по теме: «Опера «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля. М. Глинка»
Оборудование: проектор, интерактивная доска, колонки, компьютер Методические разработки: Презентация, Мр3 медиа: фрагменты из оперы «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля "Полонез", "Мазурка" Михаила Ивановича Глинки, чистые листочки для упражнения, карточки с тестом, смайлики для рефлексии, презентация и музыка для электронной физминутки, фотография «Памятник Минину и Пожарскому»; видеофрагмент арии Ивана Сусанина, видеофрагменты танцев Полонез и Мазурка, карточки для сочинения синквейна
Этапурока | Время | Содержание | Формирование УУД | Методы и приемы |
действия учителя | действия учеников |
I. Организационный | 1 мин | Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, садятся. | Регулятивные УУД – волевая саморегуляция | |
II. Мотивационный | 3 мин | - Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами оправимся в театр. Хотите? - Тогда отправляемся. - Как сказал Александр Сергеевич Пушкин: Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. - И так, мы в музыкальном театре. Вспомните, что такое театр? - А зачем люди идут в театр? - А постановку, каких спектаклей мы можем увидеть на сцене театра? - Правильно. А что такое опера? | - Да - Театр - одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров. - Чтобы посмотреть представления, получить впечатления и эмоции - Оперы, балеты, мюзиклы - Опера – жанр музыкального искусства; драма или комедия, положенная на музыку. | Личностные УУД – действие смыслообразования (интерес, мотивация); формирование желания выполнять учебные действия Познавательные УУД – структурирование знаний Коммуникативные УУД - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос | Беседа Чтение стихотворения |
III. Постановка цели | 5 мин | - 4 ноября в нашей стране отмечают государственный праздник. Помните, как он называется? - Ребята, он называется День народного единства. 4 ноября 1612 года на Руси закончилась «смута». Благодаря единству, героизму и самопожертвованию. - Посмотрите на фотографию. Что на ней изображено? - Вы знаете, кому он посвящен?
- Этот памятник посвящен героям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Вы знаете, в чем состоит их героизм? - Ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским смогло освободить Москву от польской оккупации и сохранить русскую государственность. А ведь могло было быть и по-другому… И не было бы сейчас России, и нас с Вами. Знаете ли вы что-нибудь об этом времени? - Как я уже сказала, поляки хотели захватить Москву, но у них это не получилось. А вы знаете почему? - А почему это не получилось мы с вами узнаем познакомившись с фрагментом из оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля. - Какова же цель нашего урока?
- Правильно. Сегодня мы с вами послушаем фрагмент из оперы, который называется «Бал в замке польского короля». Давайте откроем тетрадь и запишем тему нашего урока. Михаил Иванович Глинка. Опера «Иван Сусанин». На балу у польского короля | Дети вспоминают, предлагают варианты ответа Обучающиеся вспоминают, рассказывают то, что они знают об этом времени - Памятник Дети вспоминают, предлагают варианты ответа Дети вспоминают, предлагают варианты ответа - Нет - Послушать и проанализировать оперу М. И. Глинка «Иван Сусанин» Открывают тетради, записывают число, тему урока | Познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Регулятивные УУД – целеполагание | Беседа Иллюстрация |
IV. Открытие новых знаний | 6 мин | Давайте вспомним, кто такой Михаил Иванович Глинка. Это великий русский композитор. Запишите годы жизни композитора. (1804 - 1857). Родился Михаил Иванович в Новоспасском Смоленской губернии. Играть на фортепиано в своей биографии М. Глинка стал уже в 10 лет. Обучался в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же он создал свои первые сочинения. Множество произведений Глинки были написаны во время заграничных поездок. В Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка. Умер Глинка в Берлине. Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы. - Оперу «Иван Сусанин» Глинка написал в России. Второе название оперы «Жизнь за царя» - под таким названием состоялась премьера оперы, ее первоначальным названием было все же "Иван Сусанин". Оно сохранялось всю репетицию и только за неделю до представления оперы по приказу высочайшегo Николая I она была переименована в "Жизнь за царя". Опера рассказывает о подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина. В это время Россия была оккупирована польскими войсками, и один из военных отрядов отправился под Кострому, чтобы захватить в плен 16-летнего Михаила Романова, которого народ хотел избрать новым русским царем. Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам. На слайде представлены главные действующие лица оперы. Давайте прочитаем их по цепочке: Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, Антонида, его дочь, Ваня, приёмный сын Сусанина, Сигизмунд, польский король. Запишите Время действия: 1612 – 1613 годы - И так, театр приглашает нас занять поудобней места и продолжить знакомство с этой оперой. - Перед героической смертью Иван Сусанин исполняет арию, которая называется «Ты взойдешь, моя зоря». Давайте послушаем ее и ответим на вопрос «о чем поет Иван Сусанин?» - И так, ребята, о чем поет Иван Сусанин? - Ребята, а в чем подвиг Ивана Сусанина? - В том, что он, умирая, переживает о своей дочери и сыне, переживает, что не узнает, чем закончится война, а не за себя, за то, что его жизнь заканчивается | Слушают рассказ учителя Записывают годы жизни композитора Слушают рассказ учителя Читают по цепочке на слайде действующие лица оперы Записывают данные об опере Слушают арию Ивана Сусанина «Ты взойдешь моя заря» -О том, что Иван Сусанин скоро умрет, но ему не страшно, о том, что он исполнил свой долг перед Родиной, о том, что у него горькая судьба, просит дать ему силы Высказывают свое мнение | Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос Личностные УУД- формирование желания выполнять учебные действия; формирование интереса к себе и окружающему миру. Познавательные УУД – способность и умение учащихся производить простые логические действия – анализ; поиск и выделение необходимой информации | Рассказ Беседа Чтение по цепочке Слушание оперы Анализ оперы Упражнение Просмотр видеозаписи |
| 1 мин | Физминутка (электронная) |
| 12 мин | - А сейчас, мы отправляемся на бал к польскому королю. Как вы думаете, почему король устроил бал во время войны? - Потому что король считал, что они уже победили и поэтому начал праздновать победу. - А что такое бал? - Бал - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. - Балы отличаются повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённым порядке. - Наш бал будет раскрывать образ поляков - Как называются танцы, которые танцуют на балах? - Какие вы знаете бальные танцы? - Закройте глаза и представьте: Роскошный бал в замке польского короля Сигизмунда. В глубине сцены оркестр; в середине танцы. Поляки хвастают своими победами. Все предвкушают скорую победу над Москвой. Пение сменяется танцами - 4 танца звучат один за другим: торжественный полонез, энергичный стремительный краковяк, плавный вальс, темпераментная мазурка. - С каким из танцев вы знакомы? - Расскажите о нём. - Давайте мы посмотрим и поближе познакомимся с этими танцами. - Посмотрите фрагмент бала из оперы и ответите на вопрос: Какие танцы вы узнали? - И так, ребята, какие танцы вы узнали? Почему вы так думаете? - Ребята, это были полонез и мазурка. - А чем отличаются эти танцы? - И так, наш бал открывает полонез. Полонез торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Именно величественный полонез открывал танцы на любом народном празднике. - Какой характер у мелодии полонеза? - Ребята, какая динамика? (громко или тихо) - А такой темп у мелодии? - Какой образ польского войска нарисовала нам музыка? - Какие особенности музыки подчеркивают хвастливый характер польского войска - восклицательная интонация, акценты или отрывистые звуки? - Посмотрите, перед вами на ваших партах лежат чистые листочки. Подумайте и нарисуйте, какой линией вы изобразили бы движение танца? (ломаной, волнистой, прямой). Кто хочет рисовать линию движения танца у доски? Выходите. Я еще раз включу вам полонез, а вы под музыку будите рисовать линии. - Посмотрите на доску. У кого получились такие же линии? - А у кого получились другие? Покажите их своим соседним партам. - А наш бал продолжается. Следующий танец, который мы видели - это мазурка. - Откуда этот гордый танец? А родина его тоже Польша. - Сначала, он был распространен среди крестьян, а в 19 веке стал бальным танцем. Движения решительные, с вызовом, с бравым ударом каблука, высекающим искру. - - А вы знаете, почему этот танец так называется? - - Название танца происходит от слова “мазуры” — так называют жителей Мазовии. За названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца – мазур, оберек и куявяк. - - Давайте еще раз послушаем танец. А слушая, мы будем выделять акценты ударом своего каблука. Вставайте. Готовы? Тогда слушаем. - - Молодцы. Какой характер у мелодии мазурки? - Какая динамика у этой мелодии? (громко или тихо) - - А какой темп у мелодии? - Правильно. - Опера заканчивается тем, что Русь побеждает в войне. Москва празднует победу русского войска, освободившего страну от врага. Под звон колоколов народ чествует память Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью за Родину, и окружает вниманием его осиротевшую семью. | Выражают свое мнение Выражают свое мнение - Бальные. Называют танцы, которые знают Называют танец, с которыми знакомы Рассказывают о нем Смотрят фрагмент бала из оперы Выражают свое мнение - Один танец медленный, плавный, а другой более быстрый, движения четкие. Высказывают свое мнение - Мелодия исполняется то громко, то тихо - Быстрый - Торжественный, гордый, важный, величественный, хвастливый - Акценты Рисуют линии, которые отражают движение танца - Нет Высказывают свое мнение - Мелодия звучит то громко, то тихо - Темп у мелодии быстрый | | |
V. Применение новых знаний | 9 мин | - Закончен бал, погасли свечи Прощай сегодня наш театр до новой встречи. Закрылся занавес. Что ж, вспомним, где побывали мы сейчас? - С чем познакомились тот час? - Перечислите их - Оставим в памяти тот миг и сочиним про это стих. - А сейчас ребята, я вам предлагаю проявить творчество и сочинить стих, который называется синквейн. Вы знаете, что это такое? - В нашем стихотворении будет 5 строк. На первой строчке должно быть существительное, например – бал, на второй напишите два прилагательных, которые связаны с нашей сегодняшней темой, на третьей строчке напишите 3 глагола, на четвертой составьте предложение из 4 слов, а на пятой напишите вывод по всей теме. Ребята, самое главное условие синквейна в том, что все слова должны быть связаны с нашей темой. И так, приступайте. 1 существительное 2 прилагательных 3 глагола Предложение из 4 слов Вывод - И так ребята, давайте озвучим ваши варианты. Кто хочет прочитать? - Вы все большие молодцы. - А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Я раздам карточки с вопросами. Вам необходимо ответить на 5 вопросов. Те, кто ответит правильно на все вопросы, получат за урок пятерки. Кто из композиторов написал оперу «Иван Сусанин»? А) Прокофьев Б) Глинка В) Римский-Корсаков Кем был Иван Сусанин? А) Ополченец Б) крестьянин В) князь Музыкой, каких танцев показал композитор образ польского войска? (Выбери два варианты ответа) А) мазурка Б) полонез В) полька В каком танце движения решительные, с вызовом, с бравым ударом каблука, высекающим искру. А) мазурка Б) полонез 5. Какой подвиг совершил Иван Сусанин? А) спас своих детей Б) пожертвовал своей жизнью ради Родины, перед смертью думал не о себе, а о том, как закончится война В) погиб в плену - Молодцы. Давайте сверим ваши ответы. Там, где правильный ответ ставьте плюсик. - У кого 6 и 5 правильных ответов – поставьте себе оценку «5»; у кого 4 правильных ответов – отметку «4»; 3 правильных ответа – отметку «3». Остальным нужно подтянуться. | - На Балу - Бальными танцами. - Полонез, мазурка -Да/нет Слушают правила написания синквейна Сочиняют синквейн Озвучивают варианты своих стихов Выполняют тест в парах | Личностные УУД – использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий Познавательные УУД – структурирование знаний Коммуникативные УУД – формирование умения работать в парах Регулятивные УУД – контроль и оценка знаний | Беседа Упражнение – сочинение стихотворения (синквейн) Опрос Работа в парах |
VI. Рефлексия | 3 мин | - И так, ребята. Какой образ польского войска нарисовала вам музыка? - Как музыка рассказала об этом? - Какой подвиг совершил Иван Сусанин? - А в заключении я предлагаю вам оценить наш урок и вашу работу на уроке. У вас на партах лежат смайлики. Раскрасьте смайлик желтым цветом – если вам понравился урок, вы активно работали на уроке и поняли материал; раскрасьте смайлик зеленым цветом – если вам понравился урок, но вы были не активны или что-то не поняли; и раскрасьте смайлик красным цветом – если вам не понравился урок, вы были не активны, и ничего не поняли. -Покажите друг другу смайлики. | - Торжественный, гордый, важный, величественный, хвастливый - С помощью мелодии, темпа, динамики, инструментов - Пожертвовал своей жизнью ради Родины, перед смертью думал не о себе, а о том, как закончится война Оценивают урок, свою работу на уроке с помощью смайликов. | Регулятивные УУД – оценка Познавательные УУД – способность и умение учащихся производить простые логические действия – анализ; структурирование знаний | Опрос Письменный и устный Самоконтроль |
VII. Домашнее задание | 1 мин | - Давайте запишем домашнее заданием. Оно у вас будет творческим. Я предлагаю вам нарисовать рисунок, как вы представляете себе бал в замке польского короля. Спасибо вам хочу сказать я за урок. Общаться с вами было очень мне приятно. К концу подходит время, наш урок В душей своей оставлю, Ну, так что ж, желаю вам успехов всем, ребята! | Записывают домашнее задание | | |