Открытый урок музыки в группе продленного дня для младших школьников "В гостях у музыкальных инструментов"
Открытый урок музыки в группе продленного дня для младших школьников "В гостях у музыкальных инструментов"
Данная работа представляет собой открытый урок по моей образовательной программе дополнительного образования детей «Мелодия» для 1-2 классов начальной школы. На этом уроке дети в игровой форме знакомятся с основными группами муз.инструментов симфонического оркестра, учатся различать звучание разных инструментов и сами участвуют в роли музыкантов оркестра.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок музыки в группе продленного дня для младших школьников "В гостях у музыкальных инструментов"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр детского творчества
г.Клинцы
Открытый урок музыки в группе продленного дня для младших школьников
«В гостях у музыкальных инструментов»
Педагог доп. образования,
учитель музыки
Бородина Е.А.
г. Клинцы 2015
Программа дополнительного образования детей «Мелодия» Е.А.Бородиной 1-2 класс.
Тема открытого урока: «В гостях у музыкальных инструментов»
Тип урока: Урок открытия нового знания .
Вид урока: урок – игра.
Цель: знакомство детей с инструментами симфонического оркестра.
Задачи:
-знакомство с 4 основными группами музыкальных инструментов;
-развитие музыкального и ритмического слуха, вокально-хоровых навыков и умений;
- формирование умения классификации инструментов;
-воспитание любви и интереса к музыкальному искусству;
-воспитание умения точно передавать характер музыкального произведения;
-развитие внимания, логики, мышления.
Музыкальный репертуар урока:
Пение : песня «Волшебный смычок» (норвежская народная песня)
Слушание музыки: «Полька» П.И.Чайковский (из «Детского альбома»).
Музыкально-исполнительская деятельность: игра «Музыкальный светофор» на детских музыкальных инструментах под музыку П.И. Чайковского «Полька» ( из «Детского альбома»).
Танцевально-ритмические движения: физ.минутка.
Оборудование и материалы:
-компьютер, флеш-карта;
-три круга из картона – красный, желтый, зеленый ( к игре «Музыкальный светофор»);
-запись мультфильма «Маленький оркестр» на флеш-карте в формате MP4 и запись пьесы «Полька» П.И. Чайковского в формате MP3;
-коробка (или сундучок) с детскими музыкальными инструментами (по количеству участников);
- плакат с изображением 4 групп основных музыкальных инструментов;
- видео-тест на флеш-карте в виде слайдовой презентации в программе PowerPoint со сменой изображения различных музыкальных инструментов (не больше 6);
-нотный материал;
-листы с заданиями №1(музыкальный лабиринт) и №2 (найди лишний инструмент) по количеству учеников (см. приложение).
Ход урока.
Здравствуйте, ребята! (учитель поет музыкальное приветствие). Сегодня у нас необычный урок- мы с вами побываем в гостях у музыкальных инструментов. Сейчас я хотела бы с помощью видео-теста проверить, какие инструменты вы знаете. Перед вами на экране будут показаны изображения разных инструментов. Если вы знаете их название, то поднимайте руку. (на экране звучит видео – презентация с музыкальными инструментами. Дети называют инструменты, которые им знакомы ).
Молодцы, вы знаете многие инструменты. А сейчас познакомимся с инструментами, которые входят в состав оркестра. Перед вами на плакате изображены разные музыкальные инструменты (см. приложение ). Все эти инструменты живут в разных домиках. В розовом домике живут– клавишные инструменты. Они так называются, потому что звук на них извлекается при нажатии на клавиши. Это у нас пианино, рояль, баян, аккордеон, гармонь и даже синтезатор. В зеленом доме живет группа ударных инструментов. Звук на них извлекается с помощью удара. В эту группу входят большой и малый барабан, тарелки, маракасы, бубен, ксилофон. В желтом находятся струнные инструменты. Звук у них извлекают игрой по струнам. Сюда входят скрипка, контрабас, гитара, арфа, балалайка. Ну а в голубом домике – духовые инструменты. Они так называются, потому что звук на них извлекают с помощью воздуха – в них дуют. Это у нас флейта, труба, фагот, валторна, саксофон, гобой.
А сейчас мы с вами увидим мультфильм про маленький оркестр (см. интернет ресурсы №3). После просмотра пусть мальчики назовут мне какие струнные инструменты были показаны в мультфильме, а девочки назовут мне все духовые инструменты.
А теперь давайте с вами встанем и немного поиграем(физ.минутка). Повторяйте за мной движения (читаю стихи и изображаю игру на инструментах ):
1.Поиграю я на скрипке, вожу смычком по струнам гибким. Скрипка весело звучит, звук чудесный к нам летит.
2.Барабаню в барабан – бам, бам, бам да бам, бам,бам.
3.Ду-ду, ду-ду-ду, дую я в свою трубу.
4.Заиграю на гармошке – веселей пляшите ножки.
5.Три струны всего – трям-трям. Инструмент известен нам. Балалайку я возьму, плясовую заведу.
6.Арфа – струнный инструмент. Мелодичней арфы нет. Струны мы переберем и красивый звук найдем.
Теперь ребята присядьте на свои стульчики. Представьте, что мы с вами заблудились в стране музыкальных инструментов и оказались в лабиринте. К счастью у меня есть карта, которая укажет нам как выйти из туннеля, да еще поможет найти сокровище. Сокровище здесь это музыкальный инструмент- гитара. Нужно дойти до нее, проведя по карте ручкой дорогу. По пути вам будут встречаться разные инструменты. Вам из них нужно будет обвести в кружок все струнные инструменты. (раздаю всем ручки и листы с лабиринтом – см. приложение № 1).
А я нашла на своей карте вот какое сокровище – волшебную коробку. (игра «Волшебная коробка». Давайте же посмотрим что в ней лежит. (открываю коробку, в которой лежат разные инструменты, достаю по одному инструменту, демонстрирую звучание каждого инструмента и говорю его название.) Давайте попробуем угадать, что за инструмент звучит у меня в коробке? (вызываю детей по очереди и играю на инструменте, пряча его в коробке. Дети не видят инструмент, а слышат только его звучание).
Ой, посмотрите что я нашла на дне коробки – какие-то рисунки. (достаю из коробки стопку листов по количеству детей с заданием « найди лишний инструмент» -см. приложение №2). Здесь для вас написано задание – нужно в каждом ряду инструментов обвести лишний инструмент.(выполняют задание).
Ребята, отгадайте загадку :
В симфоническом оркестре её голос самый главный, Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно. Голос трепетный, высокий узнаём мы без ошибки. Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный ... .(скрипка)
В какой песне мы поем про этот инструмент? Верно, песня «Волшебный смычок». Давайте вспомним эту песню. (повторение песни, работа над разной динамикой трех куплетов, добавление движений под музыку- имитация игры на скрипке и плясовые танцевальные движения).
А теперь будем с вами настоящими музыкантами. Поиграем в игру «Музыкальный светофор». Сейчас вы услышите произведение, которое называется «Полька» Петра Ильича Чайковского. Послушайте и поднимите руку, если музыка будет меняться. Какая музыка была вначале Польки? А когда музыка изменилась, какой у нее стал характер? Как вы думаете какие инструменты подойдут для игры первой части Польки? Почему вы так решили?(дети выбирают и аргументируют свой выбор).А какие инструменты подойдут ко второй части Польки?
Теперь я вам раздам инструменты. У меня в руках три сигнала светофора. Когда я буду «включать» красный сигнал – играть будут Дима и Саша-запомните ваш сигнал – красный. Когда я покажу желтый сигнал – играть будут Алина и Лена, а когда зеленый- играют Оля, Марина и Миша. Если я показываю сразу 2 или 3 сигнала светофора, то вы играете все вместе.(звучит «Полька» Чайковского в записи).Если дети не устали, то можно повторить оркестровку, сказав детям обменяться инструментами.
Сегодня мы с вами узнали про инструменты много интересного и даже были настоящими музыкантами. С какими инструментами мы сегодня с вами познакомились? (дети отвечают).
Домашнее задание – нарисуйте дома инструмент, который вам больше всего понравился. А на следующем уроке сделаем выставку из ваших рисунков ! До свидания!
Алпарова Н.Н., Николаев В. А., Сусидко И.П. « Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников : Осень золотая. Часть 1, Владос, 2000г. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1997. Сорокина А. Дидактические игры. – М. : Просвещение, 1982.
Развлекательно-развивающий журнал «ПониМашка» №25. Июнь 2014. Москва,2014.
Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. Детская музыкальная энциклопедия. -СПб: Композитор, 2008.
Корыхалова Н. О музыкальных инструментах и не только о них…СПб: Композитор, 2014.