kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Образы русской народной и духовной музыки» (История Древней Руси)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аудитория 6 класс; тип урока - урок коррекции и изучения нового материала; форма урока - урок размышление

Цель урока: расширить знания об особенностя русской народной песни, сформировать представления об образах духовной музыки

Задачи урока: способствовать овладению навыков музицирования;слушания и анализа музыкальных произведений; расширение возможностей речевого высказывания (устного или письменного) в процессе размышления о музыке разных стилей; расширение умения поиска информации,необходимой для изучениятемы; познакомить с новым понятием "духовная музыка" её жанрами, и видами исполнения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Образы русской народной и духовной музыки» (История Древней Руси) »

Тема: «Образы русской народной и духовной музыки»

(История Древней Руси)

Класс: 6 «Б»

Тип урока: урок коррекции и изучения нового материала

Форма урока: урок – размышление

Цель урока: расширить знания об особенностях русской народной песни, сформировать представление об образах духовной музыки.

Задачи урока:

  • Способствовать овладению обучающими навыков музицирования, слушания и анализа музыкальных произведений;

  • расширение возможностей речевого высказывания (устного или письменного) в процессе размышлений о музыке разных стилей;

  • расширение умений поиска информации, необходимой для изучения темы, в электронных образовательных ресурсах и Интернете;

  • познакомить с новым понятием «духовная музыка».

Оборудование: учебник «Музыка» 6 класс Г.П.Критская, Е.Д. Критская, рабочая тетрадь, фрагменты из русских народных песен, презентация, видеоматериалы, компьютер, проектор

Музыкальный материал: «Милый мой хоровод» русская народная песня, «Плясовая», «Солдатушки, браво ребятушки», «Колыбельная», «Ты ль река моя реченька», «Частушки»

Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие учащихся)

- Ребята, я рада приветствовать вас на нашем уроке, и хотя за окном хмурая погода, я надеюсь, что это не повлияет на ваше настроение на нашем уроке и он пройдет теплой, радостной обстановке.

2.Актуализация знаний.

- Сегодня наш урок будет состоять из двух тем (доска поделена на две части).

Тема первой части нашего урока вы должны догадаться, прослушав стихотворение (ученик читает стих С.Есенин «Русская песня»)

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов.

Сколько песен у России –

Сколько во поле цветов!

Словно музыка степная

Золотая рожь встает

В полный голос слышен колос –

Это Родина поет!

Песни русские такие, что охота подпевать…

Столько песен у России, -

Никому не сосчитать.

- Это стихотворение определило содержание нашего урока. О чем мы сегодня будем говорить с вами? Какова тема урока?

- Русская народная песня (запись темы урока на первой части доски, запись темы в тетрадь)

- Ребята, а что вы знаете о русской народной песне (ответы учащихся)

-Сейчас более подробно нам о русской народной песне расскажет…. (ученица читает сообщение о русской народной песни)

Сообщение

Что же такое русская народная песня? Это глубоко задушевные, раскрывающие внутренний мир человека песни, в них яркое отражение русского характера.

Самой ранней частью русских народных песен является традиционные крестьянские песни. Народ в этих песнях глубоко выразил глубокие чувства того времени, их любимых героев, песни о величайшей природе России, о своей силе, могуществе и жизнерадостности. Песни, в которых воспевались горе и тоска, слёзы, злоба. Народная песня крепко связана с повседневной жизнью народа, его трудом, отдыхом, семейной жизнью. С  сожалением приходится признать, что за последние годы интерес к обычаям старины заметно угасает, особенно у молодежи. А как, бывало весело на Руси проходили посиделки, колядки, широкая масленица, свадьбы. Ни один праздник на селе не обходился без гармошки, балалайки.   

В те далекие времена на селе не было никаких развлечений, а желание людей собираться вместе, коротать вечера всегда оставалось потребностью. После тяжелого крестьянского труда людям хотелось веселиться  вот и придумали сельские жители развлечение в зимнее время – посиделки. Начались они с Покрова дня. И как только наступал вечер, молодежь начинала собираться в одной из изб располагалась поудобнее на лавочках, вязали, пряли, вышивали, делали игрушки из глины и теста, рисовали росписи и конечно же пели песни, больше протяжные, напевные. В каждой из сделанных работ, поделок, росписей, кружева, платков, лилась своя песня, песня радости, печали, любви, грусти, в каждой из поделок оставалась своя тайна и своя песня. Затем пели частушки, танцевали, водили хороводы.А заканчивались посиделки все больше играми.

