Жизнерадостное искусство танца – одна из самых массовых и любимых форм самодеятельного творчества детей. Танцевальная деятельность детей – это яркий эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Танец развивает ребёнка физически, придаёт его движениям чёткость, уверенность, красоту. Ещё в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. На современном этапе развития искусства выдвинулась проблема приобщения детей к народному танцу, так как народный танец мало популярен среди молодёжи. Народный танец помогает детям раскрепостить внутренние силы, даёт выход спонтанному чувству танцевального движения, позволяет почувствовать свою национальную принадлежность. Народный танец развивает у детей положительные эмоции радости бытия, обогащает танцевальный опыт ребёнка разнообразием ритмов и пластики. Знакомясь через танец с культурой своего народа, дети проникаются уважением к его традициям. Знакомясь с народным танцем, дети одновременно соприкасаются с традиционным культурным наследием народа – с фольклором, который своей сущностью развивает и воспитывает как личность, отдельно взятую, так и коллектив в целом. Дети изучают народные обряды, православные праздники, народные игры, активно включаются в постановки фольклорных праздников, в выездных концертах, в создании и оформлении декораций и сценических костюмов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Подобно тому, как фундамент связывает дом с землёй, с почвой, на которой он держится, танец связывает развитое здание музыки с огромными массами людей, с народной почвой…
Пояснительная записка
Жизнерадостное искусство танца – одна из самых массовых и любимых форм самодеятельного творчества детей. Танцевальная деятельность детей – это яркий эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Танец развивает ребёнка физически, придаёт его движениям чёткость, уверенность, красоту. Ещё в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. На современном этапе развития искусства выдвинулась проблема приобщения детей к народному танцу, так как народный танец мало популярен среди молодёжи. Народный танец помогает детям раскрепостить внутренние силы, даёт выход спонтанному чувству танцевального движения, позволяет почувствовать свою национальную принадлежность. Народный танец развивает у детей положительные эмоции радости бытия, обогащает танцевальный опыт ребёнка разнообразием ритмов и пластики. Знакомясь через танец с культурой своего народа, дети проникаются уважением к его традициям. Знакомясь с народным танцем, дети одновременно соприкасаются с традиционным культурным наследием народа – с фольклором, который своей сущностью развивает и воспитывает как личность, отдельно взятую, так и коллектив в целом. Дети изучают народные обряды, православные праздники, народные игры, активно включаются в постановки фольклорных праздников, в выездных концертах, в создании и оформлении декораций и сценических костюмов.
Всем известно, что школьные педагоги и педагоги дополнительного образования не должны идти друг другу в разрез в деле воспитания. Цель хореографического кружка (как и любого другого) должна быть частью общешкольной проблемы, решаемой всеми педагогами образовательного учреждения.
Воспитательная цель: «Воспитать человека, гражданина, личность. Воспитать человека, способного решать реальные жизненные проблемы». А проблема воспитания такой личности тесно переплетается с вопросами эстетического воспитания.
Отсюда цель хореографического кружка – развитие у детей музыкально-пластических способностей, соединение внутреннего состояния с внешним физическим действием.
Для достижения цели задачи делятся на три группы:
Эстетические:
Через образы дать возможность выразить собственное восприятие музыки;
Развитие музыкального вкуса и кругозора;
Приобщение к совместному движению с педагогом.
Физические (пластические):
Развитие координации, гибкости, пластичности, выразительности, точности движения;
Развитие у детей умение чувствовать характер музыкального сопровождения в своем движении;
Преодоление физических недостатков, связанные с нарушением опорно-двигательного аппарата: сколиоза, кифоза, лордоза и др.;
Формирование основ балетных движений.
Воспитательные:
Воспитание у детей интереса к занятиям хореографией;
Психологическое раскрепощение ребенка;
Воспитание умения работать в коллективе, выполнять танцевальные движения.
Учитывая то, что танец — это важная и неотъемлемая часть культуры; танцами сопровождаются различные общественные и религиозные события, в основу данной программы хореографического кружка положена идея формирования нравственных и эстетических идеалов посредством народного танца, обладающего большой силой эмоционального воздействия. Занятия строятся с обязательным соблюдением санитарно – гигиенических требований, соблюдая все правила здоровьесберегающей педагогики. Ведётся коррекционная работа по восстановлению нарушенной осанки, плоскостопия.
Программа рассчитана на 4 года. Начать заниматься в кружке могут все желающие в возрасте от 7 до 14 лет без хореографической подготовки и даже более старшие подростки, которые проявляют интерес к танцевальному искусство или имеют определённые хореографические способности.
Таким образом, данная программа предполагает развитие и воспитание не только одарённых детей, но и всех желающих, так как главный педагогический принцип: воспитание и развитие личности в коллективе.
Тема первого года обучения: «Игры, танцы, упражнения для красивого движения».
К концу первого года обучения дети должны уметь: выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами, отмечать в движении музыкальные фразы, несложный ритмический рисунок. Уметь двигаться поскоками, лёгким бегом, боковым галопом, приставным шагом, пружинящим шагом. В свободных плясках исполнять знакомые движения.
Тема второго года обучения: «Основа танца – залог успеха».
По окончании второго года обучения дети должны знать позиции ног, рук в танце (классический и народный экзерсис), выполнять элементы народного танца: хороводный шаг, шаг польки, шаги с притопом, переменный шаг. Исполнять несложные эстрадные танцы, построенные на способностях детей эмоционально воспринимать образы.
Тема третьего года обучения: «Народный танец; его разнообразие, красота, выразительность движений».
По окончании третьего года обучения учащиеся должны чётко выполнять все изучаемые элементы народного танца, проявлять слаженность и музыкальность исполнения, выразительность общения между собой в танце.
Тема четвёртого года обучения: «Ритмические фантазии».
Учащиеся, продолжая изучать народный танец, знакомятся с рок-н-роллом, джазом, брейк-данс, бальными танцами, учатся владеть элементами этих танцев. В свободных танцах умеют использовать разнообразные движения. Далее совершенствуют исполнительское мастерство: отработку движений, создание выразительных образов.
Учебно-тематический план 1 года обучения
*n – количество часов, рассчитанная на 1 группу;
(n) – количество часов рассчитанная на 3 группы.
1 года обучения № п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
I
Диагностика физической подготовки детей
10 (30)
II
Обработка результатов
2 (6)
1
Учебно-тренировочная работа
1.1
Вводное занятие. Техника безопасности.
1 (3)
1 (3)
1.2
Партерный экзерсис
50 (150)
15 (45)
35 (105)
1.3
Азбука музыкального движения
15 (45)
1.4
Элементы классического танца
60 (180)
20 (60)
40 (120)
1.5
Элементы народно-сценического танца
60 (180)
20 (60)
40 (120)
1.6
Элементы эстрадного танца
60 (180)
20 (60)
40 (120)
1.7
Работа над репертуаром
В течение года
2.
Сценическое движение.
2.1
Творческая деятельность.
В течение года
2.2
Музыкально-танцевальные игры.
10 (30)
10 (30)
2.3
Участие в мероприятиях в АДД
В течение года
2.4
Участие в фестивалях, мероприятиях района и республики.
В течение года
3.
Мероприятия воспитательного
характера
3.1
Беседы об искусстве, Прослушивание музыки, посещение концертов
20 (60)
20 (60)
Итого
288(864)
Перспективный план 2 года обучения
2 год обучения №
п/п
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
1
Учебно-тренировочная работа
1.1
Вводное занятие. Техника безопасности.
1 (3)
1 (3)
1.2
Азбука музыкального движения
17 (51)
1.3
Партерный экзерсис
50 (150)
15 (45)
35 (105)
1.4
Элементы классического танца
50 (150)
20 (60)
30 (90)
1.5
Народно-сценический танец
50 (150)
15 (45)
35 (105)
1.6
Элементы брейк-данса
50 (150)
15 (45)
35 (105)
1.7
Элементы эстрадного танца
30 (90)
10 (30)
20 (60)
1.8
Работа над репертуаром
В течение года
2.
Творческая деятельность.
В течение года
2.1
Музыкально-танцевальные игры.
10 (30)
10 (30)
2.2
Участие в мероприятиях в АДД
В течение года
2.3
Участие в фестивалях, мероприятиях района и республики.
В течение года
3.
Мероприятия воспитательного
характера
3.1
Беседы об искусстве, Прослушивание музыки, посещение концертов
20 (60)
20 (60)
4.
Организационно-методическая работа
В течение года
4.1
Подбор, пошив костюмов
4.2
Изучение методической литературы
4.3
Подбор видеороликов, -фильмов
Итого
288(864)
Перспективный план 3 год обучения
3 год обучения
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Учебно-тренировочная работа
1.1
Вводное занятие. Техника безопасности.
1 (3)
1 (3)
1.2
Азбука музыкального движения
17 (51)
1.3
Партерный экзерсис
40 (120)
15 (45)
25 (75)
1.4
Элементы классического танца
40 (150)
15 (45)
25 (75)
1.5
Народно-сценический танец
60 (180)
20 (60)
40 (120)
1.6
Брейк-данс
50 (150)
15 (45)
35 (105)
1.7
Эстрадно-спортивный танец
50 (150)
15 (45)
35 (105)
1.8
Работа над репертуаром
В течение года
2.
Творческая деятельность.
В течение года
2.1
Музыкально-танцевальные игры.
10 (30)
10 (30)
2.2
Участие в мероприятиях в АДД
В течение года
2.3
Участие в фестивалях, мероприятиях района и республики.
В течение года
3.
Мероприятия воспитательного
характера
3.1
Беседы об искусстве, Прослушивание музыки, посещение концертов
20 (60)
20 (60)
4.
Организационно-методическая работа
В течение года
4.1
Подбор, пошив костюмов
4.2
Изучение методической литературы
4.3
Подбор видеороликов, -фильмов
Итого
288(864)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 год обучения.
Раздел 1. Учебно-тренировочная работа
Тема 1.1: Вводное занятие.
Цель: Познакомится с детьми. Создать непринужденную обстановку на занятии. Дать понятие танец, темп, ритм. Провести инструктаж по технике безопасности.
Содержание материала: данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы. Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены.
Тема 1.2: Партерный экзерсис.
Цель: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Подготовиться к традиционному классическому экзерсису у станка. Развивать пластичность тела.
Содержание материала: комплекс упражнений направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов.
Цель: Научить детей двигаться под музыку и перестраиваться. Привить детям театральные навыки, в виде работы над образными упражнениями. Основные понятия: музыка, темп, такт.
Содержание материала:
Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая - грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо и влево. Соотнесенье пространственных построений с музыкой. Музыкально-пространственные упражнения
Тема 1.4: Элементы классического танца.
Цель: Развивать выворотность ног и силу ног, правильную постановку тела. Правильно поставить отдельные кости рук: кисти, пальцы, локти, плечи.
Содержание материала: Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.
Практическая работа: позиции и положение ног и рук. Растяжки в игровой форме. Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку со второго полугодия - держась за станок одной рукой). Позиции ног - по 1,2, 3-й. Позиции рук - подготовительная, 1,2,3 (разучивается на середине, при неполной выворотности ног), затем держась одной рукой, тоя боком к станку.
Деми плие - складывание, сгибание, приседание, развивает выворотность, беда, эластичность и силу ног; изучается лицом к станку по 1,2, 3-й позициям.
Батман тандю - движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается лицом к станку по 1, 3-й позициям, вначале в сторону, вперед, в конце года - назад).
Демирон де жамб пор тер - круговое движение, развивает подвижность тазобедренного сустава; изучается лицом к станку с 1-й позиции по точкам - вперед в сторону, в сторону вперед, позднее назад в сторону, в сторону назад. Положение ноги, сюрле ку де пье - «обхватное» (обхватывает щиколотку опорной ноги) - развивает выворотность и подвижность ноги; «условное» - сильно вытянутые пальцы работающей ноги касаются опорной.
Цель: Научить элементам русского танца и характерным чертам исполнения. Прививать детям любовь к народным танцам.
Содержание материала: Сюжеты и темы некоторых танцев. Особенности народных движений. Характерные положения рук в сольном, групповом танце, в хороводах, рисунки хороводов.
Практические занятия. Русский танец. Позиция рук - 1, 2, 3 - на талии. Шаги танцевальные, с носка: простой шаг вперед; переменный шаг вперед. Притоп - удар всей стопой 4 шаг с притопом в сторону; тройной притоп.
Припадание на месте с продвижением в сторону: исходная, свободная 3-я позиция; поднявшись на полупальцах поставленной назад ноги, упасть на другую ногу в полуприпадание, затем опять подняться на полупальцы. То же с продвижением в сторону. Выведение ноги на каблук из свободной 1-й позиции, затем приведение ее в исходную позицию. «Ковырялочка» - поочередные удары в сторону одной ногой носком в закрытом положении и ребром каблука в открытом положении, без подскоков.
Ход в полуприседании, проскальзывание на одной ноге на низких полупальцах с одновременным подъемом другой согнутой ноги в прямом положении, с тремя последующими переступами на месте, с передвижениями вперед, назад с поворотом. Притоп в полуприседании; перескок на всю ступню с двумя с двумя последующими поочередными ударами всей стопой по 6-й позиции.
Цель: постановка танца, отработка движений, техника исполнения.
Содержание материала: Танец «Кадриль»
Методическое обеспечение: песня «Московская кадриль»
Тема 1.8: Итоговое занятие.
Цель: Диагностика усвоения программного материала, физических возможностей детей (изменилась ли пластика ребенка в течении года).
Раздел 2. Сценическое движение.
Теме 2.1: Творческая деятельность.
Цель: Развитие мизансценического мышления и пластического воображения детей.
Содержание материала: Этюды.
Практическая работа: художник, перелет птиц, шторм на море, лиса и зайцы, дождь в лесу, прогулка в парке.
Музыкально-танцевальные игры:
Практическая работа: рыбачек, чей кружок быстрее соберется, сова, кот и мыши, кто скорее? карусель.
Методическое обеспечение: специальная форма
Тема 2.2. Музыкально-танцевальные игры.
Цель: Вырабатывать выразительность, точность и индивидуальность в манере исполнения упражнений. Положительно воздействовать на эмоциональное состояние детей при помощи музыки.
Музыкальные игры – переноска мяча, воротца, змейка, запомни мелодию.
Раздел 3. Мероприятия воспитательного характера
Тема 3.1. Беседы об искусстве, прослушивание музыки. Посещение концертов.
Цель: приобрести общую эстетическую и танцевальную культуру. Развить тонкое восприятие хореографического искусства.
Содержание материала: ознакомление детей с искусством хореографии. Идеи добра и зла, персонажи.
Практическая работа: прослушивание музыкальных фрагментов Посещение концертов.
2 год обучения
Раздел 1. Учебно-тренировочная работа
Тема 1.1: Вводное занятие.
Цель: Познакомить детей с целями и задачами программы второго года обучения, закрепить правила техники безопасности на занятиях, рассказать о костюме для занятий и личной гигиене.
Содержание материала: Занятие проводится в форме беседы. Инструктаж по технике безопасности.
Методическое обеспечение: текст вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте.
Тема 1.2: Азбука музыкального движения.
Цель: Научить слышать и понимать значение аккордов в упражнениях. Научить исполнять танцы в разных темпах. Дать понятие – ритм.
Содержание материала: Чередование сильной и слабой долей такта. Танцевальная музыка: марши (спортивные), вальсы (быстрые, медленные). Меленные хороводные, быстрые плясовые русские танцы. Стилизованная народная музыка.
Практическая работа: акцентирование на сильную долю такта в шагах. Музыкальная структура движения: половинный каданс - полный каданс. Вступительные аккорды. Заключительные аккорды.
Оформление урока классической, современной и народной музыкой с ярко выраженным ритмическим рисунком. Марши, польки, вальсы в медленном и среднем темпе.
Цель: Развивать выворотность ног и силу ног, правильную постановку тела. Правильно поставить отдельные кости рук: кисти, пальцы, локти, плечи.
Содержание материала: Дополнительно изучается уровень подъема ног, например положения работающей ноги на уровне щиколотки опорной ноги (ку де пье), икры и колена.
Практическая работа: подготовительное движение руки (препарасьон). Закрывание руки в подготовительное положение на два заключительных аккорда. Координация ног, рук и головы в движении - танрелеве пар тэр. Прыжки - с двух ног на две. Разные этапы прыжка (тан леве соте): подготовка к взлету (деми плие), толчок, взлет, фиксация положения ног, приземление, положение ног после прыжка.
Батман фраппэ сильное ударяющее движение, развивает силу ног, ловкость, быстроту и подвижность клена; изучается лицом к станку вначале в сторону, затем вперед и позднее назад.
Релеве лен на 45° - медленное поднимание ноги, развивает силу и легкость ног в танцевальном шаге; изучается стоя боком к станку, держась одной рукой, в сторону, позднее вперед.
Перегибы корпуса: назад, стоя лицом к станку, в 1-ой позиции. Размер 3/4, характер медленный, спокойный. По два такта на движение.
Прыжки: танлеве соте - по 1,2, 5-й позициям. Размер 2/4, характер быстрой польки. В музыке сочетаются два темпа: плавный и отрывистый.
Па эшаппэ - на 2-ю позицию, прыжок с просветом; изучается вначале лицом к станку. Размер 4/4, сочетание плавного и четкого темпов.
Позы классического танца изучаются на середине зала. Поза круазе, поза эффасэ (с ногой на полу). Размер 3/4 характер плавный, исполняется на четыре такта.
Па курю - мелкий бег на полупальцах, исполняется по прямой в не выворотной позиции, вперед и назад. Размер 4/4, 2/4, 3/4, движения исполняются шестнадцатыми. Характер легкий, живой. Опускание на одно колено. Вращение, повороты по 6-й позиции, на 1/4 и 1/2 круга.
Тема 1.4: Народно-сценического танца.
Цель: Добиться четкого исполнения движений. Выучить народные движения у станка и середине. Разучить элементы народных танцев.
Содержание материала: Упражнения у станка и на середине - подготовка к более четкому исполнению народных движений. Точные позиции положения и движения рук в танцах народов мира. Особенности стиля исполнения. Источники народных тем, сюжетов, движений, их связь с образом жизни народов.
Практическая работа: Станок. Подготовительные движения рук. Полуприседания и полно приседание, плавные и резкие приседания. Скольжение стопой по полу. Переступание на полупальцах. «Ковырялочка» - разучивается у станка заново.
Скольжение по ноге в открытом положении (подготовка к веревочке), в открытом и закрытом положении на всей стопе одной ноги. Подготовка к каблучным движениям.
Упражнения на середине. Положение рук, положение ног. Положение рук в групповых танцах в фигурах: звездочка, круг, карусель, цепочка. Поклоны - на месте, с движением вперед и назад.
Ходы: простой шаг с продвижением вперед и назад; переменный шаг с продвижением вперед и назад. Притоп - удар всей стопой. Дроби (дробная дорожка). «Гармония» - одновременные повороты обеих стоп из свободной позиции в 1-ю закрытую и обратно, с продвижением в сторону. Припадание - на месте, с продвижением в сторону, с поворотом на 1/4. «Молоточки» - удар полупальцами в пол, от колена в прямом положении, с подскоком на другой ноге; на месте.
Ходы. Опускание на колени - на одно, на оба с одновременным поворотом
Элементы стилизованного танца. Особенности и манера исполнения. Положение рук - в соло и в паре. Ходы. Простой шаг. Легкий бег. Движения корпуса. Шаг с подскоком; подскоки на двух ногах. Проскальзывание на обеих ногах. Небольшие подскоки с вынесением ноги вперед. Боковые шаги с вынесением свободной ноги вперед. Работа стоп в танце.
Тема 1.5: Элементы брейк-данса
Цель: Познакомить воспитанников с особенностями танца брейк-данса.
Содержание материала: Особенности танцев. Музыка, стиль, брейк-данс, костюмы. Работа корпуса, ног головы в современном танце. Простейшие поддержки, прыжки, элементы спортивных движений.
Методическое обеспечение: использование музыкальных произведений (Рок, Русский рок, Электронная музыка, Поп-музыка, Метал, Хип-хоп, Русский рэп, Альтернативная музыка, Панк)
Тема 1.6: Элементы эстрадного танца.
Цель: Познакомить воспитанников с особенностями танца джаз-модерн.
Содержание материала: Особенности танцев. Музыка, стиль, модерн, костюмы. Работа корпуса, ног головы в современном танце. Простейшие поддержки.
Композиция из пройденных элементов эстрадного танца. Ритмические построения комбинаций.
Тема 1.7: Работа над репертуаром.
Цель: постановка танца, отработка движений, техника исполнения.
Содержание материала: Танец «Наш сосед» «Ваня»
Методическое обеспечение: используются произведения песня «Сосед» «спляшем Ваня»
Тема 1.8: Итоговое занятие.
Цель: Диагностика усвоения детьми программного материала второго года обучения.
Раздел 2. Творческая деятельность
Тема 2.1: Творческая деятельность.
Цель: Развитие мизансценического мышления и пластического воображения детей.
Содержание материала: Этюды, развивающие игры, пантомима.
Раздел 3. Мероприятия воспитательного характера
Тема 3.1. Беседы об искусстве, прослушивание музыки. Посещение концертов.
Цель: приобрести общую эстетическую и танцевальную культуру. Развить тонкое восприятие хореографического искусства.
Содержание материала: Прослушивание мелодий.
3год обучения
Раздел 1. Учебно-тренировочная работа
Тема 1.1: Вводное занятие
Цель: Познакомить с основными целями и задачами курса. Провести инструктаж по Т.Б.
Содержание материала: занятие проводится в форме беседы. Педагог напоминает детям упражнения, изучаемые на прошлых курсах.
Цель: Научить различать динамические оттенки в музыке. Развить музыкальность.
Содержание материала: Динамические оттенки в музыке. Ритмические рисунки в движении (сочетание четвертей и восьмых).
Практические упражнения на развитие музыкальности (осуществляются) непосредственно на уроке классики, народного и эстрадного танца).
Тема 1.3: Элементы классического танца.
Цель: Обобщить полученные практические навыки и знания. Освоить основные правила движений у станка.
Содержание материала: Основные правила движений у станка. Понятие о поворотах ан деор и ан дедан. Эпольман. Эстетика, логика и техника смены эпольман (круазе, анфас) в позах классического танца.
Практическая работа: движения - связки (па де буре). Закономерности координации движений рук головы в пор де бра.
Батман тандю с 5-й позиции, во всех направлениях. С затактовым построением. Размер 2/4, темп — модерато (средний). Батман тандю жете по 1-й позиции (вперед и назад). Рон де жамб пар тер - ан деор и ан дедан (с остановками спереди и сзади). Размер 3/4, темп - модерато.
Батман фраппэ - по всем направлениям. Размер 2/4, 4/4, (затакт 1/8, темп — модерато). Релеве лян с 5-й позиции - во всех направлениях (держась за станок од--ной рукой). Размер 3/4, 4/4 темп - анданте. Па де бурре - с переменой ног (стоя лицом к станку). Размер 2/4, темп -модерато. Шанжман де пье (большое) - прыжок с 5-й позиции с переменой ног (лицом к станку). Размер 2/4, темп - аллегро (подвижно).
Тема 1.4: Народно-сценического танца.
Цель: Освоить основные технические навыки народно-сценического танца. Разучить русский стилизованный танец.
Содержание материала: Открытые и закрытые, свободные позиции ног. Дробные движения русского танца. Настроение и характер (задорный, озорной дух.)
Практическая работа: повторяются упражнения у станка. Батман тандю - скольжение стоп по полу; с поворотом ноги в закрытом положении, в сторону. Батман тандю жете - маленькие броски: вперед, в сторону, назад; с одним ударом стопой по 5-й открытой позиции (коротким ударом по полу носком или ребром каблука). Батман тандю - в полупрседании на одной ноге украинский танец «Вечера близ Диканьки».Положение рук в танце. «Веревочка» - простая и с переступанием. «Голубец». Поддержки в танце. Движения соло. Припадания. Движения рук - резкие и акцентированные взмахи. Движения головы, ног. Быстрый бег. Шаг вперед, в сторону с поворотом. Движения «Ковырялочки». Повороты.
Методическое обеспечение: (украинская музыка Гопак), станок.
Тема 1.5: Брейк-данс
Цель: Познакомить детей с современным танцем
Содержание материала: Соблюдение ТБ всех движений. Освоение основных правила движений. Понятие об основных элементах танца («Краб», «Гелик», «Черепашка» и др.). Развитие физической формы. Эстетика, логика и техника танца.
Практическая работа: силовые упражнения: отжимания на кулаках и ладонях, тренировка брюшного пресса и косые мышцы живота, подтягивание (бицепсы, трицепсы, мышцы спины, груди, предплечья). Стойки, растяжки мышц ног.
Тема 1.6: Эстрадный танец
Цель: Познакомить детей с современным танцем
Содержание материала: характерные черты эстрадного танца, исполнение основных его элементов движений.
Тема 1.7: Работа над репертуаром.
Цель: постановка танца, отработка движений танца, техника исполнения.
Содержание материала: изучение движений танцев - «Грация».
Практическая работа: танец «Грация».
Методическое обеспечение: используются произведения эстрадной музыки.
Тема 1.8: Итоговое занятие.
Цель: Диагностика усвоения детьми программного материала третьего года обучения.
Содержание материала: Отчетный концерт для воспитанников и педагогов АДД, в котором прослеживаются практически весь репертуар за все 3 года обучения.
Раздел 2. Актерское мастерство
Тема 2: Актерское мастерство.
Цель: Освоение ряда частных двигательных навыков – технических приемов выполнения пластических заданий.
Содержание материала:
Занятия - фантазий
Ролевые игры (на внимание, на память).
Развитие творческого воображения.
Творческие постановки.
Методическое обеспечение: специальная форма, обувь, музыкальный центр, диски.
Раздел 3. Мероприятия воспитательного характера
Тема 3.1. Беседы об искусстве, прослушивание музыки. Посещение концертов
Цель: приобрести общую эстетическую и танцевальную культуру. Развить тонкое восприятие хореографического искусства.
Содержание материала: беседа о хореографическом искусстве, посещение конкурсных мероприятий.
Методическое обеспечение: Прослушивание мелодий.
Организация образовательного процесса
Учитывая, что в хореографический кружок часто принимаются дети без специального отбора, одной из задач хореографа является исправление дефектов осанки. Следует обращать внимание на положение всей ноги и стопы, в полной и неполной выворотность, чтобы не было наклона в голеностопном суставе ни снаружи, ни внутри.
Учащиеся во время обучения должны получать представление о выразительности танцевальных движений, отражающих внутренний мир человека, стремиться к совершенствованию своих движений – выразительности, легкости, стиле, грации.
Ученики, проведшие определенный курс по данной программе, должны получить также общие сведения об искусстве хореографии, ее специфике и особенностях.
Отчеты хореографического кружка могут проходить как концертное выступление и как открытое занятие. Вместе с тем выступления на сценической площадке можно сочетать с выступлениями детей на воздухе, на открытой площадке в майские празднике, в дни зимних каникул хореографический коллектив принимает участие в играх и танцах детей вокруг елки.
В мероприятиях воспитательного характера входит подготовка и проведение отчетных концертов, выступлений детей в школе, РДК, самостоятельная работа по созданию, исполняемых в своей школе, в АДД.
На занятия дети должны приходить в специальной форме, это их дисциплинирует. Девочки надевают купальник без рукавов и широкие юбочки, мальчики – шорты и майки. Обувь тапочки на мягкой подошве (балетные тапочки) и для мальчиков, и для девочек.
Преподаватель должен иметь раздаточный материал: эскизы костюмов. Также в классе должна быть своя фонотека и видеотека. Для выступлений необходимо иметь костюмы и танцевальную обувь, а также реквизит: зонтики, шляпки и т.д.
Результаты контроля учебной деятельности служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями, навыками. Программа предусматривает связь с программой общеобразовательной школы: физкультурой, ОБЖ, МХК.
Наиболее благоприятным для развития многообразных способностей и качеств является период интенсивного развития в возрасте 7 – 12 лет. Именно в этот период развиваются гибкость, подвижность суставов, скоростно-силовые качества, память, внимание, воображение, чувство ритма и другие качества, необходимые для занятий в кружке. Период ускоренного роста чередуется с периодом заметной стабилизации, который завершается периодом полового созревания (в 13 – 15 лет). Поэтому целесообразно построить следующую периодическую структуру образовательного процесса в кружке:
1 этап – начальное обучение (дети 7 – 12 лет)
2 этап – закрепление полученных умений и навыков (дети и подростки 12 – 17 лет).
Учитывая индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста (быстрая утомляемость), занятия детей в группах определены временными рамками. Длительность одного учебного занятия:
-для детей 7 – 9 лет - 45 мин.
-для уч-ся 9 – 11 лет – 45 мин. + 35 мин. (с перерывом)
-для уч-ся 12 – 17 лет – 45 мин. + 45 мин. (с перерывом).
При организации деятельности кружковцев, учитываются индивидуальные особенности каждого возрастного периода, учитывается постепенное увеличение нагрузки с 1-го года до 3-го года обучения, а в 4-й год обучения даётся возможность кружковцу заниматься самостоятельно, а также в коллективе, участвуя в различных мероприятиях.
Не все дети, занимающиеся в кружке, имеют одинаковые физические способности, музыкальный слух, память, внимание. Поэтому необходимо предусмотреть индивидуальные занятия для детей с учётом их желания и способностей. Набор в группы проводится добровольно, и дети распределяются на возрастные группы.
При наборе воспитанников учитывается:
1. Желание заниматься в танцевальном коллективе.
2. Способности к овладению техникой танца.
Всё это определяется на первых занятиях. Руководитель отмечает для себя более способных учеников, но при этом продолжает поощрять обучающихся, которые пока не проявили себя. Можно разбить группы на подгруппы, но впоследствии соединить их, делая это с психологической точки зрения очень осторожно, чтобы у воспитанника не развился комплекс «я хуже, а ты лучше» и наоборот. Одной из задач является исправление дефектов осанки, так как в танцевальный кружок принимаются дети без специального отбора. В каждой возрастной группе нужен индивидуальный подход с учётом возрастных особенностей.
Методы и формы обучения, применяемые в учебно-воспитательном процессе.
Эффективной формой работы с детьми 1 группы (7 – 9 лет) является игра, которая имеет несколько значений:
-знакомство с русским фольклором (старинные русские игры),
-усвоение элементов народно-сценического танца (танец сопровождает игру),
-приобщение к коллективной деятельности,
-развитие музыкальных способностей,
-снятие напряжения после тренировочных упражнений.
Игры для 1-го года обучения:
«Мы на луг ходили»,
«Как у наших у ворот»,
«Дин-Дон»,
«Гори-гори ясно»,
«Пингвины»,
«Бинго»,
«Мыши водят хоровод»,
«Паучок»,
«Ручеёк»,
«Лавота».
Игры для 2-го года обучения:
«А мы просо сеяли»,
«Плетень»,
«Жали, мы жали»,
«Ай, люли, люли»,
«Берёза, моя берёзонька»,
«Весна – красна»,
«Новогодний хоровод».
Игры, сопровождающиеся песней:
«Утушка»,
«Блины»,
«Как пошла коляда»,
«Берёза моя, берёзонька».
В процессе обучения используются следующие формы работы:
-теоретические занятия (беседы, викторины, чтение литературы),
Практические занятия: Ежегодно проводятся городские праздники, праздничные концерты (совместно с РДК), школьные конкурсы, принимается активное участие в городских конкурсах. Дополнительные часы используются для изготовления декораций, сценических костюмов.
Очень важной и плодотворной формой работы являются праздники – где задействованы все кружковцы: и старшие, и младшие, и способные, и менее способные. Дети активно участвуют не только в танцевальных номерах, но и в монтаже, исполнении песен, в постановке сценок.
К мероприятиям воспитательного характера относятся также школьные вечера, чаепитие после концертов, участие в постановках детских школьных праздников, а также выступление на городских конкурсах.
В процессе работы применяются следующие методы:
Наглядный метод: усвоение нового материала, познавательная деятельность учащихся зависит от чувственных образов, представлений, которые формируются с помощью наглядных средств.
Показательный метод – это метод показа отдельных элементов танца.
Поисковый метод: обеспечивает самостоятельное решение в выборе элементов танца.
Метод взаимного просвещения; репродуктивный метод используются при закреплении, повторении, обобщении.
Проблемный метод – рождает высокую познавательную активность.
Информационный метод - перед тем, как приступить к занятиям, обучающиеся получают необходимую информацию от педагога.
Упражнения - все виды упражнений показываются педагогом. Все движения выполняются поочерёдно.
Композиция и драматургия – это совокупность драматургии текста и рисунка. Драматургия танца воплощается через текст, композиционные рисунки, перемещения.
Знание и использование всех этих методов поможет создать тот танцевальный номер, который хотел педагог донести до своих воспитанников.
Требования к методам обучения:
1.Научность метода. Нужно видеть, какие общие конкретные задачи можно разрешить данным методом, какому содержанию он соответствует, каких требует видов деятельности и как их организовать.
2. Направленность метода. Метод должен быть направлен на общее развитие учащихся, на формирование познавательных интересов, мотивов учения, отработку умений и навыков.
3.Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям школьников.
Формы обучения используются как групповые так и индивидуальные (когда нужно поставить сольный номер или отработать некоторые элементы танца).
Когда предполагается совместная работа всех групп учащихся под руководством педагога, используется фронтальная форма обучения.
Схема занятия.
Занятия строятся по следующей схеме:
1.Вводная часть.
- орг. момент;
- постановка познавательной задачи;
- расстановка детей в зале;
- разминка.
2.Основная часть.
- повторение домашнего материала;
- подведение итогов группового занятия;
- показ новых элементов танца;
- отработка и закрепление;
- подведение итогов.
3. Подведение общих итогов.
- анализ и обсуждение работы в группе;
- закрепление материала;
-задание на дом;
- расстановка детей на поклон.
Диагностика достижений учащихся.
Критерии оценок.
1.Качество выполнения элементов в танце.
2.Синхронность и техника исполнения.
3.Развитие навыков.
4. Применение изученного материала.
5.Умение чётко выполнять танец.
6.Развитие творческих навыков.
При оценке работы учитывается:
1.Возраст.
2.Техника и качество исполнения танца.
3.Оригинальность.
Организаторские, творческие, познавательные способности определяются с помощью опроса детей, бесед с родителями и классными руководителями.
При анализе результатов развития ребёнка за год намечается индивидуальная работа.
Технология обучения танцам.
1.Определение техники исполнения танца.
2.Подборка разминочных упражнений с учётом возрастных особенностей учащихся.
3.Оценить характер танца и интерес к нему.
4.Выделить трудности и предусмотреть индивидуальные занятия.
5.Отбор средств обучения (диски, книги, плакаты, описания танца).
6.Ознакомление учащихся с учебными целями.
7.Знакомство с планом исполнения.
8.Проведение практического обучения.
9.Оценка результата и корректировка.
10.Повторное обучение.
11.Индивидуальные занятия.
10.Отработка окончательного варианта танца.
Если учащийся занимается самообразованием, то в помощь ему педагог предлагает краткие, чёткие указания и рекомендации о правильном выполнении элементов и способах самоконтроля.
Условия реализации программы.
Условием реализации программы является её выполнение, обучение с применением новых информационных технологий, методической литературы, где в доступной форме описаны стандарты хореографических умений. Умело организованный контроль на каждом этапе обучения – это гарант достижений учащимися знаний, умений, навыков, обозначенных в программе. Спонсорская поддержка, сотрудничество с педагогами - это важное условие реализации программы. Для реализации программы необходимо:
1.На занятиях использовать систему творческих заданий.
2.Совершенствовать технику исполнения танца.
3.Поощрять и поддерживать стремление добиваться успехов.
4.В процессе обучения использовать различные приёмы для обучения танцам, использовать видео материал, наглядные пособия.
Прогнозирование результатов
Занятия в кружке формируют, развивают и воспитывают различные способности и качества ребёнка:
-музыкально - танцевальные,
-физические,
-коммуникативные,
-эмоционально – волевые,
-организаторские,
-творческие,
-познавательные
на основе изучения русского фольклора, который позволяет в комплексе воздействовать на развитие личности и формирование коллектива.
К концу 3-летнего обучения в кружке учащиеся имеют следующие знания, умения и навыки.
Музыкально – танцевальные знания: - знание основ русского фольклора: (традиции, обряды, религиозные праздники, народные игры, песни, танцы, отличительные особенности русского сценического костюма и народно – сценического танца);
- знание позиций ног и положений рук;
- знание манеры исполнения национальных танцев;
Умения: - умение исполнять основные движения народно-сценического танца, спортивного, брейк-данса;
- уметь поставить рисунок танца.
Развитие физических способностей:
-силы ног,
-пластичности рук,
-гибкости тела,
-эластичности мышц и подвижности суставов.
За 3 -летнее обучение кружковец видит своё продвижение в развитии своих способностей и качеств (пусть даже не всех), что даёт стимул для дальнейших занятий в кружке и вне кружка.
Воспитанники, прошедшие обучение по данной программе, должны получить общие сведения об искусстве танца, его особенностях, представление о выразительности танцевальных движений, которые отражают внутренний мир человека.
Используемые источники
Нормативный документ Закон Российской Федерации об образовании.
"Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
Устав МКОУ «Алданский детский дом».
Ваганова, А. «Основы классического танца» / А. Ваганова, М.: Искусство, 1963 г.
Контрарева, О.Г. Костюмы детских праздников– 2-е изд. / О.Г. Контрарева, М.: Рольф, 2001. – 256с.
Народно-сценический танец. Метод. разработка для хореографических школ и отделений дет. музык. школ 1,2,3,4 курс / сост. А.А. Борзов, М., 1993г.