Учитель физики Кызылжарской средней школы Мартукского района Актюбинской области Нетребко Татьяна Геннадиевна.
Тема урока: Звук. Характеристики звука.
Класс: 9.
Цель урока: сформировать представление учащихся о звуке, звуковой волне.
Задачи урока:
- изучить понятие звуковой волны, распространение звуковых волн, характеристики звука;
- развивать знания, умения, навыки учащихся, мышление, физическую речь, память;
- формировать научное мировоззрение, воспитывать интерес и любознательность учащихся, способность самостоятельно наблюдать явления и делать выводы.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация Power Point, карточки с тестовыми заданиями, камертон, металлическая линейка.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Демонстрации:
- колебательное движение звучащего тела;
- создание звука колеблющимся телом;
- зависимость громкости звука от амплитуды колебаний;
- различные звуки, шумы.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Что называется колебанием?
- Характеристики колебательного движения (частота, период, амплитуда).
- Приведите примеры использования периодического движения человеком.
- Встречается ли в человеческом организме периодическое движение?
- Что называется волной?
- Перечислите характеристики волнового движения (длина волны, скорость распространения волны, время распространения волны).
- Какие волны называются продольными, поперечными?
- В какой среде распространяются продольные волны? Поперечные волны?
- Изучение новой темы.
Мы с вами живем в мире звуков, звуки окружают нас на протяжении всей жизни. Источники звука – все тела, совершающие колебательной движение, а также звуковые явления. Звуки бывают естественными (шум дождя, ветра, гром, звуки животных, насекомых) и искусственными (звуки музыкальных инструментов, шумы, создаваемые деятельностью человека).
Звуковые явления изучает раздел физики, который называется акустикой.
Звук, звуковые волны – это упругие механические волны, способные вызывать у человека слуховые ощущения; частота колебаний таких волн от 16 до 20000 Гц. Волны с частотами более 20000 Гц называются ультразвуками, с частотами меньше 16 Гц – инфразвуками. Это волны не воспринимаются человеческим ухом. Некоторые животные способны улавливать колебания до 20 – 30 тыс. Гц. Например, летучие мыши воспринимают звуковые волны до 21 тыс.Гц,дельфины – до 28 тыс.Гц.
Для распространения звука между источником и приемником звука необходима какая-нибудь среда, обладающая упругими свойствами. В безвоздушном пространстве, где отсутствуют частицы вещества, которые могли бы передавать колебания, звуковые колебания не распространяются.Звук передается во всех средах. Однако скорость его распространения больше в тех средах, в которых частицы вещества сильнее связаны друг с другом, так как при деформации среды возникают большие силы упругости. Звуковые волны в газах и жидкостях являются продольными. Достигая нашего уха, они заставляют барабанную перепонку совершать вынужденные колебания, что приводит к возникновению у человека ощущения слышимого звука.
Рассмотреть таблицу 5 настр 137. Скорость распространения звука в различных средах.
Характеристики звука:
- громкость,
- высота тона,
- тембр.
Музыкальными звуками называются звуки, издаваемые камертоном или другими гармонически колеблющимися телами.
Демонстрации: создание звука камертоном, колеблющейся металлической линейкой.
Громкость звука определяется амплитудой колебаний звучащего тела.
Демонстрации: зависимость громкости звука от амплитуды колебаний.
Громкость звука измеряется в децибелах (дБ).
Рассмотреть таблицу 6 на стр 140. Значение уровня громкости некоторых источников звука.
Звуковую волну определенной частоты иначе называют тоном.
Высота тона определяется частотой колебаний, т.е. чем больше частота колебаний, тем выше тон.
Голоса
Частотный диапазон, Гц
Бас
80-350
Баритон
100-400
Тенор
130-500
Контральто
170-780
Сопрано
250-1000
Колоратурное сопрано
260-1400
Демонстрации: звук различного голосового диапазона.
Тембр – это качество звука, которое придает индивидуальную окраску голосу человека или звучанию музыкального инструмента.
Демонстрации: звуки музыкальных инструментов, голоса.
Шум – это сочетание беспорядочных звуков различной частоты.
Шумы могут оказывать различное влияние на организм человека. Такие шумы, как пение птиц, шум прибоя, - приятны человеку, они успокаивают, снимают стресс. Промышленные, транспортные шумы, шум города, и др. оказывает раздражающее действие, отрицательно влияют на организм человека.
Рассмотреть таблицу: Влияние шума на организм человека.
Демонстрации: различные шумы.
Закрепление темы:
- Что называется звуком?
- Как распространяется звук?
- Каков диапазон частот звуков, воспринимаемых человеческим ухом?
- Может ли звук распространятся в вакууме?
- Зависит ли скорость звука от среды его распространения?
- Какими физическими величинами характеризуется звук?
- Какие звуки называются музыкальными?
- Что называется шумом?
Упражнение 26, стр 137.
№ 4. Как изменится длина звуковой волны при переходе из воздуха в воду, если скорость распространения звука в воздухе 340 м/с, а в воде – 1480 м/с. Ответ: 4,35 м.
№ 5. Определите длину звуковой волны в воде, если ее скорость 1480 м/с, а частота 740 Гц.
Ответ: 2 м.
Самостоятельная работа: тест по теме «Звуковые волны»
Домашнее задание: §31, §32. Домашнее экспериментальное задание.
Подведение итогов урока, выставление оценок.