Ознакомление с эпосом олонхо в современных условиях через образовательную деятельность в доу
Ознакомление с эпосом олонхо в современных условиях через образовательную деятельность в доу
Олонхо - якутский героический эпос. Был провозглашен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества 25 ноября 2005г. Нашему народу дана возможность сохранения распространения эпоса - олонхо в современных условиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ознакомление с эпосом олонхо в современных условиях через образовательную деятельность в доу»
МБДОУ детский сад компенсирующего вида "Кустук"
МР «Вилюйский улус (район)»
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЭПОСОМ ОЛОНХО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ
Воспитатель: Калачикова Валентина Михайловна
Содержание:
1. Введение
2. Развитие речи олонхо
3. Изобразительная деятельность и олонхо
4. Игровая деятельность
5. Заключение
Олонхо - якутский героический эпос. Был провозглашен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества 25 ноября 2005г. Нашему народу дана возможность сохранения распространения эпоса - олонхо в современных условиях. В наше время, когда расшатываются нравственные устои общества, наблюдается засилье чужой культуры и морали, мы ищем пути возрождения национального самопознания подрастающего поколения и обращали свои взоры на духовное и этнокультурное начало, на вековой опыт нации. В нашей республике остро стоит вопрос о сохранении и изучении олонхо как сокровищницы вековой мудрости народа. В решении этой задачи важнейшая роль принадлежит духовной культуре народа, которая в силу своих особенностей способна влиять на духовное развитие личности, формировать мировоззрение и воспитывать гуманистические идеалы.
В нашем ДОУ разработали план работы, по изучению олонхо, целью которой является развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, развитие познавательных процессов, развитие способности мыслить свободно, творчески.
В дошкольном детстве происходит освоение языка, норм и ценностных ориентаций национальной культуры. В семье и дошкольных учреждениях национальная культура становится средой, где происходит естественное духовное и нравственное развитие ребенка. Педагогика олонхо включает основные факторы народного воспитания, выделенные доктором педагогических наук, профессором Г.Н.Волковым: природу (среда), игру, действие (труд), общение (во всех видах деятельности), традицию, быт, искусство народа. Дошкольный возраст благоприятен для начала обучения языку, культуре, различным знаниям. В это время ребенок более восприимчив к овладению ими.
Олонхо является мудростью народа Саха, поэтому требует внимательного изучения материала. В современных условиях олонхосутов почти не осталась, и сами педагоги не знаем олонхо. Поэтому в первую очередь была поставлена задача - изучить и собирать литературы, материалы про олонхо. После изучения распределили материал олонхо по образовательным областям:
- развитие речи
- художественно-эстетическое развитие
- музыка
- трудовая деятельность
- взаимодействие с родителями
Задачи изучения олонхо:
- Выявить интерес к олонхо
- Создать микроклимат и условие для восприятия олонхо
- Обеспечить правильное усвоение текста
Олонхо развивает речь ребенка, обогащает словарный запас. Сначала олонхо рассказывается как сказка, затем, во время чтения рассказа поясняется значение непонятных слов, выражений. Когда весь сюжет олонхо уже рассказан, все это закрепляется. Чтобы заинтересовать детей мы попросили педагога дополнительного образования ДЦ "Кэскил" Федорову Марию Ивановну организовать кружок фольклора "Ньургуьун". Мария Ивановна обладает знанием, умением, навыком пересказа олонхо. На этом этапе дети слушали олонхо, в конце нарисовали из сюжета олонхо. Ознакомление с эпосом - олонхо в детском саду тесно связано с изодеятельностью. Прочитав отрывок из олонхо, рассматриваем картинки, рассуждаем, по содержанию дети рисуют эскиз. Передача образов олонхо в рисунке несет познавательную, воспитательную, эстетическую функции. Дети достигают определенного уровня знаний об олонхо, о главных героях, с помощью изобразительных средств создают образ в рисунке. И все это способствует разностороннему развитию детей. Также для изучения олонхо огромное значение имеет музыка. Народные песни якутов о природе, о жизни навевают на детей чувство родины. В старину каждый якут становится певцом, если сядет на быка или лошадь как гласит народная мудрость. К приходу олонхосутов в гости готовятся заранее. В этот вечер быстро управляются с домашними делами, сытно ужинают и всю ночь слушают олонхо. В песне они слышат образы человека айыы, адьарай, их сражения, родную природу, трех миров, перевоплощения и т.д. На этом этапе запланировали слушание отрывки из олонхо в исполнении Г.Г.Колесова и других певцов. Образ героев через музыку, пение "дьээ-буо" должен передать детям прекрасную музыку стихосложения. Пение "дьээ-буо" в олонхо занимает огромное значение. Каждый образ имеет свои своеобразные мелодии, темы.
Олонхо в дошкольных учреждениях можно и нужно показывать как спектакль. В нашем ДОУ готовятся к показу олонхо. Распределяются роли, дети учат слова из реплик, разучиваются танцы, готовятся декорации, костюмы, атрибуты.
У каждого народа есть различные игры и игрушки, которые отличаются по виду и свойством материала. У каждого якутского народа имеются игрушки, вырезанные из тальника, дерева, бересты и конского волоса. В детстве наши предки играли этими игрушками развивались в соответствии с природой. Все игры детей отражают заботу о домашних животных, об охоте, подготавливая к экстремальным условиям, к труду. Богатыри олонхо тоже с детства тоже с детства играли в разные игры, но в основном стреляли из лука, о чем могут рассказать их имена, например "Сильный игрок Эрчимэн " и т.д.
В современных условиях воспитания детей, когда выбор игр и игрушек очень велик, детские и классические игры и сегодня актуальны, поэтому, все игры, основанные на эпосе-сделаны именно опираясь на них. Это игры-путешествия, домино, лото, дидактические настольные игры, кукольные и т.д. Например, в игре "Сонор" фишки в виде героев олонхо сложно сделать. Например, "Дьэрэкээн о5олор", "Алаа Мо5ус". Цель игры развитие словарного запаса, воображения, чувства сопережения у детей, внимания.
Таким образом игра помогает детям показать и воспроизвести смысл олонхо, развивает умственные способности. Усвоив и переиграв дети начинают самостоятельно строить пересказ.
Взаимодействие с семьей
Все работы по внедрению эпоса-олонхо, как воспитательный метод, без помощи и без сотрудничества с семьей не имеет полноценного значения. При опросе родителей незначительная часть имела понятие об олонхо. Поэтому запланировали мероприятия с целью ознакомления с эпосом олонхо:
- подвижные якутские игры
- шитье и изготовление кукол-персонажей
- вечер олонхо
- национальные костюмы
- спектакль с силами воспитанников
- изготовление дидактических игр
Эпос-олонхо через игры, изобразительную, музыкальную деятельность детей может глубоко проникнуть в душу ребенка и иметь значительное влияние на воспитание.
Подводя итог своим суждениям и опираясь на опыты педагогов, можем сделать выводы, что последовательная работа по изучению олонхо героического эпоса народа саха должна развиваться, совершенствоваться.