воспитывать интерес к музыкальному классическому искусству;
План урока:
Приветствие.
Беседа – рассказ по теме урока с выступлениями учащихся.
Знакомство с музыкальным материалом по теме урока.
Вывод по теме урока совместно с детьми.
Распевание.
Вокально – хоровая работа с учащимися.
Итог урока.
Ход урока.
1. Приветствие в форме распевания.
2.Раскрытие темы.
Иоганн Себастьян Бах – великий немецкий композитор второй половины 17, первой половины 18 века – прожил довольно долгую творческую жизнь. При жизни он получил признание преимущественно как органист и знаток музыкальных инструментов, а после смерти был забыт почти на несколько десятилетий.
Но затем постепенно стали словно заново открывать его творчество и восхищаться им как драгоценным художественным сокровищем, непревзойденным по мастерству, неисчерпаемым по глубине и человечности содержания.
Другой музыкальный гений – Бетховен так говорил о Бахе: «Не ручей! – Море должно быть ему имя!». А в переводе с немецкого «Бах» означает «Ручей».
Несколько поколений Бахов были музыкантами. Сам же Иоганн Себастьян был прекрасным органистом.
Для его творчества особое значение имели музыкальные традиции семьи, религиозные традиции Родины – Германии. Отдельная часть любого его произведения всегда посвящена развитию одной идеи, одной темы – жизни или смерти, дня или ночи, горя или радости.
При жизни Баху самому удалось издать лишь очень небольшую часть своих произведений. Первое же полное собрание сочинений начали печатать в Германии спустя 100 лет после его кончины.
Далее, о том, какой была семья И. С. Баха, нам расскажут ребята, а также познакомят нас с основными моментами его жизненного пути. (Выступления детей).
Музыка Баха связана с культурой его родной страны. Ему не довелось ни разу выехать за пределы Германии. Но он увлеченно изучал произведения и немецких, и зарубежных композиторов. В своем творчестве оно гениально обобщил и обогатил достижения европейского музыкального искусства.
Все его произведения согреты искренним религиозным чувством. Они полны сострадания к людским горестям, проникнуты пониманием людских радостей. Со временем они вышли далеко за пределы храмов и не перестают глубоко впечатлять слушателей разных национальностей и вероисповеданий.
«Что за гений этот Бах! – писал русский композитор 19 века А. Серов – Возьмет одну мысль и проводит ее все глубже и глубже, вживается в нее и вместе с этой мыслью внедряется в тайники души!.. Понятно, что для такого гения, как Бах, самым родным инструментом был орган, этот океан гармоний, бесконечно могучий и величественный даже в бесстрастном спокойствии своем».
Сегодня мы знакомимся с наиболее известным сочинением И. Баха, которое называется «Токката и фуга ре минор для органа». Но вначале давайте дадим объяснения музыкальным терминам:
«Токката» ( в переводе с итальянского) означает прикосновение, удар. Токкатой называют виртуозную музыкальную пьесу импровизационного характера, как правило, для клавишных инструментов.
«Фуга» - это слово на латинском и итальянском языках означает «бег», «быстрое течение». В музыке – это сложное полифоническое произведение, где голоса, как бы перекликаются, догоняя друг друга.
Лучшие музыканты мира включают в свои выступления это известное сочинение. Его музыка под стать самому монументальному по размерам инструменту – органу. В ней очень ярко раскрываются все возможности звучания этого мощного музыкального сооружения.
Начинается «Токката» мужественным волевым кличем. Он раздается трижды, опускаясь из одной октавы в другую, и приводит к громовому аккордовому раскату в нижнем регистре. Далее слышатся мощные «завихряющиеся» виртуозные пассажи и широкие аккордовые взмахи-всплески. Вслед за токкатой звучит фуга, построенная на развитии одной темы, которая как бы раздваиваясь и расстраиваясь, перекликается в движении.
Знакомясь с этим сочинением, давайте попробуем вместе пережить все то, что чувствовал сам композитор, создавая его.
3.Итак, «Токката и фуга ре минор». Исполняет Саймон Престон, орган.
(слушание)
Интересен тот факт, что современные джазовые музыканты боготворят Баха. Его музыка является образцом для их творчества. Одну такую композицию я предлагаю вам послушать. Почувствуйте разницу.
«Токката ре минор исполняет рок-группа под руководством Рика Ван дер Линдена
(слушание)
4.И что вы можете мне сказать? (В современных ритмах это произведение выглядит по другому, но все же основа очень узнаваема, а чувства , представления, ощущения просто как бы осовремениваются и мы ощущаем ритм жизни нашего времени, но все же хочется остановиться и задуматься, возможно, о предназначении человека в этом мире, о сожалении чего-то, что мы утратили или потеряли).
5.Переходим к пению – распеванию.
(работа с классом)
6.Вокально-хоровая работа.
Мы говорили с вами о том, что в своем творчестве И. Бах немалое внимание уделял культуре, традициям своей родной страны. Я думаю, что и нам сегодня будет уместно поговорить о нашей малой родине, о Тульском крае. Именно в этом году мы отмечаем 70-ую годовщину обороны нашего славного города героя Тулы в боях периода В. О. войне. И проведем работу над песнями, посвященными этой теме.
«Тульская земля», «Память Тульской земли».
7.И в заключении давайте подведем итог нашему уроку.
Сегодня, знакомясь с творчеством замечательного немецкого композитора И. С. Баха, мы можем сказать, что его музыка очень естественна в выражении чувств. Она яркая, живая, волнующая, она возвышает и вносит в душу любовь не только к Всевышнему, но и к простому человеку. А это говорит о том, что в музыке Баха мы действительно слышим, видим, ощущаем то «небесное и земное».
Для детей:
Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в Тюрингии – одной из областей Центральной Германии, небольшом городе Эйзенахе.
Его прапрадед по имени Файт был булочником и так любил музыку, что не расставался с цитрой – музыкальным инструментом, даже во время поездок на мельницу. Играл, пока мололась мука.
А среди его потомков, расселившихся по Тюрингии и соседним областям, оказалось так много музыкантов, что каждого, кто занимался этой профессией там стали называть «Бахом». Это были церковные органисты, скрипачи, флейтисты, трубачи, некоторые проявили композиторское дарование. Они состояли на службе у городских муниципалитетов и при дворах властителей мелких княжеств и герцогств, на которые была раздроблена Германия.
Скрипачом, городским и придворным музыкантом в Эйзенахе был отец Иоганна Себастьяна. Он начал обучать музыке своего младшего сына и отдал его в церковную школу. Обладая прекрасным высоким голосом, мальчик пел в школьном хоре.
Когда же ему шел десятый год, его родители умерли. Заботы о сироте взял на себя старший брат, церковный органист в соседнем городке. Он определил младшего брата в местный лицей и сам давал ему уроки игры на органе. Музыкальной композицией Бах с детских лет овладел самостоятельно, переписывая сочинения различных авторов. Одну, особенно интересовавшую его нотную тетрадь, ему пришлось переписывать лунными ночами тайком от старшего брата. Но когда долгая и трудная работа была закончена, старший брат безжалостно отобрал у Иоганна рукопись.
Пятнадцати лет Бах сделал решительный шаг – перебрался в далекий северонемецкий город Люнебург, где поступил певчим стипендиатом в школу при монастырской церкви. Ее он закончил успешно через три года и стал искать себе работу поближе к родным краям.
В течении 9 лет Иоганн Бах живет и работает в Веймаре, работая при дворе герцога органистом и помощником руководителя капеллы (группы певцов). В это время он становиться непревзойденным исполнителем на органе и клавесине.
Это убедительно подтвердил следующий случай. Однажды Бах отправился в Дрездон, где решили устроить состязание между ним и знаменитым французским органистом Луи Маршаном. Но тот, услышав игру Баха поспешил тайком уехать из Дрездена. И состязание не состоялось.
В возрасте 33 лет Бах со своей семьей перебирается в другой город – Кеттен. Здесь рождается множество произведений для различных инструментов.
Но в это время, Баха переживает трагедию в семье. Оставив на руках молодого мужа четверых детей, умирает жена Мария. Переживая тяжелую утрату, Бах не прекращает работы, все больше задумываясь о смысле жизненного бытия.
Спустя некоторое время он снова женится на прелестной молодой особе Анне Магдалене, которая становится его верной спутницей до конца жизни, родив ему 13 детей.
Впоследствии Бах переселяется в город Лейпциг, где создает свои самые выдающиеся вокальные произведения «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», которые были последователями учения Иисусу Христа и вели рассказ-повествование о его земной жизни, о его страданиях и мученической смерти.
С годами здоровье Баха пошатнулось. Он переносит две неудачные глазные операции и слепнет. В начале 1750 года Бах скончался, прожив, таким образом - 65 лет. О его жизни мы можем сказать, что она была очень нелегкой, но трудолюбивой и всегда озарена гениальным творческим вдохновением.