Установлен компьютер, экран, слайды музыкальных инструментов.
Ход урока:
Организационный момент.
Рада Вас, ребята видеть
И приветствовать сейчас.
И мы рады, очень рады!
Здравствуйте, учитель наш!
II. Распевание:
Начинаем наш урок, сели прямо, руки на колени, плечи не поднимаем, дыхание легкое, голос чистый, начинаем распевание.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
Очень, очень осторожно через улицу пройти
И налево, и направо непременно посмотри.
Соль, фа, ми, ре, соль, соль,
Фа ля, ля, фа
Ми, соль, соль, ми,
Ре, ми, фа ре, до, до.
III. Проверка домашнего задания:
- Ребята, повторим д/з. Песня «Настоящий друг».
- На что нужно было обратить внимание?
- дружбы наших голосов;
- внимание друг другу;
- легкости;
- дикции;
- артикуляции;
- хорошего дыхания.
Мы живем очень дружно - как одна семья и в год семьи пусть эта дружба продолжается и песня у нас получится – слаженная, красивая, радостная и легкая.
Ученики исполняет песню «Настоящий друг».
- Кто написал эту песню? композитор
- Какая эта песня? авторская
- Еще какие песни бывают? народные
IV. Слушание.
- Я предлагаю вам прослушать фрагмент русской народной песни: «Два веселых гуся».
- Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали? (по слайдам)
- Балалайка;
- Трещотка;
- Баян;
- Ложки;
- Бубен;
- Тарелки;
- Кастаньеты;
- Барабан.
- Как же можно все это назвать одним словом?
- «Музыкальные инструменты»
V. Изучение нового материала.
- Тема нашего урока: “Ударные музыкальные инструменты”
- Музыка не сразу стала такой, какой мы слышим ее сейчас. Многие тысячи лет прошли, прежде чем появились симфонии, сонаты, опера и балет, джаз, современные песни и рок музыка.
Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков.
Шелест листвы,
раскаты грома,
шум морского прибоя,
свист ветра,
пение птиц (фрагмент записи)
Эти звуки слышал еще древний человек. Он даже научился воспроизводить их, чтобы приманивать птиц и животных. Но звуки сами по себе – еще не музыка.
В незапамятные времена человек поныл, что звуки бывают разные: высокие и низкие,
короткие и долгие,
приглушенные и громкие,
ясные.
Но лишь когда он стал организовывать их, чтобы выразить в них свои мысли и чувства, - возникла музыка. Не бывает музыки без музыкантов. Не существует ее и без музыкальных инструментов. Первые инструменты появились еще за 13 тыс. лет до нашей эры.
Раньше всех возникли ударные,
затем духовые,
позже всех – струнные.
А самый древний музыкальный инструмент – человеческий голос. (ПОКАЗ)
Постепенно люди стали замечать, что окружающие их предметы тоже могут издавать музыкальные звуки.
Сейчас я вам покажу удар камня о камень. (работа с камнями)
ТАБЛИЦА. На экране - изображение различных музыкальных инструментов.
Ребята, на какие группы можно разделить все музыкальные инструменты?
На экране – таблица:
Ударные
Медные духовые
Деревянные духовые
Струнно-смычковые
Струнно-щипковые
Трещотки
Горн
Гобой
Скрипка
Домра
Литавры
Тромбон
Флейта
Альт
Балалайка
Барабан
Труба
Жалейка
Виолончель
Гусли
Тамтам
Туба
Волынка
Контрабас
Гитара
Бубен
Валторна
Кларнет
Арфа
Челеста
Фанфары
Фагот
Тарелки
Кастаньеты
Все инструменты можно разделить на 5 групп - ударные, медные духовые, деревянные духовые, струнно-смычковые и струнно-щипковые.
Сама природа как бы разделила инструменты на группы. Ударные - от камня, струнные - от поющей тетивы. Медные – от морской раковины, деревянные – от тростинки.
Сегодня мы рассмотрим только ударные.
Как вы уже поняли, эта группа инструментов самая древняя. Камень заменили колотушками, погремушками, трещотками. Потом появились барабаны.
Какие музыкальные инструменты можно отнести к группе ударных?
Прочитаем все вместе.
То, что производит звук с помощью удара, мы можем назвать ударным инструментом.
VI. Игра «Определи ударный инструмент»
На экране – изображение группы ударных инструментов (бубен, тарелки, ложки, барабан, трещотки, кастаньеты.)
VII. ИГРА «УГАДАЙ МЕЛОДИЮ».
- «Солнечный круг»
- «Песенка мамонтенка»
Игра «доскажи словечко»
- Без песен – мир (тесен)
- Песня строить и жить (помогает)
- Песня ты не скажешь «До свиданья»
(Песня не прощается с тобой).
Загадка.
Сверху кожа, снизу тоже
На весь дом он голосист. (БАРАБАН)
Закрепление (оркестр музыкальных инструментов).
- Раз мы уже познакомились с ударными инструментами, и сейчас мы организуем оркестр народных инструментов.
- Отличный у нас получился оркестр.
- Какие инструменты участвовали в оркестре?
(Дети показывают)
- С какими инструментами мы на уроке познакомились? (ударными)
Итог урока, рефлексия.
- Вы отлично поработали и свою радость, и настроение оставляем на изображениях. (Дети по очереди прикрепляют свои скрипичные ключи на изображения.)
С праздником женским началом весны
С первой весенней проталиной
Будьте здоровы и счастливы вы,
Успехов больших вам и маленьких!
Глядя, на изображения видно, что у вас прекрасное настроение и урок удался, и я с радостью попрощаюсь с вами до следующего урока. До свидания.
Домашнее задание.
Нарисуйте, пожалуйста, дома один из музыкальных инструментов, в классе мы устроим выставку ваших рисунков.