kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки в 3 классе М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки  в 3 классе (1 четверть) по теме « Опера «Иван Сусанин» Глинки М. И.    является заключительным  в разделе  «Россия – Родина моя». Урок содержит краткую биографическую справку о М. И. Глинке и его творчестве. А так же знакомит учащихся с событиями, которые были положены в основу  оперы и характеристикой главных героев. Музыка оперы предстаёт перед слушателями,  прежде всего как характеристика русского народа, Русской земли. Подвиг Сусанина, его гибель ради спасения Москвы от врагов и торжество в спасённой от врага Москве – га этом остром контрасте построена могучая патриотическая опера М. И. Глинки

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 3 классе М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». »

М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

Тип урока: углубление знаний.

Цели: продолжить «путешествие» учащихся в музыкальный театр. Обобщение музыкальных представлений об оперном спектакле, его структурных элементах (увертюра, ария, сцена, хор и др.), принципах музыкального развития, которые помогают понять смысл оперного действия.

Задачи: Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки, как основы музыкальной грамотности. Продолжить работу над вокально-хоровыми навыками. Развивать навык и умение концертного исполнения песенного репертуара. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Вид: традиционный.

Содержание: Опера «Иван Сусанин» Сцена Сусанина и поляков. Хор «Славься»! из эпилога.

Новые понятия: увертюра, ария, эпилог .

Формы контроля: слуховой контроль, наблюдение.

Оборудование: ТСО (музыкальный центр, мультимедиапроэктор), компьютер; фортепиано, презентация урока.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Работа по теме урока. – Ребята, мы продолжаем с вами путешествие в музыкальный театр. Тема сегодняшнего нашего урока Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки. (слайд 1)

Опера «Иван Сусанин» - героическая народная музыкальная драма.

- Давайте, прежде всего вспомним, что такое опера. (слайд 2)

Опера – итальянское слово, обозначает «сочинение». Но это не только песни. Опера – музыкально-театральное произведение, где сочетаются сольное, ансамблевое и хоровое пение, инструментальная музыка и декорационное искусство. Что такое увертюра?

- Оперу «Иван Сусанин» создал великий русский композитор М. И. Глинка. Что же это за композитор? Вы об этом сейчас узнаете.

- Родился М. И. Глинка на Смоленщине в семье капитана Ивана Николаевича Глинки. (слайд 3) По рассказам матери композитора после первого крика новорождённого под самым окном её спальни раздался громкий голос соловья. После рождения Мишу забрала к себе бабушка. (слайд 4), унесла в жарко натопленную половину дома (хотя было лето) обрядила в беличью шубку и закармливала сладкими крендельками, баловала внука до невероятной степени. И поэтому он вырос очень болезненным мальчиком. С первых лет жизни в памяти мальчика глубоко запечатлились русские песни и сказки и до последних дней русская песня была его любимой музыкой. Развитию музыкальных способностей Глинки способствовало домашнее воспитание (слайд 4).

-Когда мальчику исполнилось 10 лет, родители переехали в Петербург и отдали его учиться в пансион. (слайд 5) Во все годы учения в пансионе родители очень часто водили его в театр. Балеты и оперы приводили юношу в восторг. В пансионе он был одним из лучших учеников. В душу Глинки запала мысль о создании русской оперы. Сюжет оперы ему подсказали друзья. Это была история героического подвига костромского крестьянина Ивана Сусанина. В России эта опера шла под названием «Жизнь за царя» (слайд 6) , но позднее её назвали «Иван Сусанин».

- Действие оперы переносит нас в 1612 год в трудное для России время окупации её иностранными захватчиками. Польские войска были изгнаны из Москвы, но отдельные отряды ещё бродили по стране. Один из таких отрядов забрёл в село Домнино, где жил Иван Сусанин с дочерью Антониной и приёмным сыном. В доме Сусанина идёт подготовка к свадьбе Антонины. Внезапно появляются поляки. Они требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. Сусанин согласился стать проводником, но завёл отряд в непроходимые дебри и болота. Поляки убили Сусанина, но и сами погибли в непроходимой глуши.

Вы сейчас услышите одну из самых ярких сцен оперы Сцену Сусанина и поляков. Музыкальная характеристика Сусанина – рисует патриота своей Родины, готового пожертвовать собой ради неё. Его речь величава, полна достоинства, интонации неторопливые, спокойные, мужественные.

- Чтобы вам было понятней о чем поют действующие лица оперы, текст вы увидите на экране рядом с фотографиями оперных сцен. Следите за содержанием.

Сцена Сусанина и поляков из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка

Не сразу поляки поняли, куда их завёл Сусанин. Сцена Сусанина в лесу тоже состоит из ярких вокально-драматических номеров. Вот что писал сам Глинка об этом:

«Сцену Сусанина в лесу с поляками я писал зимой. Всю эту сцену прежде чем начать писать я часто с чувством читал вслух и так живо переносился в положение моего героя, что волосы у самого меня становились дыбом и мороз продирал по коже».

Заключительное действие оперы – эпилог переносит нас в Москву на Красную площадь. Народ празднует победу над врагом, славит родную землю, погибших героев, славит воинов во главе с Мининым и Пожарским, отстоявших свободу России. Сверкающей радостью народной победы звучит ликующий хор «Славься». В величавом и мощном прославлении родной земли под колокольный звон слились воедино хор и оркестр.

- Послушайте, пожалуйста. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»

Этот хор лёг в основу написания гимна России. Могучая патриотическая опера Глинки построена на остром контрасте подвига Сусанина, его гибели и торжества в спасённой от врагов Москве. Героизм русского народа и любовь к Родине были воспеты Глинкой в опере «Иван Сусанин».

И по сей день в памяти народа сохранился подвиг соотечественников. День 4 ноября в нашей стране – красный день календаря. Это День Согласия и Примирения, он напоминает нам о событиях 1612 года, когда под предводительством Минина и Пожарского с русской земли были изгнаны польские захватчики.

  1. Физкультминутка. Выполнение танцевальных движений под музыку хоровода.

  2. Распевка.

  3. Разучивание песни «Россия».

-Мы с вами тоже очень любим нашу Родину – Россию и сейчас разучим песню, которая так и называется «Россия». Послушайте, пожалуйста, её. Разучивание песни.

6. Итог урока.

– С каким произведением М. И. Глинки вы сегодня познакомились?

- Что такое опера?

- Чем опера отличается от балета? Что такое увертюра? Эпилог? Ария?

- Как вы думаете, кто главный герой оперы? (народ)

Песенность и певучесть – характерные черты русской народной музыки и выросшей из неё композиторской музыки. Если о какой-то песне говорят, что она стала народной – это самая высокая оценка песни или музыки.

- Что вам особенно понравилось сегодня на уроке?

(выставление оценок)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока музыки в 3 классе М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

Автор: Батуро Галина Валентиновна

Дата: 09.10.2015

Номер свидетельства: 237641

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока по музыке Опера «Иван Сусанин» Сцена в лесу (4-е действие). М. Глинка» "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-po-muzykie-opiera-ivan-susanin-stsiena-v-liesu-4-ie-dieistviie-m-glinka"
    ["file_id"] => string(6) "188582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426696206"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока музыки "Опера Иван Сусанин. Бал в замке польского короля" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-muzyki-opiera-ivan-susanin-bal-v-zamkie-pol-skogho-korolia"
    ["file_id"] => string(6) "190300"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427130413"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "конспект урока музыки на тему «За Русь мы все стеной стоим». Опера «Иван Сусанин» Сцена в лесу (4-е действие). М. Глинка» "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-muzyki-na-tiemu-za-rus-my-vsie-stienoi-stoim-opiera-ivan-susanin-stsiena-v-liesu-4-ie-dieistviie-m-glinka"
    ["file_id"] => string(6) "207579"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430556812"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок музыки " Страницы истории в музыке" "
    ["seo_title"] => string(39) "urok-muzyki-stranitsy-istorii-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "121974"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414123908"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства