Просмотр содержимого документа
«Музыкальные звуки и их свойства »
Баяганов М. К.
учитель музыки Майской средней школы
Тема занятий. Музыкальные звуки и их свойства.
Цели: пробудить и упрочить у школьников интерес к средствам
музыкальной выразительности, заложить основы соответствующей
познавательной мотивации;
Задачи: выработать общие представления об основных свойствах музыкальных звуков; сформировать умение различать звуки по тембру, высоте, длительности; формировать и развивать мелодический слух как способность воспринимать последовательность одно-тембровых звуков разной высоты и длительности в виде музыкальной мысли; выработать элементарные музыкально-слуховые представления (начальный так называемый внутренний слух); дать представление о некоторых принципах создания музыкальных инструментов и игры на них.
Для выполнения названных целей и задач рамки традиционного урока – малопригодны. Гораздо эффективнее использовать предлагаемые игры и упражнения в виде своеобразных вставок в урочные и внеурочные занятия, в том числе и не относящиеся непосредственно к музыке. В этом случае музыкальные упражнения выполняют попутно релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Определяющим моментом служит сохранение заинтересованности детей, их активности и высокого эмоционального тонуса.
Приобщение детей к миру звуков начинается уже во время подготовки оборудования для игры, когда учитель привлекает их к подбору предметов, которые будут служить источниками звука. Это могут бутылки и другие стеклянные сосуды, фарфоровая и керамическая посуда, жестяные банки, металлические кастрюли и крышки к ним, а также картонные коробки, дощечки, пластмассовые изделия и другие вещи повседневного быта. Детям предлагают постучать по каждому предмету барабанной палочкой или карандашом (лучше чайной ложкой) и послушать, какой при этом получается звук. Обращают внимание детей на разнообразие извлекаемых звучаний и побуждают их к отбору и поискам предметов, звучащих наиболее ярко и необычно. Для игры располагают предметы на столе или подвешивают на горизонтально натянутой веревке, перекладине.
Игра «Найди приз»
На стол ставят в ряд три по –разному звучащих предмета, скажем бутылку, жестянку и картоннуюкоробку. Из группы детей выбирают водящего, им может быть и учитель. Его поварачивают спиной к столу или просят закрыть глаза. Под одним из «музыкальных инструментов» прячут приз- открытку, конфету
и т. п. Водящему предлагают послушать два- три негромких удара, которые делает один из детей по предмету с призом. Затем он подходит к столу и, ударяя по каждому из предметов, старается определить на слух, где спрятан приз. В случае успеха награда достается водящему, а к столу вызывается следующая пара.Остальные дети исполняют роль «экспертов»
Примечание: возможны следующие усложнения:
увеличение количества звучащих предметов до 4-5;
сокращение разрешенного количества ударов;
использование более близких по тембру предметов, к примеру только дощечек или только бутылок разного размера;
Можно взять одинаковые бутылки, налив в них разное количество воды. В этом случае показывают детям, что звучания отличаются не окраской, а тем, что одни из них «тоньше» (выше), а другие «толще» (ниже). Так подводят к понятию «высота звука». Может быть, некоторые заметят, что чем больше воды в бутылке, тем ниже она звучит. Для наиболее способных школьников можно уменьшить разницу в высоте звучаний, предложить им отыскивать сразу по два приза и т. д.
Игра «Запомни порядок»
Водящий стола не видит. Предметы расположены на одной линии. По ним ударяют подряд, предлагая водящему запомнить порядокзвуков. Затем предметы на стоел меняют местами, и водящему разрешают повернуться к ним и посмотреть. Он должен, постукивая по предметам и вспоминая слышанное ранее, расставить их в прежнем порядке. Количество предметов не менее трех.
Для облегчения можно позволить водящему предварительно ознакомиться с тем, как звучит каждый «инструмент»
В этой игре, как и впервой можно использовать и детские музыкальные ударные инструменты: барабан, бубен, треугольник и др. Но все же, на наш взгляд, предпочтение стоит отдавать не им. Использование бытовых предметовв качестве источника «музыкальных» звуков показывает, что звуки музыки берутся из самой жизни.
Игра «Обезьянки»
Расположение предметов на столе остается неизменным. Партнер водящего стучит по ним в определенном порядке. Водящий должен на слух воспроизвести эту последовательность звуков. Здесь возникает необходимость как-то фиксировать порядок звуков образца. Это удобно делать на бумаге, обозначив предварительно предметы буквами или номерами. Небольшие кружкис цифрами можно прикрепить к «инстрементам» кусочком пластилина
Игру чаще всего проводят в виде конкурса. Успех участников оценивается очками. Например, водящий, который прослушал образец только один раз и правильно повторил его без каких- либо проб, получает максимальное количество очков, скажем15. За каждое дополнительное прослушивание образца снимается 1 очко, за каждую пробу, начиная со второй,-2 очка. Выигрывает набравший большее количество очков.
Игра «Повторим мелодию»
Для нее потребуется самодельный музыкальный инструмент -«бутылкофон» или «стеклофон». Делают его, подбирая по звучанию бутылки, банки различной емкости, которые настраивают, наливая нужное количество воды. Полулитровая молочная бутылка, наполненная до горлышка, звучит обычно по квинту (пять ступеней) ниже, чем пустая. Взяв пять таких бутылок, можно построить мажорный лад от первой до пятой ступени, а добавив третью минорную ступень, получить возможность подбирать мелодии в обоих ладах. Продлить звукоряд вниз до октавы можно с помощью бутылок большей емкости или литровых банок. Для расширения диапазона годятся некоторые чашки, блюдца, флаконы и прочее. Вначале вполне хватит пяти ступеней, поскольку известно много детских мелодий, не прерывающих этого диапазона.
Бутылки расставляются в ряд таким образом, чтобы звучащая ниже всех (обычно это первая ступень, тоника), была крайней слева, а повышение звуков происходило слева, а повышение звуков происходило слева направо. Все стоят по одну сторону стола, включая водящего.