kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

О чем рассказывает музыкальный ритм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: создать условия для осознания  и осмысления того, что значит  ритм в музыке и жизни, о чём может рассказать музыкальный ритм.

 

Задачи:

Образовательная:

- познакомить обучающихся с творчеством И.Штрауса и Ф.Шопена;

- сравнить музыкальные ритмы  И.Штрауса «Сказки Венского леса» с «Мазуркой си-бемоль мажор» и «Полонеза» Ф.Шопена.

 Развивающая.

- развивать музыкальнее способности обучающихся (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления);

- развивать вокально-хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока: умение слушать и анализировать прослушанный материал.

Воспитательная: воспитание у обучающихся слушательской и исполнительской культуры, музыкального вкуса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«О чем рассказывает музыкальный ритм. »

6 класс, 2 четверть, 3 урок (по учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеев)

Подготовила учитель музыки I КК МКОУ СОШ № 25 с УИОП города Россоши Дочкина А.П.


Тема урока: О чем рассказывает музыкальный ритм.


Цели: создать условия для осознания  и осмысления того, что значит  ритм в музыке и жизни, о чём может рассказать музыкальный ритм.


Задачи:

Образовательная:

- познакомить обучающихся с творчеством И.Штрауса и Ф.Шопена;

- сравнить музыкальные ритмы  И.Штрауса «Сказки Венского леса» с «Мазуркой си-бемоль мажор» и «Полонеза» Ф.Шопена.

 Развивающая.

- развивать музыкальнее способности обучающихся (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления);

- развивать вокально-хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока: умение слушать и анализировать прослушанный материал.

Воспитательная: воспитание у обучающихся слушательской и исполнительской культуры, музыкального вкуса.

Планируемые результаты

Предметные:

  • воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

  • вовремя начинать и заканчивать пение, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест.

Метапредметные:

Познавательные:

- В ходе урока дети научатся определять различные ритмы, о чём рассказывает ритм в музыке, в разных видах искусств и в жизни. Научатся применять полученные знания в творческой деятельности.  

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществле­ния в разных формах и видах музыкальной деятельности;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения,

  • обобщать собственное представление;

  • соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.

Коммуникативные:

  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнёра;

  • учиться взаимодействовать с окружающими: развитие диалогической и монологической речи.

Регулятивные: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.


Личностные:

  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству.

Тип урока: урок углубления в тему.

Оборудование и материалы: Мультимедиа проектор, музыкальный центр, презентация PowerPoint, И. Штраус, Вальс; Ф. Шопен, Мазурка , Полонез ; Муз. Г. Фиртича,сл. В Крутецкого «Песня о России».

Методы обучения:
- словесный метод;

- наглядно-слуховой метод;
- метод контрастных сопоставлений;
- метод музыкальных обобщений.


Ход урока


Этапы урока,


Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент


Организация учащихся на урок.


Сегодня на уроке мы продолжим изучение тему «РИТМ» и узнаем, о чем новом он нам расскажет.


Эмоционально настраиваются на успешность работы на уроке

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося

Постановка целей и определение темы урока

На прошлом уроке мы познакомились с новой темой – ритм. Давайте вспомним, что мы узнали о ритме?

уч-ся:









Все это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим – в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева.

Наверное, во всеобщей ритмичности бытия и заключается ответ на вопрос, почему мы так чувствуем музыкальные ритмы, с первых дней жизни, задолго до того, как мы научились различать и понимать слова. Поэтому иногда говорят, что ритм – изначальная форма связи человека с жизнью, со своим временем.

- Какие основные свойства ритма мы знаем?


В музыке метр и ритм редко выступают изолированно, чаще всего в единстве.

- Как называется это единство?

Правильно. Напомню вам, что метр – это то, что определяется музыкальным размером и заключается в чередовании сильных и слабых долей. Единицей такого чередования является такт. Какие такты мы с вами рассматривали?

(самостоятельные высказывания детей)

Ритм –важное средство музыкальной выразительности.

Ритм проявляет себя не только в музыке, но и в природе, в чередовании времен года, месяцев, дней и ночей. Ритмично человеческое дыхание (вдох-выдох), биение сердца. Также ритм проявляет себя и в архитектуре: симметрично расположены окна, двери, колонны.





Порядок и симметрия.





Метроритм.



Двухдольный.

Трехдольный.

Четырехдольный

Личностные:

осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении

Актуализация знаний Работа по теме урока


Мы уже знаем, что каждое произведение написано в каком-нибудь определенном размере. И еще знаем, что заданный размер, т.е. метр, очень редко совпадает с ритмическим рисунком музыки, который обычно намного ярче и разнообразнее. Такое ритмическое разнообразие и есть то, что делает музыку музыкой. Сегодня на уроке мы остановимся на трехдольном такте, т.е. на размере ¾.

- О чем нам говорит этот размер?


Да, действительно, все вальсы мира написаны в этом размере. Равномерное чередование одной сильной и двух слабых долей сразу навевает образ плавного кружения, изящного и легкого бального танца. (просчитать с детьми: раз, два, три и т.д.)

Мы послушаем сегодня один из самых знаменитых вальсов в мире «Сказки венского леса» Иогана Штрауса. Этого австрийского композитора, скрипача и дирижера называют «королем вальсов».

слушание вальса


Но трехдольность вальса, т.е. его размер ¾ является обязательным и для других танцев. Это мазурка, полонез и болеро. Но, несмотря на общность размера, эти танцы очень трудно спутать друг с другом.

МАЗУРКА – народный польский танец. Ритмический рисунок мазурки далек от размеренной плавности, он полон острых и угловатых интонаций, резких акцентов, иногда на слабой доле.

Послушаем мазурку польского композитора и пианиста Фридерика Шопена.

Мазурки занимают особое место в его творчестве. В его творческом наследии 58 мазурок. Большинство мазурок он написал вдали от доме, от Польши, но в них очень ярко выражал национальную сущность своего творчества Для него сам жанр мазурки превратился в музыкальную эмблему Польши.


Слушание фрагмента мазурки.


Ритм полонеза – еще одна разновидность трехдольного размера. Полонез представляет собой торжественный бальный танец-шествие, поэтому в его трехдольности слышится не легкое кружение вальса, а церемонная поступь придворных дам и их кавалеров –полузабытая картина давно ушедших времен. Послушаем полонез Шопена, один из самых известных в мире.


Слушание фрагмента полонеза











Это вальсовый такт.






























































Познавательные:

Общеучебные: извлекают необходимую информацию из собственного опыта, рассказов учителя.

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно оценивают оценку учителя. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушая друг друга, строят понятные речевые высказывания.























Работа над песней

Сегодня на уроке мы разучим новую песню, написанную тоже в трехдольном размере.

Это песня композитора Г.Фиртича на слова В.Крутецкого «Песня о России».

Послушайте музыку и скажите, какое настроение создает эта музыка?

исполнить первый куплет.


Созданию этого настроения способствует и текст песни, и интонации русской песни, которые слышны в мелодии – напевность, протяжность.

Разучивание песни. Разбор текста – разучивание мелодии – певческое дыхание – дикция – интонация – исполнительское развитие.





Чувство любви к России, гордость за нашу Родину.


Исполнение песни

«Песня о России»




Подведение итогов урока

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с разнообразием трехдольных ритмов. Мы считали, что трехдольность, размер ¾ указывает нам на вальсовый характер, значит мелодия должна быть плавной, легкой, кружащейся. Но фоне этого метра могут развернуться разные ритмические рисунки, ритмы.

- Какие это ритмы?


Правильно. Ритм нам рассказывает о музыкальном образе, поэтому именно он является основой музыки. Ритм говорит нам, например, какой это танец.

- Почему именно танцы наиболее ритмически характерны?










Это могут быть разные танцы: мазурка, полонез.



Потому что именно в танцах ритмические рисунки наиболее яркие и разнообразные.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Рефлексия

Походит к концу наш урок. Что дало вам это занятие, поделитесь впечатлениями. Продолжите фразу:

  • Своей работой на уроке я…

  • Урок для меня показался…

  • За урок я…

  • Мое настроение…

  • Материал урока мне был…

Домашнее задание:

Проработать материал урока.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
О чем рассказывает музыкальный ритм.

Автор: Дочкина Антонина Петровна

Дата: 01.12.2014

Номер свидетельства: 137639

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ"
    ["seo_title"] => string(77) "sovremennye_obrazovatelnye_tekhnologii_v_rabote_muzykalnogo_rukovoditelia_dou"
    ["file_id"] => string(6) "616282"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1667160673"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Открытое занятие по теме "Высокие и низкие музыкальные звуки"."
    ["seo_title"] => string(67) "otkrytoie-zaniatiie-po-tiemie-vysokiie-i-nizkiie-muzykal-nyie-zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "282895"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453741253"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "«Музыкальные пейзажи»"
    ["seo_title"] => string(19) "muzykalnye_peizazhi"
    ["file_id"] => string(6) "604864"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1649992962"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "« Пятно как средство выражения. Композиция  как  ритм  пятен»  - 6 класс Презентация "
    ["seo_title"] => string(87) "piatno-kak-sriedstvo-vyrazhieniia-kompozitsiia-kak-ritm-piatien-6-klass-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "134620"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416763292"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Противостояние музыкальных образов в одном произведении "
    ["seo_title"] => string(60) "protivostoianiie-muzykal-nykh-obrazov-v-odnom-proizviedienii"
    ["file_id"] => string(6) "212583"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431875583"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства