kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образы духовной музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель этого урока:формировать у школьников ощущения широты стиля

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образы духовной музыки»




Технологическая карта открытого урока музыки в 6 классе


«Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке И.С. Баха»



Составитель:учитель музыки Сайфуллина Юлия Радиковна

Высшая квалификационная категория




Технологическая карта урока музыки в 6 классе

в соответствии с ФГОС ООО


Тема урока: «Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке И.С. Баха».


Цель: формирование у школьников ощущения широты стиля композитора, многогранности восприятия жизни;

эстетическое воспитание при помощи взаимосвязи различных видов искусств.

Задачи:

Предметные:

  • развивать умения построения монологического высказывания по теме с последующей аргументацией своего мнения;

  • анализировать этапы творчества И.С. Баха и его в клад в мировую культуру;

  • понимать и анализировать полифоническую форму на примере фуги.

Личностные:

  • воспитывать уважительного отношения к искусству;

  • формировать мотивацию к учебной деятельности;

  • создать ситуацию для рефлексии личностного отношения к произведению И.С.Баха.

Метапредметные:

  • научиться понимать особенности выражения музыкального образа в произведениях;

  • классифицировать полученную информацию.

Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану.

Тип урока: Урок-открытие, урок-путешествие.

по ведущей дидактической цели- изучение нового материала,

по способу организации- комбинированный

по ведущему методу обучения- репродуктивный.

Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.

Используемые методы обучения: коллективная работа, метод

демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, работа с видеоматериалом.

Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической работы.

Познавательные УУД:

  • формировать логическое и образное мышление;

  • находить необходимую информацию в тексте;

  • развивать умения анализировать полученную информацию.

Регулятивные УУД:

  • развивать умения ставить учебную задачу, искать способы ее решения, контролировать и оценивать полученные результаты;

  • развивать умение учащихся выделять то, что ими уже усвоено и того, что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные УУД:

  • развивать умения планировать учебное сотрудничество со сверстниками, определять цели, функции и задачи участников, а также способы их взаимодействия.

Планируемые результаты:

Предметные - по

Метапредметные- выражать свои мысли, эмоциональное состояние после воздействия музыки.

Личностные – проявление творческого интереса к изученной теме урока.

Оборудование урока и методическое обеспечение:

мультимедийный проектор (презентация по теме);

видеофрагменты произведений И.С. Баха;

изобразительный ряд: картина "Фуга" М.К.Чюрлёниса;

раздаточный материал.

Этап урока

Методы обучения

Содержание деятельности

Формируемые

УУД

Оценка/

Самооценка

Учитель учащиеся

Организационный

момент 4 мин.



Доброе утро, 6 класс! -Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок музыки. Проверили готовность к уроку. Садитесь. Я рада сегодня видеть вас. Пусть на уроке будет интересней, а нам помогут в этом новые открытия и знания.



Мотивация учебной деятельности

5 мин.





























Актуализация познавательной деятельности.

15 мин.

беседа

диалог





























Презентация, ИКТ

Введение в тему.

Учитель.

-Сегодня утром я получил письмо. Хочу его вам прочитать.

Зачитывает письмо.

-Как вы думаете, кто мог прислать нам письмо из Германии такого содержания? (поклонники таланта композитора) О ком идет речь? ( о И.С. Бахе)

Учащиеся

Отвечают на вопрос учителя

Учитель

-Да, верно, письмо пришло из Германии от почитателей таланта композитора И.С. Баха.

Учитель

Сегодня мы с вами поговорим о небесном и земном в музыке И.С.Баха.(Показать портрет)


Сегодня мы отправимся в необычное путешествие – путешествие во времени в средневековую Германию в старинный город Лейпциг. (Слайд)

Биография Баха.


1.Родился в Эйзенахе.21 марта 1685 года

Иоганн Бах был представителем одной из самых "музыкальных" семей в истории: всего у него в роду насчитывается 56 музыкантов и композиторов. Сам же Иоганн Бах был дважды женат.Первая жена умерла,оставив ему 7 детейВторая жена родила еще 13!

Многодетный папа

2.В 1723 году, заботясь о будущем детей, Бах перевез семью в Лейпциг.

Во времена Баха церковь была всесильна. Композитор работал кантором церкви Св. Фомы в городе Лейпциге . В обязанности кантора входило писать музыку к богослужениям, руководить хором и быть учителем  в церковной школе. С него требовали очень многое, а давали почти  ничего. Главное, Бах должен был к каждой воскресной службе и каждому празднику сочинять по новой кантате. Тут-то и начинались для него самые большие трудности. Композитор стремился к доступности церковной музыки для простого народа. Он включал в свою музыку народные песенные и даже танцевальные интонации, а церковные  власти  заставляли  его  писать  музыку традиционную, отвечающую канонам средневековья.

Вставал вопрос о лишении Баха прав исполнять в церкви свою музыку, т.к. его музыка мешает верующим сосредоточиться в религиозном настроении.

Просмотр видеоряда сопоставление

Тема нашего урока называется «Небесное и земное в музыке И.С.Баха». Запишем тему урока в тетради. Эпиграфом нашему уроку послужат слова самого композитора «Цель музыки – трогать сердца»

Как вы понимаете эти слова?

Ответ учащегося: я думаю, что каждое произведение должно трогать наши души.

ПЛАН:

1.Сегодня мы бедем говорить о полифонии. Полифония(греч.)-многозвучье.в полифонии ОДНОВРЕМЕННО звучат несколко голосов и все они равноправны.

2. На уроке мы будем знакомиться с самой сложной полифонической беседой –фугой

3. Ребята! А кто был величайшим полифонистом? Да! Это И. С. Бах. Перед вами Портрет великого немец. Комп.18. века

4. 8.Л.В. Бетховен о Бахе.

5.Русский муз.критик Стасов о Бахе говорил.

6.По словам Баха каждое полиф. Произведение это беседа разных голосов,которые представляют различные индивидуальности. Голос молчит,если нечего сказать,пока вполне естественно не будет втянут в беседу. Ни один из голосов не должен втягивать ся в беседу без смысла и надобности.

7.При всем многообразии полиф.музыки вершиной является фуга.

8.Сейчас вы услышите Токкату и фугу ре минор.Оно известно во всем мире. В нем сочетаются сила и нежность,мощь и лирика и все это великолепие передано в звучание органа. (слушание работа с карточками)

Токката и фуга ре минор И.С.Баха


Орган.История создания. Рассказ учителя.

«О, грянь, орган, над головою

И каждого, как светом в полдень,

Навек духовностью наполни…

В век бездуховный и слепой.

Л. Болеславский


9.Орган-инструмент которым Бах владел в соверш. 1орган появился- в 4 веке в 7 в Византии. В 14.веке стал популярным в Германии.

А самый большой в мире орган в г.Пуссау величиной с дом. В нем 5 мануалов 229 регистров.7 522 трубы

Бах «Прелюдия» До мажор из 1.т ХТК ( слушание,работа с картачками )

10.Стихотворение « Орган» ( о чем говорится в тихотворении?


11.Что же означает слово токката?Стр.67 (работа с учебником)

Старые итальянские мастера таккатой называли фантазию для клав.инструментов. В переводе с греч. Озн ( « касаться»)Переливы от одного эпизода к другому.Здесь сочетания пассажей,аккордов ,похожих на звучание хора.

12. Такката Баха-импровизация.Импровизировать,значит играть одновременно сочиняя.Бах отводит токкате роль вступления ,предвосхищая филосовски наполненную фугу.

13.Фуга-в переводе с латин.означает бег. Форма полифонической музыки,построенная на проведении темы во всех голосах.Характер фуги может быть песенный,танцевальный или может быть как филосовское рассуждение.Фуга строится по правилам имея 3 раздела экспозицию,разработку и репризу.


14.Ребята!Перед вами картина Чюрлениса Фуга. Это уникальное явление живописи ,не имеющее аналогов. Линии,колорит,ритм все как в фуге.Псмотрите на картину Чюрлениса ,здесь елочки как ноты в зеркальном отображении прорисованы по принципу полифонии Баха.

И.С.Бах « Фуга» (слушание ,работа с карточками)

Ребята! Какое впечатление на вас произвел звук органа?Звук органа производит огромное впечатление. Гигантский инструмент обладает множеством различных тембров и регистров.Это как бы целый оркестр. Но Бах писал не только серьёзную музыку, заставляющую задуматься, но и весёлую.

Послушайте Скерцо из сюиты №2, чаще это произведение называют Шуткой. Какой инструмент солировал в этом произведении? Поделитесь своими впечатлениями, какое средство музыкальной выразительности играет важную роль в создании характера этого произведения?

Учащиеся: произведение по характеру шутливое, светлое, взволнованное, летящее. Здесь чередуются мажор и минор, быстрый темп.

Учитель: тема нашего урока – «Небесное и земное». Что в вашем воображении возникает, когда мы говорим земное? – земля, деревья, люди, их эмоции, отношения. И что вы представляете, когда говорим небесное? – небо, бог, облака, молитва. Мы попробуем выяснить, действительно ли в музыке И.Баха есть «небесное и земное». Как вы думаете, о земном или небесном рассказала нам пьеса «Шутка»?Какие чувства вызывает музыка этого произведения.

Учащийся: чувства веселья, воодушевления. Я думаю, что музыка нам рассказала о земном.

Учитель: За свою жизнь И.С. Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве есть и инструментальные, и вокальные произведения, духовные и светские, композитор писал во всех жанрах, кроме оперы.

Очень много вокальных произведений написано Бахом для церкви. Хорал – одноголосное песнопение, являющееся частью богослужения в церкви.

Бах обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Найдите в учебнике на стр.66 как переводится слово барокко, что характерно для этого стиля искусства?


Предметные УУД



- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии



- формирование общего представления о творчестве И.С.Баха



Познавательные УУД

-Умение сравнивать, анализировать, рассуждать



Коммуникативные УУД

- умение слушать и слышать

учителя и одноклассников



Личностные УУД:

развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; 

оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); развивать стремление к речевому самосовершенствованию, формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития



























































Метапредметные УУД: устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи;

Предметных УУД: слушать и анализировать музыкальные произведения; наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства;


Похвала за хорошую работу

Анализ восприятия учебного материала. Проверка ЗУН

4 мин.

Игровая деятельность

ЧТО? КАК? ПОЧЕМУ?

(Анализ, синтез,

самоконтроль)

Учитель предлагает учащимся отгадать слова в которых содержится фамилия композитора.

Викторина:

1.Арбузное поле (Бахча)

2.Бог виноградарства (Бахус)

3. Обувь для обуви (Бахилы)

4.Тесьма с кистями нитей (Бахрома)

5.Город в Крыму (Бахчисарай)

6.Предмет мужской одежды (руБаха)





Учащиеся выполняют викторину (работа парами).

Метапредметные УУД: устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи;

Предметных УУД: слушать и анализировать музыкальные произведения; наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства;








Оценка работы учащихся учителем, похвала, поощрение

Вокально-хоровая работа

5 мин.

Распевка, Исполнение песен (хоровое, сольное)

Учитель. Хорошо в гостях, но пора и домой. Давайте снова запустим машину времени и вернемся в наш класс. (Происходит смена статики и динамики).

Дети исполненяют песню « Хорошее настроение»

Предметные УУД:развивать вокальные и исполнительские способности формировать певческие навыки (интонирование, звуковедение, дыхание, артикуляция), эмоционально воспринимать музыку русских и зарубежных композиторов; формулировать своё отношение к изучаемому произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.


Оценка работы учителем

Рефлексия

5-6 мин.



ОБОБЩЕНИЕ:

-Какой инструмент был самый любимый у композитора?

Да. «Для такого гения, как Бах, самым родным инструментом был орган...».

«Не ручей, а МОРЕ ему имя» Чьи это слова?слова Л.В.Бетховена. (по-немецки Bach значит ручей).

Что же такого необычайного было в музыке И.С.Баха? Величайшая правдивость выражения человеческих чувств.

Есть ли в музыке Баха «Небесное и земное»?

Учащиеся: Да есть. «Небесное» - это духовная или церковная музыка, молитвы и хоралы – обращение к богу, а «Земное» воплощается в светской музыке, которая передаёт чувства человека, изображает окружающую нас жизнь.

Учитель: молодцы, умницы. Я согласна с вами.Музыка И.С. Баха - вечно живое искусство, возвышающее душу человека. 

«Музыка лечит душу и тело» - такую надпись можно увидеть на некоторых старинных итальянских инструментах, а для нашего урока эта надпись может стать выводом по теме «Небесное» и земное в музыке И.С.Баха.

Спасибо за работу. Как Вы считаете какие сегодня вы получили оценки. Урок окончен.Спасибо за работу.

Личностные УУД:

умение оценивать себя на основе критерия успешности.


Самооценка работы на уроке

Домашнее задание

4 мин.

Объяснение,

творческая работа

Письмо композитору. Учащиеся записывают домашнее задание.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Образы духовной музыки

Автор: Сайфуллина Юлия Радиковна

Дата: 16.05.2023

Номер свидетельства: 631597

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Образы духовной музыки Западной Европы."
    ["seo_title"] => string(40) "obrazy_dukhovnoi_muzyki_zapadnoi_ievropy"
    ["file_id"] => string(6) "351918"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477331934"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "«Сюжеты и образы духовной музыки». «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени»"
    ["seo_title"] => string(80) "siuzhety_i_obrazy_dukhovnoi_muzyki_vsenoshchnoe_bdenie_s_v_rakhmaninova_obrazy_v"
    ["file_id"] => string(6) "494089"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1546875092"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Презентация к уроку «Сюжеты и образы духовной музыки»». «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова."
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_siuzhety_i_obrazy_dukhovnoi_muzyki_vsenoshchnoe_bdenie_s_v"
    ["file_id"] => string(6) "494093"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1546876878"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Образы русской народной и духовной музыки»  (История Древней Руси) "
    ["seo_title"] => string(66) "obrazy-russkoi-narodnoi-i-dukhovnoi-muzyki-istoriia-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "135514"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416931543"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Сюжеты и образы духовной и светской музыки"
    ["seo_title"] => string(47) "siuzhiety_i_obrazy_dukhovnoi_i_svietskoi_muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "388930"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486462725"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства