Цели и задачи:
1.Формирование духовной культуры учащихся средствами музыкального искусства.
2.Воспитание гуманистической культуры межнациональных отношений поликультурной личности, духовно-нравственной культуры.
3.Развитие слушательской культуры, развитие ассоциативного мышления учащихся в постижении образной сферы произведения.
Ход урока.
1.Звучит песня в исполнении Розы Рымбаевой «Цвети земля». В песне воспевается красота родной земли, родного края.
1)-Скажите ребята, что означает слово «Родина»?
Стихи о Родине читают наизусть учащиеся:
Скажи мне как правильней землю назвать?
Земля дорогая? Земля золотая?
Нет, лучше наверно. сказать ей: «Родная»,
Сказать ей, Земля наша милая добрая мать.
Так ласковей будет звучать!
2) Всё что мы любим, всё создано ею
И горы, и реки, и лес,и цветы
И осень, и лето, и дождик и ты.
2. С давних времён красота родного края являлась источником вдохновения для поэтов, художников, композиторов разных стран и народов.
Имя великого казахского композитора Курмангазы известно всему миру. Он внёс неоценимый вклад в развитие казахской инструментальной музыки. В своей музыке Курмангазы передал думы, настроения и мечты народа своей страны. В звуках его мелодий можно было почувствовать красоту и дыхание казахской степи. Знаменитые кюи «Сары-арка», «Адай». «Балбырауын» и мн. др. являются бесценным духовным наследием.
Курмангазы – неповторимый музыкант и гордость казахского народа.
Слушание: Кюй «Сары-арка» («Золотая степь»)
-Что мы услышали или увидели в этой музыке? (степные просторы, звуки ветра, быстрый ритм, движение, скачки, бег лошадей и т.д.)
-Какие чувства вызывает эта музыка? (радость, веселье, праздник, торжественность)
Стихи в исполн. уч-ся:
-Прекрасна ныне степь!
Скрывая тайны, она желтела долгие века.
Курмангазы, я знаю. не случайно
Свой лучший кюй назвал «Сарыарка»
Кюй- инструментальное музыкальное произведение.
Слушание: кюй «Балбырауын»
-Какой музыкальный инструмент звучит? (домбра)
-Какие ещё казахские народные инструменты вы знаете? (кобыз, жетыген)
3. Самым распространенным жанром (видом музыки) во все времена была песня.
Песня в исполнении учащихся «Песня кота Леопольда»
4.А сейчас мы послушаем песню. (звучит мелодия песни «Во поле берёза стояла»)
Знакома ли вам эта песня?