Мотивация к учебной деятельности, актуализация 3 минуты | Мотивация к дальнейшей деятельности, актуализация опорных знаний. | Метод: словесный. Прием: слово учителя, вопрос-ответ, беседа. | - Прежде, чем перейти к новой теме, нам нужно вспомнить, что мы изучили на прошлом уроке. Кто скажет, какая была тема прошлого урока? - Какому празднику был посвящен этот урок? - Какое стихотворение, посвященное 8 марта, мы изучили? - Кто автор этого стихотворения? - О чем данное стихотворение? - Какими чувствами наполнено стихотворение? - Как звучало стихотворение? - Какое слово в стихотворении часто повторяется? - Какое произведение мы слушали на уроке? - Вы запомнили, как должно звучать данное произведение? - Вспомните, какой инструмент мог бы украсить её звучание? - Молодцы, ребята, вы были очень внимательны! Я желаю вам быть такими же внимательными, активными и любознательными на сегодняшнем уроке. | - Мамин праздник. - 8 марта. - Тихо, тихо, очень тихо. - В. Орлов. - О маме. - Чувствами покоя, нежности, доброты, ласки. - Тихо, не спеша, ласково. - Слово «тихо». - Колыбельную. - Неторопливо, ласково, нежно. - Скрипка или треугольник. | Фронтальная | - | - | К: формулируют развернутые ответы на вопросы; слушают партнёра по общению и деятельности, развита устная речь. | - |
Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной деятельности 4 минуты | Совместное формулирование темы, целей и задач урока. | Метод: словесный. Прием: слово учителя, вопрос-ответ, беседа, загадки. Метод: практический. Прием: целеполагание. Метод: наглядный. Прием: демонстрация презентации. | Чтобы узнать, о чем будет наш урок, я предлагаю вам отгадать загадки. Слушайте внимательно. Со мной в поход легко идти, Со мною весело в пути, И я крикун, и я буян, Я звонкий, круглый… Я стою на трех ногах, Ноги в черных сапогах. Зубы белые, педаль. Как зовут меня? … Он на солнце заблестит, Нежным звуком одарит. В джазе самый первый он, Серебристый… Как будто девушка запела, И в зале словно посветлело. Скользит мелодия так гибко. Затихло все: играет… - Ребята, кажите, как все эти отгадки можно назвать одним словом? - Все верно! Значит, как звучит тема нашего урока? - Посмотрите на карточки №1. Составим задачи урока, работая в паре. Вам нужно соединить начало и конец цели стрелочкой. Проверим, что у вас получилось. - Как вы думаете, зачем нам нужно реализовать данные цели? Где они нам пригодятся? | Отгадывают загадки. - Барабан. - Рояль. - Саксофон. - Скрипка. - Музыкальные инструменты. - Музыкальные инструменты. Составляют задачи урока. узнать особенности новых музыкальных инструментов; научиться различать звучание данных инструментов; применить полученные знания на практике. - На уроках музыки, в жизни. | Фронтальная, парная | Дидактические средства: презентация, карточки для формулировки задач урока. Интерактивное оборудование: компьютер, проектор. | - | Р: понимают и принимают учебную задачу, сформулированную совместно с учителем. К: формулируют развернутые ответы на вопросы; слушают партнёра по общению и деятельности, развита устная речь. | - |
Открытие новых знаний 19 минут | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися изучаемого материала | Метод: словесный. Прием: слово учителя, вопрос-ответ, беседа, рассказ, объяснение. Метод: практический. Прием: анализ музыкальных произведений. Метод: наглядный. Прием: демонстрация презентации, просмотр видеофрагментов. Прием: прослушивание аудиозаписей. | - Посмотрите на слайд. Скажите, как называется первый музыкальный инструмент, который мы с вами сегодня рассмотрим? - Все верно. Я расскажу вам небольшую историю о данном инструменте, а вы меня внимательно слушайте, потому что после рассказа я буду задавать вам вопросы. - Итак, в давние времена самым любимым музыкальным инструментом была лютня. Лютня – струнный щипковый инструмент с широким загнутым грифом и овальным корпусом. Считается, что лютня сначала появилась в странах Древнего Востока (например, в Египте и других арабских странах), а позже лютня распространилась и по всей Европе. Лютню любили как богатые аристократы, так и простые люди. Под сопровождение лютни странствующие музыканты исполняли свои песни и танцы. - Вы прослушали рассказ, теперь ответим на вопросы. - Кто запомнил, что такое «лютня»? - Где появилась лютня? - Как применяли лютню? - Молодцы, вы были очень внимательны! - Изображение лютни и лютнистов можно встретить на многих старинных картинах. Посмотрите их на слайде. - Послушайте, как играет лютня. И ответьте на вопрос: какой тембр имеет лютня? Музыкальный фрагмент И.Г. Конради «Менуэт» (лютня). - Напоминаю вопрос: какой тембр имеет лютня? - Скажите, звучание какого инструмента вам напоминает лютня? - Правильно, звучание лютни напоминает звучание гитары. Скажите, что есть общего у этих инструментов и чем они отличаются? Сравните изображения двух этих инструментов на слайде. - Всё верно! Гитара - тоже струнный щипковый инструмент. Но, в отличие от лютни, у гитары обычно всего шесть струн и гриф ровный, не загнутый. Гитара старинный инструмент, но и наше время гитара один из самых популярных и распространённых инструментов. Гитару можно услышать в концертном зале как сольный инструмент. Послушайте, как звучит гитара, и подумайте, где ещё можно услышать гитару кроме концертного зала? Фрагмент «Романс» - Где ещё можно услышать гитару кроме концертного зала? - Действительно, часто под звуки гитары поют романсы и песни, в походы туристы. - Посмотрите на экран и скажите, какой второй музыкальный инструмент мы рассмотрим? - Скажите, какой известный вам инструмент напоминает клавесин? - Действительно, клавесин похож на рояль. Но клавесин появился раньше рояля. Подумайте и скажите, чем же рояль отличается от клавесина? Вспомните, как играют на рояле? Как рождается звук? - Правильно. А теперь послушайте, как играет клавесин. Похоже на рояль или чем-то отличается? Фрагмент «Тамбурин» Ж.Ф. Рамо - Вы прослушали фрагмент, теперь скажите, звучание похоже на рояль или чем-то отличается? Чем? Какой у него тембр? - Конечно, звук у клавесина более звонкий, отрывистый. Всё дело в том, что клавесин – клавишно-струнный щипковый инструмент. Струны клавесина защипывались вороньим пером. - Ребята, а вы нашли ещё отличие от рояля? - Да, верно. Клавесин часто украшал дома богатых аристократов, и когда на клавесине играли изнеженные барышни, они хотели показать белизну и изящество своих рук и кистей, а также на фоне чёрных клавиш можно было лучше разглядеть их бриллиантовые колечки. - Прочитаем, как называется следующий инструмент. - Верно, это флейта. Посмотрите на слайд, кого мы видим? - Правильно! Муза присутствует на каждом нашем уроке. А что она делает сегодня? - Как вы думаете, какую музыку она исполняет: мажорную или минорную? - Ваши мнения разошлись, а, чтобы точнее ответить на вопрос, мы сейчас послушаем два музыкальных фрагмента разного характера. А вы глаза закройте, и представьте, что это играет Муза. Фрагмент «Шутка» И.С. Баха - Как звучала музыка? Какой у нее тембр? - Может Муза исполнять эту весёлую музыку? - Закройте глаза, послушаем другой фрагмент. Фрагмент «Мелодия» К.В. Глюка - Как звучала музыка? Какой у нее тембр? - Может Муза исполнять эту нежную музыку? - Какое настроение ближе Музе? Почему? - Оказывается, флейта может передать и минорное, и мажорное настроение. - На звук какого народного инструмента похожа флейта? - Молодцы! - Как называется инструмент на слайде? - Верно, он называется арфа. Посмотрите, как изящно выглядит арфа, как крыло большой бабочки, на котором натянуто множество струн. А значит, это какой инструмент? - Правильно! Этот инструмент появился в Древнем Египте и на протяжении своей жизни все время менялся. Так, со временем на свет появились гусли, фортепиано. - Послушайте, как звучит арфа. И.С. Бах - Токката и фуга ре минор. София Кипрская (Арфа) - Как звучит арфа? Какой у нее тембр? -Голос арфы напомнил вам звучание какого-то другого инструмента? | - Лютня. Слушают рассказ учителя. - Это струнный щипковый инструмент с широким загнутым грифом и овальным корпусом. - В странах Древнего Востока. - Под её сопровождение музыканты исполняли свои песни и танцы. Смотрят изображение лютни и лютнистов. - Мягкий, звонкий, нежный. - Звучание гитары. - Они относятся к струнным инструментам, но отличаются по форме корпуса, грифа и количеству струн. - Под гитару поют дома, в ансамбле. - Клавесин. - Рояль. - Клавиши рояля приводят в действие молоточки, они ударяют по струнам, и так рождается звук. - Отличается, тембр более звонкий и яркий, отрывистый. - Различие цвета клавиш. - Флейта. - Музу. - Играет на инструменте. Предположения детей. - Игриво, задорно, легко, подвижно. - Да. - Ласково, задумчиво, нежно, плавно. - Да. Предположения детей. - На свирель. - Арфа. - Струнный. - Звучит необычно, волшебно, торжественно, звонкий, блестящий. - Гусли. | Фронтальная | Дидактические средства: презентация, аудио, видео. Интерактивное оборудование: компьютер, проектор. | Имеют представления о внешнем виде, тембре и выразительных возможностях лютни, клавесина, флейты и арфы; демонстрируют умение различать звучание лютни и гитары, клавесина и фортепиано. | Р: понимают и принимают учебную задачу, сформулированную совместно с учителем. П: умеют слушать и анализировать музыкальное произведение. К: формулируют развернутые ответы на вопросы; слушают партнёра по общению и деятельности, развита устная речь. | Воспитан эстетический вкус, демонстрируют культуру слушания, правильность исполнения музыкального произведения. |
Закрепление изученного на уроке 10 минут | Закрепление полученных на уроке знаний. | Метод: словесный. Прием: слово учителя, вопрос-ответ, беседа, объяснение. Здоровьесберегающий метод. Метод: практический. Прием: исполнение музыкального произведения. Метод: наглядный. Прием: демонстрация презентации. | - Давайте проведем небольшую разминку. Встаем с мест, повторяем за мной. Физкультминутка Покачайтесь, покачайтесь, Потянитесь, потянитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку. Глубоко теперь вдохните, Сядьте тихо, отдохните. - Молодцы! Вы были очень внимательны. - Много музыкальных произведений для клавесина написал Йозеф Гайдн, австрийский композитор, который жил почти триста лет назад. Вокально-хоровая работа - Ребята, а какой музыкальный инструмент у нас всегда с собой? Дыхательная гимнастика - Этот инструмент у нас сегодня ещё не звучал. Но прежде чем мы с вами начнём петь, нам надо разогреть наш голосовой аппарат – это наши щёки, губы, зубы, язык, лёгкие. Для этого сначала встанем правильно - свободно с опорой на обе ноги, корпус прямой, плечи развёрнуты. Вдох через нос – коротко и шумно, выдох через рот, бесшумно. - Сегодня мы с вами разучим произведение Й. Гайдна «Старый добрый клавесин». Прочитаем текст. - Давайте исполним песню со словами. - Молодцы ребята, вы очень хорошо постарались. | Выполняют физкультминутку. Встают со своих мест. Качаются. Потягиваются. Приседают. Шагают. Встают на носок, на пятку, Скачут вприсядку. Глубоко вдыхают, Тихо садятся. - Голос. Выполняют дыхательную гимнастику. Читают текст песни. Исполняют песню. | Фронтальная | Дидактические средства: аудио, текст песни. Интерактивное оборудование: компьютер, проектор. | Демонстрируют умение различать звучание лютни и гитары, клавесина и фортепиано. | Р: понимают и принимают учебную задачу, сформулированную совместно с учителем. П: умеют слушать и анализировать музыкальное произведение. К: формулируют развернутые ответы на вопросы; слушают партнёра по общению и деятельности, развита устная речь. | Воспитан эстетический вкус, демонстрируют культуру слушания, правильность исполнения музыкального произведения. |
Соотнесение результатов урока с поставленными целями и задачами 2 минуты | Обеспечение развития у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях. | Метод: словесный. Прием: слово учителя, беседа, незаконченное предложение. Метод: наглядный. Прием: демонстрация презентации. | Вы большие молодцы, ребята! Выполнили большой объем работы и справились со всеми предложенными заданиями, но все-таки давайте вспомним, какую тему мы сегодня изучили? Какие задачи мы перед собой ставили? Мы достигли этих задач? С помощью чего мы их достигли? Что мы выполняли? Какие музыкальные инструменты мы изучили? Посмотрите на доску, на ней висит карточка с началами предложений. Вам нужно закончить любое из предложений. На уроке я узнал (а) _______________. На уроке мне понравилось _________. На уроке мне бы хотелось _________. На уроке было интересным ________. На уроке было трудным ___________. | - Музыкальные инструменты. 1)узнать особенности новых музыкальных инструментов; 2)научиться различать звучание данных инструментов; 3)применить полученные знания на практике. - Да. - Мы слушали произведения, рассказы, пели. - Лютня, клавесин, флейта, арфа. Продолжают предложения. | Фронтальная | Дидактические средства: презентация. Интерактивное оборудование: компьютер, проектор. | Имеют представления о внешнем виде, тембре и выразительных возможностях лютни, клавесина, флейты и арфы; демонстрируют умение различать звучание лютни и гитары, клавесина и фортепиано. | Р: понимают и принимают учебную задачу, сформулированную совместно с учителем. К: формулируют развернутые ответы на вопросы; слушают партнёра по общению и деятельности, развита устная речь. | - |