Цель урока: ознакомление с музыкальными инструментами: флейтой и арфой.
Задачи:
Дидактические:
познакомить учащихся со Святыми земли русской, проследить связь музыки и литературы.
Развивающие
способствовать развитию умения различать музыкальных инструментов, умения учащихся воспринимать музыкальные произведения, определять их характер и настроение.
способствовать развитию вокально-хоровых навыков.
Воспитательные
воспитывать музыкально-художественный вкус.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организация начала урока
Мотивация
- Здравствуйте 2 класс, очень рада видеть вас! Здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики! Меня зовут , я проведу у вас урок музыки!
вставьте мотивацию
С кем мы на прошлом уроке познакомились? Кто он был? (Садко – гусляр, былинный герой)
На чём играл? (на гуслях)
Что про него складывали? (сказы и былины)
Что ещё мы делали? (определяли место музыкальным фрагментам в былине)
Какие жанры мы узнали? (плясовая, колыбельная)
А сегодня урок начну с вопроса.
Кто изобрёл народные инструменты? (народ)
А какие мы инструменты народные узнали урок назад? (дудочка, свирель, рожок, гусли)
Правильно! А сейчас послушайте, как М.Ю. Лермонтов в своём стихотворении рассказывает о возникновении народных инструментов.
О каком он пишет инструменте: духовом или струнном? Слушайте внимательно!
«Сидел рыбак весёлый на берегу реки.
И перед ним по ветру качались тростники,
Сухой тростник он срезал и скважины проткнул.
Один конец зажал он, в другой конец подул.
И будто оживлённый тростник заговорил.
То голос человека, и голос ветра был»
(ответы ребят: о духовом народном инструменте)
Мы познакомимся сейчас с профессиональным духовым инструментом.
Значит, кто его изобрёл? (ответы: профессионалы, мастера, специалисты)
Инструмент, который мы увидим и услышим, называется флейта – Слайд №2
А сейчас посмотрите на стр.29 учебника, кого мы видим (ответы – Музу).
Правильно! Муза присутствует на каждом нашем уроке - Слайд №3
А что она делает сегодня? (ответы – играет на инструменте).
Как вы думаете, какую музыку она исполняет: мажорную или минорную? (ответы разные дают ребята)
Ваши мнения разошлись, а чтобы точнее ответить на вопрос, мы сейчас послушаем два музыкальных фрагмента разного характера. А вы глаза закройте, и представьте, что это играет Муза…
Первый фрагмент, который прозвучит, называется «Шутка» И.С.Баха.
Звучит И.С.Бах «Шутка» - Слайд №4
После прослушивания:
Как звучала музыка? (игриво, задорно, легко, подвижно и т.д.)
Может Муза исполнять эту весёлую музыку? (да)
А сейчас второй фрагмент, называется «Мелодия» К. В. Глюка.
Звучит К.В. Глюк «Мелодия» -Слайд №5
После прослушивания:
Как звучала музыка? (ответы - ласково, задумчиво, нежно, плавно)
Может Муза исполнять эту нежную музыку? Слайд №6
Какое настроение ближе Музе? Почему? (ответы: ребята дают разные ответы, и выражают своё мнение).
Оказывается, флейта может передать и минорное, и мажорное настроение.
На звук какого народного инструмента похожа флейта?
с
в
и
р
е
л
ь
(на доске или слайде) Слайд - №7.
Молодцы!
Слайд - №8.
А сейчас посмотрите на огромный музыкальный инструмент, который называется арфа.
Что мы видим? (ответы - много струн)
А значит, это какой инструмент? (струнный)
Это большой струнный инструмент, на котором играют специальными пластиночками или ноготками, реже пальцами.
Как же звучит этот огромный инструмент?
И на какой инструмент по звучанию похожа арфа?
Мы сейчас услышим фрагмент «Симфонии для оркестра и арфы» В. Кикта и ответим на вопросы.
Звучит «Симфония для оркестра и арфы» В. КиктаСлайд - №9
(ответы после прослушивания: звучит необычно, волшебно, торжественно; звук похож на народный струнный инструмент – гусли).
А сейчас задание будет от нашей волшебницы Музы. Она просит разгадать две загадки! Кто догадается, поднимает руку!
Итак, первая загадка:
Какой инструмент изображает птичку? - ответы – слайд 10 (по щелчку появляется сначала инструмент, потом название - флейта, затем тоже самое с – гусли)
ф
л
е
й
т
а
Вторая загадка:
На каком инструменте играл Садко? – ответы –
г
у
с
л
и
Справились с заданием! Хорошо!
А теперь, откройте стр.30-31 учебника.
Что мы видим? (ответы: мы видим картины).
На каких инструментах играют люди на этих картинах? – ответы разные
На каких картинах звучат народные инструменты и народная музыка? - ответы
На каких картинах звучит композиторская музыка? - ответы
Молодцы, ребята!
А сейчас, представьте, что у вас в руках дудочка.
Как вы будете играть на этом инструменте? (дети показывают)
Мы сейчас с вами вспомним песню, которая называется «Камышинка-дудочка» В.Поплянова, В.Татаринова.
Исполнение песни «Камышинка – дудочка» В.Полянова, В.Татаринова
Припев сопровождается воображаемой игрой на дудочке.
С какими инструментами мы познакомились? (флейта, арфа)
Какой из них струнный, какой духовой? (флейта-духовой, арфа-струнный)
Кто их создал? (мастера)
Как назывались произведения, которые вы слушали? (Шутка, Мелодия и симфония)
А кто вспомнит композиторов, которые написали эти произведения? (Глюк, Бах)
Вы сегодня Слайд №11 молодцы!
Учитель:
Методист:
Оценка:
Ход урока.
1.Организационный момент.Музыкальное приветствие: У:Здравствуйте, ребята, рада видеть вас! (пропевает)
Д: Здравствуйте, учитель! Добрый день, наш класс! (пропевают)
У: Разрешаю тихо сесть. (учащиеся садятся за парты)
Тсссс, секреты мира здесь.
Прозвенел уже ... Д: звонок!
Начинается ... Д: урок!
У: Интересная наука
О чудесном мире звуков.
К нотам тянется рука,
Ведь урок наш – ... Д: музыка!
У: Я очень рада вас приветствовать! Готовы ли вы к уроку? Сядьте прямо, продемонстрируйте какие вы прилежные ученики. К четвертому уроку вы явно подустали, так вот чтобы взбодриться потрите свои глазки, чтобы лучше видеть, потрите свои ушки, чтобы лучше слышать, потрите свои ручки, чтобы они были готовы к вашим активным ответам.
2. Повторение пройденного материала прошлого урока.
У: Для начала вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? С кем мы на прошлом уроке познакомились? Кто он был?
Д: Садко – гусляр, былинный герой.
У: На чём играл?
Д: на гуслях.
У: Что про него складывали?
Д: сказы и былины.
У: Какие жанры мы узнали?
Д: плясовая, колыбельная.
3.Изучение новой темы.
У: Очень хорошо. А сегодня урок начну с вопроса: кто изобрёл народные инструменты? Как вы думаете?
Д: народ.
У: А какие мы инструменты народные узнали урок назад? Д: дудочка, свирель, рожок, гусли.
У: Правильно! А сейчас послушайте, как Михаил Юрьевич Лермонтов в своём стихотворении рассказывает о возникновении народных инструментов.
О каком он пишет инструменте: духовом или струнном? Слушайте внимательно!
«Сидел рыбак весёлый на берегу реки.
И перед ним по ветру качались тростники,
Сухой тростник он срезал и скважины проткнул.
Один конец зажал он, в другой конец подул.
И будто оживлённый тростник заговорил.
То голос человека, и голос ветра был»
Д: о духовом народном инструменте.
У: Мы познакомимся сейчас с профессиональным духовым инструментом.
Значит, кто его изобрёл?
Д: профессионалы, мастера, специалисты.
У: Инструмент, который мы увидим и услышим, называется флейта (Слайд 2)
У: А сейчас посмотрите на стр.29 учебника, кого мы видим ? Д: Музу.
У: Правильно! Муза присутствует на каждом нашем уроке (Слайд 3)
А что она делает сегодня? Д: играет на инструменте.
У: Как вы думаете, какую музыку она исполняет: мажорную или минорную? (ответы детей)
У: Ваши мнения разошлись, а, чтобы точнее ответить на вопрос, мы сейчас послушаем два музыкальных фрагмента разного характера.
У: А вы глаза закройте, и представьте, что это играет Муза…
Первый фрагмент, который прозвучит, называется «Шутка» И. С. Баха.
(Звучит И. С. Бах «Шутка»)(Слайд 4)
У: Как звучала музыка? Д: игриво, задорно, легко, подвижно и т.д.
У: Может Муза исполнять эту весёлую музыку? Д: да.
У: А сейчас второй фрагмент, называется «Мелодия» К. В. Глюка.
(Звучит. К. В. Глюк «Мелодия»)(Слайд 5)
У: Как звучала музыка? Д: ласково, задумчиво, нежно, плавно.
У: Может Муза исполнять эту нежную музыку? (Слайд 6)
Какое настроение ближе Музе? Почему? (ответы детей)
У: Оказывается, флейта может передать и минорное, и мажорное настроение.
На звук какого народного инструмента похожа флейта?
Д: свирель! (Слайд 7)
У: Молодцы!
4.Физминутка «Весёлая клавиатура» (дети повторяют за учителем слова и движения) (Слайд 8)
У: Надо пальчики размять(сжимают и разжимают пальцы) Надо пальцам погулять (шагают пальцами по парте) А пойти на физкультуру Можно на клавиатуру. Побежали вправо руки (пробежка пальцами по воображаемой клавиатуре ) Зазвучали выше звуки. Если влево побежали (пробежка пальцами влево) Звуки ниже зазвучали. Вдруг пошли они вразброд, (пальцы правой руки вправо, левой – влево) А потом наоборот. (левой – вправо, правой – влево; перекрест рук) А потом все пальцы вместе Начали прыжки на месте. (пальцы обеих рук бьют по «клавиатуре») Били по прыжкам рекорды И играли все аккорды.
5.Продолжение изучения новой темы.
У: А сейчас посмотрите на огромный музыкальный инструмент, который называется арфа. (Слайд 9)
Что мы видим?
Д: много струн.
У: А значит, это какой инструмент? Д: струнный.
У: Это большой струнный инструмент, на котором играют специальными пластиночками или ноготками, реже пальцами.
Как же звучит этот огромный инструмент и на какой инструмент по звучанию похожа арфа- мы сейчас услышим из фрагмента «Симфония для оркестра и арфы» Валерия Григорьевича Кикты и ответим на вопросы.
(Звучит «Симфония для оркестра и арфы» В. Кикта) (Слайд 10)
У: Как звучало это произведение? Д: необычно, волшебно, торжественно; звук похож на народный струнный инструмент – гусли.
У: Очень хорошо! Молодцы! А сейчас задание будет от нашей волшебницы Музы. Она просит разгадать две загадки! Кто догадается- поднимает руку!
Итак, первая загадка:
Какой инструмент изображает птичку?
(ответы детей– (Слайд 11) )(по щелчку появляется сначала инструмент, потом название-флейта)
Вторая загадка:
На каком инструменте играл Садко? Д: гусли!
У: Справились с заданием! Хорошо!
А теперь, откройте стр.30-31 учебника.
У: Что мы видим?
Д: мы видим картины.
У: На каких инструментах играют люди на этих картинах? (ответы детей)
На каких картинах звучат народные инструменты и народная музыка? (ответы детей)
На каких картинах звучит композиторская музыка? - ответы
Молодцы, ребята!
А сейчас, представьте, что у вас в руках флейта.
Как вы будете играть на этом инструменте? (дети показывают)
Как будете играть на арфе? (дети показывают)
На гуслях? (дети показывают)
А как вы будете играть на фортепиано? (дети показывают)
Отлично! А теперь я попрошу вас встать и повторять за мной движения.
6.Физминутка «Дирижёр-Физрук».
У: Физкультурник дядя Жора подружился с дирижером. (дети пожимают друг другу руки) Музыканта стал просить его в школе подменить. Дирижер чуть рассердился (изображают рассерженное лицо) Но, подумав, согласился. (кивают головой) В школьный он пришел спортзал (маршеруют) И ребятам так сказал: «По октавам, разберись! И понотно становись! (становятся по стойке прямо) Трубы! Глубоко вдохнули! (глубокий вдох и выдох) Скрипки! Струны подтянули! (поднять руки, потянуться) А теперь по кругу бегло от анданте до аллегро! (бег на месте с постепенным ускорением темпа) Пауза (остановиться) Теперь ребята делаем подскок-стаккато ( прыжки на месте) А теперь такой рефрен-Восемь раз коснись колен (наклон вперед, достать руками пол) Дружно двигаем смычками (движения руками) Отбиваем ритм ногами (шаги на месте) Громко! Тихо! Форте! Пьяно! (шаги на месте, то громче, то тише) А теперь легато- плавно. (шаги на месте спокойные, плавные) Замедляемся совсем (замедляя шаг) Всё! Финал! Спасибо всем! (все останавливаются, аплодируют)
7.Вокально-хоровая работа.
(Восстановить дыхание- 3 вдоха и 3 выдоха.
Распевание под музыку с закрытым ртом на звук «м»; с открытым ртом на слоги «ма-мэ-ми-мо-му») Исполнение песни «У мамочки любимой, у мамочки моей».
8.Закрепление полученных знаний. Итог урока. У: Итак, подведем итог урока. С какими инструментами мы познакомились? Д: флейта, арфа.
У: Какой из них струнный, какой духовой? Д: флейта-духовой, арфа-струнный.
У: Кто их создал? Д: мастера.
У: Кто помнит, как назывались произведения, которые вы слушали? Д: Шутка, Мелодия и симфония.
У: А кто вспомнит композиторов, которые написали эти произведения? Д: Глюк, Бах.
9.Рефлексия. У: Ребята, скажите, что больше всего вам сегодня понравилось и запомнилось? Чем мы сегодня занимались? Что у нас получалось хорошо, а что не очень? Довольны ли вы сегодняшней работой на уроке? (ответы детей) (Слайд 12, 13- смайлики с лицами : 1- все понравилось, все понял (-а) , было весело; 2- все понравилось , но… ; 3 – ничего не понравилось, ничего не понял (-а), было скучно) –дети выбирают подходящий для себя смайлик и высказывают свое мнение по уроку.
У: На этом все. Вы хорошо потрудились сегодня. Особенно я хотела бы отметить …(перечисляю самых активных детей) Давайте поаплодируем себе. Спасибо за урок. До свидания! (Слайд 14)