kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок литературы "Образ Родины в лирике Есенина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок пробуждает  у детей интерес к творчеству С.А.Есенина, Тема Родины - основная тема в творчестве поэта. Куда бы ни забрасывала поэта судьба, он всегда чувтвовал глубокую связь со своей землёй, отчим домом.

Цели урока

  • Раскрыть образ Родины и художественные средства его воплощения в лирике    С.А. Есенина.
  • познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта;
  • показать народность творчества С. Есенина;
  • определить истоки музыкальности, напевности, народности стихотворений;
  • анализировать стихотворения С. Есенина;
  • развивать речь;
  • воспитывать любовь к Родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературы "Образ Родины в лирике Есенина" »











Конспект открытого урока литературы в 9 «А» классе на тему «Образ Родины в лирике С.А.Есенина

Учитель русского языка и литературы Фурасьева Татьяна Владимировна























Тема: Образ Родины в лирике С. А. Есенина



  • Раскрыть образ Родины и художественные средства его воплощения в лирике С.А. Есенина.

  • познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта;

  • показать народность творчества С. Есенина;

  • определить истоки музыкальности, напевности, народности стихотворений;

  • анализировать стихотворения С. Есенина;

  • развивать речь;

  • воспитывать любовь к Родине.

Задачи:

образовательные:

  1. рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта;

  2. показать народность творчества поэта;

развивающие:

  1. развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина;

  2. развитие навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта;

  3. развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов;

  4. совершенствование навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско- поисковой деятельности;

воспитательные:

  1. воспитание почтения и уважения к матери, любви к Родине;

  2. воспитание чувства восхищения родной природой;

  3. воспитание духовно-нравственной культуры учащихся

Ход урока

  1. Организационный момент. Слово учителя:

Сегодня на уроке мы рассмотрим «Тему Родины в лирике С.Есенина», исследуем творчество С.Есенина, выясним, какое место   тема Родины занимает в лирике  поэта, выявим, что являлось источником вдохновения поэта. (Слайд 1, 2)

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова самого Есенина: «О Русь малиновое поле и синь, упавшая в реку, - люблю до радости и боли твою озерную тоску

2. Ассоциативный ряд

Задание в тетради. Напишите 5-7 слов, которые вызывают в вашем сознании образ Родины, родного дома.

(Учащиеся зачитывают слова)

3.Проверка домашнего задания. Работа со статьей учебника

Что повлияло на формирование характера Есенина, на становление его творчества?

Каков же внутренний мир Есенина?

  1. Работа по теме урока.

      1. Слово учителя

– С. Есенин прожил яркую, короткую, как мгновение, жизнь. Всего тридцать лет! Более половины из них он провел на родине, в рязанском крае. Здесь – глубинные корни народности и реализма поэзии Есенина. Это имя у всех связано с радостью, ощущением чего-то прекрасного, светлого, пробуждающего любовь к человеку, к Родине. В самом звучании его фамилии есть, как оказывается, что-то природное, лесное, весеннее.

Сергей Есенин!

Это имя в лесах родной моей России,

В березах нежных и осинах,

В сережках желтовато-синих,

В лугах из зелени весенней,

В стихах твоих ,Сергей Есенин… (Александр Коваль)




С. Есенин родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Чтобы лучше узнать поэта, нужно обратиться к истокам.

      1. Стихотворение читает подготовленный ученик

Игорь Ляпин «Дорога в Константиново»

Дождем ли затяжным омрачена,
Снегами ли засыпана до срока,
Дорога в Константинове, она
Всегда для сердца - светлая дорога.

Ее поля, луга - как берега.
Через холмы, опушки и селенья
Она несет, как плавная река,
Надежды все и все твои сомненья,

Тебя несет. Со всем, что есть в тебе,
В живой душе, что кровь твою не студит,
Со всем, что было, есть в твоей судьбе,
Со всем, что обязательно в ней будет.

Дорога в Константинове - на ней,
Как на духу, ты снова отвечаешь,
Что много в суете проходит дней,
И меньше дней достойных отмечаешь.

Но так светлы рязанские места -
Течет в глаза бескрайнее раздолье,
И думу навевает красота
О вечном небе и о хлебном поле,


О том, что путь твой жизненный не весь.
Шумят вокруг березы да осины...
И просто невозможно думать здесь
Отдельно о себе и о России.

1973



      1. Подготовленный ученик с проектом “Истоки творчества Есенина”.

Живописны окрестности села Константиново. С высоких прибрежных гор видна извилистая Ока. За ней на многие километры привольно раскинулись покрытые буйными травами заливные луга с многочисленными озерками, со старицей, заросшей тростником и лилиями. За лугами на горизонте в синей дымке темнеют мещерские леса. По другую сторону села лежат бескрайние просторы полей с небольшими перелесками и деревушками. Здесь зародилась неугасимая любовь Есенина к родине, её природе, народу.

Вся его жизнь посвящена поэзии. О Родине, о природе, обо всём живом на земле он писал с большой любовью и нежностью. Тема природы в лирике Есенина не может оставить равнодушным никого.

Село Константиново – родина Сергея Есенина – привольно раскинулось по правому высокому холмистому берегу Оки. Отсюда открывается необъятный простор заливных лугов, поблескивающая гладь луговых озер; убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта – дымка лесов Мещеры. Здесь крестьянствовали прадеды поэта, выбивались в люди деды, здесь вырос его отец, провела свою нелегкую жизнь его мать; в Константинове отшумело деревенское детство будущего поэта.

Вот в этой просторной бревенчатой избе когда-то жил поэт. Здесь все как прежде: деревянный стол с настольной лампой, венские стулья, самовар. Дом живет своей жизнью, и каждый, кто переступит порог, словно переносится в те времена, когда в Константиново бывал великий поэт.

Привольно чувствовал себя будущий поэт в константиновских лугах. “Раздольны, красивы наши заливные луга,– рассказывает сестра поэта.– Вокруг такая ширь, “такой простор, что не окинешь оком”. На горе как на ладони видны протянувшиеся по одной линии на многие километры села и деревни. Вдали, в дымке, синеют леса; воздух чист и прозрачен. В траве, в кустарниках, в небе на разные голоса поют-заливаются птицы. Любопытные чибисы, далеко завидев нас, допытываются: “Чьи вы?” И хоть мы и кричим им, насколько хватает голоса, что мы константиновские, они все равно не отстают от нас и задают все один и тот же вопрос: “Чьи вы?” С весны до глубокой осени нас, ребят, манят к себе своими богатствами чудесные луга.”

Сам Сергей Есенин писал, что его “детство прошло среди полей и степей”.

Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна. ..
Внимая песням, с берегами,
Ласкаясь, шепчется река.
И тихо слышится над нею
Веселый шелест тростника.

Подрастая, Есенин чутко воспринимал этот радужный мир земной красоты. Вспомним, как любовался он зарей, которая, подобно котенку на крыше, “моет лапкой рот”; как переживал, что лошади на Оке чуть-чуть было “не выпили” луну; как однажды был удивлен, увидев, что “словно яйцо, расколовшись, скользнул месяц за дальним холмом”; как вслушивался в звонкий говор “духовитых дубрав”, что “кличут ветками к реке”.
Сколько раз позднее согревали и успокаивали поэта бесконечно дорогие его сердцу воспоминания детских лет! Вновь и вновь наполняли они его музу чувством любви к родине.

      1. Слово учителя

К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни.

И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные народной любви к русской земле.
В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, ее светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворенная сельская тишина, веселый девичий смех в лугах и горе седых матерей, потерявших сыновей на войне.
От проникновенных стихов о стране “березового ситца”, шири ее степных раздолий, шуме зеленых дубрав до тревожных стихов-раздумий о судьбах России в суровые грозные годы” – каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к Родине:

Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.

      1. Анализ стихотворения “Гой ты, Русь моя родная”

Например, в стихотворении “Гой ты, Русь моя родная” рисуется образ родины-рая.

Прочитаем стихотворение.

- Какие чувства вызывает стихотворение?

(-радостное, гордость за родину, желание деятельности, ощущение бескрайних родных просторов)

- Каков центральный образ стихотворения?

(Образ родины-рая)

- Почему именно Русь, а не Россия, Родина?

(Есенин упоминает Русь патриархальную. Для него это родной рязанский край, который он бесконечно любит. Это бескрайняя земля, над которой простирается огромное голубое небо, даже, скорее, синее: «не видать конца и края - только синь сосёт глаза»)

- Какие реалистические детали изображены в стихотворении? Какую роль они играют?

( «хаты – в ризах образа» - он сравнивает с чем-то возвышенным, божественным, ведь риза-это церковное одеяние, красивое, переливающееся золотом; церковь в которой он «как захожий богомолец» разглядывает красоты природы, чувствует знакомые, близкие сердцу запахи («пахнет яблоком и медом»), слышит, как звенят чахнущие тополя, стоящие «у низеньких околиц», как где-то далеко весело пляшут люди, возможно отмечая какой-то праздник. Каждая подробность вызывает нежность поэта. Всё это – родное для него.)

- Какие строки стихотворения отражают его основную мысль?

- Какие чувства переполняют поэта?

ВЫВОД по стихотворению

Даже на рай Сергей Есенин не променяет свою родину, потому что сердце поэта навсегда принадлежит ей

Дорога… Дорога домой. Сколько раз приходилось Есенину уезжать из родного села, но каждый раз неизменно он возвращался обратно. Возвращался потому, что его здесь ждали и «милые березовые чащи», и «покосившаяся избенка», и мать – «милая, добрая, старая, нежная». Одним словом, – Родина. В какие бы края не забрасывала поэта судьба, он непременно возвращался в родные места



      1. Анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями»

Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями» , написанное в 1924 году, в очередной раз возвращает автора в его деревенское детство и юность.

Какова главная идея стихотворения?

(Она содержится уже в его первой строфе: Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.)

- Какую композиционную особенность вы заметили? Как начинается и заканчивается стихотворение? Что этим хочет подчеркнуть поэт?

(Показать свою верность идее: любви к родной земле).

Почему автору до сих пор снятся «наше поле, луга и лес», а перед мысленным взором то и дело встает «низкий дом с голубыми ставнями» и простыми ситцевыми занавесками на окнах.

(В это время Есенин был по настоящему счастлив)

Стихотворение проникнуто глубоким лиризмом в описании мира юных лет поэта. Его слова окрашены чувством элегической грусти, тем самым, вводят читателя в атмосферу затаённой печали и тоски:

До сегодня ещё мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.


В центре стихотворения находится лирическое «Я» самого поэта. Есенин воплощает в стихотворных строках своеобразную исповедь человека родному дому, его признание в вечной памяти и любви её манящей силы. Стихотворение проникнуто глубоким лиризмом в описании мира юных лет поэта. Его слова окрашены чувством элегической грусти, тем самым, вводят читателя в атмосферу затаённой печали и тоски: До сегодня ещё мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Несмотря на годы, разделяющие поэта с его светлой и счастливой порой юности, он не забыл красоту и очарование родной природы.

Третья строфа является идейной кульминацией стихотворения. В ней раскрыт весь душевный мир поэта, сильно изменившийся и одновременно сохранивший прежние черты. Годы погасили в поэте способность восхищаться окружающей действительностью. Теперь он не хочет «пропасть» в деревенской глубинке. Однако особая нежность его «русской души» не исчезла, именно она теребит сердце поэта при мысли о покинутой малой родине: Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.

Следующие строки — это живописная, но несколько грустная картина природы. Её образы навевают в стихотворении элегическое настроение. В них создаётся мир тихой грусти, основанный на мелодической, напевной интонации. Поэт вспоминает в блёклых, суровых тонах природу «северных бедных небес» . Но красота не сводится для поэта к яркости красок. Он ощущает душевную красоту, родственную близость с неприглядной, на сторонний взгляд, природой: Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.

В этих строках неосознанно видится параллель между образами журавлей, улетающих с родных полей, и поэтом, покинувшим любимую родину. Он так же, как те птицы, не видел «сытных хлебов» , поэтому был вынужден уйти. Всё, что зовет поэта обратно, — это нежная, тихая красота природы: Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый..

Стихотворение Есенина замечательно тем, что поэт не боится раскрыть сложное противоречивое чувство, затронуть тайные стороны своей души. С одной стороны, он хочет разлюбить землю своей молодости, пытается «научиться» забыть её. Но всё равно родина остаётся мила поэту и вносит в сердце печальную радость воспоминаний: Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть. Эмоциональное обращение поэта к своей родине становится его откровенным признанием в вечной любви. Завершающая строфа стихотворения вторит словам первой. Благодаря такому приёму, произведение имеет кольцевую композицию, отчего обретает смысловую завершенность, идейную законченность. Оглянувшись в прошлое, поэт вновь говорит о памяти, которую не смогут стереть годы разлуки: Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года.. .
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
В последних строках поэт снова обращается к центральному образу стихотворения — образу дома.



      1. Слово учителя

Время шло. В последние годы жизни стихи отличаются печальным настроением лирического героя, исповедальностью, глубоким смыслом.

1924-1925 годы отмечены удивительной творческой активностью С. Есенина, которая подтверждала готовность жить и творить, хотя жизнь порой ставила почти в безвыходное положение. Поэт остро чувствует и переживает тяжёлое для народа и Родины время – голод 1921 года, народные восстания против диктатуры большевиков, поэтому стихи, написанные в этот период, отличаются глубоким философским смыслом

          С. Есенин с ужасом  увидел,  что  Родина, которой он посвятил свое творчество, в  нем  теперь  не  нуждается,  что  он остался в стороне от  жизни  народа,  сам  от  него  отгородился,  стал  ему «чужим».

-Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в последние  годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща  золотая...»  (1924 г.), где пронзительно                    

звучат характерные для всего  творчества Есенина мотивы  странничества, кратковременности  пребывания человека  на земле…

8) Чтение  и анализ стихотворения «Отговорила роща золотая…»

- О чем это стихотворение? 

- Это лирическое стихотворение имеет философский план. Его содержание составляет раздумья поэта о жизни. Автор говорит: «Но ничего в прошедшем мне не жаль». Почему именно не жаль? Может быть, потому, что не все, что было в юности, теперь приятно вспомнить?  Что поэт говорит о прошедших  годах? ( Что они «растрачены напрасно»)

Типичные для поэзии Есенина образы предстают здесь обновленными. Здесь одновременно и многообразие цветовой гаммы – золотая роща, голубой пруд, красная рябина.

Какие чувства поэта переданы в стихотворении. 

Посмотрите, не только звукописью и цветописью богата поэзия Есенина. Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства.  

-Какие наиболее распространенные изобразительно-звуковые средства вы знаете?

-Например, Есенин часто употребляет олицетворение, найдите в тексте:
«журавли не жалеют», «грезит конопляник». “отговорила роща”, “березовым веселым языком”,

Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым.

-Задание №2 в тетрадях. Выпишите из стихотворения 1 ряд – выпишите эпитеты, 2 ряд  - метафору, 3 ряд – сравнение

- Здесь Родина Есенины другая.  Какая? (Как душа человеческая. Изображая природу, Есенин говорит о себе, о своем мироощущении. Поэт убежден, что весной обновленная роща оживет, заговорит веселым языком. И в жизни человека на смену подавленному настроению придет бодрость, прилив сил,, вдохновение и стремление творить, созидать.)

Можно ли сказать, что третий источник творчества – философские размышления о судьбе.

9) Беседа по содержанию стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

- Какова главная тема стихотворения?

(Глубокая, выстраданная любовь к Родине)

- Что чувствует поэт, как относится он к происходящему?

(Принимает жизнь такой, какая она есть)

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой судьбы

- Как вы думаете, каков идеальный образ Родины для Есенина?

(Это патриархальная, Голубая Русь)



5. Подведение итогов. Вывод:

- Откуда черпал вдохновение поэт при создании образа Родины?

-Что объединяет в понятие Родины Есенин?

-Чем близка она нам, сегодняшним читателям?

Недолгим, но сложным был жизненный путь С.Есенина. Ему пришлось пережить немало огорчений, испытать радость творческих взлетов и боль падений.

Так мало пройдено дорог,

Так много сделано ошибок,-

с грустью сознавался поэт. Уйдя из жизни в 30 лет, он оставил огромное поэтическое наследство. Любовь к Родине, заполнявшая все его существо, была источником его вдохновения.

Задание на дом: выучить наизусть стихотворения С. Есенина.







Использованные источники

http://topref.ru/referat/80747.html

Наталья Шубникова-Гусева «СЕРГЕЙ ЕСЕНИН В СТИХАХ И ЖИЗНИ»


http://esenin-s.ucoz.ru/publ/raz/obzor_rodnogo_sela_esenina/1-1-0-7






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Открытый урок литературы "Образ Родины в лирике Есенина"

Автор: Фурасьева Татьяна Владимировна

Дата: 29.06.2015

Номер свидетельства: 221826

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Открытый урок по литературе в 9 классе. Тема: «Ранняя лирика С.А. Есенина»."
    ["seo_title"] => string(71) "otkrytyi_urok_po_literature_v_9_klasse_tema_ranniaia_lirika_s_a_esenina"
    ["file_id"] => string(6) "616858"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1667818404"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства