Научить учащихся творчески активно применять на практике усвоенные
теоретические знания и навыки; свободно владеть музыкальным инструментом,
музицировать и уметь проанализировать исполняемые произведения, провести аналогии с художественные образцами из смежных видов искусств (литература и живопись)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основы музыкального анализа на уроках сольфеджио»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств» г. Бакала
Разработка
открытого урока по сольфеджио
«Основы музыкального анализа
на уроках сольфеджио»
Преподаватель теоретических дисциплин
Долинина Н.Н.
г. Бакал
2016 г
Разработка открытого урока по сольфеджио
5 класс музыкальных отделений.
Цель урока:
Научить учащихся творчески активно применять на практике усвоенные
теоретические знания и навыки; свободно владеть музыкальным инструментом,
музицировать и уметь проанализировать исполняемые произведения, провести аналогии с художественные образцами из смежных видов искусств (литература и живопись)
раскрывать индивидуальный творческий потенциал каждого ребенка.
использовать творческую работу учащихся, применяя ее различные виды и формы, для развития и разнообразия богатых музыкальных впечатлений.
способствовать, применяя музыкальный анализ и различные виды музицирования, художественному формированию и вкусу их личности как музыкантов.
Развивающие:
Развитие самостоятельности при анализе музыкального произведения.
развитие музыкальной памяти, внимания
развитие логического мышления; умения анализировать, сопоставлять, проводить аналогии, сравнивать музыкальные темы и образы.
развитие познавательной активности, нахождение учащимися дополнительного материала, связанного с темой урока.
Воспитывающие:
воспитание общечеловеческих ценностей на примере образов из музыкальной литературы.
воспитание музыкально-эстетической культуры в период эмоционального воздействия с музыкой.
воспитывать и формировать систематический процесс обучения средствами музыки.
Перспективность урока:
внедрение исследовательской и самостоятельной деятельности учащихся в поиске дополнительного материала;
развитие межпредметных связей (инструмент, сольфеджио)
интегрированность урока как стимул к изучению и приобщению к литературе, живописи
.
Техническое оборудование:
СD – диски с записью музыкальных фрагментов
Ноутбук
Доска линованная
Фортепиано
Музыкальные пособия и учебники, дидактический материал:
- Б. Калмыков, Г. Фридкин Сольфеджио (одноголосие и двухголосие)
- Г. Фридкин Чтение с листа на уроках сольфеджио
-Диктанты для ДМШ -составитель М. Антошина
- В. Флис, Я Якубяк Сольфеджио 5 класс
- Б Незванов, Л. Лашенкова Хрестоматия по слуховому гармоническому анализу
-Л. Масленкова Сокровища родных мелодий
- П.И. Чайковский «Детский альбом»
- Р. Шуман «Альбом для юношества»
- А. Гурилев «Сарафанчик»
-Л. Бетховен: «К Элизе» и соната № 14 (Лунная)1 часть (в записи)
-К. Дебюсси «Лунный свет» (в записи)
- Стихи А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, С. Есенина.
План -конспект урока
.
I.Организационный момент
Цель и задачи:
-проверка присутствующих, мобилизация внимания;
-настрой учащихся на учебную деятельность,
-приглашение в страну «сольфеджио» как в творческую мастерскую.
-создание рабочего климата на уроке, определенной творческой атмосферы.
-настрой на урок активный, целеустремленный, но при этом доброжелательный и
позитивный.
II.Теоретическая разминка
Беглый опрос по пройденным теоретическим терминам
Цель и задачи:
Проверить усвоение пройденного материала при следующих критериях: объективности,
благожелательности, позитивности высказывания.
III .Работа с учащимися над различными видами музицирования и музыкального анализа (содержательная часть урока):
-пение песен и романсов русских и зарубежных композиторов; русских народных песен.
-пение одного голоса при одновременной игре за фортепиано второго голоса.
-сольфеджирование пройденных и новых музыкальных номеров одно-и двух-голосия.
-чтение с листа.
-пение с сопровождением учащихся и преподавателя.
-сочинение второго голоса к стилизованной народной песне «Расцвела сирень» и разучивание двухголосного исполнения (пение дуэтом и по группам)
-подбор аккомпанемента к мелодиям и музыкальным фрагментам.
-музыкальные иллюстрации стихотворных текстов.
-определение различных средств музыкальной выразительности в исполняемых на уроках специальности произведениях.
-фрагментарный или целостный анализ музыкальной формы, жанра, стилистических
особенностей композиторского почерка в произведениях, исполняемых на уроках по
специальности.
.
IV. Запись музыкального диктанта с закреплением внутритактовой синкопы.
Учащиеся писали первое предложение диктанта № 379 (по сборнику Г. Фридкина), а второе предложение им было предложено досочинить самостоятельно, без помощи инструмента, полагаясь на внутренний слух, в той же самой стилистике.
V Домашнее задание:
1. Подобрать аккомпанемент к диктанту
2. Определить музыкальную форму одного из произведений, изучаемых на уроке специальности, нарисовать картинку о содержании этого произведения или подобрать литературный материал.