kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок музыки "Симфонический оркестр", 4-й класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по музыке в 4 классе. Тема урока " Симфонический оркестр" Цель урока : обобщение и закрепление раннее полученных знаний, Познакомить учащихся с составом симфонического оркестра, тембром звучания каждого музыкального инструмента, входящего в состав симфонического оркестра, закреплпние вокально - хоровых навыков. Формы работы на уроке - групповая и индивидуальная.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок музыки "Симфонический оркестр", 4-й класс »

Открытый урок музыки "Симфонический оркестр", 4-й класс

Помагаева Алла Дуйсенбековна учитель музыки

Цель урока: обобщение и закрепление полученных знаний о взаимосвязи народной и композиторской музыки, знакомство с составом симфонического оркестра и с тембрами струнно-смычковой группы, закрепление вокально-хоровых навыков.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок с использованием интерактивной доски

Задачи:

  • Образовательная:

    • совершенствование музыкального образования учащихся, приобретение навыков к анализу музыкальных произведений.

  • Развивающая:

    • развитие вокально-хоровых и ритмических навыков.

  • Воспитательная:

    • воспитание эмоционального восприятия содержания музыкального произведения, развитие художественного вкуса.

Музыкальный материал:

  • Музыкальные попевки: “Здравствуйте” – начало урока; “До свидания” – окончание урока.

  • Видео симфонического оркестра.

  • Звучание скрипки.

  • Звучание флейты.

  • Звучание трубы.

  • Звучание барабанов.

  • В.А.Моцарт. Симфония №40, 1 часть. Фрагмент.

  • Песня «Новый день». Слова и музыка А. Ермолова.

ТСО: интерактивная доска, проектор, презентация урока на компьютере, видеомагнитофон, аудиозаписи, СD-диски.

Форма работы: групповая, индивидуальная

Музыкальные инструменты: фортепиано.













ХОД УРОКА:

I. Организационная часть урока

Ребята заходят в кабинет под музыку симфонического оркестра. Класс поделен на четыре группы (1группа – струнно-смычковая, 2 группа – деревянно-духовая, 3 группа – медно-духовая, 4 группа - ударная.) На доске висят рисунки ребят (музыкальные инструменты разных народов).

1. Музыкальное приветствие
Учитель аккомпанирует приветствие: “Здравствуйте”.
- Здравствуйте ребята (пропевает учитель),
- Здравствуйте учитель (пропевают ученики).

2. Вспоминаем, повторяем.

В течение первого полугодия мы с вами, ребята, изучали особенности музыкальной культуры разных народов, изучали их обычаи и обряды, слушали легенды, знакомились с народными инструментами, а так же с композиторами разных национальностей. Каждый урок для нас был как новый не изученный день, приносящий что-то новое и необычное, как наша песня, которую мы с вами учили на прошлом уроке.


Исполнение песни: «Новый день» Ермолова


На наших с вами уроках мы узнали о разнообразном мире народных музыкальных инструментах. (Ребята приводят примеры) Многие из перечисленных вами инструментов есть на нашей выставке рисунков, которые вы выполнили в дома. Какие-то из этих инструментов струнные, какие-то ударные, духовые. И сегодня речь тоже пойдет о музыкальных инструментах, но не какого-то народа, а об инструментах симфонического оркестра. И тема нашего сегодняшнего урока «Симфонический оркестр». (Дети записывают в тетрадь тему урока).

СЛАЙД


Многие композиторы использовали в своем творчестве народную музыку. Попав в «руки» талантливого музыканта, она заново оживает во многих музыкальных жанрах: в опере, симфонии, в вариации, в оратории, в симфонической поэме.


Цель нашего урока познакомиться со строением симфонического оркестра, узнать на какие группы он делится.

II. Основная часть урока

1.Симфонический оркестр

Начиная с первого класса, мы неоднократно слушали разные музыкальные произведения, разных композиторов. Одни из них исполнялись отдельными инструментами, другие – оркестром. Ребята, кто-нибудь из вас сможет разъяснить, что такое оркестр? (Дети высказывают свои ответы).

СЛАЙД

Учащиеся записывают правило в словарь музыкальных терминов

Оркестр – большой, слаженный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах

Существуют разные виды оркестров: народные (казахский, русский), оркестр баянистов или духовой, джазовый и т.д.

СЛАЙДЫ


Но особую роль, конечно же, занимает симфонический оркестр.

СЛАЙД


А кто же в оркестре занимает главную роль? (Дети высказывают свои ответы).

Общее число музыкантов симфонического оркестра не постоянно: оно может колебаться в пределах 60-120 (и даже больше) человек. Такому большому составу участников для согласованной игры необходимо умелое руководство. Эта роль принадлежит дирижеру.


Дирижер – руководитель оркестра.



Видео: П.И.Чайковский. Концерта для фортепиано с оркестром. (Отрывок)

В составе симфонического оркестра огромное количество разных музыкальных инструментов, но все они делятся на четыре группы, точно также как разделен наш класс. Каждая группа в симфоническом оркестре имеет своё название.

СЛАЙД


Попробуйте разделить эти музыкальные инструменты по группам и найдите свою группу музыкальных инструментов. (Детям раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов. Под звучание симфонической музыки они должны разделить их на четыре группы.)

СЛАЙД таблица


Обсуждение проделанной работы.

(Представитель из каждой команды демонстрирует свою группу инструментов)

  • Первая группа симфонического оркестра - эта струнно-смычковая. В эту группу входят: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

СЛАЙД

Работа с учебником

Струнно-смычковые музыкальные инструменты — это группа музыкальных инструментов со звукоизвлечением, осуществляемым в основном в процессе ведения смычка по натянутым струнам.

Источник звука у всех инструментов — струны, которые резонируют с корпусом инструмента и передают колебания по воздуху до слушателя. Звукоизвлечение производится смычком или пальцами.

Группа смычковых инструментов считается основой симфонического оркестра. В нее входят: скрипка, альт, виолончель, контрабас.



Запись в тетрадь

Слушание скрипки


  • Вторая группа – деревянно-духовая. В эту группу входят: флейта, гобой, кларнет, фагот.

СЛАЙД

Работа с учебником

Деревянные духовые инструменты — это группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых основывается на укорочении звучащего столба воздуха путём открывания отверстий, расположенных на корпусе инструмента на определённом расстоянии друг от друга.

На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование. Некоторые современные инструменты такого типа (например, флейта) почти не изготовляются из дерева, для изготовления других дерево применяется наряду с другими материалами.

К деревянным духовым инструментам симфонического оркестра относятся: флейта, гобой, кларнет, фагот.


Запись в тетрадь

Слушание флейты


  • Третья группу – медно-духовая. В эту группу входят: труба, валторна тромбон, туба.

СЛАЙД

Работа с учебником

Ме́дно-духовы́е инструменты — это группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых заключается в получении гармонических созвуков, путём изменения силы вдуваемого потока воздуха или положения губ.

Наименование «медные» исторически восходит к материалу, из которого изготавливались эти инструменты, в наше время для их изготовления помимо меди нередко используется латунь, реже серебро. К медным духовым инструментам симфонического оркестра относятся: валторна, труба, тромбон, туба.


Запись в тетрадь

Слушание флейты


  • В четвертую входят инструменты ударной группы: треугольник, литавры, барабаны, ксилофон и др.

СЛАЙД

Работа с учебником

Ударные музыкальные инструменты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) [молоточков, колотушек, палочек и т. п.] по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.). Это самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.

Ударные инструменты бывают с определённой высотой звучания, которые могут быть настроены на определённые ноты звукоряда. К таким инструментам относятся литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики и ряд других;

Ударные инструменты бывают с неопределённой высотой звучания, которые не имеют настройки на определённые звуки. Среди этих инструментов — большой и малый барабаны, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и другие.


Запись в тетрадь

Слушание флейты


Вот так выглядит строение симфонического оркестра.

СЛАЙД


ФИЗМИНУТКА - разминка для глаз

СЛАЙД


Но есть еще в симфоническом оркестре такие инструменты, которые не входят ни в одну из перечисленных групп. Это орган, арфа, рояль. Эти инструменты в оркестре играют солирующие роли. Для них композиторы пишут концерты.

СЛАЙД

Теперь, ребята, послушайте, какую роль выделяет В.А.Моцарт струнно-смычковой группе в своей Симфонии № 40. (Ребята работают с дневником музыкальных наблюдений)

СЛАЙД

Звучит Симфония № 40 В.А.Моцарта

3.Этапы вокально-хоровой работы

Учитель исполняет песню на слова и музыка С.Смирнова «Семь весёлых нот».

  • вспомнить и пропеть хором музыкальную попевку «ма – мо – му».

  • разбор песни.

III. Обобщающая часть урока

Ребята, цель нашего урока была познакомиться со строением симфонического оркестра, узнать на какие группы он делится и послушать звучание некоторых инструментов симфонического оркестра. Мы достигли нашей цели? (Да) Так давайте же вспомним основные моменты нашего урока.


(Учащимся предлагается разгадать кроссворд)

СЛАЙД

Кроссворд



в

и

О

л

о

н

ч

е

л

ь


д

и

Р

и

ж

ё

р




с

К

р

и

п

к

а



ч

Е

т

ы

р

е




С

м

ы

ч

о

к



а

л

ь

Т


к

о

н

т

Р

а

б

а

с



  1. Этот инструмент принадлежит к числу «ножных» инструментов струнно-смычковой группы: исполнитель ставит его между коленями, упирая металлическим шпилем в пол.

  2. Большому составу участников оркестра для согласованной игры необходимо умелое руководство. Кому принадлежит роль?

  3. Это - самый подвижный и гибкий инструмент среди смычковых. За все свои качества этот инструменту издавна играет ведущую роль среди солирующих концертных инструментов.

  4. На сколько групп делится симфонический оркестр?

  5. Как называется специальный прибор для извлечения звуков у смычковой группы?

  6. Внешний вид этого инструмента и способ игры на нем очень напоминает скрипку, так, что если не заметить разницу в размерах, то их легко можно перепутать.

  7. Этот инструмент намного превосходит своих собратьев струнно-смычковой группы и по размерам, и по объёму низкого регистра. Инструмент так велик, что исполнитель играет на нем стоя или присев на высокий табурет.

  8. Ребята, дайте определение главному слову в кроссворде «оркестр».


IV. Итог урока

    • Совместные выводы учителя и учащихся

    • Анализ работы учащихся

Музыкальная попевка: Учитель аккомпанирует попевку «До свидания»

- До свидания, ребята, буду встречи очень ждать! (пропевает учитель),
- До свидания, учитель, мы вас то же будем ждать! (пропевают ученики).


Анализ этапов урока

Урок был проведен в 4 классе

Хотелось бы показать современный урок музыки с использованием компьютерных технологий, поэтому урок был проведен в кабинете информатики. Цель урока (обобщение и закрепление полученных знаний о взаимосвязи народной и композиторской музыки, знакомство с составом симфонического оркестра и с тембрами струнно-смычковой группы, закрепление вокально-хоровых навыков) были достигнуты.Тип урока: комбинированный.Форма урока: урок-репетиция. На уроке были использованы разные методы работы (информационных технологий, словесный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый, наглядный, репродуктивный)

Урок построен на 3 основных этапах: организационная, основная, обобщающая часть урока, каждая часть предполагает свои пункты работы.

Организационная часть (организация внимания, определение темы урока, подготовка корпуса, голоса, дыхания).

Урок начинается с традиционного приветствия “Здравствуйте”. Данное распевание написано учителем для удобства организации начала урока и подготовки певческого аппарата для исполнения песенного репертуара.

Повторение теоретических основ по теме четверти «Кто создает музыку?», «Народная музыка и творчество композиторов», «Музыкальные жанры» (наглядный метод)

Основная часть урока (раскрытие темы урока, выполнение поставленных задач, использование различных приёмов и методов обучения, микрообобщения по теме).

В начале этой части – видео материал. И на протяжении всего объяснения нового материала идет презентация на интерактивной доске. Это позволяет сосредоточить внимание детей. (метод – информационных технологий)

При объяснении новой темы учитель использует словесный метод.

Учащимся предлагается работа по группам. Здесь используется исследовательско–поисковый метод работы, когда учащиеся самостоятельно находят решения данной проблемы и делают выводы. Используя метод объяснительно-иллюстративный, учитель потверждает или опровергает решения учащихся.

Происходит смена деятельности – с интеллектуальной на двигательную. Выбрана форма игры “ритмической разминки”. Она позволяет в игровой форме усвоить понятие “музыкальные инструменты” и является “физкульт паузой”. Ребята исполняют музыкальную попевку вслух и стоя выполняют ритмическую последовательность движений.

Объяснения материала об инструментах струнно-смычковой группы подготовили заранее учащиеся. Здесь учитель использовал объяснительно-иллюстративный метод.

При вокально-хоровой работе учитель использует репродуктивный метод

Заканчивается эта часть слушанием музыки и микрообощением, в котором повторяются основные моменты.

Обобщающая часть урока (проверка усвоения знаний учащихся, закрепление музыкальной традиции урока, анализ работы учащихся на уроке)

После этого подводится итог урока, который строится на совместных выводах.















Литавры



Барабан




















Ксилофон

Тарелки













Скрипка

Альт























Виолончель

Контрабас




Фагот

Флейта






















Гобой

Кларнет






Валторна

Туба


Труба

Тромбон



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Открытый урок музыки "Симфонический оркестр", 4-й класс

Автор: Помагаева Алла Дуйсенбековна

Дата: 21.11.2014

Номер свидетельства: 133660

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Открытый урок музыки на тему "Симфонический оркестр" "
    ["seo_title"] => string(54) "otkrytyi-urok-muzyki-na-tiemu-simfonichieskii-orkiestr"
    ["file_id"] => string(6) "147156"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419334744"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Эстрадно-симфонический оркестр телевидения."
    ["seo_title"] => string(49) "estradno_simfonichieskii_orkiestr_tielievidieniia"
    ["file_id"] => string(6) "400145"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489484023"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В  5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ФОЛЬКЛОР В МУЗЫКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "192079"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427396234"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "урок музыки по теме "Симфоническая  сказка" "
    ["seo_title"] => string(45) "urok-muzyki-po-tiemie-simfonichieskaia-skazka"
    ["file_id"] => string(6) "165878"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422886526"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Открытый урок музыки в группе продленного дня для младших школьников "В гостях у музыкальных инструментов""
    ["seo_title"] => string(118) "otkrytyi_urok_muzyki_v_ghruppie_prodliennogho_dnia_dlia_mladshikh_shkol_nikov_v_ghostiakh_u_muzykal_nykh_instrumientov"
    ["file_id"] => string(6) "344081"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474026862"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства