kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация урока физики "Звук. Характеристики звука"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель физики Кызылжарской средней школы Мартукского района Актюбинской области Нетребко Татьяна Геннадиевна.

Тема урока: Звук. Характеристики звука.

Класс: 9.

Цель урока: сформировать представление учащихся о звуке, звуковой волне.

Задачи урока:

  • изучить понятие звуковой волны, распространение звуковых волн, характеристики звука;
  • развивать знания, умения, навыки учащихся, мышление, физическую речь, память;
  • формировать научное мировоззрение, воспитывать интерес и  любознательность учащихся, способность самостоятельно наблюдать явления и делать выводы.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация Power Point, карточки с тестовыми заданиями, камертон, металлическая линейка.

Методы обучения: словесный, наглядный.

Демонстрации:

  1. колебательное движение звучащего тела;
  2. создание звука колеблющимся телом;
  3. зависимость громкости звука от амплитуды колебаний;
  4. различные звуки, шумы.

                                                Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  • Что называется колебанием?
  • Характеристики колебательного движения (частота, период, амплитуда).
  • Приведите примеры использования периодического движения человеком.
  • Встречается ли в человеческом организме периодическое движение?
  • Что называется волной?
  • Перечислите характеристики волнового  движения (длина волны, скорость распространения волны, время распространения волны).
  • Какие волны называются продольными, поперечными?
  • В какой среде распространяются продольные волны? Поперечные волны?
  1. Изучение новой темы.

Мы с вами живем в мире звуков, звуки окружают нас на протяжении всей жизни. Источники звука – все тела, совершающие колебательной движение, а также звуковые явления. Звуки бывают естественными (шум дождя, ветра, гром, звуки животных, насекомых) и искусственными (звуки музыкальных инструментов, шумы, создаваемые деятельностью человека).

Звуковые явления изучает раздел физики, который называется акустикой.

Звук, звуковые волны – это упругие механические волны, способные вызывать у человека слуховые ощущения; частота колебаний таких волн от 16 до 20000 Гц. Волны с частотами более 20000 Гц называются ультразвуками, с частотами меньше 16 Гц – инфразвуками. Это волны не воспринимаются человеческим ухом. Некоторые животные способны улавливать колебания до 20 – 30 тыс. Гц. Например, летучие мыши воспринимают звуковые волны до 21 тыс.Гц,дельфины – до 28 тыс.Гц.

Для распространения звука между источником и приемником звука необходима какая-нибудь среда, обладающая упругими свойствами. В безвоздушном пространстве, где отсутствуют частицы вещества, которые могли бы передавать колебания, звуковые колебания не распространяются.Звук передается во всех средах. Однако скорость его распространения больше в тех средах, в которых частицы вещества сильнее связаны друг с другом, так как при деформации среды возникают большие силы упругости. Звуковые волны в газах и жидкостях являются продольными. Достигая нашего уха, они заставляют барабанную перепонку совершать вынужденные колебания, что приводит к возникновению у человека ощущения слышимого звука.

Рассмотреть таблицу 5 настр 137. Скорость распространения звука в различных средах.

 

Характеристики звука:

  • громкость,
  • высота тона,
  • тембр.

Музыкальными звуками называются звуки, издаваемые камертоном или другими гармонически колеблющимися телами.

  Демонстрации: создание звука камертоном, колеблющейся металлической линейкой.

  Громкость звука определяется амплитудой колебаний звучащего тела.

Демонстрации:         зависимость громкости звука от амплитуды колебаний.

   Громкость звука измеряется в децибелах (дБ).

Рассмотреть таблицу 6 на стр 140. Значение уровня громкости некоторых источников звука.

Звуковую волну определенной частоты иначе называют тоном.

Высота тона определяется частотой колебаний, т.е. чем больше частота колебаний, тем выше тон.

Голоса

Частотный диапазон, Гц

Бас

80-350

Баритон

100-400

Тенор

130-500

Контральто

170-780

Сопрано

250-1000

Колоратурное сопрано

260-1400

 Демонстрации: звук различного голосового диапазона.

Тембр – это качество звука, которое придает индивидуальную окраску голосу человека или звучанию музыкального инструмента.

Демонстрации: звуки музыкальных инструментов, голоса.  

Шум – это сочетание беспорядочных звуков различной частоты.

Шумы могут оказывать различное влияние на организм человека. Такие шумы, как  пение птиц, шум прибоя, - приятны человеку, они успокаивают, снимают стресс. Промышленные, транспортные шумы, шум города, и др. оказывает раздражающее действие, отрицательно влияют на организм человека.

Рассмотреть таблицу: Влияние шума на организм человека.

Демонстрации: различные шумы.

Закрепление темы:

  1. Что называется звуком?
  2. Как распространяется звук?
  3. Каков диапазон частот звуков, воспринимаемых человеческим ухом?
  4. Может ли звук распространятся в вакууме?
  5. Зависит ли скорость звука от среды его распространения?
  6. Какими физическими величинами характеризуется  звук?
  7. Какие звуки называются музыкальными?
  8. Что называется шумом?

Упражнение 26, стр 137.

№ 4. Как изменится длина звуковой волны при переходе из воздуха в воду, если скорость распространения звука в воздухе 340 м/с, а в воде – 1480 м/с. Ответ: 4,35 м.

№ 5. Определите длину звуковой волны в воде, если ее скорость 1480 м/с, а частота 740 Гц.

Ответ: 2 м.

Самостоятельная работа: тест по теме «Звуковые волны»

Домашнее задание: §31, §32. Домашнее экспериментальное задание.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Просмотр содержимого документа
«Домашнее экспериментальное задание »

Домашнее экспериментальное задание



Возьми внутренние части от спичечных коробков и проделай в их центре небольшие отверстия. Отмотай нитку длиной 10—15 м от катушки. Вставь концы ниток в отверстия и закрепи с помощью спичек (см. рисунок). Возьмите с товарищем по коробку и разойдитесь в разные стороны на длину нити так, чтобы нить оказалась в натянутом положении. Если говорить в один из коробков, а другой приложить к уху, то в нем будут отчетливо слышны слова. Объясни это явление.















Домашнее экспериментальное задание



Можно ли определить направление источника звука?

Предложи поучаствовать в этом опыте членам семьи или одноклассникам. Каждый человек по очереди садится на стул, ему завязывают глаза и за его спиной в разных углах комнаты гремят банкой с  сухой фасолью или горохом. Он должен угадать, откуда доносится звук.   У человека два уха, поэтому мозг может сравнивать громкость звуков и вычислять, откуда именно идет звук. Когда источник звука находится на одинаковом расстоянии от обоих ушей, трудно судить, насколько он далек. Проверь это в опыте.

Домашнее экспериментальное задание



 «Говорящая веревочка».

Этот опыт показывает, что твердые тела могут проводить звук.

В двух пластиковых стаканчиках  надо сделать небольшие отверстия в донышках,  концы веревки пропустить в эти отверстия и завязать узелки. Два человека натягивают бечевку потуже, один приставляет стаканчик к уху, другой говорит что-нибудь шепотом, а потом участники эксперимента меняются ролями. Определи, звук лучше предается по воздуху или по веревочке. Попробуй взять веревки разной длины. При какой длине лучше всего слышно?













Домашнее экспериментальное задание



Подвесь ложки  разного размера на веревочках.  
Ударь большую металлическую суповую (разливную) ложку и послушай, как она звучит. Для сравнения послушай столовую ложку и чайную ложку.


Как зависит высота звука от размеров ложки? (При желании из разных столовых приборов можно сделать музыкальный инструмент.)





Домашнее экспериментальное задание

Зная физику, можно «заставить петь» даже бокалы. Нужно только подобрать для этого опыта хороший «инструмент»: стеклянный (не хрустальный) тонкостенный бокал на ножке, вместимостью от половины до стакана жидкости. Стекло бокала должно быть чистое, гладкое, ничем не разрисованное. 

Прежде чем приступить к опыту, хорошо вымой руки с мылом. Затем,  слегка  намочи  чистой  водой пальцы правой руки, поставь бокал на стол, а левой рукой крепко держи его за ножку. 

Средним или указательным пальцем правой руки начни вкруговую водить по краю бокала. Через несколько секунд  ты услышишь мелодичный звук. Если это получилось,  то налей в бокал чистую воду, немного не доходя до края, и продолжай водить пальцем. Звук  будет значительно ниже того, который был без воды. Продолжая круговые движения пальцем, посмотри на поверхность воды – ты увидишь  маленькие волны. Они произошли от колеблющихся, звучащих стенок бокала. Если  постепенно удалять воду из бокала небольшими порциями, то звук  будет  повышаться. Самый высокий будет у пустого бокала.

Если взять разные бокалы,  то  можно заметить, что даже очень небольшая разница в толщине стенок бокалов влияет на высоту  звука. Попробуй подобрать бокалы и уровень воды в  них, чтобы получилась мелодия.









Домашнее экспериментальное задание

Проследим, как распространяется звук.

Для опыта нужна пластиковая бутылка, у которой срезана нижняя часть и закрыта куском пакета или пленки, прикрепленного с помощью резинки. Зажги свечу и кончиками пальцев стукни по пленке, направив горлышко бутылки на пламя. Оно должно погаснуть. Объясни, что произошло.



Просмотр содержимого документа
«Мой урок ЗВУК»

Учитель физики Кызылжарской средней школы Мартукского района Актюбинской области Нетребко Татьяна Геннадиевна.

Тема урока: Звук. Характеристики звука.

Класс: 9.

Цель урока: сформировать представление учащихся о звуке, звуковой волне.

Задачи урока:

  • изучить понятие звуковой волны, распространение звуковых волн, характеристики звука;

  • развивать знания, умения, навыки учащихся, мышление, физическую речь, память;

  • формировать научное мировоззрение, воспитывать интерес и любознательность учащихся, способность самостоятельно наблюдать явления и делать выводы.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация Power Point, карточки с тестовыми заданиями, камертон, металлическая линейка.

Методы обучения: словесный, наглядный.

Демонстрации:

  1. колебательное движение звучащего тела;

  2. создание звука колеблющимся телом;

  3. зависимость громкости звука от амплитуды колебаний;

  4. различные звуки, шумы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  • Что называется колебанием?

  • Характеристики колебательного движения (частота, период, амплитуда).

  • Приведите примеры использования периодического движения человеком.

  • Встречается ли в человеческом организме периодическое движение?

  • Что называется волной?

  • Перечислите характеристики волнового движения (длина волны, скорость распространения волны, время распространения волны).

  • Какие волны называются продольными, поперечными?

  • В какой среде распространяются продольные волны? Поперечные волны?





  1. Изучение новой темы.

Мы с вами живем в мире звуков, звуки окружают нас на протяжении всей жизни. Источники звука – все тела, совершающие колебательной движение, а также звуковые явления. Звуки бывают естественными (шум дождя, ветра, гром, звуки животных, насекомых) и искусственными (звуки музыкальных инструментов, шумы, создаваемые деятельностью человека).

Звуковые явления изучает раздел физики, который называется акустикой.

Звук, звуковые волны – это упругие механические волны, способные вызывать у человека слуховые ощущения; частота колебаний таких волн от 16 до 20000 Гц. Волны с частотами более 20000 Гц называются ультразвуками, с частотами меньше 16 Гц – инфразвуками. Это волны не воспринимаются человеческим ухом. Некоторые животные способны улавливать колебания до 20 – 30 тыс. Гц. Например, летучие мыши воспринимают звуковые волны до 21 тыс.Гц, дельфины – до 28 тыс.Гц.

Для распространения звука между источником и приемником звука необходима какая-нибудь среда, обладающая упругими свойствами. В безвоздушном пространстве, где отсутствуют частицы вещества, которые могли бы передавать колебания, звуковые колебания не распространяются. Звук передается во всех средах. Однако скорость его распространения больше в тех средах, в которых частицы вещества сильнее связаны друг с другом, так как при деформации среды возникают большие силы упругости. Звуковые волны в газах и жидкостях являются продольными. Достигая нашего уха, они заставляют барабанную перепонку совершать вынужденные колебания, что приводит к возникновению у человека ощущения слышимого звука.

Рассмотреть таблицу 5 на стр 137. Скорость распространения звука в различных средах.



Характеристики звука:

  • громкость,

  • высота тона,

  • тембр.

Музыкальными звуками называются звуки, издаваемые камертоном или другими гармонически колеблющимися телами.

Демонстрации: создание звука камертоном, колеблющейся металлической линейкой.

Громкость звука определяется амплитудой колебаний звучащего тела.

Демонстрации: зависимость громкости звука от амплитуды колебаний.

Громкость звука измеряется в децибелах (дБ).

Рассмотреть таблицу 6 на стр 140. Значение уровня громкости некоторых источников звука.



Звуковую волну определенной частоты иначе называют тоном.

Высота тона определяется частотой колебаний, т.е. чем больше частота колебаний, тем выше тон.



Голоса

Частотный диапазон, Гц

Бас

80-350

Баритон

100-400

Тенор

130-500

Контральто

170-780

Сопрано

250-1000

Колоратурное сопрано

260-1400

Демонстрации: звук различного голосового диапазона.

Тембр – это качество звука, которое придает индивидуальную окраску голосу человека или звучанию музыкального инструмента.

Демонстрации: звуки музыкальных инструментов, голоса.

Шум – это сочетание беспорядочных звуков различной частоты.

Шумы могут оказывать различное влияние на организм человека. Такие шумы, как пение птиц, шум прибоя, - приятны человеку, они успокаивают, снимают стресс. Промышленные, транспортные шумы, шум города, и др. оказывает раздражающее действие, отрицательно влияют на организм человека.

Рассмотреть таблицу: Влияние шума на организм человека.

Демонстрации: различные шумы.

Закрепление темы:

  1. Что называется звуком?

  2. Как распространяется звук?

  3. Каков диапазон частот звуков, воспринимаемых человеческим ухом?

  4. Может ли звук распространятся в вакууме?

  5. Зависит ли скорость звука от среды его распространения?

  6. Какими физическими величинами характеризуется звук?

  7. Какие звуки называются музыкальными?

  8. Что называется шумом?

Упражнение 26, стр 137.

№ 4. Как изменится длина звуковой волны при переходе из воздуха в воду, если скорость распространения звука в воздухе 340 м/с, а в воде – 1480 м/с. Ответ: 4,35 м.

№ 5. Определите длину звуковой волны в воде, если ее скорость 1480 м/с, а частота 740 Гц.

Ответ: 2 м.

Самостоятельная работа: тест по теме «Звуковые волны»

Домашнее задание: §31, §32. Домашнее экспериментальное задание.

Подведение итогов урока, выставление оценок.



















































Тест по теме "Звуковые волны" 9 класс

Вариант 1

1. Источником звука является….

А) любое колеблющееся тело

Б) тела, колеблющиеся с частотой более 20 000 Гц

С) тела, колеблющиеся с частотой от 20 Гц до 20000 Гц

Д) тела, колеблющиеся с частотой ниже 20 Гц

2. Громкость звука определяется…

А) амплитудой колебаний источника звука

Б) частотой колебаний источника звука

С) периодом колебаний источника звука

Д) скоростью движения источника звука

3. В каких единицах измеряется длина звуковой волны?

А) в метрах в секунду Б) в секундах

С) в герцах Д) в метрах

4. В какой среде из перечисленных скорость звука будет наибольшей?

А) воздух Б) вакуум С) вода Д) свинец

5. Какой волной является звук?

А) продольной Б) поперечной

С) имеет продольно-поперечный характер Д) зависти от среды

6. Для нахождения скорости звука нужно…

А) длину волны разделить на частоту колебаний источника звука

Б) длину волны разделить на период колебаний источника звука

С) длину волны умножить на период колебаний источника звука

Д) период колебаний разделить на длину волны

7. Чему равен период колебаний источника звуковой волны,

если частота колебаний 500 Гц?

А) 17000 с Б) 0,68 с С) 0,002 с Д) 1,4 с

8. Найдите длину звуковой волны частотой 1000 Гц в стекле.

Скорость звука в стекле 5500 м/с

А) 0,2 м Б) 5,5 м С) 0,2 км Д) 5,5 км





Тест по теме "Звуковые волны" 9 класс

Вариант 2



1. Инфразвуком называются механические колебания с частотой …

А) от 16 до 20 000 Гц Б) выше 20 000 Гц

С) ниже 16 Гц Д) выше 16 Гц

2. Высота тона звука определяется…

А) амплитудой колебаний источника звука

Б) частотой колебаний источника звука

С) длиной волны звука

Д) скоростью движения источника звука

3. В каких единицах измеряется скорость звуковой волны?

А) в метрах в секунду Б) в секундах

С) в герцах Д) в метрах

4. В какой среде из перечисленных скорость звука будет наименьшей?

А) воздух Б) керосин С) вода Д) свинец

5. В какой из перечисленных сред звук не распространяется?

А) в жидкостях Б) в твердых телах

С) звук распространяется в любой среде Д) вакуум

6. Для нахождения длины волны звука нужно…

А) скорость звука умножить на период колебаний источника звука

Б) скорость звука умножить на частоту колебаний источника звука

С) скорость звука разделить на период колебаний источника звука

Д) период колебаний разделить на скорость звука

7. Чему равна частота колебаний источника звуковой волны, если ее период равен 0,02 с?

А) 68 Гц Б) 6,8 Гц С) 50 Гц Д) 1700 Гц

8. Найдите длину звуковой волны периодом 0,02 с в воздухе. Скорость звука в воздухе 330 м/с.

А) 660 м Б) 6,6 м С) 0,00006 м Д) 1700 м







Тест по теме "Звуковые волны" 9 класс

Вариант 3



1. Ультразвуком называются механические колебания с частотой …

А) от 16 до 20000 Гц Б) выше 20000 Гц

С) ниже 20 Гц Д) ниже 20000 Гц

2. В каких единицах измеряется период звуковой волны?

А) в метрах в секунду Б) в секундах

С) в герцах Д) в метрах

3. Как изменится высота звука, издаваемого циркулярной пилой при ее холостом ходе, если на ней начать распиливать толстую доску?

А) увеличится Б) уменьшится С) не изменится

4. Какое насекомое чаще машет крыльями в полете: шмель или комар?

А) комар, так как у него большая частота колебаний крыльев

Б) комар, так как у него большая амплитуда колебаний крыльев

С) шмель, так как у него более низкий звук

Д) шмель, так как у него большая амплитуда колебаний

5. Где правильно указана последовательность по возрастанию скорости звука?

А) воздух, вода, сталь Б) сталь, воздух, вода

С) сталь, вода, воздух Д) вода, воздух, сталь

6. Найдите неверное соотношение между периодом и частотой колебаний источника звуковой волны

А) период 0,02 с, частота 50 Гц Б) период 0,004 с, частота 250 Гц

С) частота 1000 Гц, период 0,0001 с Д) частота 200 Гц, период 0,05 с

7. Определите скорость звука в воде, если источник, колеблющийся с периодом 0,001 с возбуждает в воде волны длиной 1,48 м

А) 0,00148 м/с Б) 1480 м/с С) 1480 км/с Д) 0,007 м/с

8. Мальчик увидел вспышку молнии, а через 5 с услышал раскаты грома. Как далеко от него ударила молния?

А) 68 м Б) 340 м С) 1700 м Д) 6800 м



Просмотр содержимого презентации
«МОЙ УРОК ЗВУК»

Звук. Характеристики звука.  Учитель физики Кызылжарской средней школы Нетребко Т.Г.

Звук. Характеристики звука.

Учитель физики

Кызылжарской средней школы

Нетребко Т.Г.

Цель урока сформировать представление учащихся о звуке, звуковой волне.

Цель урока

сформировать представление учащихся о звуке, звуковой волне.

Задачи урока:

Задачи урока:

  • изучить понятие звуковой волны, распространение звуковых волн, характеристики звука;
  • развивать знания, умения, навыки учащихся, мышление, физическую речь, память;
  • формировать научное мировоззрение, воспитывать интерес и любознательность учащихся, способность самостоятельно наблюдать явления и делать выводы.
Актуализация знаний

Актуализация знаний

  • Что называется колебанием?
  • Перечислите характеристики колебательного движения .
  • Приведите примеры использования периодического движения человеком.
  • Встречается ли в человеческом организме периодическое движение?
Актуализация знаний

Актуализация знаний

  • Что называется волной?
  • Перечислите характеристики волнового движения.
  • Какие волны называются продольными, поперечными?
  • В какой среде распространяются продольные волны? Поперечные волны?
Нас окружает мир звуков: музыкальные инструменты

Нас окружает мир звуков:

музыкальные инструменты

голоса людей

голоса людей

шум транспорта

шум транспорта

звуки птиц

звуки птиц

и животных

и животных

Что такое звук?  Звук- это упругие продольные волны, вызывающие у человека слуховые ощущения.

Что такое звук?

Звук- это упругие продольные волны, вызывающие у человека слуховые ощущения.

Человеческое ухо способно воспринимать упругие волны с частотой примерно от 1 6 Гц до 2 0 кГц.

Человеческое ухо способно воспринимать упругие волны с частотой примерно

от 1 6 Гц до 2 0 кГц.

Звук или звуковые волны – это упругие механические волны, способные вызывать у человека слуховые ощущения; частота колебаний таких волн от 16 до 20000 Гц.
  • Звук или звуковые волны – это упругие механические волны, способные вызывать у человека слуховые ощущения; частота колебаний таких волн от 16 до 20000 Гц.
Волны с частотами более 20000 Гц называются ультразвуками ,
  • Волны с частотами более 20000 Гц называются ультразвуками ,

с частотами меньше 16 Гц инфразвуками . Это волны не воспринимаются человеческим ухом.

Животные в качестве звука воспринимают волны иных частот.

Животные в качестве звука воспринимают волны иных частот.

Источник звука - колеблющееся тело.

Источник звука - колеблющееся тело.

Существуют как естественные, так и искусственные источники звука.  Один из искусственных источников звука — камертон .   Он был изобретен в 1711 г. английским музыкантом Дж. Шором для настройки музыкальных инструментов.

Существуют как естественные, так и искусственные источники звука.

Один из искусственных источников звука — камертон .

Он был изобретен в 1711 г. английским музыкантом Дж. Шором для настройки музыкальных инструментов.

Приведите примеры естественных источников звука; искусственных источников звука.
  • Приведите примеры естественных источников звука; искусственных источников звука.
Во всех ли средах распространяется звук?

Во всех ли средах распространяется звук?

В вакууме звука нет! Включив приемник,мы услышим достаточно громкий звук. Если из-под колокола выкачивать воздух, то громкость звучания постепенно убывает и звук наконец исчезает. Впустив под колокол воздух, вновь услышим громкий зву к.

В вакууме звука нет!

Включив приемник,мы услышим достаточно громкий звук. Если из-под колокола выкачивать воздух, то громкость звучания постепенно убывает и звук наконец исчезает. Впустив под колокол воздух, вновь услышим громкий зву к.

Скорость звука в воздухе: Скорость звука в воздухе впервые была измерена в 1636 г. французским ученым М. Мерсенном. При температуре 20°С она равна 343 м/с, т.е. 1235 км/ч. Скорость звука зависит от температуры среды: с увеличением температуры воздуха она возрастает, а с уменьшением — убывает. При 0°С скорость звука в воздухе составляет 331 м/с. В разных газах звук распространяется с разной скоростью. Чем больше масса молекул газа, тем меньше скорость звука в нем. Так, при температуре 0 °С скорость звука в водороде 1284 м/с, в гелии — 965 м/с, а в кислороде — 316 м/с.

Скорость звука в воздухе:

Скорость звука в воздухе впервые была измерена в 1636 г. французским ученым М. Мерсенном. При температуре 20°С она равна 343 м/с, т.е. 1235 км/ч.

Скорость звука зависит от температуры среды: с увеличением температуры воздуха она возрастает, а с уменьшением — убывает. При 0°С скорость звука в воздухе составляет 331 м/с.

В разных газах звук распространяется с разной скоростью. Чем больше масса молекул газа, тем меньше скорость звука в нем. Так, при температуре 0 °С скорость звука в водороде 1284 м/с, в гелии — 965 м/с, а в кислороде — 316 м/с.

Скорость звука в воде:  Скорость звука в воде была измерена в 1826 г. Ж. Колладоном и Я. Штурмом. О пы т проводили на Женевском озер е в Швейцари и. На  одной лодке поджигали порох и одновременно ударяли в колокол, опущенный в воду.Звук этого колокола с помощью специального рупора также ,опущенного  в воду, улавливался на другой лодке, которая находилась на расстоянии 14 км от первой. По интервалу времени между вспышкой света и приходом звукового сигнала определили скорость звука в воде. При температуре 8 °С она примерно  1440 м/с.

Скорость звука в воде:

Скорость звука в воде была измерена в 1826 г. Ж. Колладоном и Я. Штурмом. О пы т проводили на Женевском озер е в Швейцари и. На одной лодке поджигали порох и одновременно ударяли в колокол, опущенный в воду.Звук этого колокола с помощью специального рупора также ,опущенного в воду, улавливался на другой лодке, которая находилась на расстоянии 14 км от первой. По интервалу времени между вспышкой света и приходом звукового сигнала определили скорость звука в воде. При температуре 8 °С она примерно

1440 м/с.

Чему равна скорость звука?  Известно, что во время грозы мы сначала видим вспышку молнии и лишь через некоторое время слышим раскаты грома. Это запаздывание возникает из-за того, что скорость звука в воздухе значительно меньше скорости света, идущего от молнии.

Чему равна скорость звука?

Известно, что во время грозы мы сначала видим вспышку молнии и лишь через некоторое время слышим раскаты грома. Это запаздывание возникает из-за того, что скорость звука в воздухе значительно меньше скорости света, идущего от молнии.

Различные скорости звука разных веществ: СРЕДА СКОРОСТЬ ЗВУКА, М/С ВОДА (0°C) 1485 ВОДОРОД (0°C) 1286 ВОЗДУХ (0°C) 332 ГРАНИТ 3950 ДВУОКИСЬ УГЛЕРОДА (0°C) 258 ДЕРЕВО 4000 КИРПИЧНАЯ КЛАДКА 3480 ПРОБКА 500 РЕЗИНА 54 СВИНЕЦ 1300 СТАЛЬ 5010 СТЕКЛО 5000

Различные скорости звука разных веществ:

СРЕДА

СКОРОСТЬ ЗВУКА, М/С

ВОДА (0°C)

1485

ВОДОРОД (0°C)

1286

ВОЗДУХ (0°C)

332

ГРАНИТ

3950

ДВУОКИСЬ УГЛЕРОДА (0°C)

258

ДЕРЕВО

4000

КИРПИЧНАЯ КЛАДКА

3480

ПРОБКА

500

РЕЗИНА

54

СВИНЕЦ

1300

СТАЛЬ

5010

СТЕКЛО

5000

Формулы нахождения скорости звука .   v – скорость (м/с)  λ  - длина волны (м) ⱴ- частота (Гц) S–расстояние (м)  t – время (с)  T- период (с)

Формулы нахождения скорости звука .

vскорость (м/с) λ - длина волны (м)

ⱴ- частота (Гц)

S–расстояние (м)

t – время (с)

T- период (с)

Характеристики звука

Характеристики звука

  • громкость
  • высота тона
  • тембр
Музыкальными звуками называются звуки, издаваемые камертоном или другими гармонически колеблющимися телами.
  • Музыкальными звуками называются звуки, издаваемые камертоном или другими гармонически колеблющимися телами.
Громкость звука определяется амплитудой колебаний звучащего тела.  Громкость звука измеряется в белах (1 Б)  На практике громкость измеряют в децибелах (дБ).  1 дБ = 0,1Б.
  • Громкость звука определяется амплитудой колебаний звучащего тела.
  • Громкость звука измеряется в белах (1 Б) На практике громкость измеряют в децибелах (дБ). 1 дБ = 0,1Б.
Уровни громкости различных шумов Звук Громкость Порог слышимости 0дБ Тихий шепот  Тиканье настенных часов 20-30дБ Шум в помещении 30-40дБ Тихий разговор 40-50дБ Разговор средней громкости 50-60дБ Громкий разговор 60-70дБ Шумная улица 70-80дБ Двигатель грузового автомобиля ~80дБ Шум в метро во время движения  Отбойный молоток ~90дБ Громкая дискотека 100-120дБ Самолет на взлете 120дБ Болевой порог 130дБ

Уровни громкости различных шумов

Звук

Громкость

Порог слышимости

0дБ

Тихий шепот Тиканье настенных часов

20-30дБ

Шум в помещении

30-40дБ

Тихий разговор

40-50дБ

Разговор средней громкости

50-60дБ

Громкий разговор

60-70дБ

Шумная улица

70-80дБ

Двигатель грузового автомобиля

~80дБ

Шум в метро во время движения Отбойный молоток

~90дБ

Громкая дискотека

100-120дБ

Самолет на взлете

120дБ

Болевой порог

130дБ

Звуковую волну определенной частоты называют тоном .  Высота тона определяется частотой колебаний, т.е. чем больше частота колебаний, тем выше тон.
  • Звуковую волну определенной частоты называют тоном .
  • Высота тона определяется частотой колебаний, т.е. чем больше частота колебаний, тем выше тон.
Звук одной частоты называют чистым тоном. Камертоны издают чистый тон.

Звук одной частоты называют

чистым тоном.

Камертоны издают чистый тон.

Частотный диапазон голосов певцов и певиц. Голоса Частотный диапазон, Гц Бас 80-350 Баритон 100-400 Тенор 130-500 Контральто 170-780 Сопрано 250-1000 Колоратурное сопрано 260-1400

Частотный диапазон голосов певцов и певиц.

Голоса

Частотный диапазон, Гц

Бас

80-350

Баритон

100-400

Тенор

130-500

Контральто

170-780

Сопрано

250-1000

Колоратурное сопрано

260-1400

Тембр – это качество звука, которое придает индивидуальную окраску голосу человека или звучанию музыкального инструмента.
  • Тембр – это качество звука, которое придает индивидуальную окраску голосу человека или звучанию музыкального инструмента.
Шум – это сочетание беспорядочных звуков различной частоты.
  • Шум – это сочетание беспорядочных звуков различной частоты.
Источник шума, помещение Уровень шума, ДБ Листва, прибой Средний шум в квартире, классе 20 Реакция организма на длительное акустическое воздействие Шум внутри здания на магистрали 40 Успокаивает 60 Гигиеническая норма Телевизор Появляются чувство раздражения, утомляемость, головная боль 70 Поезд (метро, на железной дороге) Кричащий человек 80 Мотоцикл 80 Дизельный грузовик 90 90 Реактивный самолёт (на высоте 300 м) 95 Цех текстильной фабрики 110 Плеер Постепенное ослабление слуха, нервно-психический стресс (угнетённость, возбуждённость, гипертония 114 Ткацкий станок 120 Отбойный молоток Вызывает звуковое опьянение наподобие алкогольного, нарушает сон, разрушает психику, приводит к глухоте 120 Реактивный двигатель (при взлёте, на расстоянии 25 м) Шум на дискотеке 140-150 175

Источник шума, помещение

Уровень шума, ДБ

Листва, прибой

Средний шум в квартире, классе

20

Реакция организма на длительное акустическое воздействие

Шум внутри здания на магистрали

40

Успокаивает

60

Гигиеническая норма

Телевизор

Появляются чувство раздражения, утомляемость, головная боль

70

Поезд (метро, на железной дороге)

Кричащий человек

80

Мотоцикл

80

Дизельный грузовик

90

90

Реактивный самолёт (на высоте 300 м)

95

Цех текстильной фабрики

110

Плеер

Постепенное ослабление слуха, нервно-психический стресс (угнетённость, возбуждённость, гипертония

114

Ткацкий станок

120

Отбойный молоток

Вызывает звуковое опьянение наподобие алкогольного, нарушает сон, разрушает психику, приводит к глухоте

120

Реактивный двигатель (при взлёте, на расстоянии 25 м)

Шум на дискотеке

140-150

175

Закрепление темы:

Закрепление темы:

  • Что называется звуком?
  • Как распространяется звук?
  • Каков диапазон частот звуков, воспринимаемых человеческим ухом?
  • Может ли звук распространятся в вакууме?
Закрепление темы:

Закрепление темы:

  • Зависит ли скорость звука от среды его распространения?
  • Какими физическими величинами характеризуется звук?
  • Какие звуки называются музыкальными?
  • Что называется шумом?
Закрепление. Упражнение 26, стр 137. № 4, № 5.

Закрепление.

  • Упражнение 26, стр 137.

4, № 5.

Самостоятельная работа  Тест по теме

Самостоятельная работа

Тест по теме "Звуковые волны"

Правильные ответы 1 1 вар С 2 вар 2 3 С 3 вар А Б Б 4 Д А 5 Б Д А 6 А Б 7 Д Б А С А 8 А С Д Д Б С С

Правильные ответы

1

1 вар

С

2 вар

2

3

С

3 вар

А

Б

Б

4

Д

А

5

Б

Д

А

6

А

Б

7

Д

Б

А

С

А

8

А

С

Д

Д

Б

С

С

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • §31, §32.
  • Экспериментальное задание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Презентация урока физики "Звук. Характеристики звука"

Автор: Нетребко Татьяна Геннадиевна

Дата: 04.09.2015

Номер свидетельства: 228498

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Использование проектного метода на уроках музыки"
    ["seo_title"] => string(47) "ispolzovaniieproiektnoghomietodanaurokakhmuzyki"
    ["file_id"] => string(6) "278344"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453056241"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства