Просмотр содержимого документа
«Опера "Иван Сусанин"»
Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин.»
Тема урока: «Опера «Иван Сусанин.».
Цель :формировать у обучающихся умение раскрывать образы Защитников Родины в опере
Тип «Урок- закрепление»,
Задачи урока:
Воспитательные-воспитать любовь к музыке М.И.Глинки, к его творчеству, к опере «Иван Сусанин»
Развивающие-развивать мышление ,воображение, речь ,кругозор на примере оперы М.И.Глинки, способствовать развитию зоркости, логики;
Обучающие-обучать вокально –хоровым навыкам на примере вокальных примеров из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин», организовать наблюдение; учить делать выводы и обобщения при изучении темы; способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи
Ход урока:
1.Организация урока:
Вход в класс под музыку М.И. Глинки» Патриотическая песня»
Музыкальное приветствие
Изучение нового материала
Задачи: вывести и подвести ребят на тему урока.
-Сегодня у нас в гостях солнце русской музыки М И Глинка .
-Что значит солнце русской музыки? Почему его так назвали?
-Он писал русскую музыку, которая выражает необыкновенные чувства, какие?
(Патриотические).
-Как вы думаете ,какая будет тема нашего урока? (Патриотическая, о любви к Родине.)
Кто из героев, ценой своей жизни ,спас нашу Родину от польских захватчиков. Это простой русских креастьянин. Иван Сусанин.)
-Правильно. тема нашего урока «Иван Сусанин».
- «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») — опера Михаила Ивановича Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Автор либретто — барон Егор Розен .Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом театре. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнина Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ крестьянина, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показан на широком фоне русской народной жизни и природы.
2. Речитатив и ария Сусанина «Чуют правду» М.Глинка из 4 –го действия:.
Задачи: показать детям ,как героически Иван Сусанин принял смерть от польских врагов.
Зима. В доме Сусанина идут приготовления к свадьбе, но девушки, пришедшие со свадебной песней на девичник, застают в хате одну рыдающую Антониду. Она рассказывает (романс Антониды-напеть фрагмент из романса), что отряд поляков, спешащих в Москву на выручку польскому войску, заставил Сусанина служить им провожатым и Сусанин, тайно послав своего приемного сына Ваню за помощью, ушёл с врагами. Согласившись служить проводником полякам, Сусанин намеренно завел их в лесную глушь и бездорожье, откуда им нет выхода. Усталый отряд спит. Сусанину не спится: он предчувствует свою гибель от рук разъяренных врагов. Звучит потрясающая по музыке ария “Чуют правду”..
В оркестре звучит музыка, изображающая вой ветра. Вьюга усиливается.Тёмные,сумрачные краски.
Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его неминуемо ждет смерть. Смело смотрит он ей в глаза: "Чуют правду! Смерть близка, но не страшна она, свой долг исполнил я". Мысленно прощается Сусанин с Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга. В ее завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки. Просыпаются враги. Они допытываются, куда завел их русский крестьянин. "Туда завел я вас... где вам от лютой вьюги погибать! Где вам голодной смертью помирать!" - с достоинством отвечает Сусанин. В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.Каким вам кажется финал оперы?
Финал оперы составляет самая драматичная ее сцена.
-Почему Иван Сусанин не указал дорогу на Москву,а завёл поляков в глубокий лес?
Он любил свою Родину,свой народ и не хотел,чтобы по Руси гуляли и правили иноземцы.
можно с уверенностью сказать,что Иван сусанин –всенародный герой?
Да,его подвиг живёт в сердцах уже почти четыре столетия.
3. «Вспомним ,братцы ,Русь и славу» русская народная песня.
Заадчи: определить в чём тайна русской песни:
-Народная мудрость гласит: «В русской песне живет душа русского народа». Особая отличительная черта русских песен — отсутствие агрессивности. Русские люди, славяне издревле занимались миролюбивыми занятиями — земледелием и скотоводством. Они не завоеватели, а защитники, так было во все времена. Вспомним, братцы, Русь и славу,
И пойдем врагов разить.
Защитим свою державу,
Лучше смерть, чем в рабстве жить.
-Какая сила звучит в русской песне7
Могучесть, исполинская силушка и в тоже время, открытость звучит в русской песне:
Как затянет, как зальется
Песней русскою народ,
И откуда что берется,
Прямо к сердцу так и льнет.
:Что заложено в русской песне?
Это не хвастовство, а великая любовь к своей русской культуре.
Не случайно Россия сегодня испытывает огромный натиск, направленный на уничтожение русской культуры. Могущества России боятся: загадка русской души непонятна, ведь за ней кроется глубинное, сокровенное, что вынашивалось и защищалось веками нашими предками, — истинная Православная вера.
4.Вывод : Великая любовь к своей русской культуре заложена в русской песне, музыке русских композиторов.