kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки на тему «За Русь мы все стеной стоим». Опера «Иван Сусанин» Сцена в лесу (4-е действие). М. Глинка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка:

УМК  Критской Е. Д.

Тема: «За Русь мы все стеной стоим». Опера «Иван Сусанин» Сцена в лесу (4-е действие). М. Глинка»

Класс: 4 а

Тип урока: закрепление знаний

Цель: закрепление  изучения оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин», развитие умения понимать значимость  русской героико-патриотической оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин».

Задачи:

Личностные:

  • представление искусства как способа выражения мыслей и чувств; развитие способностей к художественно-образному восприятию произведений музыкального искусства и выражению своего отношения;  
  • формирование чувства гражданственности и патриотизма с помощью слушания фрагментов оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин».

Предметные:

  • закрепление и обобщение знаний об опере Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин»;
  • формирование представления о подвигах простых крестьян во время войны с поляками.

Метапредметные:

  • развитие умения сопереживать музыкальным образам,  умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, колонки, компьютер.

Методические разработки: Презентация, Мр3 медиа: чистые листочки для рефлексии, карточки – «скрипичный ключ» для блицопроса.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока музыки на тему «За Русь мы все стеной стоим». Опера «Иван Сусанин» Сцена в лесу (4-е действие). М. Глинка» »

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»







Конспект урока музыки на тему «За Русь мы все стеной стоим»

4 класс




Исполнитель:

Краснова Марина Николаевна

Студента 3 «А» группы

Методист:

Насонова И.А. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________

Учитель музыки:

Хохрякова М.А. ____________


Камышлов,2015




Музыка:

УМК Критской Е. Д.

Тема: «За Русь мы все стеной стоим». Опера «Иван Сусанин» Сцена в лесу (4-е действие). М. Глинка»

Класс: 4 а

Тип урока: закрепление знаний

Цель: закрепление изучения оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин», развитие умения понимать значимость русской героико-патриотической оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин».

Задачи:

Личностные:

  • представление искусства как способа выражения мыслей и чувств; развитие способностей к художественно-образному восприятию произведений музыкального искусства и выражению своего отношения;

  • формирование чувства гражданственности и патриотизма с помощью слушания фрагментов оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин».

Предметные:

  • закрепление и обобщение знаний об опере Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин»;

  • формирование представления о подвигах простых крестьян во время войны с поляками.

Метапредметные:

  • развитие умения сопереживать музыкальным образам, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, колонки, компьютер. Методические разработки: Презентация, Мр3 медиа: чистые листочки для рефлексии, карточки – «скрипичный ключ» для блицопроса.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Формы и методы

Органи-зационный этап

2 мин

Приветствует детей под марш «Учиться надо весело»

Здравствуйте ребята! Меня зовут Марина Николаевна

Входят в класс под марш «Учиться надо весело», приветствуют учителя, присаживаются на свои места

Личностные УУД:

- действие смыслообразования (интерес, мотивация к уроку)

Регулятивные УУД:

- волевая саморегуляция

Фронтальная работа

Словесный метод (декламация)

Мотива-ционный этап

2 мин

Сегодня мы продолжаем знакомство с оперой М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Давайте вспомним, что такое опера?








Как называются части оперы?


А из скольких действий состоит опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки?

Молодцы ребята!

Мы с вами отправляемся в оперный театр. Рассаживайтесь удобно в зрительном зале.

(На первой парте каждого ряда стоят таблички: 1 ряд -  «Партер», 2 ряд — «Ложа», 3 ряд — «Бельэтаж».

Наш первый ряд – зрители партера, нижнего этажа зрительного зала, второй ряд – гости ложи (небольшого помещения с отдельным входом, отгороженного от соседних, боковыми перегородками), а третий ряд расположился в бельэтаже (первом ярусе зрительного зала в театре).

В первом действии вы познакомились с главными героями оперы. Давайте вспомним и назовем их.

Молодцы ребята!




О́пера— это жанр в котором слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.


- действия


- из 4 действий



















- Иван Сусанин - простой русский крестьянин, полный горьких дум о судьбах Родины; Антонида - его дочь, тоскующая о женихе Богдане Собинине.

Личностные УУД:

- представление искусства как способа выражения мыслей и чувств;

- развитие способностей к художественно-образному восприятию произведений музыкального искусства и выражению своего отношения;












Фронтальная работа

Словесный метод (декламация)

Акту-

алиация знаний

На прошлом уроке вы слушали 2 танца на балу у польского короля. Что это были за танцы?

Чем они характеризуются?

Совершенно верно, Полоне́з — торжественный танец-шествие в умеренном темпе. Исполняется в начале балов, подчёркивает торжественный, возвышенный характер праздника.

Мазурка выражает движения решительные, с вызовом, с бравым ударом каблука, высекающим искру. Наши враги заранее стали праздновать победу, но не тут то было.




А теперь послушаем это музыкальное произведение и попробуем распознать когда играет какой танец. У вас на партах лежат скрипичные ключики синего и зеленого цвета, когда вы услышите танец полонез – поднимите синий скрипичный ключ, а если мазурку то – зеленый скрипичный ключ.

(следует музыкальная блиц-викторина).

Карточки -”нотки” всех перечисленных цветов имеет каждый ученик. На включение аудиозаписи дети должны дать ответ поднятием вверх соответствующего цвета карточки. Темп распознавания получается достаточно высоким и даёт возможность учителю быстро проверить музыкальную память детей.

(1 синяя карточка – 2 действие, Роскошный бал в Польше, 2 зеленая карточка - мазурка), Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием!





А вы можете сказать: к какому действию оперы относится это произведение?




Совершенно верно! Эти произведение из 2 действия оперы.

А скажите, как мелодии танцев характеризуют образ врага во втором действии оперы?


Именно в третьем действии происходит столкновение этой вражеской силы с мирной жизнью простых русских людей – драматический разворот событий!


Что такое драма?




А как вы понимаете, выражение «Драматический разворот событий»?

Хорошо. Молодцы!

Так кто же встанет на защиту Родины? Кто постоит за её честь? Сегодня мы узнаем о том, как будут развиваться события дальше. Запишите тему урока в тетрадь: «За Русь мы все стеной стоим».


Вы знаете что такое ария?






Зачем нужна ария в опере?


- полонез и мазурка


Полоне́з — торжественный танец-шествие в умеренном темпе. Исполняется в начале балов, подчёркивает торжественный, возвышенный характер праздника.

Мазурка выражает движения решительные, с вызовом, с бравым ударом каблука, высекающим искру. Наши враги заранее стали праздновать победу, но не тут то было.


- слушают бал



- при слушании аудиозаписи дети поднимают нужный «скрипичный» ключ определенного цвета

(1 синяя карточка – 2 действие, бал, 2 зеленая карточка – мазурка).


















- Роскошный бал в Польше – это 2 действие оперы; мазурка - это тоже 2 действие.




- Мелодии танцев часто построены на одном звуке, хищные, воинственные, хвастливые.






- трагическое событие, где у героя или нескольких героев случается беда


- радостные события сменяет трагедия, Сусанина





Записывают тему в тетрадь



слушают учителя


- ария – сольное исполнение, это выражение мыслей и чувств одного персонажа.


- для передачи зрителям мыслей и чувств одного персонажа.



Коммуникативные УУД:

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос;

Регулятивные УУД:

- умение выполнять учебные действия;

Личностные УУД:

- формирование желания выполнять учебные действия; формирование интереса к себе и окружающему миру.


Познавательные УУД:

- способность и умение учащихся производить простые логические действия – анализ; поиск и выделение необходимой информации


























Практический (викторина)

Словесный

(декламация, диалог)

Фронтальная форма работы

Физминутка

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп (хлопки над головой) Мы топаем ногами, топ, топ (высоко поднимаем колени) Качаем головой (головой вперед назад подвигать) Мы руки поднимаем, мы руки опускаем (руки поднять, опустить) Мы низко приседаем и прямо мы встаем (присесть и подпрыгнуть) Руки вниз, на бочок. Разжимаем- в кулачок Руки вверх и в кулачок. Разжимаем на бочок. На носочки поднимайся. Приседай и выпрямляйся.

Закрепление знаний

Развязка наступает в четвёртом действии. Оно является кульминационным действием.


А вы знаете что такое кульминация?


А где в опере происходит кульминация? Затрудняетесь ответить, тогда сейчас мы с вами послушаем арию Ивана Сусанина и попытаемся ответить на этот вопрос, а еще вы мне скажите какой характер у арии?

Слушание арии Ивана Сусанина


Какой характер арии Ивана Сусанин?



О чем поет Иван Сусанин?








Тогда в чем же заключается кульминация?



Можно ли назвать Ивана Сусанина драматическим героем? Почему?



Посмотрите на слайд, давайте попробуем разобрать слова арии Ивана Сусанина.


В каких словах наиболее ярко проявляется драматизм в судьбе главного героя?





Вы правы ребята, Ария «Ты взойдешь моя заря…», полна глубоких раздумий, скорби и волнения.

Иван Сусанин осознанно, с достоинством, мужественно, с чувством исполненного долга, возвышенностью и твердостью   духа, жертвует  с воодушевлением и героизмом своей жизнью, с твердой мыслью о том, что он защищал Родину, и поляки из лесного болота не выберутся.

Развязка наступает в тот момент, когда Сусанин твердо и мужественно отвечает полякам: «Туда завел я вас, куда и серый волк не забегал...». Поляки убивают Сусанина, но он умирает непобеждённым!!


Почему так происходит?




Что значит «умирает непобежденным»?





ЭпилОгом оперы является героический подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, который приблизил победу над врагом, тем самым объединил русский народ в одно единое целое!

На Красной площади проходило ликование русского народа.

Это слышно в заключительном хоре «Славься».

После того как вы послушаете хор ответьте на вопрос: какой характер у хора?

Слушание хора «Славься»

Какой же характер хора? (отважные, мужественные)

Почему?


















Что происходит в душе русского человека?


Что в вашей душе происходило?



Этот гениальный хор воплотил в себя богатырский образ народа – победителя, который в трудный момент для Руси, собрался вместе и победил врага.

В своём произведении Михаил Иванович Глинка прославил героический подвиг простого русского крестьянина, пожертвовавшего своей жизнью во имя Родины.

Ребята, а в чем заключался подвиг Ивана Сусанина?


Вам жалко этого героя?


Слушают учителя



- в этом действие происходит развязка, главное событие, которое ставит все на свои места.

(- она наступает в арии Ивана Сусанина)







Слушают арию Сусанина


- в ней слышатся глубокая скорбь, душевная боль и в то же время мужество.


-О том, что Иван Сусанин скоро умрет, но ему не страшно, о том, что он исполнил свой долг перед Родиной, о том, что у него горькая судьба, просит дать ему силы.


Кульминация трагичная в душе, внутри, а снаружи ее было не слышно



- Можно, потому что он жертвует собой, ради русского народа.






- «Ужасная тоска закралась в грудь мою» - грустит о дочери и приемном сыне, не знает, что с ними произойдет.

























- потому что Иван Сусанин не повел поляков к Москве, а завел их в леса и болота


Это значит то, что он не повел врагов в Москву, а значит что благодаря ему, его подвигу русские победили в этой войне.
















Слушают хор «Славься»


- Этот хор Михаил Иванович Глинка написал для того, чтобы показать нам, что после обмана Ивана Сусанина поляков, после своей смерти, над поляками расправляются русские, которые чуть-чуть не успели спасти Ивана Сусанина, после этой победы над поляками народ объединяется, происходит народное объединение, народ славит родную землю и погибших героев, славит всех воинов во главе с Мининым и Пожарским, отстоявших свободу России.


- он чувствует радость, гордость за свою страну


- мы чувствовали восторг, хорошее настроение этого хора












- в том, что он не сдал своего царя, а защитил его ценою своей жизни


- Да, но он совершил геройский поступок, но который способен не каждый человек

Личностные УУД:

- формирование чувства гражданственности и патриотизма с помощью слушания фрагментов оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин».

Предметные УУД:

- закрепление и обобщение знаний о опере Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин»;

- формирование представления о подвигах простых крестьян во время войны с поляками.


Словесный (декламация)

Фронтальная форма работы

Слушание фрагментов оперы

Рефлексия

7 мин

А сейчас я хотела бы попросить вас ответить на один из трех предложенных вопросов,

что значит для вас подвиг?

Готовы ли вы совершать подвиг, ради своей Родины?

Что для вас значат слова «За Русь мы все стеной стоим»?

Наш урок окончен, и я хочу, чтобы вы показали мне, насколько удался урок: поднимите обе руки вверх так высоко, насколько вам понравилась сегодняшняя тема. (По положению /высоте/ поднятых рук учитель сможет быстро визуально определить эффективность прошедшего урока. Кроме того, двигательная активность детей – поднимая руки вверх, дети встают со своих мест, как бы «потягиваются» – способствует плавному выходу из урока, релаксации)

Слушают учителя



- пишут мини – сочинение



Поднимают руки

Метапредметные УУД:

- развитие умения сопереживать музыкальным образам, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Индивидуальная и фронтальная формы работы

Словесный (декламация)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Краснова Марина Николаевна

Дата: 02.05.2015

Номер свидетельства: 207579


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства