Олонхо учит детей понимать «добро» и «зло», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе.
Важная сторона жанра якутского эпоса – форма исполнения. Олонхо состоит из декламационной и песенной части. Декламационную часть составляют излагаемые от лица сказителя описания и повествования, а так же короткие реплики персонажей. Эту часть декламируют, как писал И.В. Пухов «… нараспев, интонационно и ритмически близко к речитативу» [55, С.110.].
Декламирует олонхосут то в убыстренном темпе, то замедленном, то повышая голос, то понижая – декламация выразительна и артистична. В олонхо монологи и диалоги персонажей поются. Айыы – добрые существа поют приятными, мелодичными голосами. Могущественный, великий богатырь айыы, главный герой олонхо обладает голосом не просто приятным, но и могучим, сильным – это мощный бодрый баритон или высокий бас. А богатыри абаасы поют грубым, неприятным басом. Грубы и голоса женщин абаасы. Это противопоставление голосов персонажей айыы и персонажей абаасы также подчеркивает справедливость финального торжества в олонхо добрых существ.
Большое значение при исполнении олонхо имеют движения и мимика сказителя. Движения становится энергичными и резкими при исполнении предбоевых песен, передаче гнева богатыря и, наоборот, плавными при передаче обращение к героине или к духу земли.
Значительное место в олонхо занимает говорящий и поющий богатырский конь – помощник и советчик героя, активный участник всех событий, в которых по ходу действия вовлекается герой. Богатырский конь – один из наиболее ярких и увлекательных образов олонхо. Олонхосуты любовно описывают его во всех подробностях, не жалея красок, живописуют в гиперболических чертах его мощь, красоту, ум. В трудный момент он не только как быть, но при случае и сам вступает в бой с неприятельским конем и побеждает его.
Мы видим, что в олонхо велика роль фантастического элемента как средства выражения героического. Сюжеты олонхо, в котором много и фантастического, и мифологического, раскрывают этот героический характер подвигов главных богатырей. Подвиги героев олонхо не ограничиваются пределами семьи. Проблематика олонхо намного шире: в нем идет речь о борьбе за счастье и благополучие всего племени. Носителем этой идеи счастья является герой олонхо, который ведет борьбу против сил зла и находится в центре всего происходящего. Для композиции олонхо характерно развертывание действия от рождения героя до возвращения его в родную страну после завершения всех подвигов. Жизнь героя описывается как цепь подвигов, совершаемых им для установления счастливой жизни на земле, что составляет суть духовно-нравственного становления личности человека.
Таким образом, прогрессивные традиции и обычаи, отраженные в памятнике духовной культуры народа саха – олонхо должны занять подобающее место в современной национальной школе. Это поможет подрастающему поколению обладеть идеями, прогрессивными средствами народной педагогики, воспитанию правильного и уважительного отношения к культурным ценностям своего народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Олонхо учит детей понимать «добро» и «зло» »
Олонхо учит детей понимать «добро» и «зло»
Олонхо учит детей понимать «добро» и «зло», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе.
Важная сторона жанра якутского эпоса – форма исполнения. Олонхо состоит из декламационной и песенной части. Декламационную часть составляют излагаемые от лица сказителя описания и повествования, а так же короткие реплики персонажей. Эту часть декламируют, как писал И.В. Пухов «… нараспев, интонационно и ритмически близко к речитативу» [55, С.110.].
Декламирует олонхосут то в убыстренном темпе, то замедленном, то повышая голос, то понижая – декламация выразительна и артистична. В олонхо монологи и диалоги персонажей поются. Айыы – добрые существа поют приятными, мелодичными голосами. Могущественный, великий богатырь айыы, главный герой олонхо обладает голосом не просто приятным, но и могучим, сильным – это мощный бодрый баритон или высокий бас. А богатыри абаасы поют грубым, неприятным басом. Грубы и голоса женщин абаасы. Это противопоставление голосов персонажей айыы и персонажей абаасы также подчеркивает справедливость финального торжества в олонхо добрых существ.
Большое значение при исполнении олонхо имеют движения и мимика сказителя. Движения становится энергичными и резкими при исполнении предбоевых песен, передаче гнева богатыря и, наоборот, плавными при передаче обращение к героине или к духу земли.
Значительное место в олонхо занимает говорящий и поющий богатырский конь – помощник и советчик героя, активный участник всех событий, в которых по ходу действия вовлекается герой. Богатырский конь – один из наиболее ярких и увлекательных образов олонхо. Олонхосуты любовно описывают его во всех подробностях, не жалея красок, живописуют в гиперболических чертах его мощь, красоту, ум. В трудный момент он не только как быть, но при случае и сам вступает в бой с неприятельским конем и побеждает его.
Мы видим, что в олонхо велика роль фантастического элемента как средства выражения героического. Сюжеты олонхо, в котором много и фантастического, и мифологического, раскрывают этот героический характер подвигов главных богатырей. Подвиги героев олонхо не ограничиваются пределами семьи. Проблематика олонхо намного шире: в нем идет речь о борьбе за счастье и благополучие всего племени. Носителем этой идеи счастья является герой олонхо, который ведет борьбу против сил зла и находится в центре всего происходящего. Для композиции олонхо характерно развертывание действия от рождения героя до возвращения его в родную страну после завершения всех подвигов. Жизнь героя описывается как цепь подвигов, совершаемых им для установления счастливой жизни на земле, что составляет суть духовно-нравственного становления личности человека.
Таким образом, прогрессивные традиции и обычаи, отраженные в памятнике духовной культуры народа саха – олонхо должны занять подобающее место в современной национальной школе. Это поможет подрастающему поколению обладеть идеями, прогрессивными средствами народной педагогики, воспитанию правильного и уважительного отношения к культурным ценностям своего народа.