Народный сценический костюм
Сценический костюм является одной из важнейших деталей организации обрядового действа. Для каждого обряда должен быть разработан свой сценический костюм, который бы соответствовал, происходящему на сцене действию.
Поэтому была разработана данная лекция.
Лекция к ПМ.05. Организация детского фольклорного коллектива в школе. В лекции дано описание русского народного традиционного мужского и женского костюмов. представлены иллюстрации его составляющих.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Народный сценический костюм »
Народный сценический костюм
Сценический костюм является одной из важнейших деталей организации обрядового действа. Для каждого обряда должен быть разработан свой сценический костюм, который бы соответствовал, происходящему на сцене действию.
Рассмотрим костюм, который предполагается для показа свадебного обряда.
Рубаха - главная часть русского народного женского костюма. Это длинная, почти до щиколоток, холщовая нательная одежда. Рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с магическими предосторожностями. Она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле. При выкраивании ворота вырезанный лоскут протаскивали внутрь будущего одеяния. Это означало сохранение-накопление жизненных сил. По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить» все необходимые отверстия в готовой одежде: ворот, подол, рукава.
Ворот был особенно магически важной деталью. Через него в случае смерти вылетала душа. Желая, по возможности этому помешать, ворот обильно оснащали охранительной вышивкой (оберегом) или узорным ткачеством - тесьмой.
Рукава рубах были длинные и широкие и у запястья схватывались тесьмой.
Вторым основным элементом женского русского народного костюма является сарафан. По форме сарафан - это высокая юбка, закрепленная на плечевом поясе с помощью лямок (бретелей) Сарафаны шили из шерстяных, льняных, хлопчато-бумажных тканей. Украшали вышивкой, лентами, цветными полосками ситца, бахромой, тесьмой.
Третьим обязательным элементом была юбка и у замужних женщин -понева. Поневы и юбки были длиной до щиколотки, в основном шились из шерстяных тканей. Понева была распошной, с разрезом (несшитой) спереди или сбоку и с прошвой- вставкой в разрез куска иной ткани.
Неотъемлемым элементом женского крестьянского костюма был передник, он же фартук, занавеска, запон, нагрудник и т.д. Носили передники поверх рубахи, поневы или сарафана. Передники украшались вышивкой, узорным ткачеством, лентами.
В русском народном костюме особое внимание уделялось головному убору. Он также являлся важнейшим элементом народного костюма, служил своеобразной визитной карточкой. По нему можно было узнать, из какой местности его владелица, ее возраст, семейное положение и социальную принадлежность.
Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка, женщина же полностью закрывала волосы головным убором, так как по старинным обычаям показывать их было нельзя. Одним из типов девичьих головных уборов является перевязка из полоски ткани, повязка, лента с завязками на концах, украшенная вышивкой, бусами. Обруч из картона в виде круга, обшитого тканью, декорированного бисером - Кокошник.
Мужской костюм по всей России был однотипным. С младенчества и до «хороводного» периода рубаха и пояс были единственной одеждой, одинаковой для детей и взрослых была зимняя одежда. Мужская одежда состояла из рубахи с прямыми или косыми поликами и ластовицей, под спинку подшивали треугольную ткань — «подоплеку», разрез на горловине чаще делали слева, прикрывая его планкой или обшивали тесьмой, как и подол и концы рукавов.
Свадебная рубаха украшалась по рукавам и подолу широким узором (тканым или вышитым). В некоторых губерниях расшивали грудь. Красный узор носил сакральный смысл, служил оберегом от злых сил. Готовила такую рубаху невеста перед свадьбой с молением, зашивая в ее узоре «письмо» с пожеланием добра, семейного благополучия, богатства. В комплект одежды входили штаны-порты из домотканого сукна, льна обычно синего цвета с белой тонкой полоской. Штаны были довольно короткими, так как заправлялись в сапоги или по ним наматывались онучи. Головным убором служила суконная или валяная шляпа — «грешевик» и зимний меховой треух.
object(ArrayObject)#854 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(298) "Методическая разработка «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств по предпрофессиональной программе в ДШИ»"
["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_narodno_stsenicheskii_tanets_v_sisteme_obucheniia_na_o"
["file_id"] => string(6) "545938"
["category_seo"] => string(7) "prochee"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1586444397"
}
}