Введение в тему. Учитель. -Сегодня утром я получил письмо. Хочу его вам прочитать. Зачитывает письмо. -Как вы думаете, кто мог прислать нам письмо из Германии такого содержания? (поклонники таланта композитора) О ком идет речь? ( о И.С. Бахе) Учащиеся Отвечают на вопрос учителя Учитель -Да, верно, письмо пришло из Германии от почитателей таланта композитора И.С. Баха. Учитель Сегодня мы с вами поговорим о небесном и земном в музыке И.С.Баха.(Показать портрет) Сегодня мы отправимся в необычное путешествие – путешествие во времени в средневековую Германию в старинный город Лейпциг. (Слайд) Биография Баха. 1.Родился в Эйзенахе.21 марта 1685 года Иоганн Бах был представителем одной из самых "музыкальных" семей в истории: всего у него в роду насчитывается 56 музыкантов и композиторов. Сам же Иоганн Бах был дважды женат.Первая жена умерла,оставив ему 7 детейВторая жена родила еще 13! Многодетный папа 2.В 1723 году, заботясь о будущем детей, Бах перевез семью в Лейпциг. Во времена Баха церковь была всесильна. Композитор работал кантором церкви Св. Фомы в городе Лейпциге . В обязанности кантора входило писать музыку к богослужениям, руководить хором и быть учителем в церковной школе. С него требовали очень многое, а давали почти ничего. Главное, Бах должен был к каждой воскресной службе и каждому празднику сочинять по новой кантате. Тут-то и начинались для него самые большие трудности. Композитор стремился к доступности церковной музыки для простого народа. Он включал в свою музыку народные песенные и даже танцевальные интонации, а церковные власти заставляли его писать музыку традиционную, отвечающую канонам средневековья. Вставал вопрос о лишении Баха прав исполнять в церкви свою музыку, т.к. его музыка мешает верующим сосредоточиться в религиозном настроении. Просмотр видеоряда сопоставление Тема нашего урока называется «Небесное и земное в музыке И.С.Баха». Запишем тему урока в тетради. Эпиграфом нашему уроку послужат слова самого композитора «Цель музыки – трогать сердца» Как вы понимаете эти слова? Ответ учащегося: я думаю, что каждое произведение должно трогать наши души. ПЛАН: 1.Сегодня мы бедем говорить о полифонии. Полифония(греч.)-многозвучье.в полифонии ОДНОВРЕМЕННО звучат несколко голосов и все они равноправны. 2. На уроке мы будем знакомиться с самой сложной полифонической беседой –фугой 3. Ребята! А кто был величайшим полифонистом? Да! Это И. С. Бах. Перед вами Портрет великого немец. Комп.18. века 4. 8.Л.В. Бетховен о Бахе. 5.Русский муз.критик Стасов о Бахе говорил. 6.По словам Баха каждое полиф. Произведение это беседа разных голосов,которые представляют различные индивидуальности. Голос молчит,если нечего сказать,пока вполне естественно не будет втянут в беседу. Ни один из голосов не должен втягивать ся в беседу без смысла и надобности. 7.При всем многообразии полиф.музыки вершиной является фуга. 8.Сейчас вы услышите Токкату и фугу ре минор.Оно известно во всем мире. В нем сочетаются сила и нежность,мощь и лирика и все это великолепие передано в звучание органа. (слушание работа с карточками) Токката и фуга ре минор И.С.Баха Орган.История создания. Рассказ учителя. «О, грянь, орган, над головою И каждого, как светом в полдень, Навек духовностью наполни… В век бездуховный и слепой. Л. Болеславский 9.Орган-инструмент которым Бах владел в соверш. 1орган появился- в 4 веке в 7 в Византии. В 14.веке стал популярным в Германии. А самый большой в мире орган в г.Пуссау величиной с дом. В нем 5 мануалов 229 регистров.7 522 трубы Бах «Прелюдия» До мажор из 1.т ХТК ( слушание,работа с картачками ) 10.Стихотворение « Орган» ( о чем говорится в тихотворении? 11.Что же означает слово токката?Стр.67 (работа с учебником) Старые итальянские мастера таккатой называли фантазию для клав.инструментов. В переводе с греч. Озн ( « касаться»)Переливы от одного эпизода к другому.Здесь сочетания пассажей,аккордов ,похожих на звучание хора. 12. Такката Баха-импровизация.Импровизировать,значит играть одновременно сочиняя.Бах отводит токкате роль вступления ,предвосхищая филосовски наполненную фугу. 13.Фуга-в переводе с латин.означает бег. Форма полифонической музыки,построенная на проведении темы во всех голосах.Характер фуги может быть песенный,танцевальный или может быть как филосовское рассуждение.Фуга строится по правилам имея 3 раздела экспозицию,разработку и репризу. 14.Ребята!Перед вами картина Чюрлениса Фуга. Это уникальное явление живописи ,не имеющее аналогов. Линии,колорит,ритм все как в фуге.Псмотрите на картину Чюрлениса ,здесь елочки как ноты в зеркальном отображении прорисованы по принципу полифонии Баха. И.С.Бах « Фуга» (слушание ,работа с карточками) Ребята! Какое впечатление на вас произвел звук органа?Звук органа производит огромное впечатление. Гигантский инструмент обладает множеством различных тембров и регистров.Это как бы целый оркестр. Но Бах писал не только серьёзную музыку, заставляющую задуматься, но и весёлую. Послушайте Скерцо из сюиты №2, чаще это произведение называют Шуткой. Какой инструмент солировал в этом произведении? Поделитесь своими впечатлениями, какое средство музыкальной выразительности играет важную роль в создании характера этого произведения? Учащиеся: произведение по характеру шутливое, светлое, взволнованное, летящее. Здесь чередуются мажор и минор, быстрый темп. Учитель: тема нашего урока – «Небесное и земное». Что в вашем воображении возникает, когда мы говорим земное? – земля, деревья, люди, их эмоции, отношения. И что вы представляете, когда говорим небесное? – небо, бог, облака, молитва. Мы попробуем выяснить, действительно ли в музыке И.Баха есть «небесное и земное». Как вы думаете, о земном или небесном рассказала нам пьеса «Шутка»?Какие чувства вызывает музыка этого произведения. Учащийся: чувства веселья, воодушевления. Я думаю, что музыка нам рассказала о земном. Учитель: За свою жизнь И.С. Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве есть и инструментальные, и вокальные произведения, духовные и светские, композитор писал во всех жанрах, кроме оперы. Очень много вокальных произведений написано Бахом для церкви. Хорал – одноголосное песнопение, являющееся частью богослужения в церкви. Бах обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Найдите в учебнике на стр.66 как переводится слово барокко, что характерно для этого стиля искусства? |