Просмотр содержимого документа
««Сюжеты и образы духовной музыки». «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени»»
Уроки музыки в 7 классе
Тема урока: «Сюжеты и образы духовной музыки». «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени»
Цель урока: знакомство с духовной музыкой, с жизнью и вокально-драматическим творчеством русского композитора С. В. Рахманинова на примере «Всенощной».
Задачи: нравственно-эстетическое воспитание школьников на основе восприятия духовных ценностей, запечатленных в произведениях музыкальной классики, воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к музыкальной культуре своего народа, к его истории, религии, традициям; понимание драматургии музыкального произведения, определение его жанра, знакомство с новыми понятиями; развитие вокальных навыков, культуры восприятия музыки, мышления, творческих способностей.
Тип урока: ОНЗ
Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, экран.
Зрительный ряд: презентация.
Музыкальный ряд: «Всенощное бдение» С. Рахманинова (фрагменты); песни: «Молитва» Б. Окуджавы, «Храм Твой, Господи, в небесах».
Литературный ряд: стихотворения духовного содержания: «Любил я в детстве» И. Бунина, «Защити», «Все хочет петь и славить Бога» Ф. Сологуба, «Перезвон колоколов».
- Ребята, что это за музыка? ( «Высокая месса» Баха) (Слайд 1). Какого содержания? (Духовного) Что значит духовная музыка?(Музыка, связанная с текстами религиозного характера)
- А сейчас ответим на вопросы прошлого урока. (Слайды 2-8)
(На экране демонстрируются проверочные вопросы, на которые дети дают ответы)
- Повторим песню прошлого урока Б. Окуджавы «Молитва». (Слайды 9-10)
(Исполнение песни)
Мотивация. Введение в тему.
- Сегодня мы познакомимся с духовной музыкой русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова – это монументальное произведение для хора а капелла с солистом, входящее в золотой фонд всемирного культурного наследия – «Всенощное бдение». ( Слайд 11) Его называют хоровой симфонией, его знают, любят и почитают во всем мире, признавая его высочайшую художественную ценность.( Слайд12)
- Человек трудной судьбы, вынужденный покинуть родину после революции, Сергей Васильевич Рахманинов до последнего вздоха любил Россию. (Слайд13). А его характер был отражением всего лучшего, что может воспитать в человеке православие – скромность, смирение, сострадание. Всю свою жизнь он жертвовал на благотворительность. Во время Первой мировой войны он отдавал все заработки от концертов на нужды армии. После революции, когда уже работал в Америке, он регулярно отправлял переводы в Москву – существует даже свидетельство, что однажды почтальон, выдавая очередной денежный перевод, спросил: «Что у вас за Рахманинов такой? Пол Москвы от него получают деньги». А во время Второй мировой войны, когда уже болел неизлечимо, до самой смерти он успел отправить в Россию сумму, что в пересчете на сегодняшние деньги можно измерить как 300 тысяч долларов – это был неоценимый вклад в ту Победу.
Изучение нового материала. (Слайд 14)
- Всенощное бдение – это особое обрядовое богослужение в православии, совершаемое накануне воскресных и праздничных дней по церковному календарю. Иногда говорят всенощная служба. Она состоит из 2 масштабных частей – вечерни, (слайд 15), где вспоминаются ветхозаветные события, и утрени, (слайд 16), где поминают новозаветное время и пришествие Христа. Внутри службы есть неизменяемые песнопения и изменяемые – это стихиры, тропари и другие стихи, приуроченные к конкретному празднованию. Общая динамика Всенощного бдения – от мрака к свету.
- Прекрасно сохранились дневники Сергея Васильевича. Он много пишет о своих детских воспоминаниях, как поразили его и навсегда врезались в память простые запевы обихода, колокольные звоны новгородского Софийского собора. (Сл.17)
(Обучающийся читает стихотворение «Любил я в детстве» И. Бунина на фоне звучащей музыки)
Любил я детстве сумрак в храме, (Сл. 18)
Любил вечернею порой
Его, сияющим огнями,
Перед молящейся толпой.
Любил я всенощное бденье,
Когда в напевах и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние в грехах.
Безмолвно, где-нибудь в притворе, (Сл.19)
Я становился за толпой,
Я приносил туда с собой
В душе и радости и горе.
И в час, когда хор тихо пел (Сл.20)
О «Свете Тихом», - в умиленьи
Я забывал свои волненья
И сердцем радостно светлел…
- В конце 1914 – начале 1915 года С. Рахманинов принимается за написание «Всенощной». (Слайд 21) Работа продвигалась чрезвычайно быстро – меньше чем за 2 недели было написано все. Впервые исполнено 10 марта 1915 года – все сборы пошли на нужды раненым. (Сл.22)
- Во время работы он много общался и советовался с видными экспертами того времени – церковным композитором Александром Кастальским и директором Синодального училища, композитором Степаном Смоленским. Оба они помогли Сергею Васильевичу воплотить в жизнь творческий замысел. «Наша музыка будущего имеет источники своей мощи именно здесь, в своих началах, в своей дороге, в своих идеалах, давно обдуманных для нас простыми певцами…» - эти слова принадлежат С.В. Смоленскому. Ему Рахманинов и посвятил свое произведение. (Сл.23)
- «Всенощное бдение» Рахманинова состоит из 2 циклов песнопений, образующих «Вечерню» и «Утреню». В нем 15 номеров, большая часть которых основана на подлинных знаменных распевах, (Сл.24) обогащенных композитором новыми голосами и мелодическими линиями. Суровые, строгие мелодии, звучавшие в древних храмах, ожили в руках композитора.
- Это произведение могло родиться только в России. (Сл.25) Это одно из немногих русских хоровых сочинений, в котором русский характер, образы родной природы (Сл. 26) и нравственное чувство были так сильно выражены. Озвученный облик Родины – так можно определить художественную идею «Всенощной». (Сл.26)
- В первых 7 номерах «Вечерни» (Сл.27) преобладает мягкая звучность, лиричность, за исключением № 1 «Приидите, поклонимся», (Сл.28) звучащий торжественно, настраивая на внимание величественному действию.
(Слушание музыки)
- Песнопение «Ныне отпущаеши» (№5) (Сл.29) подобно умиротворенной колыбельной.
(Обучающийся читает стихотворение на фоне звучащей музыки)
Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой томный обнови,
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви
Не страшны мне мои страданья:
Они залог любви святой;
Но дай, чтоб пламенной душой
Я мог пить слезы покаянья.
Взгляни на сердца нищету
Дай Магдалины жар священный,
Дай Иоанна чистоту;
Дай мне донесть венец мой тленный
Под игом тяжкого креста
К ногам Спасителя Христа. (И. Козлов)
- Сердцевина «Всенощной»- хор«Богородице Дево, радуйся» №6.(Сл.30) Это егосмысловая кульминация. Он завершает цикл «Вечерни». Этот хор часто исполняется отдельно в концертах хоровой музыки. Образ Богородицы особо почитается в православии. (Обучающийся читает стихотворение «Защити»)
Мрак лампады часовенки тесной
И кадила рассеянный дым…
Перед ликом Царицы Небесной
Мы с горячей молитвой стоим…
Богородица, нас много грешных
Ты своим амофором покрой,
И в болезнях, скорбях безутешных
Защити, исцели, успокой…
- Во время исполнения этого номера многие, даже не очень верующие испытывают катарсис – момент высочайшего взлета помыслов и очищения, облегчения, избавления от боли и страданий. При том, что само произведение не изобилует гармоническим и мелодическим разнообразием, прозрачное и строгое по звучанию в начале, все драматургическое развитие происходит внутри – тема отдана альтам, а сопрано, которые традиционно ведут мелодию, лишь выполняют фоновую функцию, позволяя накапливаться эмоциональному напряжению, которое вырвется в мощнейшее форте на словах «Благословен плод чрева Твоего».
(Слушание музыки)
- Проникнутую лирическим настроением и тихой молитвенностью «Вечерню» сменяют динамичные, с яркими тембровыми контрастами, подчеркнутой ритмикой и могучими кульминационными подъемами песнопения «Утрени». (Сл.31) Они несут в себе энергичное, эпическое начало, напоминая интонации былинных сказов и фресковые композиции. Активно и утверждающе звучит хор «Хвалите имя Господне», построенный на короткой попевке знаменного распева.
(На фоне звучащей музыки обучающийся читает стихотворение)
Все хочет петь и славить Бога
Заря и ландыш, и ковыль,
И лес, и поле, и дорога,
И ветром зыблемая пыль.
Они зовут за словом слово,
И песню их из века в век
В иных созвучьях слышит снова
И повторяет человек. (Ф. Сологуб)
- Утренний благовест (колокольный звон) сообщает радостную приподнятость душе человека, который вступает в грядущий день. (Сл.32)
(Звучит колокольный звон, и обучающийся читает стихотворение «Перезвон»)
Как порою хочется послушать
Песню моей родины без слов.
Звук, который так волнует душу –
Светлый перезвон колоколов.
И укрытый в утреннем тумане
Чуть заметный свет ее берез (Сл.33)
Волновать меня не перестанет,
Душу с детства трогает до слез.
Звон колоколов моей России,
Нет его мне ближе и родней,
Сердце растревожил ностальгией
По далекой родине моей.
- Концертная жизнь «Всенощной» возобновилась в конце XX века. (Сл.34) В церкви сочинение Рахманинова впервые прозвучало лишь в 1957 г. в Москве на Большой Ордынке в храме иконы «Всех скорбящих Радость». Исполнение было посвящено памяти Рахманинова и с тех пор каждый год в марте повторяется.
- Давайте в учебнике на стр.68 прочитаем слова известного хорового дирижера В. Чернушенко о «Всенощной», которая раскрывает душу народа: (Сл.35) «Всенощная создана для храма. А храм этот – вся Россия, с лазурным куполом неба, с неоглядным раздольем полей и лесов, с иконостасом, где запечатлены лики и деяния святых – лучших сынов ее, с добрым, умным, красивым народом…(Сл.36)
(Исполняется песня «Храм Твой, Господи, в небесах»)
5. Вывод.
- В чем же заключается драматургия «Всенощной»? (Драматургия заключается в раскрытии контрастных образов «Вечерни» и «Утрени». Музыка «Вечерни» мягкая, лиричная, проникнута тихой молитвенностью – это образ тихого покаяния. А утренние песнопения энергичные, динамичные – это образ Веры, Надежды, Любви.)
- Как вы думаете, почему «Всенощную» С Рахманинова считают вершиной мировой музыкальной культуры? (Потому что эта музыка впитала в себя лучшие национальные черты русского народа. Она волнует исполнителей и слушателей. Эта музыка пронизана добром и светом, в ней – торжество и покой, сосредоточенная суровость и сдержанная сила, размах и мощь. Эта музыка объединяет прошлое с настоящим, настоящее с будущим. Объединяет и нас – в любви и преданности своей земле.)
6. Рефлексия учебной деятельности. (Сл.37)
- Оцените свою работу на уроке, закончив предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог...
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
7. Подведение итогов. Выставление оценок.
- Сегодня мы с вами прикоснулись лишь к незначительной части наследия великого русского композитора С. В. Рахманинова, узнали о его жизни, познакомились с его произведением. В наши дни тема духовности, православия все больше входит в повседневную жизнь. Как мы видим на примере музыки И.С Баха и С.В. Рахманинова великие умы прошлого не отвергали существования Создателя мироздания и воздавали Ему славу своим творчеством: шедеврами духовной музыки, звучащей во время православных праздников в храмах и в концертных программах с хором. Хотелось бы вам пожелать, чтобы музыка С. Рахманинова, его гражданская позиция, любовь к России стали бы для вас жизненным и творческим ориентиром.
8. Домашнее задание. (Сл. 38)
По учебнику на стр.66-69, вопр. и зад., слушание фрагментов из «Всенощной», найти произведения изобразительного искусства, созвучные музыке.