А.О. Аракелова – Москва: Минкультуры России, 2012
Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального искусства Предметная область ПО.02 Теория музыки.
Калужская Т. Сольфеджио 6класс ДМШ.Методическое пособие.М.,Музыка,1988.
Давыдова Е. Методические пособия по сольфеджио для ДМШ. М.,»Музыка» 1976, 1981,2005.
Петренко А. Пособие по сольфеджио для ДМШ,ДШИ «Цифровки и цепочки». «Композитор.Санкт-петербург.
Ошуркова Т. Учебно методическое пособие для ДМШ.ДШИ «Интервалы-это просто»