  Также пели песни и на работе, на праздниках, свадьбах, в грусти и в печали, в отдыхе и у колыбели.




-А теперь давайте вспомним какие бывают виды русских народных песен. (учащиеся определяют вид песни по отрывку музыкального произведения)

Звучат отрывки: «Милый мой хоровод» - хороводная, «Колыбельная» - колыбельные, «Плясовая» - плясовые, «Солдатушки, браво ребятушки» - солдатские, «Частушки», «Ты ль река моя реченька» - протяжная. (по ходу прослушивания учащиеся вывешивают карточки на доску с видами песен и записывают в тетрадь)

-А теперь послушайте песню «Было у матушки 12 дочерей» (исполняет ученица)

К какому виду можно отнести прослушанную песню?( к плясовой)

- Кто на Руси любил петь и плясать, смешить народ на ярморочных гуляньях, праздниках? (скоморохи)

- Яркими представителями народного творчества были скоморохи

- Кто такие скоморохи? (просмотр видео о скоморохах)

Скоморох считали безграмотными шутами, но на самом деле они были осведомлены всеми государственными делами и в своих песнях и шутках высмеивали их недостатки.

Какие музыкальные инструменты использовали скоморохи для своих выступлений?

3. Физ. пауза

А сейчас мы с вами немного отдохнём, окунувшись в народные традиции и проведем самую известную игру в те времена, которая называлась «Бароба». (проведение игры)

- Сегодня на уроке я хочу познакомить вас с еще одним образом вокальной музыки – духовной музыкой. (запись второй части урока)

- Как вы понимаете словосочетание духовная музыка? (ответы учащихся)

- Сейчас нас об этом расскажет …(выступление учащийся) (просмотр видео их древней летописи)

Сообщение

В 10в. А точнее в 988г. произошло очень важное событие для русского народа – Крещение Руси. Киевский князь Владимир (Красное Солнышко) по примеру своей бабушки – Княгини Ольги – провозгласил на Руси христианскую веру, веру в единого Бога – Иисуса Христа.

Прежде чем избрать веру, князь Владимир отправил в разные страны послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, входившей в состав государства Византии, потрясла их. Этот восторг запечатлён в древних летописях. (просмотр видео)

- С каким событием связано появление духовной музыки на Руси. Из какой страны к нам пришла духовная музыка? Какие исторические личности связаны с этим событием?

- Работа с презентацией (одновременно на доску вывешиваются новые понятия о духовной музыки и записи этих понятий в тетрадь).

4.Закрепление. По записям и карточкам на доске, которые учащиеся в течение урока крепили на доску, дети делают обобщенный вывод всего урока.

5.Домашнее задание – записать определения к новым словам, которые записали на уроке

6.Пение 1.Распевки (настройка голосового аппарата)

- Ребята а зачем нам нужно знать о русских народных песнях, о появлении духовной музыки на Руси? (ответы учащихся потому что мы должны сохранять культуру, традиции своего русского народа и передавать их будущим поколениям ведь не зная прошлого, мы не сможем построить будущее своего народа)

Исполнение классом песни «Мальчишки»

7.Рефлексия

Уход детей (под музыку)


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
«Образы русской народной и духовной музыки» (История Древней Руси)

Автор: Бабичева Таьяна Викторовна

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135514

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Россия в злате куполов "
    ["seo_title"] => string(24) "rossiia-v-zlatie-kupolov"
    ["file_id"] => string(6) "228915"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441548676"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация к уроку ИЗО в 4 классе на тему "Древнерусские воины-защитники" "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-k-uroku-izo-v-4-klassie-na-tiemu-drievnierusskiie-voiny-zashchitniki"
    ["file_id"] => string(6) "131879"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416242417"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Символика России. "
    ["seo_title"] => string(18) "simvolika-rossii-1"
    ["file_id"] => string(6) "211117"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431541458"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок-творческая мастерская "Символика цветов" "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-tvorchieskaia-mastierskaia-simvolika-tsvietov"
    ["file_id"] => string(6) "149777"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420301860"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства