kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Сюжеты и образы духовной музыки». «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Сюжеты и образы духовной музыки». «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Сюжеты и образы духовной музыки». «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени»»

Уроки музыки в 7 классе



Тема урока: «Сюжеты и образы духовной музыки». «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени»


Цель урока: знакомство с духовной музыкой, с жизнью и вокально-драматическим творчеством русского композитора С. В. Рахманинова на примере «Всенощной».

Задачи: нравственно-эстетическое воспитание школьников на основе восприятия духовных ценностей, запечатленных в произведениях музыкальной классики, воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к музыкальной культуре своего народа, к его истории, религии, традициям; понимание драматургии музыкального произведения, определение его жанра, знакомство с новыми понятиями; развитие вокальных навыков, культуры восприятия музыки, мышления, творческих способностей.

Тип урока: ОНЗ

Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, экран.

Зрительный ряд: презентация.

Музыкальный ряд: «Всенощное бдение» С. Рахманинова (фрагменты); песни: «Молитва» Б. Окуджавы, «Храм Твой, Господи, в небесах».

Литературный ряд: стихотворения духовного содержания: «Любил я в детстве» И. Бунина, «Защити», «Все хочет петь и славить Бога» Ф. Сологуба, «Перезвон колоколов».

Ключевые слова: духовная музыка, хоровая симфония, а капелла, вокально-драматический, всенощное бдение, вечерня, утреня, знаменный распев, кульминация, благовест, драматургия.

Ход урока

  1. Организационный момент.

(Звучит «Высокая месса» - си минор И. С. Баха)

  1. Актуализация знаний.

- Ребята, что это за музыка? ( «Высокая месса» Баха) (Слайд 1). Какого содержания? (Духовного) Что значит духовная музыка? (Музыка, связанная с текстами религиозного характера)

- А сейчас ответим на вопросы прошлого урока. (Слайды 2-8)

(На экране демонстрируются проверочные вопросы, на которые дети дают ответы)

- Повторим песню прошлого урока Б. Окуджавы «Молитва». (Слайды 9-10)

(Исполнение песни)

  1. Мотивация. Введение в тему.

- Сегодня мы познакомимся с духовной музыкой русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова – это монументальное произведение для хора а капелла с солистом, входящее в золотой фонд всемирного культурного наследия – «Всенощное бдение». ( Слайд 11) Его называют хоровой симфонией, его знают, любят и почитают во всем мире, признавая его высочайшую художественную ценность.( Слайд12)

- Человек трудной судьбы, вынужденный покинуть родину после революции, Сергей Васильевич Рахманинов до последнего вздоха любил Россию. (Слайд13). А его характер был отражением всего лучшего, что может воспитать в человеке православие – скромность, смирение, сострадание. Всю свою жизнь он жертвовал на благотворительность. Во время Первой мировой войны он отдавал все заработки от концертов на нужды армии. После революции, когда уже работал в Америке, он регулярно отправлял переводы в Москву – существует даже свидетельство, что однажды почтальон, выдавая очередной денежный перевод, спросил: «Что у вас за Рахманинов такой? Пол Москвы от него получают деньги». А во время Второй мировой войны, когда уже болел неизлечимо, до самой смерти он успел отправить в Россию сумму, что в пересчете на сегодняшние деньги можно измерить как 300 тысяч долларов – это был неоценимый вклад в ту Победу.

  1. Изучение нового материала. (Слайд 14)

- Всенощное бдениеэто особое обрядовое богослужение в православии, совершаемое накануне воскресных и праздничных дней по церковному календарю. Иногда говорят всенощная служба. Она состоит из 2 масштабных частей – вечерни, (слайд 15), где вспоминаются ветхозаветные события, и утрени, (слайд 16), где поминают новозаветное время и пришествие Христа. Внутри службы есть неизменяемые песнопения и изменяемые – это стихиры, тропари и другие стихи, приуроченные к конкретному празднованию. Общая динамика Всенощного бдения – от мрака к свету.

- Прекрасно сохранились дневники Сергея Васильевича. Он много пишет о своих детских воспоминаниях, как поразили его и навсегда врезались в память простые запевы обихода, колокольные звоны новгородского Софийского собора. (Сл.17)

(Обучающийся читает стихотворение «Любил я в детстве» И. Бунина на фоне звучащей музыки)

Любил я детстве сумрак в храме, (Сл. 18)

Любил вечернею порой

Его, сияющим огнями,

Перед молящейся толпой.

Любил я всенощное бденье,

Когда в напевах и словах

Звучит покорное смиренье

И покаяние в грехах.

Безмолвно, где-нибудь в притворе, (Сл.19)

Я становился за толпой,

Я приносил туда с собой

В душе и радости и горе.

И в час, когда хор тихо пел (Сл.20)

О «Свете Тихом», - в умиленьи

Я забывал свои волненья

И сердцем радостно светлел…

- В конце 1914 – начале 1915 года С. Рахманинов принимается за написание «Всенощной». (Слайд 21) Работа продвигалась чрезвычайно быстро – меньше чем за 2 недели было написано все. Впервые исполнено 10 марта 1915 года – все сборы пошли на нужды раненым. (Сл.22)

- Во время работы он много общался и советовался с видными экспертами того времени – церковным композитором Александром Кастальским и директором Синодального училища, композитором Степаном Смоленским. Оба они помогли Сергею Васильевичу воплотить в жизнь творческий замысел. «Наша музыка будущего имеет источники своей мощи именно здесь, в своих началах, в своей дороге, в своих идеалах, давно обдуманных для нас простыми певцами…» - эти слова принадлежат С.В. Смоленскому. Ему Рахманинов и посвятил свое произведение. (Сл.23)

- «Всенощное бдение» Рахманинова состоит из 2 циклов песнопений, образующих «Вечерню» и «Утреню». В нем 15 номеров, большая часть которых основана на подлинных знаменных распевах, (Сл.24) обогащенных композитором новыми голосами и мелодическими линиями. Суровые, строгие мелодии, звучавшие в древних храмах, ожили в руках композитора.

- Это произведение могло родиться только в России. (Сл.25) Это одно из немногих русских хоровых сочинений, в котором русский характер, образы родной природы (Сл. 26) и нравственное чувство были так сильно выражены. Озвученный облик Родины – так можно определить художественную идею «Всенощной». (Сл.26)

- В первых 7 номерах «Вечерни» (Сл.27) преобладает мягкая звучность, лиричность, за исключением № 1 «Приидите, поклонимся», (Сл.28) звучащий торжественно, настраивая на внимание величественному действию.

(Слушание музыки)

- Песнопение «Ныне отпущаеши» (№5) (Сл.29) подобно умиротворенной колыбельной.

(Обучающийся читает стихотворение на фоне звучащей музыки)

Прости мне, Боже, прегрешенья

И дух мой томный обнови,

Дай мне терпеть мои мученья

В надежде, вере и любви

Не страшны мне мои страданья:

Они залог любви святой;

Но дай, чтоб пламенной душой

Я мог пить слезы покаянья.

Взгляни на сердца нищету

Дай Магдалины жар священный,

Дай Иоанна чистоту;

Дай мне донесть венец мой тленный

Под игом тяжкого креста

К ногам Спасителя Христа. (И. Козлов)

- Сердцевина «Всенощной» - хор «Богородице Дево, радуйся» №6.(Сл.30) Это его смысловая кульминация. Он завершает цикл «Вечерни». Этот хор часто исполняется отдельно в концертах хоровой музыки. Образ Богородицы особо почитается в православии. (Обучающийся читает стихотворение «Защити»)

Мрак лампады часовенки тесной

И кадила рассеянный дым…

Перед ликом Царицы Небесной

Мы с горячей молитвой стоим…

Богородица, нас много грешных

Ты своим амофором покрой,

И в болезнях, скорбях безутешных

Защити, исцели, успокой…

- Во время исполнения этого номера многие, даже не очень верующие испытывают катарсис – момент высочайшего взлета помыслов и очищения, облегчения, избавления от боли и страданий. При том, что само произведение не изобилует гармоническим и мелодическим разнообразием, прозрачное и строгое по звучанию в начале, все драматургическое развитие происходит внутри – тема отдана альтам, а сопрано, которые традиционно ведут мелодию, лишь выполняют фоновую функцию, позволяя накапливаться эмоциональному напряжению, которое вырвется в мощнейшее форте на словах «Благословен плод чрева Твоего».

(Слушание музыки)

- Проникнутую лирическим настроением и тихой молитвенностью «Вечерню» сменяют динамичные, с яркими тембровыми контрастами, подчеркнутой ритмикой и могучими кульминационными подъемами песнопения «Утрени». (Сл.31) Они несут в себе энергичное, эпическое начало, напоминая интонации былинных сказов и фресковые композиции. Активно и утверждающе звучит хор «Хвалите имя Господне», построенный на короткой попевке знаменного распева.

(На фоне звучащей музыки обучающийся читает стихотворение)

Все хочет петь и славить Бога

Заря и ландыш, и ковыль,

И лес, и поле, и дорога,

И ветром зыблемая пыль.

Они зовут за словом слово,

И песню их из века в век

В иных созвучьях слышит снова

И повторяет человек. (Ф. Сологуб)

- Утренний благовест (колокольный звон) сообщает радостную приподнятость душе человека, который вступает в грядущий день. (Сл.32)

(Звучит колокольный звон, и обучающийся читает стихотворение «Перезвон»)

Как порою хочется послушать

Песню моей родины без слов.

Звук, который так волнует душу –

Светлый перезвон колоколов.

И укрытый в утреннем тумане

Чуть заметный свет ее берез (Сл.33)

Волновать меня не перестанет,

Душу с детства трогает до слез.

Звон колоколов моей России,

Нет его мне ближе и родней,

Сердце растревожил ностальгией

По далекой родине моей.

- Концертная жизнь «Всенощной» возобновилась в конце XX века. (Сл.34) В церкви сочинение Рахманинова впервые прозвучало лишь в 1957 г. в Москве на Большой Ордынке в храме иконы «Всех скорбящих Радость». Исполнение было посвящено памяти Рахманинова и с тех пор каждый год в марте повторяется.

- Давайте в учебнике на стр.68 прочитаем слова известного хорового дирижера В. Чернушенко о «Всенощной», которая раскрывает душу народа: (Сл.35) «Всенощная создана для храма. А храм этот – вся Россия, с лазурным куполом неба, с неоглядным раздольем полей и лесов, с иконостасом, где запечатлены лики и деяния святых – лучших сынов ее, с добрым, умным, красивым народом…(Сл.36)

(Исполняется песня «Храм Твой, Господи, в небесах»)

5. Вывод.

- В чем же заключается драматургия «Всенощной»? (Драматургия заключается в раскрытии контрастных образов «Вечерни» и «Утрени». Музыка «Вечерни» мягкая, лиричная, проникнута тихой молитвенностью – это образ тихого покаяния. А утренние песнопения энергичные, динамичные – это образ Веры, Надежды, Любви.)

- Как вы думаете, почему «Всенощную» С Рахманинова считают вершиной мировой музыкальной культуры? (Потому что эта музыка впитала в себя лучшие национальные черты русского народа. Она волнует исполнителей и слушателей. Эта музыка пронизана добром и светом, в ней – торжество и покой, сосредоточенная суровость и сдержанная сила, размах и мощь. Эта музыка объединяет прошлое с настоящим, настоящее с будущим. Объединяет и нас – в любви и преданности своей земле.)

6. Рефлексия учебной деятельности. (Сл.37)

- Оцените свою работу на уроке, закончив предложения:

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я научился…

- Я смог...

- Меня удивило…

- Мне захотелось…

7. Подведение итогов. Выставление оценок.

- Сегодня мы с вами прикоснулись лишь к незначительной части наследия великого русского композитора С. В. Рахманинова, узнали о его жизни, познакомились с его произведением. В наши дни тема духовности, православия все больше входит в повседневную жизнь. Как мы видим на примере музыки И.С Баха и С.В. Рахманинова великие умы прошлого не отвергали существования Создателя мироздания и воздавали Ему славу своим творчеством: шедеврами духовной музыки, звучащей во время православных праздников в храмах и в концертных программах с хором. Хотелось бы вам пожелать, чтобы музыка С. Рахманинова, его гражданская позиция, любовь к России стали бы для вас жизненным и творческим ориентиром.

8. Домашнее задание. (Сл. 38)

По учебнику на стр.66-69, вопр. и зад., слушание фрагментов из «Всенощной», найти произведения изобразительного искусства, созвучные музыке.











7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Руднева Надежда Владимировна

Дата: 07.01.2019

Номер свидетельства: 494089

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Презентация к уроку «Сюжеты и образы духовной музыки»». «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова."
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_siuzhety_i_obrazy_dukhovnoi_muzyki_vsenoshchnoe_bdenie_s_v"
    ["file_id"] => string(6) "494093"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1546876878"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Учитель, воспитатель"
    ["seo_title"] => string(18) "uchitel_vospitatel"
    ["file_id"] => string(6) "494087"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1546874274"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства