Конспект урока музыки в 3 классе М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».
Конспект урока музыки в 3 классе М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».
Урок музыки в 3 классе (1 четверть) по теме « Опера «Иван Сусанин» Глинки М. И. является заключительным в разделе «Россия – Родина моя». Урок содержит краткую биографическую справку о М. И. Глинке и его творчестве. А так же знакомит учащихся с событиями, которые были положены в основу оперы и характеристикой главных героев. Музыка оперы предстаёт перед слушателями, прежде всего как характеристика русского народа, Русской земли. Подвиг Сусанина, его гибель ради спасения Москвы от врагов и торжество в спасённой от врага Москве – га этом остром контрасте построена могучая патриотическая опера М. И. Глинки
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 3 классе М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». »
М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».
Тип урока: углубление знаний.
Цели: продолжить «путешествие» учащихся в музыкальный театр. Обобщение музыкальных представлений об оперном спектакле, его структурных элементах (увертюра, ария, сцена, хор и др.), принципах музыкального развития, которые помогают понять смысл оперного действия.
Задачи: Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки, как основы музыкальной грамотности. Продолжить работу над вокально-хоровыми навыками. Развивать навык и умение концертного исполнения песенного репертуара. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Вид: традиционный.
Содержание: Опера «Иван Сусанин» Сцена Сусанина и поляков. Хор «Славься»! из эпилога.
Новые понятия: увертюра, ария, эпилог .
Формы контроля: слуховой контроль, наблюдение.
Оборудование: ТСО (музыкальный центр, мультимедиапроэктор), компьютер; фортепиано, презентация урока.
Ход урока.
Организационный момент.
Работа по теме урока. – Ребята, мы продолжаем с вами путешествие в музыкальный театр. Тема сегодняшнего нашего урока Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки. (слайд 1)
Опера «Иван Сусанин» - героическая народная музыкальная драма.
- Давайте, прежде всего вспомним, что такое опера. (слайд 2)
Опера – итальянское слово, обозначает «сочинение». Но это не только песни. Опера – музыкально-театральное произведение, где сочетаются сольное, ансамблевое и хоровое пение, инструментальная музыка и декорационное искусство. Что такое увертюра?
- Оперу «Иван Сусанин» создал великий русский композитор М. И. Глинка. Что же это за композитор? Вы об этом сейчас узнаете.
- Родился М. И. Глинка на Смоленщине в семье капитана Ивана Николаевича Глинки. (слайд 3) По рассказам матери композитора после первого крика новорождённого под самым окном её спальни раздался громкий голос соловья. После рождения Мишу забрала к себе бабушка. (слайд 4), унесла в жарко натопленную половину дома (хотя было лето) обрядила в беличью шубку и закармливала сладкими крендельками, баловала внука до невероятной степени. И поэтому он вырос очень болезненным мальчиком. С первых лет жизни в памяти мальчика глубоко запечатлились русские песни и сказки и до последних дней русская песня была его любимой музыкой. Развитию музыкальных способностей Глинки способствовало домашнее воспитание (слайд 4).
-Когда мальчику исполнилось 10 лет, родители переехали в Петербург и отдали его учиться в пансион. (слайд 5) Во все годы учения в пансионе родители очень часто водили его в театр. Балеты и оперы приводили юношу в восторг. В пансионе он был одним из лучших учеников. В душу Глинки запала мысль о создании русской оперы. Сюжет оперы ему подсказали друзья. Это была история героического подвига костромского крестьянина Ивана Сусанина. В России эта опера шла под названием «Жизнь за царя» (слайд 6) , но позднее её назвали «Иван Сусанин».
- Действие оперы переносит нас в 1612 год в трудное для России время окупации её иностранными захватчиками. Польские войска были изгнаны из Москвы, но отдельные отряды ещё бродили по стране. Один из таких отрядов забрёл в село Домнино, где жил Иван Сусанин с дочерью Антониной и приёмным сыном. В доме Сусанина идёт подготовка к свадьбе Антонины. Внезапно появляются поляки. Они требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. Сусанин согласился стать проводником, но завёл отряд в непроходимые дебри и болота. Поляки убили Сусанина, но и сами погибли в непроходимой глуши.
Вы сейчас услышите одну из самых ярких сцен оперы Сцену Сусанина и поляков. Музыкальная характеристика Сусанина – рисует патриота своей Родины, готового пожертвовать собой ради неё. Его речь величава, полна достоинства, интонации неторопливые, спокойные, мужественные.
- Чтобы вам было понятней о чем поют действующие лица оперы, текст вы увидите на экране рядом с фотографиями оперных сцен. Следите за содержанием.
Сцена Сусанина и поляков из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка
Не сразу поляки поняли, куда их завёл Сусанин. Сцена Сусанина в лесу тоже состоит из ярких вокально-драматических номеров. Вот что писал сам Глинка об этом:
«Сцену Сусанина в лесу с поляками я писал зимой. Всю эту сцену прежде чем начать писать я часто с чувством читал вслух и так живо переносился в положение моего героя, что волосы у самого меня становились дыбом и мороз продирал по коже».
Заключительное действие оперы – эпилог переносит нас в Москву на Красную площадь. Народ празднует победу над врагом, славит родную землю, погибших героев, славит воинов во главе с Мининым и Пожарским, отстоявших свободу России. Сверкающей радостью народной победы звучит ликующий хор «Славься». В величавом и мощном прославлении родной земли под колокольный звон слились воедино хор и оркестр.
- Послушайте, пожалуйста. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»
Этот хор лёг в основу написания гимна России. Могучая патриотическая опера Глинки построена на остром контрасте подвига Сусанина, его гибели и торжества в спасённой от врагов Москве. Героизм русского народа и любовь к Родине были воспеты Глинкой в опере «Иван Сусанин».
И по сей день в памяти народа сохранился подвиг соотечественников. День 4 ноября в нашей стране – красный день календаря. Это День Согласия и Примирения, он напоминает нам о событиях 1612 года, когда под предводительством Минина и Пожарского с русской земли были изгнаны польские захватчики.
Физкультминутка. Выполнение танцевальных движений под музыку хоровода.
Распевка.
Разучивание песни «Россия».
-Мы с вами тоже очень любим нашу Родину – Россию и сейчас разучим песню, которая так и называется «Россия». Послушайте, пожалуйста, её. Разучивание песни.
6. Итог урока.
– С каким произведением М. И. Глинки вы сегодня познакомились?
- Что такое опера?
- Чем опера отличается от балета? Что такое увертюра? Эпилог? Ария?
- Как вы думаете, кто главный герой оперы? (народ)
Песенность и певучесть – характерные черты русской народной музыки и выросшей из неё композиторской музыки. Если о какой-то песне говорят, что она стала народной – это самая высокая оценка песни или музыки.