|   Постановка целей и определение темы урока   |    На прошлом уроке мы познакомились с новой темой – ритм. Давайте вспомним, что мы узнали о ритме?  уч-ся:                                   Все это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим – в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева.   Наверное, во всеобщей ритмичности бытия и заключается ответ на вопрос, почему мы так чувствуем музыкальные ритмы, с первых дней жизни, задолго до того, как мы научились различать и понимать слова. Поэтому иногда говорят, что ритм – изначальная форма связи человека с жизнью, со своим временем.   - Какие основные свойства ритма мы знаем?       В музыке метр и ритм редко выступают изолированно, чаще всего в единстве.   - Как называется это единство?   Правильно. Напомню вам, что метр – это то, что определяется музыкальным размером и заключается в чередовании сильных и слабых долей. Единицей такого чередования является такт. Какие такты мы с вами рассматривали?    |    (самостоятельные высказывания детей)  Ритм –важное средство музыкальной выразительности.   Ритм проявляет себя не только в музыке, но и в природе, в чередовании времен года, месяцев, дней и ночей. Ритмично человеческое дыхание (вдох-выдох), биение сердца. Также ритм проявляет себя и в архитектуре: симметрично расположены окна, двери, колонны.   
      
      Порядок и симметрия.   
      
      Метроритм.   
      Двухдольный.   Трехдольный.  Четырехдольный   |     Личностные:  осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении   |  
  |   Актуализация знаний Работа по теме урока       |     Мы уже знаем, что каждое произведение написано в каком-нибудь определенном размере. И еще знаем, что заданный размер, т.е. метр, очень редко совпадает с ритмическим рисунком музыки, который обычно намного ярче и разнообразнее. Такое ритмическое разнообразие и есть то, что делает музыку музыкой. Сегодня на уроке мы остановимся на трехдольном такте, т.е. на размере ¾.   - О чем нам говорит этот размер?      Да, действительно, все вальсы мира написаны в этом размере. Равномерное чередование одной сильной и двух слабых долей сразу навевает образ плавного кружения, изящного и легкого бального танца. (просчитать с детьми: раз, два, три и т.д.)   Мы послушаем сегодня один из самых знаменитых вальсов в мире «Сказки венского леса» Иогана Штрауса. Этого австрийского композитора, скрипача и дирижера называют «королем вальсов».  слушание вальса       Но трехдольность вальса, т.е. его размер ¾ является обязательным и для других танцев. Это мазурка, полонез и болеро. Но, несмотря на общность размера, эти танцы очень трудно спутать друг с другом.  МАЗУРКА – народный польский танец. Ритмический рисунок мазурки далек от размеренной плавности, он полон острых и угловатых интонаций, резких акцентов, иногда на слабой доле.  Послушаем мазурку польского композитора и пианиста Фридерика Шопена.    Мазурки занимают особое место в его творчестве. В его творческом наследии 58 мазурок. Большинство мазурок он написал вдали от доме, от Польши, но в них очень ярко выражал национальную сущность своего творчества Для него сам жанр мазурки превратился в музыкальную эмблему Польши.       Слушание фрагмента мазурки.      Ритм полонеза – еще одна разновидность трехдольного размера. Полонез представляет собой торжественный бальный танец-шествие, поэтому в его трехдольности слышится не легкое кружение вальса, а церемонная поступь придворных дам и их кавалеров –полузабытая картина давно ушедших времен. Послушаем полонез Шопена, один из самых известных в мире.      Слушание фрагмента полонеза     |     
      
      
      
      
      Это вальсовый такт.   
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
          |    Познавательные:  Общеучебные: извлекают необходимую информацию из собственного опыта, рассказов учителя.  Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно оценивают оценку учителя. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушая друг друга, строят понятные речевые высказывания.                                                                                           |  
  |   Работа над песней   |    Сегодня на уроке мы разучим новую песню, написанную тоже в трехдольном размере.  Это песня композитора Г.Фиртича на слова В.Крутецкого «Песня о России».   Послушайте музыку и скажите, какое настроение создает эта музыка?  исполнить первый куплет.      Созданию этого настроения способствует и текст песни, и интонации русской песни, которые слышны в мелодии – напевность, протяжность.   Разучивание песни. Разбор текста – разучивание мелодии – певческое дыхание – дикция – интонация – исполнительское развитие.   |                    Чувство любви к России, гордость за нашу Родину.      Исполнение песни    «Песня о России»   |     
          |  
  |    Подведение итогов урока   |    Итак, сегодня на уроке мы познакомились с разнообразием трехдольных ритмов. Мы считали, что трехдольность, размер ¾ указывает нам на вальсовый характер, значит мелодия должна быть плавной, легкой, кружащейся. Но фоне этого метра могут развернуться разные ритмические рисунки, ритмы.   - Какие это ритмы?       Правильно. Ритм нам рассказывает о музыкальном образе, поэтому именно он является основой музыки. Ритм говорит нам, например, какой это танец.   - Почему именно танцы наиболее ритмически характерны?        |    
     
     
     
     Это могут быть разные танцы: мазурка, полонез.  
     Потому что именно в танцах ритмические рисунки наиболее яркие и разнообразные.   |    Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала   |