kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наша слава русская держава

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки предназначен для учащихся 3 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наша слава русская держава»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №3 имени И.А.Флёрова»


Открытый урок по музыке на тему:

«Виват, Россия! Наша слава-русская держава».

Учитель музыки: Бахарева В.Н.

2018г


Используемые учебники: Учебник «Музыка» для 3 класса Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М., Просвещение, 2013



Используемое оборудование:

Фортепиано

Компьютер

Мультимедийный проектор

Экран


Цели:

  • Познакомить и возбудить интерес учащихся к истории России на примерах повествования в кантах и народных песнях о военных походах и победах Петра I в Северной войне, походах А.В. Суворова (XVIII век), героях Отечественной войны 1812 г;

  • показать использование музыки разных жанров.



Задачи:

Обучающие

- закрепить знание о музыкальных жанрах в их сравнении.

- дать представление об отличительных особенностях хвалебных кантов;

- научить находить сходства и различия между походной солдатской песней и кантом.



Развивающие:

-закрепить понятие трехчастной формы и навык определения ее на слух;

- продолжить развитие певческих навыков (активное дыхание, четкая дикция, исполнение мелодии в характере музыки);

- развивать умение определять средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, лад) в связи с характером музыки.



Воспитательные

- воспитывать гражданско-патриотические чувства (любви к Отечеству, уважения к героям-защитникам Родины)

- формировать гендерные представления;

- воспитывать уважение к историческому и духовному наследию России.


Коммуникативные

- воспитывать уважение к мнению одноклассников, умение работать в группах.



НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ:

- учебник и рабочая тетрадь для 3 класса Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной;

- репродукции картин на слайдах:



  • В.И. Нестеренко «Отец Отечества»

  • Франц Рубо. Бородинская битва 1812

  • Иосиф Олешкович. Портрет М. Кутузова.

  • Триумфальные арки. Красные ворота в Москве

  • Старинный медальон. М.И. Кутузов у портрета А.В. Суворова.

  • Современный вид Храма Христа Спасителя

  • Знак ордена Святого Георгия на ленте 1 степени.



Ход урока

1. Организационный момент.


Дети входят в класс под музыку гимна России А. Александрова.


Музыкальное приветствие. (Упражнение - распевание: «Родина. Россия. Русь.»)


2. Актуализация. Постановка темы урока. 


Слушание канта неизвестного автора XVIII века «Орле Российский» (1-ая часть)

«Мозговой штурм» (вопросы – ответы)

Учитель: Что можно сказать об этом музыкальном произведение?

Какие чувства вызывает?

Определите жанр (песня)

Какой характер? (торжественно)

Кто исполнял? (мужской хор)

Это одноголосное или многоголосное произведение? (многоголосное)

Музыка написана в наше время или давно?

Русская она или зарубежная?

О чем поется? (о России)

По каким словам определили?

На каком языке исполняется песня? (старорусском)

Знакомо ли слово «Виват»?

Учитель: Чтобы это значило: «Виват, Россия»?

- Давайте произнесем хором слово «Виват!» так, чтобы передать его эмоциональный настрой – четко, восторженно, приподнято.

Учитель: Это заздравное приветствие «да здравствует, пусть живет». Радостный возглас, наподобие «УРА!»

Учитель: песня называется « Орле Российский», где мы можем увидеть орла? (Не только в лесу, на гербе: на красном щите золотой двуглавый орел под тремя коронами. Они соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Он поражает серебряным копьем черного дракона - Георгий Победоносец).

Это один из символов нашего государства)


Учитель: Какие символы нашего государства вы знаете? (герб, флаг и гимн).

Что такое гимн? (торжественная песня, под которую мы вошли в класс)

Как слушают гимн на церемониях? (все встают, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь)



В XX в. во всем мире установилась обязательная традиция - каж­дой стране иметь свои государственные символы

Учитель:

1) Какой музыкальный жанр лучше всего использовать для записи? (марш)

2) Кого и что вы сразу представляете себе, когда слышите такую торжественную песенно-маршевую музыку? (солдата, защитника страны, Россию).

Правильно, поэтому говорить мы сегодня будем о России, о защитниках русской державы. Что такое держава? (Большая, мощная страна).

Называем тему урока: «Виват, Россия! Наша слава-русская держава».


III. Открытие новых знаний.


Учитель: Великий русский народ имеет многовековую историю. Много раз ему приходилось героически отражать нападения врагов, отстаивать свою независимость. История России отражена не только в песнях - гимнах, но и в музыке других жанрах. Мы сможем узнать название этого жанра, отгадав кроссворд.


1. Какой музыкальный жанр основан на шаге?

2. В каком жанре главное –певучая мелодия?

3. На военных парадах солдаты шагают под звучание духового..

4. Какой медный духовой инструмент есть в военном оркестре?

(дети узнают название нового жанра-кант)


Учитель: Давайте прочитаем, что такое кант по учебнику стр. 12 (работа с учебником)






Почти 300 лет назад появилась многоголосная бытовая песня-кант. Слово это в переводе с латинского означает песня, пение и созвучно итальянскому слову «кантаре» - пою.

 - Итак, что же такое Кант? (ответы учащихся)

 Кто и в какой момент может кант исполнять?

Учитель: При Петре (великий русский царь, живший 3оо лет назад )

канты сочиняли для торжеств по случаю побед русского оружия. Такие канты назывались хвалебными. Как правило, в них было слово «виват», что в переводе означало « да здравствует»

Какой должна быть музыка в таком приветствии? (торжественной, парадной)

Кант «Орле Российский»- хвалебный кант, сочинен по случаю победы русского войска над шведами в одном из крупнейших сражений под Полтавой.(1709г)


IV. Знакомство с кантом «Орле Российский». Повторное слушание канта «Орле Российский»


Послушайте внимательно кант и определите, из скольких частей он состоит, т.е. форму произведения.


Учитель: Кто сумел определить форму канта «Орле Российский»? – сколько в ней частей?

Одинаковые ли части по характеру, все время ли звучал кант торжественно?

Как вы думаете, почему строение канта трехчастное? Почему автор не ограничился двумя частями?


Музыкальная угадай-ка. (Учащиеся угадывают знакомые р. н. п)



 Учитель: Ребята, как вы думаете, а воспевалась ли храбрость и удаль солдатская в русских народных песнях?

Я хочу вам сказать, что жизнь солдатская никогда не была легкой, а в те давние времена и подавно. Ведь в армию забирали солдата на 25 лет. Уходил он совсем молодым, в 20 - 25 лет, а возвращался домой уже пожилым человеком. Иногда служба в армии длилась пожизненно. И поэтому армия для солдата была и домом родным и семьей. Но солдаты не унывали, ведь они защищали свою землю, своих родных и близких, и песни помогали им преодолевать все трудности.



Учащиеся исполняют песню “Славны были наши деды”.



V. Вокально-хоровая работа.



1) Славны были наши деды (Рабочая тетрадь стр.12)



      Из старинной солдатской песни «Славны были наши деды» родился известный русский военный марш «Марш Преображенского полка» (его еще называли «Петровским маршем»), который был одним из звучащих символов России. Эту мелодию до революции 1917 г. били куранты Спасской башни Московского Кремля.


Работа над песней:

  1. Какой характер имеет песня?

  2. Какой жанр песни?

  3. Каково строение песни? Сколько частей в ней?

  4. Сколько куплетов в песне?


Учащиеся выполняют практическую работу, определяют музыкальный язык песни, заполняют таблицу, работают в паре, в четвёрке.


Учитель: В каждом полку, батальоне, эскадроне были и песенники, хранители солдатского фольклора. Репертуар песенников отражал армейские традиции.

Дети исполняют «Солдатушки, бравы ребятушки»


Эта русская народная песня  родилась среди смоленских партизан, призывавших на защиту города Смоленска в 1812 г.

У. Это походно-маршевая песня, в которой есть сольный “зачин” и хоровой “ответ”.

2) «Солдатушки, бравы ребятушки»


Дети: Песня “Солдатушки – бравы ребятушки” солдатская, быстро запоминается, под нее так и хочется шагать.

Работа над песней.

У. Какой характер имеет песня?

Дети: Бодрый, смелый, задорный, мужественный

У. Что хочется делать под музыку песни?

Дети: Шагать.

У. Каково её строение? Сколько частей в песне?

Дети: Две части.

У. Совершенно верно. 1 ч – вопрос, 2 ч – ответ. Музыка 1ч песни построена на размашистых интонациях, мелодия 2ч звучит собранно и строго, высоко, создаётся ощущение чёткого шага.

Какое настроение характерно для песни?

Дети: Бодрое настроение, т.к. песня звучит в мажоре.


У. Определив музыкальный язык песни, заполним таблицу.


Учащиеся коллективно работают над определением музыкальных средств выразительности.



Музыкальный язык

Содержание

11

Темп

умеренный

22

Тембр

голос, хор

33

Динамика

громко

44

Жанр

марш

55

Лад

мажор

66

Регистр

средний, высокий

77

Ритм

ровный, острый

88

Интонация

героическая, смелая



Учитель предлагает учащимся сравнить все исполненные песни, найти общие и отличительные черты.




Учитель: Какая из двух р. н. песен похожа на кант «Орле Российский»? («Славны были наши деды»)


Учитель: Авторами кантов были учителя пения, студенты, певчие церковных хоров. Однако, многие дошедшие до нас канты остались

безымянными. Этим они похожи на р. н. п. ? (русские народные песни)



Просмотр иллюстративого материала на слайдах



Учитель: Канты были элементом различного рода торжеств.

Например: По указу Петра I в некоторых городах стали возводить триумфальные ворота или арки. (Слайд ). Вот так выглядела первая деревянная триумфальная арка, возведенная в Москве 300 лет назад, называлась она Красные ворота. Как вы думаете, по какому случаю могли быть построены эти ворота? (Работа со словарем «Триумф» - победа)

 - Триумфальные ворота или арки возводились в честь победы в сражениях. Их устанавливали при входе в столицы и предназначались они для въезда полководцев и войск, возвращавшихся домой с победой.

(Слайд ) После победы над шведами под Полтавой (1709г.) по указу Петра I возвели в Москве семь триумфальных арок, под которыми прошли воины - победители. Такого длинного и массового шествия Москва никогда не видела.

 - Ребята, что нужно было сделать, чтобы шествие воинов–победителей было особенно торжественным и радостным. (Сопровождать шествие музыкой)

 - Верно. Во время шествия войск, наверху триумфальных ворот, размещались музыканты - инструменталисты и певцы, которые исполняли специально сочиненные по этому случаю хвалебные или виватные канты.



Учитель: В 1812 г. в штате каждого русского полка были музыканты. Своей музыкой они подбадривали солдат во время боя, подавали им важные сигналы - такие, как пора строиться, тревога, отбой.

      В 1812 г. музыканты были в штате каждого полка. В пехоте сигналы подавали барабанщики, в кавалерии — трубачи, а в гренадерских полках еще и «флейтщики».

В пехоте сигналы подавали барабанщики, в кавалерии – трубачи, а в гренадёрских полках – ещё и “флейтщики”.


Игра-физминутка. Учитель подает команды, а дети исполняют.



Учитель: Ребята, кто из вас может назвать великих русских полководцев?

(Слайд) Александр Невский

(Слайд) Дмитрий Донской.

(Слайд) А. В. Суворов

(Слайд) М.И. Кутузов


Великий русский полководец А. Суворов писал, что “музыка удваивает, утраивает армию”.

На  страницах учебника учащиеся увидят старинный медальон с изображением М. Кутузова у портрета А. Суворова и орден св. Георгия1-й степени, которым награждался тот, кто совершил воинский подвиг.

Учитель: У нас в учебнике на стр. 14 изображен медальон с изображением Кутузова у портрета Суворова.
С чем это связано?

Они вместе участвовали в походе против турок 1790г, где был взята крепость  Измаил.

Учащиеся: Суворов - учитель Кутузова.


У. С древних времён все народы почитали и чествовали своих героев-защитников. Солдаты, которые проявляли особую храбрость и героизм, награждались орденами и медалями

У нас есть орден Суворова, орден Кутузова, орден Александра Невского, орден маршала Жукова и др. Они даются офицерам и генералам за талантливое командование войсками, за победу над врагами.

Более двух веков тому назад в России был учреждён орден – Георгиевский крест. Он носил имя святого Георгия Победоносца, изображённого на гербе Русского государства в виде всадника, поражающего змея. Орденом награждались те, кто проявил особенную храбрость.

Первым полным Георгиевским кавалером был Михаил Илларионович Кутузов.


Учитель оценивает и благодарит детей (За хорошую работу получают ордена и медали).



VI. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

Учитель: Ребята, откуда мы узнаем о былых сражениях, подвигах героев? Только ли из народных песен? (из древних летописей, былин, народных песен, живописных изображений)


Репродукция картины В. Нестеренко «Отец Отечества»

Работа с учебником.


Учитель: Ребята, рассмотрите, пожалуйста, в учебнике стр.13 или на экране изображённую картину-натюрморт « Василия Игоревича Нестеренко, современного художника «Отец Отечества» (древнеримский почетный титул, присваивался сенатом за выдающиеся заслуги перед республикой, империей), которая висит в настоящее время в приемной президента России.

Учитель: Что на ней изображено? (Символы императорской власти: гренадерская шапка со страусовыми перьями красного и белого цветов, российский флаг, шпага, военный горн, мундир, на заднем плане картина с изображением батальной сцены, которых было много в жизни Петра 1 - великого русского царя, жившего 300 лет назад).

Учитель: За какие дела и заслуги перед Отечеством его называли «Отцом»?

 - Как вы думаете, почему эта картина находится не в художественном музее, а в приемной Президента? (На ней изображены государственные и военные символы, что говорит о мощи государства и воинской доблести его защитников)

Слушание канта «Радуйся, Росско земле»

Учитель: С каким новым жанром мы сегодня познакомились? Кант.

О чем повествуют канты?

Учащиеся: Повествуют о военных походах и победах Петра I в Северной войне, героях Отечественной войны 1812 г.

Во время звучания этого сочинения будем подпевать повторения слов «Радуйся, Росско земле!» и «Виват!», а затем объясним, какими музыкальными средствами неизвестный композитор XVIII века создал праздничное настроение.

Звучание Канта «Райдуйся, Росско земле!»

Учащиеся анализируют прозвучавший кант, отмечая энергичные, призывные интонации, четкие ритмы, звучание мужского многоголосного (трехголосного) хора без сопровождения


VII. Подведение итогов урока

Рефлексия деятельности.

Учитель: О какой музыке мы сегодня говорили на уроке?

Учащиеся: Мы говорили о героической музыке, о подвигах русских героев, мужчинах, солдатах и полководцах.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какая роль отводится мужчинам в семье? (мужчина – защитник, добытчик; женщина – мать, хранительница домашнего очага,).

Какие качества больше всего ценятся в женском характере? (доброта, нежность, красота). А в мужском? (отвага, сила, выносливость)

 - Значит, мужчины испокон веков были защитниками своего Отечества, своей семьи? (Да)

 - Скажите, мальчики сразу рождаются сильными, смелыми, выносливыми или эти качества нужно в себе воспитывать? (Нужно воспитывать)

Учитель: Какие исполняли песни?  Русские народные песни «Славны были наши деды» и «Солдатушки, бравы ребятушки»

Когда родились эти песни?

Учащиеся: В 1812 году среди партизан, как призыв на защиту своей Родины.

Учитель: Кто же главный герой Отечественной войны 1812года?

Учащиеся: Русский народ во главе с полководцем Кутузовым.

Учитель: Молодцы, ребята.

В знаменитом Бородинском сражении участвовало около 3000 военных музыкантов.
Учитель: Кто из русских полководцев говорил: «Музыка удваивает, утраивает армию».

Учащиеся: А.В. Суворов.

.



Работа в рабочей тетради или домашнее задание (слайд)



Домашнее задание:

в рабочей тетради выполнить упражнение на стр.12-13

Дети: Славу они видели в защите своей Родины, Отчизны. Ведь они говорили: надо “врагов разить”, защищать свою державу, быть смелым, мужественным, верным Отчизне, свято верить в победу.

Они отдавали свою жизнь за веру, Родину, царя и Отечество.

У. В годы тяжких войн русские люди клялись после победы возвести храм в знак благодарности Богу и в память о погибших.

Всем известен храм Христа Спасителя в Москве. Именно этот храм был возведён в честь героического народного подвига в Отечественной войне 1812 г. Удивительна и непроста его судьба. Но это - тема другого урока.


Учитель оценивает и благодарит детей.


Учитель: Музыка учит нас любить, защищать Россию и гордиться своей Родиной

Думаю, что и будущее поколение тоже будет любить свою родину, свою Россию. И поэтому я говорю: «Виват, Россия!».


Дети под музыку выходят из класса




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Наша слава русская держава

Автор: Бахарева Валентина Николаевна

Дата: 30.05.2018

Номер свидетельства: 471586

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Технологическая карта урока музыки в 3 классе «Наша слава-русская держава»."
    ["seo_title"] => string(78) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_muzyki_v_3_klasse_nasha_slava_russkaia_derzhava"
    ["file_id"] => string(6) "633231"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1686058380"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(142) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-muzyki-v-obshchieobrazovatiel-noi-shkolie-kak-sriedstvo-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "232993"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442949631"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Календарно-тематическое планирование по музыке 3 класс"
    ["seo_title"] => string(61) "kaliendarno_tiematichieskoie_planirovaniie_po_muzykie_3_klass"
    ["file_id"] => string(6) "343665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473790186"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Викторина о настоящем и прошлом нашей Родины для начальной школы "
    ["seo_title"] => string(75) "viktorina-o-nastoiashchiem-i-proshlom-nashiei-rodiny-dlia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "222900"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436946424"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Сценарий торжественной церемонии присвоения школе имени полного кавалера ордена Славы  Игоря Николаевича Зикеева"
    ["seo_title"] => string(133) "stsienarii-torzhiestviennoi-tsieriemonii-prisvoieniia-shkolie-imieni-polnogho-kavaliera-ordiena-slavy-ighoria-nikolaievicha-zikieieva"
    ["file_id"] => string(6) "290923"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455033834"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства