Якутский эпос - олонхо
Олонхо - древнейшее эпическое искусство якутов (саха).
Наиболее яркой страницей устного народного творчества саха является древний героический эпос олонхо, состоящий из множества больших сказаний. С олонхо начинается якутская философия – жизнеутверждающая, ориентированная на созидание, на веру в добро и красоту. Благодаря архаичности сюжета олонхо отражает древние космогонические, тотемические и культовые представления народа.
Истории, составляющие основу сюжета якутского олонхо происходят на фоне фантастического мира, который делится на три яруса: верхний (небо), средний (земля) и нижний (преисподняя).
Верхний мир — это небеса. Они состоят из нескольких «ярусов» (восемь, девять), каждый из которых является как бы отдельным небом. На небе живут божества аййы, — добрые и злые. Главную часть неба, его верхние ярусы, занимают добрые божества во главе с Юрюнг Аар Тойоном.
Айыы́ — божества традиционных верований якутов. Согласно мифологии, айыы — жители Верхнего мира, прародители народа саха. Айыы не принимают кровавых жертвоприношений, и поэтому им преподносят жертвы растительного происхождения и молочные продукты.
«Юрюнг Аар Тойон» На широком нижнем кругу Восьмислойных, огненно-белых небес, На вершине трехярусных светлых небес, В обители полуденных лучей, Где воздух ласково голубой, На престоле, что вырублен целиком Из молочно-белой скалы… Говорят – восседает он, Говорят – управляет он, Белый Юрюнг Аар Тойон.
Средний мир — страна человеческого племени айыы аймага. В Среднем мире живет также множество иччи и мелких духов. Средний ярус в олонхо рисуется в виде плоского круга, края которого изогнуты, как носы охотничьей лыжи. Посредине среднего яруса растет вечнозеленое восьмиствольное священное дерево Аал Кудук Маас, в котором обитает дух Хозяйки Земли – Аан Алахчын – хотун.
Н В Нижнем мире (Утугэт терде — преисподняя) живут абаасы. Их глава — Арсан Дуолай. Это во всех отношениях антипод Юрюнг Аар Тойона. ижний ярус находится за горами, на севере, где лежит ледовитое море и где вечно пасмурное небо. Там живут исконные враги людей среднего яруса. Богатыри нижнего яруса хитры, коварны и неуловимы.
Абасы (якут. Абааһы) — у якутов злые духи верхнего, среднего и нижнего миров.
Согласно некоторым мифам абасы имеют облик человека ростом с лиственницу или одноногого, однорукого, одноглазого чудовища. Всё вредное и гадкое — растения и животные созданы абасами. Они искушают людей, подбивая их на преступления, насылают на них бедствия и болезни, многие из абасов могут лишить людей рассудка. Они питаются душами людей и животных. Часто родственники больного или умершего приносили в жертву абасам животное, как бы обменивая его душу на душу человека, которой угрожают абасы.
«Нижний мир» По ущелью обширный лег перевал, А за перевалом – провал… Там крутыми уступами горный путь Опускается в Нижний мир.
Сюжеты
Устойчивость сюжетов олонхо выработала систему персонажей. Главный герой — это богатырь или богатырка из племени Айыы. Основная их функция — борьба за создание семьи и защита интересов племени. Противоборствующей силой в олонхо является племя Абаасы. Остальные персонажи группируются вокруг главного героя и его противника, представляя собой членов семьи и племени. Особое место среди действующих лиц олонхо занимают мифологические персонажи:
Боги и Богини.
Основная тема
Основная тема олонхо — это судьба эпического племени Айыы, утверждение счастливой и богатой жизни в Среднем мире. В сюжетном отношении выделяются три группы сказаний. Первую группу составляют олонхо о заселении Среднего мира людьми племени Айыы. Отверженные потомки божеств Айыы, изгнанные из Верхнего мира, оказываются в Среднем мире в тот момент, когда эпическая страна только появляется, и становятся ее первыми жителями
Ко второй группе олонхо относятся сказания о героях-первопредках Средней земли. Главный герой обычно носит имя Эр Соготох (букв. Муж Одинокий). Это имя имеет эпитет «эрэйдээх-буруйдаах», т.е. многострадальный, познавший много бед. Он обращается к духу-хозяйке Среднего мира, обитающей в священном дереве, и узнает о своем божественном происхождении и высоком предназначении стать родоначальником племени ураангхай саха. Герой отправляется за суженой, проходит множество испытаний в упорной борьбе с Абаасы — враждебными племенами, обитающими в Нижнем мире, и в этом героическом сватовстве добывает себе жену. И таким образом он становится родоначальником племени ураангхай саха.
Третью группу олонхо объединяет тема защиты племени Айыы от разрушительных действий Абаасы. В некоторых сказаниях богатыря, призванного стать защитником племени, божества Верхнего мира спускают с неба, в других же олонхо защитниками своего племени становятся чудесно рожденные дети самих жителей Среднего мира. Во многих сказаниях указанные мотивы соединяются, образуя сложные сюжетные переплетения.
Олонхосут
В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар и поэтому существовали многочисленные версии олонхо.
Олонхосут – человек с особым даром. Он помнит наизусть до двадцати тысяч стихотворных строк, может несколько суток подряд рассказывать богатырский эпос. Чтобы овладеть искусством олонхосута, требуется не только хорошая память и не только богатый разнообразными регистрами голос певца, но и выразительная мимика, способность перевоплощения, владение традиционной манерой пения.
Исполнение
Исполнение олонхо связано на чередовании речевых и поющихся разделов. При этом речевая часть изобилует событиями, т.к. развитие сюжета передается речитативом, а прямая речь персонажей — пением.
Мелодии выполняют важную функцию в создании образа. Каждый персонаж наделен соответствующей его характеру и
деяниям традиционной мелодией
Главный контраст составляют мелодии Айыы и Абаасы.
Вывод:
Олонхо как жанр устного народного творчества восходит к дописьменной культуре. Оно развивалось повсеместно, стихийно, аккумулируя и воспроизводя духовные ценности, базовые представления об окружающем мире, отражающем социальный опыт народа, тем самым выполняя одну из важных функций бытования нематериальной духовной культуры. В то время исполнитель и создатель олонхо выступал в одном лице, представляя собой одаренную, неординарную личность.
Вопросы:
- Все, что вы знаете про мифологическое устройство мира олонхо.
- Кто пел олонхо?
Источники:
Литература:
- Нюргун Боотур Стремительный. Якутск, 1947;
- http://www.culturemap.ru/? region=65&topic=43
- http ://olonho.com/russian /