Тема : Памятники героям произведений якутских писателей.
Есть ли в нашей республике памятники по произведениям якутских писателей и где они поставлены?
Гипотеза: если ребёнок интересуется и изучает памятники культуры, это вызывает у него интерес к литературе, истории своей страны и других государств.
Мы узнали, что человечество с незапамятных времен создает памятники. Одни из них посвящены каким-либо событиям, другие - людям или животным.
В словаре Сергея Ивановича Ожегова читаем: «Памятник - скульптура или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь.»
Памятник в широком смысле – объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа. Люди и события, увековеченные в памятниках, не только напоминают нам о себе, но и показывают, что же ценит в своём прошлом сегодняшний человек, что считает важным в своей истории и культуре.
Памятники могут быть разделены на четыре основные категории: археологические памятники, памятники истории, памятники архитектуры и монументального искусства.
Большой популярностью среди взрослых и детей пользуются памятники особенным персонажам. Это памятники людям и даже куклам, которых никогда не было в действительности. Это памятники литературным героям — плодам писательской фантазии.
Существуя лишь в вымышленном мире художественного произведения, литературные персонажи обладают порой силой воздействия на умы и сердца живых людей, заставляют нас плакать или смеяться, восхищаться или негодовать, думать о них и о нашей жизни.
Иногда такие памятники становятся гораздо более известными, чем авторы литературных произведений, подарившие им жизнь и бессмертие.
В мире существует немало
Цель работы: исследовать и обобщить информацию о памятниках героям литературных произведений якутских авторов.
Основные задачи:
1) узнать, каким литературным героям и где были установлены памятники;
2) найти сведения об авторах, времени и истории создания памятников;
Объект исследования: памятники
Предмет исследования: привитие интереса к литературным произведениям и их авторам через памятники литературным героям.
Методы исследования: поиск, анализ, сравнение, опрос, наблюдение.
Этапы работы:
Работа со словарём, энциклопедией
Подбор персонажей детских книг для исследования
Отбор литературных героев, которым поставлены памятники
Классификация памятников, подбор фотографий и материала
Работа с картой
Презентация работы в классе
Опрос одноклассников
Нами исследованы памятники персонажам якутских, отечественных, зарубежных писателей. Мы остановимся памятникам якутских писателей. Их насчитывается пока 7.
Приглашаем Вас в заочное путешествие по местам, где стоят памятники героям.
В основном они установлены по Таттинскому улусу.
Памятники персонажам якутской литературы
На территории Черкехского наслега в местности Дэлбэрийбит есть музей-заповедник, где родился и жил государственный деятель и основоположник якутской советской литературы Ойунский П.А. В местности Халамнаайы, около озера, находится памятник “О5о куйуурдуу турара”(«Мальчик у озеро»), созданный по его произведению. Скульптор В.Я. Сивцев.
Здесь показан образ ребенка- подростка, который обладает твердым волевым характером. Он оптимистично настроен,несмотря на тяжелые обстоятельства. Для того, чтобы продолжить учебу и, спасаясь от голода, мальчик ловит сачком рыбу. Он просит у духа озера рыбу, но от голода теряет сознание…и встречается со своими предками…
В 2012 году к 110-летию Таттинского улуса, в торжественной обстановке был открыт скульптура «Ньургун Боотур стремительный» в местности «Халымнаайы».Олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» - величайший памятник якутского народного творчества, воссозданный на рубеже 1920-1930 гг основоположником якутской советской литературы П.А.Ойунским. Олонхо - традиционно устный жанр якутского фольклора. Песни, рассказывающие о подвигах Боотуров, из поколения в поколение на протяжении долгого времени передавались якутскими сказителями-олонхосутами. В красочных мифологических образах олонхо запечатлены образ жизни, традиции, нравственные принципы, особенности мировосприятия, а также древнейшая история якутов – скотоводческого народа южного происхождения, что объясняет, почему оригинальный якутский эпос обнаруживает родство с эпическими сказаниями других тюркских народов, в настоящее время живущих далеко от якутов.В 2005 году по решению ЮНЕСКО олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» было признано «Шедевром устного нематериального наследия человечества».
В 2014 году в Таттинском улусе был установлен еще один памятник произведению «Кетердер мунньахтара» («Птичий спор»)
В 2013 году поставлен памятник к произведению П.А.Ойунского «Красный шаман».
“Красный шаман” был написан Платоном Ойунским в 1925 году.
Красный шаман пытается протестовать против власти местного тойона. Орос Бай хочет отдать свою дочь в жены небожителю громоподобному Орулосу. За это он может получить неограниченную власть над миром. Но девушка может попасть на небеса в одном случае – если она умирает.
А человек, принесший в жертву собственную дочь получит возможность уничтожать целые народы. Чтобы предотвратить появление в мире такого тирана, шаман своим бубном закрывает путь небожителям на землю и сжигает бубен.
Ойунский в своем произведении предсказал, что старое сознание обречено на сгорание. Люди с таким изломанным сознанием, как у Орос Бая сами себя уничтожают. Автор оставляет людей один на один с огнем и заставляет окунуться в эту стихию.
В сквере установлена скульптура на птичку пуночку, которая воспета в произведении А.И.Софронова «Урун тулук ере мелбестуур».
Алампа посвящает стихотворение своей возлюбленной Евдокие Константиновне Яковлевой. В стихотворении описывается прекрасный образ любимой женщины. Лирический герой восхищается ею, сравнивая с величием природы. Автор воспевает исключительную красоту любимой женщины.
В с.Майя 2008 году перед спортивным комплексом установлен памятник Василию Манчаары легендарному герою якутского народа. Имя Манчаары вошло в многие якутские литературные произведения. О нём сложены поэмы М.А.Александрова, Н. Ф. Борисовского, легенды В.Г.Короленко, А.Е.Кулаковского, драмы ВВ.Никифорова, А.И.Софронова, , новеллы Софрона Данилова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Тема данного исследования показалась интересной, потому что она отразила связь литературы с таким видом искусства, как скульптура. Выбранная тема актуальна, практически не исследована.
Объектом изучения стали памятники героям произведений якутских писателей, с которыми мы успели познакомиться. Подсчитать, сколько их всего в мире установлено, невозможно. А памятники по произведениям якутских писателей малочислены, так как их начали устанавливать совсем недавно. И не обо всех памятниках литературным персонажам якутской литературы удалось найти полные сведения.
Опрос учащихся 5-х классов нашей школы показал, что большинство детей не знают о таких памятниках, но для них эта тема очень интересна.
Таким образом, выбранная тема работы достаточно актуальна и практически не исследована.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что появление таких памятников связано, прежде всего, с популярностью того или иного персонажа. Узнали, что иногда одному и тому же литературному герою установлено несколько памятников в разных городах и разных странах, таких памятников много, точных подсчётов никто не вёл.
А сколько ещё замечательных памятников существует, и нам о них практически ничего неизвестно. История каждого памятника уникальна и заслуживает того, чтобы продолжить исследование. А впереди нас ждёт знакомство с другими литературными героями и памятниками, установленными в их честь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Памятники к произведениям якутских писателей»
Тема : Памятники героям произведений якутских писателей.
Есть ли в нашей республике памятники по произведениям якутских писателей и где они поставлены?
Гипотеза: если ребёнок интересуется и изучает памятники культуры, это вызывает у него интерес к литературе, истории своей страны и других государств.
Мы узнали, что человечество с незапамятных времен создает памятники. Одни из них посвящены каким-либо событиям, другие - людям или животным.
В словаре Сергея Ивановича Ожегова читаем: «Памятник - скульптура или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь..»
Памятник в широком смысле – объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа. Люди и события, увековеченные в памятниках, не только напоминают нам о себе, но и показывают, что же ценит в своём прошлом сегодняшний человек, что считает важным в своей истории и культуре.
Памятники могут быть разделены на четыре основные категории: археологические памятники, памятники истории, памятники архитектуры и монументального искусства.
Большой популярностью среди взрослых и детей пользуются памятники особенным персонажам. Это памятники людям и даже куклам, которых никогда не было в действительности. Это памятники литературным героям — плодам писательской фантазии.
Существуя лишь в вымышленном мире художественного произведения, литературные персонажи обладают порой силой воздействия на умы и сердца живых людей, заставляют нас плакать или смеяться, восхищаться или негодовать, думать о них и о нашей жизни.
Иногда такие памятники становятся гораздо более известными, чем авторы литературных произведений, подарившие им жизнь и бессмертие.
В мире существует немало
Цель работы: исследовать и обобщить информацию о памятниках героям литературных произведений якутских авторов.
Основные задачи:
1) узнать, каким литературным героям и где были установлены памятники;
2) найти сведения об авторах, времени и истории создания памятников;
3) составить картотеку памятников литературным героям.
Объект исследования: памятники
Предмет исследования: привитие интереса к литературным произведениям и их авторам через памятники литературным героям.
Методы исследования: поиск, анализ, сравнение, опрос, наблюдение.
Этапы работы:
Работа со словарём, энциклопедией
Подбор персонажей детских книг для исследования
Отбор литературных героев, которым поставлены памятники
Классификация памятников, подбор фотографий и материала
Работа с картой
Презентация работы в классе
Опрос одноклассников
Нами исследованы памятники персонажам якутских, отечественных, зарубежных писателей. Мы остановимся памятникам якутских писателей. Их насчитывается пока 7 .
Приглашаем Вас в заочное путешествие по местам, где стоят памятники героям.
В основном они установлены по Таттинскому улусу.
Памятники персонажам якутской литературы
На территории Черкехского наслега в местности Дэлбэрийбит есть музей-заповедник, где родился и жил государственный деятель и основоположник якутской советской литературы Ойунский П.А. В местности Халамнаайы, около озера, находится памятник “О5о куйуурдуу турара”(«Мальчик у озеро»), созданный по его произведению. Скульптор В.Я. Сивцев.
Здесь показан образ ребенка- подростка, который обладает твердым волевым характером. Он оптимистично настроен ,несмотря на тяжелые обстоятельства. Для того, чтобы продолжить учебу и, спасаясь от голода, мальчик ловит сачком рыбу. Он просит у духа озера рыбу, но от голода теряет сознание…и встречается со своими предками…
В 2012 году к 110-летию Таттинского улуса , в торжественной обстановке был открыт скульптура «Ньургун Боотур стремительный» в местности «Халымнаайы» .Олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» - величайший памятник якутского народного творчества, воссозданный на рубеже 1920-1930 гг основоположником якутской советской литературы П.А.Ойунским. Олонхо - традиционно устный жанр якутского фольклора. Песни, рассказывающие о подвигах боотуров, из поколения в поколение на протяжении долгоговремени передавались якутскими сказителями-олонхосутами. В красочных мифологических образах олонхо запечатлены образ жизни, традиции, нравственные принципы, особенности мировосприятия, а также древнейшая история якутов – скотоводческого народа южного происхождения, что объясняет, почему оригинальный якутский эпос обнаруживает родство с эпическими сказаниями других тюркских народов, в настоящее время живущих далеко от якутов.В 2005 году по решению ЮНЕСКО олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» было признано «Шедевром устного нематериального наследия человечества».
В 2014 году в Таттинском улусе был установлен еще один памятник произведению «Кетердер мунньахтара» («Птичий спор»)
В 2013 году поставлен памятник к произведению П.А.Ойунского «Красный шаман».
“Красный шаман” был написан Платоном Ойунским в 1925 году.
Красный шаман пытается протестовать против власти местного тойона. Орос Бай хочет отдать свою дочь в жены небожителю громоподобному Орулосу. За это он может получить неограниченную власть над миром. Но девушка может попасть на небеса в одном случае – если она умирает.
А человек, принесший в жертву собственную дочь получит возможность уничтожать целые народы. Чтобы предотвратить появление в мире такого тирана, шаман своим бубном закрывает путь небожителям на землю и сжигает бубен.
Ойунский в своем произведении предсказал, что старое сознание обречено на сгорание. Люди с таким изломанным сознанием, как у Орос Бая сами себя уничтожают. Автор оставляет людей один на один с огнем и заставляет окунуться в эту стихию.
В сквере установлена скульптура на птичку пуночку, которая воспета в произведении А.И.Софронова «Урун тулук ере мелбестуур».
Алампа посвящает стихотворение своей возлюбленной Евдокие Константиновне Яковлевой. В стихотворении описывается прекрасный образ любимой женщины. Лирический герой восхищается ею, сравнивая с величием природы. Автор воспевает исключительную красоту любимой женщины.
В с.Майя 2008 году перед спортивным комплексом установлен памятник Василию Манчаары легендарному герою якутского народа. Имя Манчаары вошло в многие якутские литературные произведения. О нём сложены поэмы М.А.Александрова, Н. Ф. Борисовского, легенды В.Г.Короленко, А.Е.Кулаковского, драмы ВВ.Никифорова, А.И.Софронова, , новеллы Софрона Данилова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Тема данного исследования показалась интересной, потому что она отразила связь литературы с таким видом искусства, как скульптура. Выбранная тема актуальна, практически не исследована.
Объектом изучения стали памятники героям произведений якутских писателей , с которыми мы успели познакомиться. Подсчитать, сколько их всего в мире установлено, невозможно. А памятники по произведениям якутских писателей малочислены, так как их начали устанавливать совсем недавно. И не обо всех памятниках литературным персонажам якутской литературы удалось найти полные сведения .
Опрос учащихся 5-х классов нашей школы показал, что большинство детей не знают о таких памятниках, но для них эта тема очень интересна.
Таким образом, выбранная тема работы достаточно актуальна и практически не исследована.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что появление таких памятников связано, прежде всего, с популярностью того или иного персонажа. Узнали, что иногда одному и тому же литературному герою установлено несколько памятников в разных городах и разных странах, таких памятников много, точных подсчётов никто не вёл.
А сколько ещё замечательных памятников существует, и нам о них практически ничего неизвестно. История каждого памятника уникальна и заслуживает того, чтобы продолжить исследование. А впереди нас ждёт знакомство с другими литературными героями и памятниками, установленными в их честь.