kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Олонхо - якутский эпос»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Олонхо - якутский эпос»

Цель  урока:

         Сформировать у учащихся представление о олонхо – якутском эпосе; показать, как отражены в устном народном творчестве народы Якутии их мироустройство, о добре и вере; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего героического эпоса.

Задачи  урока:

1) познакомить учащихся с яркой страницей устного народного творчества -древним героическим эпосомолонхо.

2) развить у учащихся умение излагать свои мысли, материал, объяснять понятия, и, развивать певческие навыки;

3) воспитывать любовь к музыкальной культуре, чтить и уважать традиции своей страны.

Тип  урока: Введение в тему.

Вид:  Урок- иллюстрация.

Методы: Словесный, наглядный, исследовательский, иллюстрационный.

Приемы  работы: «Свободное обсуждение».

Основные виды деятельности на уроке: Слушание, пение и

словесная импровизация.

Основные понятия темы: эпос, фольклор, устное народное творчество.

Оборудование  урока, наглядность: презентация,  пианино, муз.центр, моноблок, интерактивная доска.

ХОД  УРОКА

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План урока 5 кл 5 урок»

Дата Предмет МУЗЫКА Класс 5



Урок № 5

Тема урока: «Олонхо - якутский эпос»

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о олонхо – якутском эпосе; показать, как отражены в устном народном творчестве народы Якутии их мироустройство, о добре и вере; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего героического эпоса.

Задачи урока:

1) познакомить учащихся с яркой страницей устного народного творчества -древним героическим эпосомолонхо.

2) развить у учащихся умение излагать свои мысли, материал, объяснять понятия, и, развивать певческие навыки;

3) воспитывать любовь к музыкальной культуре, чтить и уважать традиции своей страны.

Тип урока: Введение в тему.

Вид: Урок- иллюстрация.

Методы: Словесный, наглядный, исследовательский, иллюстрационный.

Приемы работы: «Свободное обсуждение».

Основные виды деятельности на уроке: Слушание, пение и

словесная импровизация.

Основные понятия темы: эпос, фольклор, устное народное творчество.

Оборудование урока, наглядность: презентация, пианино, муз.центр, моноблок, интерактивная доска.

ХОД УРОКА

Операционно-мотивоционный этап: Приветствие. Введение в проблему.

Постановка цели:«Олонхо – эпос, структура и сюжет героического опоса».

Наиболее яркой страницей устного народного творчества саха является древний героический эпос олонхо, состоящий из множества больших сказаний. С олонхо начинается якутская философия – жизнеутверждающая, ориентированная на созидание, на веру в добро и красоту. Благодаря архаичности сюжета олонхо отражает древние космогонические, тотемические и культовые представления народа.

Истории, составляющие основу сюжета якутского олонхо происходят на фоне фантастического мира,который делится на три яруса: верхний (небо), средний (земля) и нижний (преисподняя).

Операционно-деятельностный этап:

Новая тема: 1.Определить понятия олонхо. 2. Какова истории, составляющая основу сюжета якутского олонхо. 3. Якутский эпос - олонходелится на три яруса: верхний (небо), средний (земля) и нижний (преисподняя). 4. Знакомство с героем эпоса НюргунБоотур Стремительный. 5. Слушание музыкальных произведений. 6. Создание музыкальной иллюстрации«Олонхо» - рисунки, картинки.

7. Импровизация на заданную тему: «Представите себя в роли эпического героя», метод «Свободного обсуждения».

Рефлексивно-оценочный этап: Что нового узнали на уроке?

Итоги урока (Оценки)

Домашнее задание:

Разучивание песни «Мечты».



























Просмотр содержимого презентации
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ Олонхо»

Якутский эпос - олонхо

Якутский эпос - олонхо

Олонхо - древнейшее эпическое искусство якутов (саха). Наиболее яркой страницей устного народного творчества саха является древний героический эпос олонхо, состоящий из множества больших сказаний. С олонхо начинается якутская философия – жизнеутверждающая, ориентированная на созидание, на веру в добро и красоту. Благодаря архаичности сюжета олонхо отражает древние космогонические, тотемические и культовые представления народа.

Олонхо - древнейшее эпическое искусство якутов (саха).

Наиболее яркой страницей устного народного творчества саха является древний героический эпос олонхо, состоящий из множества больших сказаний. С олонхо начинается якутская философия – жизнеутверждающая, ориентированная на созидание, на веру в добро и красоту. Благодаря архаичности сюжета олонхо отражает древние космогонические, тотемические и культовые представления народа.

Истории, составляющие основу сюжета якутского олонхо происходят на фоне фантастического мира, который делится на три яруса: верхний (небо), средний (земля) и нижний (преисподняя).

Истории, составляющие основу сюжета якутского олонхо происходят на фоне фантастического мира, который делится на три яруса: верхний (небо), средний (земля) и нижний (преисподняя).

Верхний мир — это небеса. Они состоят из нескольких «ярусов» (восемь, девять), каждый из которых является как бы отдельным небом. На небе живут божества аййы, — добрые и злые. Главную часть неба, его верхние ярусы, занимают добрые божества во главе с Юрюнг Аар Тойоном.

Верхний мир — это небеса. Они состоят из нескольких «ярусов» (восемь, девять), каждый из которых является как бы отдельным небом. На небе живут божества аййы, — добрые и злые. Главную часть неба, его верхние ярусы, занимают добрые божества во главе с Юрюнг Аар Тойоном.

Айыы́ — божества традиционных верований якутов. Согласно мифологии, айыы — жители Верхнего мира, прародители народа саха. Айыы не принимают кровавых жертвоприношений, и поэтому им преподносят жертвы растительного происхождения и молочные продукты.

Айыы́ — божества традиционных верований якутов. Согласно мифологии, айыы — жители Верхнего мира, прародители народа саха. Айыы не принимают кровавых жертвоприношений, и поэтому им преподносят жертвы растительного происхождения и молочные продукты.

«Юрюнг Аар Тойон»     На широком нижнем кругу  Восьмислойных,  огненно-белых небес,  На вершине  трехярусных светлых небес,  В обители полуденных лучей,  Где воздух ласково голубой,  На престоле, что вырублен целиком  Из молочно-белой скалы…  Говорят – восседает он,  Говорят – управляет он,  Белый Юрюнг Аар Тойон.

«Юрюнг Аар Тойон»   На широком нижнем кругу Восьмислойных, огненно-белых небес, На вершине трехярусных светлых небес, В обители полуденных лучей, Где воздух ласково голубой, На престоле, что вырублен целиком Из молочно-белой скалы… Говорят – восседает он, Говорят – управляет он, Белый Юрюнг Аар Тойон.

Средний мир — страна человеческого племени айыы аймага. В Среднем мире живет также множество иччи и мелких духов. Средний ярус в олонхо рисуется в виде плоского круга, края которого изогнуты, как носы охотничьей лыжи. Посредине среднего яруса растет вечнозеленое восьмиствольное священное дерево Аал Кудук Маас, в котором обитает дух Хозяйки Земли – Аан Алахчын – хотун.

Средний мир — страна человеческого племени айыы аймага. В Среднем мире живет также множество иччи и мелких духов. Средний ярус в олонхо рисуется в виде плоского круга, края которого изогнуты, как носы охотничьей лыжи. Посредине среднего яруса растет вечнозеленое восьмиствольное священное дерево Аал Кудук Маас, в котором обитает дух Хозяйки Земли – Аан Алахчын – хотун.

Н В Нижнем мире (Утугэт терде — преисподняя) живут абаасы. Их глава — Арсан Дуолай. Это во всех отношениях антипод Юрюнг Аар Тойона. ижний ярус находится за горами, на севере, где лежит ледовитое море и где вечно пасмурное небо. Там живут исконные враги людей среднего яруса. Богатыри нижнего яруса хитры, коварны и неуловимы.

Н В Нижнем мире (Утугэт терде — преисподняя) живут абаасы. Их глава — Арсан Дуолай. Это во всех отношениях антипод Юрюнг Аар Тойона. ижний ярус находится за горами, на севере, где лежит ледовитое море и где вечно пасмурное небо. Там живут исконные враги людей среднего яруса. Богатыри нижнего яруса хитры, коварны и неуловимы.

Абасы (якут. Абааһы) — у якутов злые духи верхнего, среднего и нижнего миров. Согласно некоторым мифам абасы имеют облик человека ростом с лиственницу или одноногого, однорукого, одноглазого чудовища. Всё вредное и гадкое — растения и животные созданы абасами. Они искушают людей, подбивая их на преступления, насылают на них бедствия и болезни, многие из абасов могут лишить людей рассудка. Они питаются душами людей и животных. Часто родственники больного или умершего приносили в жертву абасам животное, как бы обменивая его душу на душу человека, которой угрожают абасы.

Абасы (якут. Абааһы) — у якутов злые духи верхнего, среднего и нижнего миров.

Согласно некоторым мифам абасы имеют облик человека ростом с лиственницу или одноногого, однорукого, одноглазого чудовища. Всё вредное и гадкое — растения и животные созданы абасами. Они искушают людей, подбивая их на преступления, насылают на них бедствия и болезни, многие из абасов могут лишить людей рассудка. Они питаются душами людей и животных. Часто родственники больного или умершего приносили в жертву абасам животное, как бы обменивая его душу на душу человека, которой угрожают абасы.

«Нижний мир»     По ущелью обширный лег перевал,  А за перевалом – провал…  Там крутыми уступами горный путь  Опускается в Нижний мир.

«Нижний мир»   По ущелью обширный лег перевал, А за перевалом – провал… Там крутыми уступами горный путь Опускается в Нижний мир.

Сюжеты Устойчивость сюжетов олонхо выработала систему персонажей. Главный герой — это богатырь или богатырка из племени Айыы. Основная их функция — борьба за создание семьи и защита интересов племени. Противоборствующей силой в олонхо является племя Абаасы. Остальные персонажи группируются вокруг главного героя и его противника, представляя собой членов семьи и племени. Особое место среди действующих лиц олонхо занимают мифологические персонажи: Боги и Богини.

Сюжеты

Устойчивость сюжетов олонхо выработала систему персонажей. Главный герой — это богатырь или богатырка из племени Айыы. Основная их функция — борьба за создание семьи и защита интересов племени. Противоборствующей силой в олонхо является племя Абаасы. Остальные персонажи группируются вокруг главного героя и его противника, представляя собой членов семьи и племени. Особое место среди действующих лиц олонхо занимают мифологические персонажи:

Боги и Богини.

Основная тема Основная тема олонхо — это судьба эпического племени Айыы, утверждение счастливой и богатой жизни в Среднем мире. В сюжетном отношении выделяются три группы сказаний. Первую группу составляют олонхо о заселении Среднего мира людьми племени Айыы. Отверженные потомки божеств Айыы, изгнанные из Верхнего мира, оказываются в Среднем мире в тот момент, когда эпическая страна только появляется, и становятся ее первыми жителями

Основная тема

Основная тема олонхо — это судьба эпического племени Айыы, утверждение счастливой и богатой жизни в Среднем мире. В сюжетном отношении выделяются три группы сказаний. Первую группу составляют олонхо о заселении Среднего мира людьми племени Айыы. Отверженные потомки божеств Айыы, изгнанные из Верхнего мира, оказываются в Среднем мире в тот момент, когда эпическая страна только появляется, и становятся ее первыми жителями

Ко второй группе олонхо относятся сказания о героях-первопредках Средней земли. Главный герой обычно носит имя Эр Соготох (букв. Муж Одинокий). Это имя имеет эпитет «эрэйдээх-буруйдаах», т.е. многострадальный, познавший много бед. Он обращается к духу-хозяйке Среднего мира, обитающей в священном дереве, и узнает о своем божественном происхождении и высоком предназначении стать родоначальником племени ураангхай саха. Герой отправляется за суженой, проходит множество испытаний в упорной борьбе с Абаасы — враждебными племенами, обитающими в Нижнем мире, и в этом героическом сватовстве добывает себе жену. И таким образом он становится родоначальником племени ураангхай саха.

Ко второй группе олонхо относятся сказания о героях-первопредках Средней земли. Главный герой обычно носит имя Эр Соготох (букв. Муж Одинокий). Это имя имеет эпитет «эрэйдээх-буруйдаах», т.е. многострадальный, познавший много бед. Он обращается к духу-хозяйке Среднего мира, обитающей в священном дереве, и узнает о своем божественном происхождении и высоком предназначении стать родоначальником племени ураангхай саха. Герой отправляется за суженой, проходит множество испытаний в упорной борьбе с Абаасы — враждебными племенами, обитающими в Нижнем мире, и в этом героическом сватовстве добывает себе жену. И таким образом он становится родоначальником племени ураангхай саха.

Третью группу олонхо объединяет тема защиты племени Айыы от разрушительных действий Абаасы. В некоторых сказаниях богатыря, призванного стать защитником племени, божества Верхнего мира спускают с неба, в других же олонхо защитниками своего племени становятся чудесно рожденные дети самих жителей Среднего мира. Во многих сказаниях указанные мотивы соединяются, образуя сложные сюжетные переплетения.

Третью группу олонхо объединяет тема защиты племени Айыы от разрушительных действий Абаасы. В некоторых сказаниях богатыря, призванного стать защитником племени, божества Верхнего мира спускают с неба, в других же олонхо защитниками своего племени становятся чудесно рожденные дети самих жителей Среднего мира. Во многих сказаниях указанные мотивы соединяются, образуя сложные сюжетные переплетения.

Олонхосут В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар и поэтому существовали многочисленные версии олонхо. Олонхосут – человек с особым даром. Он помнит наизусть до двадцати тысяч стихотворных строк, может несколько суток подряд рассказывать богатырский эпос. Чтобы овладеть искусством олонхосута, требуется не только хорошая память и не только богатый разнообразными регистрами голос певца, но и выразительная мимика, способность перевоплощения, владение традиционной манерой пения.

Олонхосут

В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар и поэтому существовали многочисленные версии олонхо.

Олонхосут – человек с особым даром. Он помнит наизусть до двадцати тысяч стихотворных строк, может несколько суток подряд рассказывать богатырский эпос. Чтобы овладеть искусством олонхосута, требуется не только хорошая память и не только богатый разнообразными регистрами голос певца, но и выразительная мимика, способность перевоплощения, владение традиционной манерой пения.

Исполнение   Исполнение олонхо связано на чередовании речевых и поющихся разделов. При этом речевая часть изобилует событиями, т.к. развитие сюжета передается речитативом, а прямая речь персонажей — пением. Мелодии выполняют важную функцию в создании образа. Каждый персонаж наделен соответствующей его характеру и деяниям традиционной мелодией Главный контраст составляют мелодии Айыы и Абаасы.

Исполнение

Исполнение олонхо связано на чередовании речевых и поющихся разделов. При этом речевая часть изобилует событиями, т.к. развитие сюжета передается речитативом, а прямая речь персонажей — пением.

Мелодии выполняют важную функцию в создании образа. Каждый персонаж наделен соответствующей его характеру и

деяниям традиционной мелодией

Главный контраст составляют мелодии Айыы и Абаасы.

Вывод: Олонхо как жанр устного народного творчества восходит к дописьменной культуре. Оно развивалось повсеместно, стихийно, аккумулируя и воспроизводя духовные ценности, базовые представления об окружающем мире, отражающем социальный опыт народа, тем самым выполняя одну из важных функций бытования нематериальной духовной культуры. В то время исполнитель и создатель олонхо выступал в одном лице, представляя собой одаренную, неординарную личность.

Вывод:

Олонхо как жанр устного народного творчества восходит к дописьменной культуре. Оно развивалось повсеместно, стихийно, аккумулируя и воспроизводя духовные ценности, базовые представления об окружающем мире, отражающем социальный опыт народа, тем самым выполняя одну из важных функций бытования нематериальной духовной культуры. В то время исполнитель и создатель олонхо выступал в одном лице, представляя собой одаренную, неординарную личность.

Вопросы:

Вопросы:

  • Все, что вы знаете про мифологическое устройство мира олонхо.
  • Кто пел олонхо?
Источники: Литература: Нюргун Боотур Стремительный. Якутск, 1947;  http://www.culturemap.ru/? region=65&topic=43

Источники:

Литература:

  • Нюргун Боотур Стремительный. Якутск, 1947; 
  • http://www.culturemap.ru/? region=65&topic=43

  • http ://olonho.com/russian /


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
«Олонхо - якутский эпос»

Автор: Нуриманова Анастасия Викторовна

Дата: 21.12.2015

Номер свидетельства: 268879

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Памятники к произведениям якутских писателей"
    ["seo_title"] => string(52) "pamiatniki-k-proizviedieniiam-iakutskikh-pisatieliei"
    ["file_id"] => string(6) "277230"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452860421"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Памятники к произведениям якутских писателей"
    ["seo_title"] => string(54) "pamiatniki-k-proizviedieniiam-iakutskikh-pisatieliei-1"
    ["file_id"] => string(6) "277231"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452860428"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Олонхо учит детей понимать «добро» и «зло» "
    ["seo_title"] => string(41) "olonkho-uchit-dietiei-ponimat-dobro-i-zlo"
    ["file_id"] => string(6) "171226"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423654184"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Ознакомление с эпосом олонхо в современных условиях через образовательную деятельность в доу"
    ["seo_title"] => string(80) "oznakomlenie_s_eposom_olonkho_v_sovremennykh_usloviiakh_cherez_obrazovatelnuiu_d"
    ["file_id"] => string(6) "489133"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1544057850"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Якутский эпос "Дьулуруйар Ньургун Боотур" "
    ["seo_title"] => string(41) "iakutskii-epos-d-uluruiar-n-urghun-bootur"
    ["file_id"] => string(6) "117986"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412994923"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства